Программа коррекционно - логопедического курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с системным недоразвитием речи
рабочая программа

Булгакова Анастасия Сергеевна

Логопедическая программа групповых занятий для обучающихся 3 класса, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и системное недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   «Рассмотрено»                                                                           «Согласовано»                                                                     «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                              Заместитель директора                                                    Директор МОУ БСОШ №1                                                                                                        

________/Алексеенко О.А./                                                  по УВР МБОУ БСОШ №1                                              __________/Шащенко М.В./

Протокол  №____       от                                                      __________  /Петровичева Е.Н./                                      «___»____________  2018г.

«___» ____________   2018г.                                              «___» ____________   2018г.

Программа  

коррекционно – логопедического курса

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

с  системным недоразвитием речи (СНР)

Составитель: А.С. Булгакова

                                                                          учитель – логопед

                                                                               2018-2019 учебный год   

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с системным недоразвитием речи разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного общеобразовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением интеллекта МБОУ Березовской средней общеобразовательной школы №1 (вариант 1).

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой систему логопедического сопровождения в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП НОО, преодоление и/или ослабление имеющихся у них  в психическом, физическом и речевом развитии.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для речевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание помощи обучающимся в соответствии с адаптированной основной образовательной программой  начального общего образования.

Задачи программы:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом, психическом и речевом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной логопедической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся  (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- организация индивидуальных и групповых логопедических занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по речевым нарушениям.

Особенности проявлений речевого недоразвития обучающихся с системным  недоразвитием речи

Обучающиеся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющие нарушения речи испытывают стойкие трудности при усвоении школьной программы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью:

- нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы;

- дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков);

- недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а)        недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в)         трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II.          Нарушение лексико-грамматического компонента речевой  системы.

- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).

- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а)недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б)   трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г)   недостаточное развитие связной речи.

III.        Психологические особенности.

- Неустойчивое внимание.

-  Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

- Недостаточное развитие способности к переключению.

- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Цели

Задачи

1

Коррекция нарушений в устной речи.

-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;

-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;

-развивать понимание речи;

-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм;

-развивать диалогическую и монологическую речь.

2

Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи.

Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи.

Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности.

-формировать правильный навык письма, чтения;

-развивать письменную речь как форму общения;

-способствовать усвоению языка как средства общения.

3

Развитие познавательной деятельности.

Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).

Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).

Развитие произвольного внимания.

-учить соотносить условия задачи с их требованиями;

 -формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;

-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве;

-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;

-учить сравнению предметов по определенным признакам;

-учить классифицировать, обобщать предметы;

-развивать динамический и кинестетический праксис;

-развивать зрительный, слуховой контроль.

4

Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.

-способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги;

-развивать словесную регуляцию поведения.

     Курс логопедических занятий рассчитан на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  2-3 классов, имеющих системное недоразвитие речи. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года, всего 68 часов.

Планируемые результаты коррекционно-логопедического курса

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве ее природной и социальной частей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтныз или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и на любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования умений:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать общему плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заменителями;

- читать, писать;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях).

Планируемые логопедические результаты

Раздел работы

Содержание планирования

Ожидаемый результат

Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. Слог. Деление на слоги. Перенос слов.

Ударение.

Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация звуков [ы]-[и], [а]-[я], [о]-[ё], [у]-[ю]. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация звуков [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш].

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация мя-мья.

Ударение. Ритмико-интонационная структура слова. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения.

Безударные гласные. Проверка безударных гласных в корне слова.

Фонетический анализ слов.

Знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры, знать правила орфоэпии (на материале изученных слов).

Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.

Различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком.

Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки звонких согласных на конце слова.

Выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных гласных в корне.

Правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах.

Лексико-грамматический строй речи.

Расширение словаря по темам: «Летние каникулы», «Режим дня», «В гости к осени, зиме, весне», «На улицах города», «Семья дома», «Перелетные и зимующие птицы»,  «Живая и неживая природа в различные времена года»,  «Зимние развлечения и спорт», «Защитники Отечества», «Праздник наших мам», «Речевой этикет».

Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Подбор синонимов и антонимов.

Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов.

Сопоставление слов-предметов, признаков, действий. Первоначальное понятие об имени существительном, прилагательном, глаголе, их грамматических признаках.

Изменение существительных, прилагательных, глаголов по числам.

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. Подбор и расширение полей родственных слов.

Активизировать усвоенный словарь через речевую практику.

Употреблять в речи усвоенную терминологию.

Уметь ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предметы, признаки, действия.

Различать одушевленные и неодушевленные существительные, употреблять прописную букву в именах собственных.

Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, исправлять ошибки словоупотребления.

Подбирать однокоренные слова различных частей речи.

Владеть практическими способами словообразования и словоизменения.

Работа над предложением и связной речью.

Языковой анализ предложений.

Восстановление деформированных предложений.

Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Установление связи слов в  предложении по вопросам.

Предлоги. Составление предложно-падежных конструкций.

Дифференциация предлогов.

Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения.

Общее понятие о тексте-повествовании. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста.

Передача содержания текста по вопросам. Дополнение текста. Запись текста по сюжетной картинке, серии картинок. Составление текста-повествования.

Понимать роль предложения в общении.

Определять количество слов в предложении на слух, место слова.

Составлять предложения с заданным количеством слов.

Выделять логическое ударение в предложении.

Выделять главные члены в предложении. Распространять предложения по моделям (с предлогами).

Правильно употреблять предлоги.

Рассказать о себе и своей семье, погоде, времени года на заданную тему.

Восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Составлять и записывать текст на заданную тему или по личным наблюдениям.

Передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста, озаглавливать, устанавливать связь между частями текста.

Неречевые процессы.

Развитие свойств внимания.

Закрепление временных и пространственных представлений.

Коррекция психомоторики.

Развитие наблюдательности к языковым явлениям.

Развитие мышления, всех видов памяти.

Четко знать, определять и называть временные и пространственные представления.

Работать вдумчиво, сосредоточенно: уметь распределять внимание.

Анализировать, сравнивать, обобщать.

Запоминать и передавать информацию.

Развитие общеучебных умений и навыков.

Развитие учебно-организационных умений: составление плана деятельности, поэтапный контроль и оценка своих действий.

Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы.

Оценивать свои действия.

Основные направления работы

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.

   а) постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения.

   б) дифференциация звуков на слух и в произношении.

 в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

II. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с предложениями,  текстами).

III. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

- развитие качественной характеристики лексических средств;

- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

- развитие внимания и интереса к слову;

- развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

IV. Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.

V. Развитие диалогической и монологической форм речи.

VI. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности;

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

VII. Формирование коммуникативных навыков, адекватных ситуации.

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

3 класс (68 часов)

Кол-во  часов

Закреплениие артик. укладов

Лексика

Формирование лексико- грамматических категорий

Разв. фонем восприятия

Связное высказывание

Развитие коммуникативных навыков

Активный словарь

2  ч.

Уточнение арт.гласных 1 ряда: а, о, у, ы, э.

Профессии (продавец, почтальон, профессии на транспорте).

Образование формы имён сущ-х. в В.п- картинки (это продавец, это почтальон). Обучение использованию прил-го. «белый» в речи и согласованию его с сущ-м. и числительным в роде, числе, падеже (три белых конверта, два белых билета). Образование формы имён сущ-х. в Д.п.- игра «Отправь письмо» (кому?- бабушке). Множественное число существительных. Употребление предложно- падежных конструкций. Родительный падеж существительного: игра «Чего не хватает?» (У самолёта крыла, у машины колеса). Винительный падеж сущ- го: (поезд, автобус). Образование и употребление имён существительных в форме творительного падежа – игра «Чем управляет?»: (Капитан управляет кораблём).

Выделение гласных звуков 1 ряда из ряда звуков, слогов и слов- упр «Внимательные ушки». Дифференц. звуков «а- у- о» в словах (начальная ударная позиция). Игра «Кому письмо». Упр. «слушай внимательно» (хлопать, когда услышишь слово относящиеся к почте). Фонем. представления: (название слова, начинающего с буквы «у». Упр. «Кто лишний?» (продавец, почтальон, водитель, учитель).

1. Составление описательного рассказа по данному плану: (о почтальоне, продавце).

2.Сравнительно- описательные рассказы.

3. Загадки- описания.

4. Повторение за логопедом рассказа из двух предложений (Это автобус. Его водит шофёр.).

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Продавец в магазине», «Наша почта».

1. Ситуация «В универмаге», «На почте», «В общественном транспорте» (постановка вопросов и ответы на них).

2. Игра «Кому что нужно»: (продавцу- весы, гири, прилавок, калькулятор).

3. Упр. «Кто больше покупок сделает?»: (дети выбирают и называют картинки, кот. начинаются с гласных первого ряда- утка, ириска, апельсин).

4. Беседа по картине «Транспорт» (развитие диалогической речи).

Предметный словарь.

2  ч.

Уточнение арт.гласных 2 ряда: я, е, ё, и, й, ю.

Ягоды

Игра с мячом «Один- много» (образование множественного числа имён сущ-х.). Образование формы родительного падежа имён существительных мужского и женского рода: игра «Чего не стало» (Не стало малины). Составление предложений по сюжетным картинкам. Подбор прилагательных к существительным (клюква красная, кислая; смородина чёрная, сладкая, спелая). Образование относительных прилагательных (рябиновое варенье). Образование названий людей от рода их занятий (ягоды- ягодник). Подбор родственных слов «малина».

Выделение гласных звуков 2 ряда из ряда звуков, слогов и слов.

Игра «Что лишнее?» (мухомор, черника, клюква).

Упр. «Подними семафор» (поднятие карточек синего и красного цвета). Выделение среднего ударного гласного «ю» из слов (конфетюр, клюква).

1. Составление описательного рассказа по вопросам логопеда.

2. Отгадывание загадок о ягодах.

3.Составление предложений с опорой на картинку. 4.Последовательный рассказ по картинке с опорой на вопросы.

1. Развитие диалогической речи (беседа по предметным картинкам).

2.Ситуация «В лесу, за ягодами».

3.Постановка вопросов и ответы на них

Рябина, малина, земляника, костяника, клубника, клюква, чёрная смородина, вишня, слива; варенье, компот, конфетюр, повидло.

2 ч.

Уточнение артикуляции звука Й.

Продукты (молочные, мясные, мучные).

Игра «Измени слово» (логопед бросает мяч и называет слово в ед.ч, а дети во мн.ч). Предлоги: из, с, для. Образование формы родительного падежа имён существительных (Нет чего? – кефира). Творительный падеж. Сложные слова «творожник», «сметанник», «конфетница». Родственные слова «пироги». Подбор прилагательных к существительным (йогурт- клубничный). Согласование сущ-х. и чис-х. в роде, числе и падеже (Четыре творожника, три пирога). Составление предложений по предметным картинкам. Образование уменьшительно- ласкательных форм сущ-го. (Пирог- пирожок).

Игра «Что лишнее?» (йогурт, молоко, кефир, квас). Выделение гласного «й» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Составим меню на обед и ужин.

2. Загадки- описания.

3. Описательные рассказы.

4. Сравнительно- описательные рассказы (батон- буханка, колбаса- сосиски).

1. Постановка вопросов и ответы на них:

-Любишь ли ты йогурты? Какие?.

-С чем ты печёшь пироги? (С вареньем).

-В каком магазине ты покупаешь пельмени? (В универсаме).

-Почему ты не купила хлеба? (В магазине нет хлеба).

2. Ситуация «В продуктовом магазине».

Йогурт, «Айран», пироги, творожники, пельмени, кефир, курица, хлеб, батон.

2 ч.

Дифференциация Ы-И.

Осень. Признаки осени.

Согласование сущ-х. мужского рода с прил-ми. в ед. и мн. числе (Красный лист- красные листья). Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами - игра с мячом «Назови ласково» (Лист- листочек, лужи- лужицы). Игра с мячом «Один- много» - образование множественного числа имён сущ-х. (лист-листья). Подбор прилагательных к существительным (лист- осенний). Подбор существительных к прилагательным «осенний» (дождь, ветер, воздух). Образование качественных прилагательных (ветер- ветреный, дождь- дождливый). Значение выражений: «дрожит, как осиновый лист», «сесть в лужу». Многозначность слова «лист». Предлоги: с, на, в. Винительный, творительный и предложный падежи.

Упр. «Топни- хлопни» - хлопать на длинные слова, топать на короткие (лист, ветер, сапоги, листопад, плащ). Выделение гласных звуков «Ы- И» из ряда звуков, слогов и слов- упр «Внимательные ушки».Фонем. представления – назвать продукты, начинающиеся с «И» (ирис). Дифференц. звуков «Ы- И» в словах.

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно- описательные рассказы по сюжетным картинкам (пасмурное утро, хороший солнечный день).

4. Составление рассказа по серии предметных картинок.

5. Составление рассказа по сюжетной картинке «Осень».

6. Пересказ прочитанных рассказов «Осенний лес». В. Песков, «Осень» К. Ушинский.

1. Беседа по картине «Ранняя осень».

2. Ответы на вопросы:

-Какое осенью солнышко? (тусклое).

-Что происходит осенью с травой и листочками? (желтеют, опадают).

-Куда улетают птицы? (В тёплые края).

3. Ситуация «Я промок под дождём в лесу».

4. Рассказ «Что я особенно люблю осенью».

Ветер, холод, дождь, солнце, небо, листья, листопад, лужи, зонт, природа, сапоги, плащ, сырость, дым.

2 ч.

Дифференциация О- Е.

Осень. Зимующие птицы.

Образование родительного падежа единственного числа существительных – игра «Кого не стало? (снегиря, сороки). Образование множественного числа имён сущ-х игра «Один- два» (сороки, воробьи). . Составление предложений по сюжетным картинкам. Винительный падеж сущ-го – упр «Вспоминай- ка» (Каких птиц вы видели первыми?- воробья, синиц). Согласование сущ- х с числительными (три голубя, три совы). Предлоги: в (гнезде), у (гнезда), около, по (дереву), под (деревом). Дательный (вороне), предложный падежи. Подбор прилагательных к сущ-м. (воробей юркий). Объяснение выражений «ловить ворон», «как ворона» (многозначность слов). Родственные слова «голубь». Образование глаголов третьего лица (голубь воркует- голуби воркуют).

Работа над слоговой структурой слова игра «Телефон» (дя- тел, со- ва, во- ро- бей), хлопать на 3 слога. .Упр. «Кто лишний?» (воробей, утка, сова). Игра «Повтори за мной»: (снегирь, дятел, филин). Игра «Кто как подаёт голос?». Выделение гласных звуков «О- Е» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Игра- драматизация стихотворного текста.

2. Повторение рассказа- описания о сороке после логопеда со зрительной опорой.

3. Сравнительно- описательные рассказы (сорока- ворона, голубь- снегирь).

4. Составление рассказов по сюжетной картинке «Как люди подкармливают птиц зимой».

1. Беседа по картинке «У кормушки».

2. Отгадывание птиц по описанию- игра «Угадай о какой птице я говорю».

3. Ситуация «Я увидел птичку с больной лапкой».

Воробей, снегирь, голубь, ворона, сорока, дятел, сова (филин).

2 ч.

Дифференциация А- Я

Осень. Деревья. Части дерева.

Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (берёза- берёзка, рябина- рябинка). Согласование сущ-х. с прил-ми. (красная рябина, зелёная ель). Игра с мячом «Один- много» - образование множественного числа имён сущ-х. (рябина- рябины). Родительный, дательный, предложный падежи. Предлоги: по, о, от, из, у. Образование притяжательных прилагательных (берёзовый лист, берёзовое полено, берёзовая ветка). Образование прилагательных от существительных (берёза- берёзовый сок, ель- еловая смола).

Игра «Когда это бывает: осенью или летом?» (Птицы стаями летят, грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, потому что это…).

1. Игра- драматизация прозаического текста.

2. Загадки- описания.

3.Описательные рассказы.

4.Сравнительно- описательные рассказы (ель- сосна, дуб- берёза).

1. Узнавание деревьев по описанию их листьев.

2. Рассказ по сюжетным картинкам «Деревья осенью».

3. Ответы на вопросы логопеда:

-У кого из деревьев есть серёжки? (берёза).

- Из плодов какого дерева делают варенье? (рябина).

4. Игра «Подбери признаки» (Осень, желтые листья, листья облетают, деревья голые).

Берёза, рябина, клён, ель, ясень, красный, жёлтый, зелёный.

2 ч.

Дифференциация У- Ю.

Осенняя одежда.

Родительный (игра «у меня нет..»- носков), винительный, творительный, предложный падежи. Игра с мячом «Один- много» - образование множественного числа имён сущ-х. (куртка- куртки, юбка- юбки). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами- игра «Большой- маленький» (брюки- брючки, рубашка- рубашечка). Согласование сущ-х. с прил-ми: (Синяя, вязаная, тёплая шапка). Предлоги: на (шее, голове), с (карманом), в (куртке). Подбор прилагательных к сущ-м. (брюки тёплые). Многозначность слова «иголка». Образование относительных прилагательных (пальто из драпа- драповое). Значение выражения «Как на иголках».

Упр. «Топни- хлопни» - хлопать на длинные слова, топать на короткие (юбка, рукава, футболка). Выделение гласных звуков «У-Ю» из ряда звуков, слогов и слов- упр «Внимательные ушки». Игра «Что лишнее?» (рукава, пуговицы, воротнички, очки). Упр. «Улавливай шепот» (называю одежду шёпотом).

1. Игра «Собираемся на прогулку» (различение тёплой и лёгкой одежды).

2. Загадки- описания.

3.Описательные рассказы.

4.Сравнительно- описательные рассказы(рубашка- футболка, юбка- брюки).

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Прогулка под дождём».

1. Игра «В магазине»- использование речевых шаблонов:

-покажите этот…

-сколько стоит?

-есть 44 размер?

-можно померить?

-заверните, пожалуйста!.

2. постановка вопросов и ответы на них – игра «Четвёртый лишний» (куртка, комбинезон, пальто, платье)

-Почему платье лишнее?

-Остальную одежду когда носят?

-Какую одежду носят осенью?

-Почему?

3. Игра «Соберёмся на прогулку» (Сначала наденем свитер, потом рейтузы и т.д.).

4. Беседа по сюжетной картинке «В раздевалке».

Брюки, куртка, юбка, рубашка, футболка, пуговицы, рукава.

2 ч.

Е.

Мой город.

Образование имён существительных во множественном числе: игра с мячом «один- много» (бассейны, музеи). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один музей, два музея, пять музеев). Образование сложных слов (много людей- многолюдно, много этажей- многоэтажный).

Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование относительных прилагательных: город в Заполярье- заполярный. Образование срав. степени прил- х (У Даши трёхэтажный дом, а у Вани ещё выше).

1. Упр. «Топни- хлопни» - хлопать на длинные слова, топать на короткие.

2.«Внимательные ушки». Игра «Что лишнее?»

Придумывание предложений со словом «многолюдно».

Составление рассказа «День рождения города».

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Беседа по наблюдениям.
  3. Ситуация «На экскурсии в музее».

Переславль- Залесский, озеро Плещеево, Ботик Петра Первого, бассейн, плавательные дорожки, музей, репродукции, футбольное поле.

2 ч.

Дифференциация Ё-Ю.

Электроприборы.

Предлоги: от (утюга), без (телевизора), на (электроплите), в (микроволновой печи). Родительный падеж существительного «Чего не стало» (не стало вентилятора). Винительный падеж «Что стоит на кухне» (холодильник, печь), «Что лежит в комнате» (фен, утюг). Предложный падеж существительного. Образование множественного числа имён сущ-х. (утюг- утюги). Определение рода существительного (утюг- м.р, ед.ч.). Упр. «Кто что чем делает?» (Мама гладит утюгом платье). Подбор прилагательных к сущ-м (утюг- горячий). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (горячий утюг, красный телефон). Образование глаголов от существительных (пылесос- пылесосит). Спряжение выражения «Гладить утюгом». Сложные слова (электроприборы, электричество, электрик). Составление сложноподчинённых предложений (чтобы погладить бельё, нужен утюг). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (утюг- утюжок).

Упр. «Улавливай шепот». Выделение гласных звуков «Ё-Ю» из ряда звуков, слогов и слов. Игра «Что лишнее?» (утюг, веник, пылесос, фен).

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно- описательные рассказы (веер- вентилятор, веник- пылесос).

4. Рассказ о домашних электроприборах.

1. Ответы на вопросы полным предложением:

-Какие электроприборы естьу тебя дома?

-Какими из них ты пользуешься сам?

-Ломались ли они?

Пересказ получившегося рассказа.

2. Ситуация «Вызовем на дом электрика» (У меня сломался телевизор)

.

3. Ситуация «Вызовем пожарного» (Замкнуло провод, возник пожар).

Утюг, микроволновая печь, пылесос, телефон, телевизор, фен, электроплита, вентилятор.

2 ч.

Дифференциация: С-Ц.

Транспорт.

Подбор слов- действий «машина» (ездить, перевозить, останавливаться, сигналить, гнать). Образование глаголов с различными приставками (едет- переедет, заедет, уедет). Согласование сущ. с прил.(красный автобус). Винительный, дательный, родительный и предложный падежи. Предлоги: к, у, из, на. Упр. «Что к чему прибывает?» (автобус на станцию). Подбор прилагательных к сущ-м (машина- грузовая). Сложные слова (двухколёсный, пассажирский).

«Что лишнее?» (поезд, мотоцикл, кукла, трамвай).

1. Загадки- описания.

2. Рассказ –описание. 3.Сравнительно- описательные рассказы (велосипед- мотоцикл, самолёт- вертолёт).

4. Составление рассказа по сюжетной картинке «На автобусной станции», «В порту».

1. Беседа по картине «Транспорт».

2. Ситуация «Лопнуло колесо».

3. Расскажи, куда ты ездил и на чём?

Автобус, троллейбус, мотоцикл, велосипед, самолёт, автовокзал, перрон.

2 ч.

Буква «ь».

Зима. Признаки зимы, зимние развлечения.

Согласование сущ в форме ед.ч И.п. с прил-упр «Лепим снеговика» (нос из холодной сосульки). Предлоги: на (крыше), под (снегом), в (метель), по (земле), с (горы), для (снегиря). Родительный, творительный, предложный падежи. Многозначность слова «каток». Подбор прилагательных к сущ-м (зима- морозная). Спряжение выражения «кататься на коньках». Родственные слова «снежки». Составление предложений по сюжетным картинкам.

Упр. «Что лишнее?» (чай, мороженное, сосулька, лёд). Хлопни в ладоши, если услышишь слово с «ь» (сосулька, вьюга, метель, метла, снежки).

1. Составление рассказа по серии картинок «Находка» (раскладывание картинок по порядку и составление рассказа).

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зима», «Зимние забавы».

3. Устное сочинение «Чем мне нравится зима».

 4. Загадки- описания.

5. Устные сочинения «Зимой» по плану (погода, деревья, звери, птицы).

1. Беседа по картине «В зимнем парке» (начните со слов «на картине..»).

2. Игра «Что перепутал художник?).

3. Игра «Разноцветные круги» (различение признаков осени и зимы , умение составлять предложения по картинкам).

4. Постановка вопросов и ответы на них по теме «За что ты любишь зиму».

5. Беседа «Зимний сон деревьев».

Сосульки, вьюга, метель, коньки, снегирь, снежки, снеговик, метла, Дед Мороз, Снегурочка.

2 ч.

Уточнение артикул. согласных звуков: М, Н, Р, Л.

Зима. Зимняя обувь.

Предлоги: из (из кожи, замши), без (каблука), с (бляшкой), на (полке), в (шкафу). Образование множественного числа имён сущ-х. (валенок- валенки). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (жёлтая туфелька). Родительный падеж – игра «Что без чего?» (у ботинок нет шнурков). Дательный, предложный падежи. Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами – упр «У меня и у гнома» (тапки- тапочки). Согласование существительных со словом «пара» (пара сапог). Упр. «Кому что нужно» (кроссовки- спортсмену, тапки- бабушке). Составление предложений по сюжетным картинкам. ). Подбор прилагательных к сущ-м (ботинки- тёплые). Образование относительных прилагательных (туфли из замша- замшевые).

Игра «Четвёртый лишний» -хлопни в ладоши (ботинки, сапоги, платье). Выделение согласных звуков «М, Н, Р, Л» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам.

2. Составление рассказа- описания по образцу- игра «Что привёз грузовик?» (туфли- кроссовки, сапожки- валенки).

3. Игра- театрализация (диалог «Был сапожник?»):

-Был сапожник?

-Был.

-Шил сапожки?

-Шил.

-Для кого сапожки?

-Для соседской кошки.

4. Сравнительно- описательные рассказы (валенки- сапоги).

1.Игра «В обувном магазине»- использование речевых шаблонов:

-покажите этот…

-сколько стоят?

-есть 36 размер?

-можно померить?

-заверните, пожалуйста!.

2. Ситуация «в ремонтной мастерской»:

-У меня сломался каблук, разошлась молния, оторвалась подошва.

Валенки, галоши, стелька, шнурки, ремешок, замша, кроссовки, ботинки, сапоги, подошва, носок, пятка, размер.

2 ч.

Дифференциация: Ж-З.

Лес. Грибы.

Игра с мячом «Один- много» (груздь- грузди). Образование сущ-х. в

-Р.п – игра «Чего не стало?»; В.п, Т.п. Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: в (в лесу), на (на полянке), у (у берёзы), за (за грибами), для (для грибов), под (под осиной), между (между деревьев). Образование относительных прилагательных (суп из грибов – грибной суп). Образование сущ- х. от словосочетаний (под берёзой- подберёзовик). Многозначность слов: ножка, шляпка. Подбор родственных слов «гриб».

Игра «За грибами» (хлопать на съедобные грибы) мухомор, подберёзовик, поганка, груздь).

«Что лишнее?» (малина, подберёзовик, опята). Упр. «Подними семафор» (выделение согласных «ж-з» из ряда других звуков. Дид. игра. «Подними гриб».

1. Загадки- описания.

2.Описательный рассказ по вопросам логопеда:

-Вы узнали эти грибы?

-Какая шляпка у белого гриба?

-А ножка?

-Что из него можно сделать?

3.Сравнительно- описательные рассказы (подберёзовик- груздь).

4. Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу».

1. Рассматривание картины « Грибы в лесу» и предметных картинок по теме- беседа.

2. «В лесу». Постановка вопросов:

-Что нашла?

-Много у тебя грибов?

3. Ситуация «Потерялись в лесу».

4. «Что можно приготовить из грибов?»

2 ч.

Дифференциация: С-Щ.

Рыбы.

Предлоги: по, над, у, в, за. Расширение глагольного словаря- игра с мячом «Кто как передвигается?» (лещ- плавает, змея- ползает, лягушка- прыгает). Подбор прилагательных к сущ-м (щука- хищная). Согласование сущ. с прил.(Я поймал маленького леща). Составление предложений по сюжетной картинке. Образование сущ-х. мн. числа (лещ- лещи). Образование притяжательных прилагательных (суп из рыбы- рыбный суп). Родственные слова «хищник».

Игра «Разноцветные рыбки». Из всех названных рыб, назвать те, в кот. встречаются звуки «с- щ» (камбала, акула, судак, скумбрия, лещ).

1. Загадки- описания.

2. Рассказ –описание. 3.Сравнительо- описательные рассказы (щука- лещ).

4. Инсценировка произведения «Премудрый пескарь».

1. Беседа о рыбках, которых ты знаешь.

2. Постановка вопросов и ответы на них по предметным картинкам:

-Кто нарисован на картинке?

-Для чего рыбе нужны хвост и плавники?

-Что расположено на голове у рыбки?

-Для чего ей нужны жабры?

-Чем покрыто её тело?

Игра «Что изменилось?» (убрать несколько картинок с изображением рыб, а дети по очереди рассказывают, что изменилось?).

Ситуация «В рыбном магазине». Использование речевого шаблона: «Мне нужна …(щука)».

Судак, лещ, скумбрия, пескарь, щука, хищник, туловище, зубищи.

2 ч.

Дифференциация: С-Ч-Ц.

Школьные принадлежности.

Образование уменьшительно- ласкательных форм существительного (тетрадь- тетрадочка). Обогащение словаря наречий (пишу чисто, аккуратно). Антонимы: (карандаш- длинный, короткий; тетрадь- чистая, грязная). Образование сущ-х. в разных падежах:

-Р.п мн.ч.(надо подточить пять карандашей).

-Т.п. ед и мн числа (Пойду в магазин за ручкой).

Образование относительных прилагательных (Сашина тетрадь). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (Пишу предложение. Написал предложение). Употребление предлогов: на (на листе), в (в тетради), из (из пеналу), у (у тетради), под (под книгой), по (по листу).

Упр. «Внимательные ушки» (дифференциация «с- ч- ц»). Выделение согласных звуков «С-Ч- Ц» из ряда звуков, слогов и слов. Игра «Что лишнее?» (чернила, ручка, карандаш, утюг).

1. Составление рассказа о какой- либо школьной принадлежности (о цветных карандашах):

-Что это? (форма).

-Из чего они сделаны?

-Для чего они нужны?

-Что надо сделать, если карандаши сломались?

2. Загадки- описания.

3. Составление рассказа- описания о двух разных по цвету и форме карандашах.

1. Ситуация «В книжном магазине». Использование речевых шаблонов:

-Какие у вас есть ручки?

-Покажите мне, пожалуйста, тетрадь в линеечку?

-Сколько стоят цветные карандаши?.

-Я куплю циркуль.

-Посчитайте общую сумму.

Циркуль, стиральная резинка, чернила, страница, счётные палочки, ручка, цветные карандаши.

2 ч.

Дифференциация: Ж-Ш.

Семья.

Образование уменьшительно- ласкательных форм существительного (дедулечка, сыночек). Образование сущ-х. в разных падежах, мн.ч:

-Р.п. (Бабушка любит своих внуков).

-Д.п. (Дедушка читает сказки внучке).

-Т.п. (Муж и жена гордятся своими детьми.).

-П.п. (Сестра заботится о брате).

Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (пять братьев). Однокоренные слова «брат» (братик, братишка, браток). Предлоги: с, о. Подбор прилагательных к сущ-м (мама- ласковая, заботливая). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ. Сравнительная степень прилагательных (старший- старше). Сложные слова (голубоглазый, черноволосый).

Упр. «Внимательные ушки» (дифференциация «Ж-Ш»). Выделение согласных звуков «С-Ш» из ряда звуков, слогов и слов. Игра «Что лишнее?» (бабушка, муж, внучка, котёнок).

1. Загадки- описания.

2. Рассказ –описание. 3.Сравнительо- описательные рассказы.

4. Рассказы по сюжетной картинке «Все дома», «Моя семья».

Ситуация «Мы, всей семьёй уезжаем на море, отдыхать».

Дедушка, бабушка, муж, жена, дочка, внучка, брат, сын, сестра.

2  ч.

Дифференциация: Д-Т

Весна. Приметы весны.

Активизация глагольного словаря (ручьи бегут). Качественные прилагательные (погода- солнечная, тёплая, ветреная; утро- весенние, пасмурное, раннее). Родительный падеж сущ- го (Весной много ручейков, проталин). Творительный падеж (Весна приходит с дождями, оттепелями). Предложный падеж (Весной дети вспоминают о цветах). Предлоги: над, под, в, на, по, из- под. Образование глаголов с помощью приставок (Кораблик- плывёт, подплывает, выплывает, переплывает, отплывает, приплывает, заплывает). Подбор прилагательных к существительным (листочки- клейкие, липкие). Родственные слова «дождь». Упр. «Кто что делает?» (Грач собирает червяков). Составление и распространение предложений о весне с опорой на картинки.

Игра «Подскажи словечко» (приметы весны).

Игра «Передай мяч» (придумывание слов на «Д- Т».

Упр с мячом «Когда это бывает?»:

-Перелётные птицы улетают на юг (осенью).

-На проталинках расцвела мать- и- мачеха (весной).

1. Загадки- описания.

2. Составление рассказа- описания о весне по сюжетной картинке.

3. Рассказ- сравнение двух времён года по схеме (зимы и весны):

-Погода весной.

-Растения весной.

-Животные (дикие, домашние).

-Люди (занятия, одежда).

4. Сравнительно- описательные рассказы (одуванчик- мать- и –мачеха).

5. Упр. «Что перепутал художник?».

6. Народные приметы.

1. Постановка вопросов и ответы на них:

-Чем тебе нравится весна?

-Твои любимые цветы? и т.д.

2. Рассказ логопеда по картинке (договаривание фраз за логопедом).

Листочки, ласточки, дрозд, тетерев, дождь, тепло, журчит ручей, ветки, одуванчик, первые проталины.

2  ч.

Е-О.

Хлеб.

Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (хлеб- хлебушек, булка- булочка). Образование относительных прилагательных (продукты из муки- мучные). Образование сущ- х в разных падежах:

-Р.п. мн.ч. (если много зерна- будет много хлеба).

-Т.п. мн.ч. (Я буду есть с хлебом. Иду из магазина с булкой).

-П.п ед.ч.и мн.ч. (Рассказать сказку о каравае, булочке и сухариках). Образование однокоренных слов (хлеб- хлебный, хлебница, хлебороб, хлебопекарня). Образование глаголов с помощью приставок (печь- испечь, -за, -на, -вы; месить- за, -вы, -на. Образование срав. степени прил- х (булочка мягче сухарика. Печенье слаще хлеба).

1. Игра «Четвёртый лишний».

2. Выделение звуков из ряда слогов и слов.

1. Загадки- описания.

2. Рассказ –описание. 3.Сравнительо- описательные рассказы (рожь- пшеница).

4. Составление рассказа «Как к нам хлеб пришёл».

1. Беседа о разных сортах хлеба.

2. Постановка вопросов и ответы на них по предметным картинкам:

-Что нарисовано на картинке?

-Для чего нам нужен хлеб?

3. Ситуация «В хлебном магазине». Использование речевого шаблона: «Мне нужен   ».

Пшеница, рожь, овёс, озимые, зерновые, кормовые.

2 ч.

Уточнение артикул. согласных звуков «Р-Л».

Огород. Овощи.

Подбор слов- действий к существ. «овощи» (соберём, накопаем, срежем, нарвём). Лото «Один- много»: (огурец- огурцы). Родительный, винительный, предложный падежи. Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (помидорчик, салатик). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (длинная морковка). Предлоги: из (изпомидор), в (банке), на (дереве), под, с (корзина с огурцами). Подбор прилагательных к сущ-м (помидор- круглый, мясистый). Образование относительных прилагательных (икра из кабачков- кабачковая икра). Согласование сущ-го. и числит. (три килограмма огурцов). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ.

Различение на слух коротких и длинных слов (огурец, лук). Игра «Четвёртый лишний». Выделение согласных звуков «Р, Л» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Отгадывание загадок об овощах. 2.Описательные рассказы.

4.Сравнительо- описательные рассказы.

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Наш огород».

6. Планирование собственного огорода

1.Беседа (рассматривание овощей).

2. Составление простых предложений по вопросам логопеда с опорой на картинку (начните ответ со слова «это»).

4. Игра «Угощайся» (Оля угощайся- съешь помидор, огурец).

5. Ситуация «В овощном магазине». Использование речевых шаблонов:

-Сколько стоит?

-Взвесьте мне, пожалуйста…

Огурец, помидор, морковь, перец, салат, репа, редис, солить, рвать, срезать, красный, жёлтый, зелёный, круглый, длинный.

2 ч.

Уточнение артикул. согласных звуков: М, Н.

Сад. Фрукты.

Лото «Один- много»: (лимон- лимоны). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (душистый апельсин). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами- игра с мячом «Назови ласково» (бананчик, лимончик). Родительный, винительный, предложный падежи. Предлоги: из (из яблок), в (банке), на (дереве), под, с (корзина с яблоками). Подбор прилагательных к сущ-м (виноград- овальный, ароматный). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ. Образование относительных прилагательных (компот из ананаса- ананасовый). Согласование сущ-го. и числит. (три яблока).

«Что лишнее?» (банан, дыня, кабачок). Выделение согласных звуков «М, Н» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Упр. «Узнай фрукт» (описание).

2. Загадки- описания.

3.Описательные рассказы.

4.Сравнительно- описательные рассказы.

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Наш сад».

1. Беседа по плокату «Что растёт в моём саду?».

2. Классификация фруктов по месту произрастания (лимон на дереве, дыня на грядке).

3. Составление простых предложений по вопросам логопеда с опорой на картинку (начните ответ со слова «это»).

4. Игра «Угощайся» (Оля угощайся- съешь апельсин, виноград).

5. Ситуация «На продуктовом рынке». Использование речевых шаблонов:

-Сколько стоит?

-Взвесьте мне, пожалуйста…

Лимон, ананас, апельсин, банан, виноград, дыня, снимать, вкусно, выше, ниже, сладкий.

2 ч.

Уточнение артикул. звука: «К».

Дикие животные.

Образование родительного падежа существительного со значением отсутствия «Кого (чего) не стало?» (не стало белки; у волка нет лапы). Образование сущ-х. с суффиксами – онок, - енок, -ат, -ят игра «Мамы и малыши» (лиса- лисёнок, лисят; волк- волчонок, волчат). Составление предложений по сюжетным картинкам. Согласование сущ. с числительным (У меня четыре медвежонка). Употребление сущ- х в форме творительного падежа – игра «Угости животных» (Я угощу белку орехами.). Предлоги: в, на, с, у. Подбор прилагательных к сущ-м (лисёнок – рыжий, хитрый, хищный). Образование притяжательных прилагательных – «Чей хвост?» (заячий, лисий). Подбор родственных слов «белка».

Упр. «Кто лишний?» (волк, белка, лиса, собака). Выделение согласного звука «К» из ряда звуков, слогов и слов. Игра «Испорченный телефон» (передавать по кругу шёпотом «фырчит ёжик»). Упр «Кто как голос подаёт» (волк- воет).

1. Беседа о диких животных (рассматривание фигурок животных).

2. Составление рассказа- описания по образцу и данному плану.

3. Отгадывание загадок о диких животных.

4. Составление рассказов по сюжетным картинкам «В зоопарке».

5. Сравнительно- описательные рассказы (заяц- кролик).

1. Диалог «Заяц белый» (Заяц белый, куда бегал? В лес дубовый. Что там делал? Лыко драл. Куда клал? Под колоду. Кто брал? Родион. Выйди вон.).

2. Ответы на вопросы по картинкам:

-Кого вы видите на картинке?

-Что он делает?

3. Упр. «Кто где живёт» (Медведь с медвежонком живёт в берлоге).

4. Ситуация «Я в лесу увидел белку».

Волк, зайчик, белка, мышка, ёжик, барсук, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый.

2 ч.

Дифференциация: К-Г.

Домашние животные.

Составление предложений по сюжетной картинке «Весёлый котёнок». Согласование сущ. с числительным (пять козлят). Предлоги: в, на, с, у, за, из. Образование множественного числа имён сущ-х. (котята, крольчата). Образование родительного падежа существительного множественного числа (У котят…..). Упр. «Кто что любит есть» (котята любят мясо). «Кто с кем» (кошка с котятами). Подбор родственных слов «собака». Образование уменьшительно- ласкательных форм существительного (лапа- лапка, рога- рожки).

Упр. «Исправим ошибки» (внимательно слушать и исправлять ошибки)- стихотворение К.Чуковского «Путаница»:

Свинки замяукали: мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: ква, ква, ква! Курочки закрякали: кря, кря, кря! Воробышек прискакал и коровой замычал: му- у- у! Прибежал медведь и давай реветь: ку- ка –ре –ку! Упр «Кто как голос подаёт» (котята мяукают).

1. Беседа о домашних животных с использованием фигурок из игры «Стадо»:

- Кого вы узнали?

-Назовите маму и её детёныша? и т.д.

2. Отгадывание загадок о домашних животных.

3. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят».

4. Составление рассказа- описания.

5.Сравнительно- описательные рассказы (волк- собака).

6. Составление рассказов «На скотном дворе».

1. Чтение стихотворения С.М. Михалкова «Котята».

2. Рассматривание картины «Кошка с котятами» и беседа по ней (развитие диалогической речи).

3. Ответы на вопросы по картинкам:

-Кого вы видите на картинке?

-Что он делает?

4.Ситуация «Вызов ветеринара» (кошка подвернула лапку).

Корова, кобыла, собака, кошка, коза, грива, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, рога, когти.

3  ч.

Дифференциация: К-Х.

Домашние птицы.

Образование сущ-х. с суффиксами – онок, - енок, -ат, -ят –«Найди маму» (курица- цыплёнок, цыплята). Согласование сущ. с числительным (три утёнка). Предлоги: на, в, около, с. Игра  с мячом «Назови ласково» (петух- петушок, утка- уточка). Подбор родственных слов «курица», «индюк», «гусь». Подбор прилагательных к сущ-м (цыплёнок- пушистый, желтый). Образование притяжательных прилагательных (гусиная голова, куриная лапа). Сложные слова: «птичница», «птицефабрика». Значение выражений: «Пишет, как курица лапой», «получил гуся». Многозначность слова «гусь».

Упр. «Кто лишний?» (петух, утка, снегирь, курица). Выделение согласных звуков «К- Х» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы (о курице, о петухе).

3.Сравнительно- описательные рассказы (утка- курица, петух- индюк).

4. Рассказ «На птичьем дворе».

5. Инсценировка «как гусь всем завидовал».

1. Игра «Птичий двор»- беседа (картинки):

-Какие из птиц умеют плавать?

-Где сидит петух? (на заборе).

-Где стоит гусь? (около пруда).

2. Чтение стихотворения В. Б ерестова «Курица с цыплятами»:

Куд- куда? Куд- куда? Ну- ка, ну- ка все сюда! Ну- ка к маме под крыло! Куд- куда вас понесло?

3. Ситуация «Петушиные бои».

Курица, петух, цыплёнок, утка, хвост, перья, хохолок, кудахтать, крякать, пищать, гоготать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый.

3 ч.

Уточнение артик. звука «С».

Перелётные птицы.

Образование сущ-х. с суффиксами –ат, -ят- игра с мячом «У кого кто?» (ласточка- ласточата, скворец- скворчата). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на (гнезде), у (скворечника), над (рекою), с (юга), из (тёплых стран), в (скворечнике). Упр. «Кто где поселится» (аист поселится на крыше). Подбор прилагательных к сущ-м (цапля- важная). Образование сложных слов «длинноногий», «коротконогий». Антонимы (аист- большой, скворец- маленький). Родственные слова (скворец, аист).

Упр. «Кто лишний?» (грач, ласточка, скворец, курица). Выделение согласного звука «С» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы о ласточке по наводящим вопросам (Какого они цвета? Что значит работящие? Какие у них лапы и клюв? Какие птенцы у них? и т.д). 3.Сравнительно- описательные рассказы (грач- аист, цапля- скворец).

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник».

1. Беседа по картине «Грачи прилетели» (ответы на вопросы).

2. Ситуация «Друг принёс ласточку с перебитым крылом».

Аист, скворец, ласточка, строить и др.

3 ч.

Дифференциация: С-Ш.

Посуда. Столовые приборы.

Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (чашка- чашки). Согласование сущ. с прил. в форме И и Р. падежей ед.числа (зелёный кувшин. Чего не стало? Зелёного кувшина). Суффиксальный способ образования (стол- столик, стул- стульчик). Сложноподчинённые предложения (кастрюля нужна для того, чтобы в ней варить суп). Родительный падеж сущ- го –игра «Чего не хватает?» (у кастрюли крышки, у чашки ручки). Многозначность слова «крышка». Объяснение выражения «Мне крышка». Винительный и предложный падежи. Предлоги: для (супа нужна кастрюля), из (сковороды), в (чашке). Подбор прилагательных к сущ-м (кастрюля- железная).. Для чего нужна чашка (пить).

Упр. «Внимательные ушки» (дифференциация «с- ш»). Выделение согласных звуков «С-Ш» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Загадки- описания, обучение составлению загадок- описаний по образцу со зрительной опорой.

2.Описательный рассказ о кастрюле.

3.Сравнительно- описательные рассказы (кружка- чашка, тарелка- миска).

Ситуация «В магазине посуды»:

-Мне нужна большая кастрюля.

-Покажите мне эти чашки.

-Сколько стоит кувшин?

Сковорода, кастрюля, чашка, крышка, ковш, кувшин, тушить, кушать, мешать, съедать.

3 ч.

Дифференциация: З-С.

Мебель.

Сложноподчинённые предложения (стул нужен для того, чтобы сидеть). Предлоги: на, под, в (кровать), из (стол из дерева), без (стул без ножки), над (софой), за (столом). Подбор прилагательных к сущ-м (кресло- мягкое). Сложные слова (подлокотник, новосёлы, новоселье). Лото «Подбери пару»: (стол- столы). Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Согласование сущ. с прил. в форме И падежа ед.числа (зелёный диван). Образование прилагательного из существительного «Из чего сделано?» (стол из дерева- деревянный).

Игра «Будь внимателен» (присесть на допущенную ошибку) – стенка, зеркало, лопата, диван, мяч, кресло. Игра «Что ты слышишь?» (говорю шепотом). Запомни и назови названия мебели в стих-ях :

Из окошка вывалился стол и пошёл, пошёл…А на белой табуреточке самовар стоит, словно жар горит…Вот это стул – на нём сидят. Вот это стол – за ним едят.

1. Загадки- описания.

2. Рассказ -описание о стуле. 3.Сравнительно- описательные рассказы (стул- кресло, стул- табуретка, кресло- диван).

4. Расставим мебель (расположение предметов на рисунке комнаты).

1. Игра «Много мебели в квартире»- беседа.

2. Опиши мебель своего класса.

Стенка, зеркало, стол, стулья, софа, сидеть, кресло, гостиная, спинка.

3 ч.

Дифференциация: Ц-Ч.

Профессии.

Образование глаголов с помощью приставок: (работать- отработать, заработать, выработать, переработать). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (три учительницы). Образование притягательных прилагательных (учительские). Предлоги: на, в. Упр. «Кому что нужно» (учителю- указка, лётчику- самолёт). Упр. «Кто, что делает и где работает?» (учитель- учит в школе). Составление предложений по сюжетной картинке. Игра с мячом «Один- много» (лётчик- лётчики). Родственные слова «учитель».

Упр. «Кто лишний?» (учитель, трубач, лётчик, ученик). Выделение согласных звуков «Ц- Ч» из ряда звуков, слогов и слов. Игра «Испорченный телефон» (передавать по кругу шёпотом «переводчик»).

1. Загадки- описания.

2. Рассказы «Кем я хочу стать и почему?». Использование речевых шаблонов: «Я хочу быть…».

3. Пересказ с использованием сюжетной картинки «Дети на уроке».

4. Инсценировка «Учитель- ученик».

1.Расскажи о профессии своих пап и мам.

2. Постановка вопросов и ответы на них.

Учитель, учительница, лётчик, трубач, скрипач, почтальон, переводчик, песечник.

3 ч.

Дифференциация: Ч-Т.

Насекомые.

Активизация глагольного словаря:

-Кто как кричит (стрекочет, жужжит).

-Кто как передвигается? (летает, порхает, ползает, прыгает). Р.п. (много кузнечиков). Т.п. (птицы питаются жуками). П.п. (мальчик рассказал о большой бабочке). Сложные предлоги: (из-под, из- за), в, на. Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (два кузнечика). Образование притягательных прилагательных (пчелиный). Образование глаголов с помощью приставок: (ползать- уползти, переползти, выползти, отползти, заползти). Сложные слова (большеглазая, яркокрылая, длинноногий). Подбор прилагательных к сущ-м (бабочка- пёстрая). Составление предложений по сюжетной картинке.

Игра «Четвёртый лишний» (стрекоза, кузнечик, бабочка, ящерица). Дифференциация согласных звуков «Ч- Т» из ряда звуков, слогов и слов.

1. Заучивание стихотворения о насекомых.

2. Пересказ басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

3. Отгадывание загадок.

4. Рассказ –описание. 3.Сравнительо- описательные рассказы (бабочка- стрекоза, оса- пчела).

5. Инсценировка «Как кузнечик помогал слабым».

6. Составление рассказа «На поляне».

1. Отгадай о каком насекомом я говорю.

2. Беседа по картинке «Насекомые».

Стрекоза, кузнечик, бабочка, сачок, пчела, личинка, тащит, пищит, стрекочет.

3 ч.

Дифференциация: Б-П.

Части тела и лица.

Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (губа- губы). Р.п. сущ- х. (не видно ступни). Т.п. (жуём зубами). П.п. (рассказать о спине). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (две подошвы). Сложные прилагательные (голубоглазый, длинноволосый). Многозначность (нос, кисть, коса, язык). Предлоги: к, на, в, у. Подбор прилагательных к сущ-м (зубы- белые). Образование прилагательных от существительных (зубной врач, зубная паста, глазная мазь). Согласование существительных с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОИ. Сложное слово «регистратура».

Упр. «Внимательные ушки» (дифференциация «Б-П»). Выделение согласных звуков «П-Б» из ряда звуков, слогов и слов. Игра «Что лишнее?» (зубы, спина, губы, рукава).

1. Загадки- описания.

2. Описательные рассказы.

3.Сравнительо- описательные рассказы.

4. Составление рассказа по сюжетной картинке «У зубного врача».

5. Инсценировка «Про нос и язык».

1. Составление рассказа- описания о лице человека по плану (себя, подругу, маму):

-Форма лица.

-Цвет глаз.

-Длина волос.

-Цвет волос.

-Форма губ, бровей, носа, ушей.

2. Ситуация «В больнице». Шаблоны:

-Запишите меня к врачу.

-На какое время вы меня записали?

-Какой кабинет?

Ситуация «Вызов врача на дом».

Спина, зубы, ступни, подошвы, брови, губы, плечи и т.д.

3 ч.

Дифференциация: В-Ф.

Весна. Цветы. (садовые, комнатные).

Согласование существительных с прилагательными (Нежный василёк). Предлоги: в, на, из, под, над, из- под. Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (василёк- васильки). Образование качественных прилагательных (красивые, цветные, яркие, зеленеющие, стройные). Антонимы (высокий василёк, низкая фиалка). Активизация глагольного словаря (растёт, питается, расцветает, вянет). Активизация словаря наречий (высоко, низко, глубоко, красиво). Родительный падеж сущ- го (В поле много цветов). Дательный падеж (Стволу и листьям нужно питание). Творительный падеж (Цветы поливают водой). Предложный падеж (Дети рассказывают о любимых цветах: васильках, ромашках). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (три листа). Родственные слова «цветок». Образование глаголов с помощью приставок (рос- вырос, зарос, подрос, перерос, отрос). Образование относительных прилагательных (лист василька- васильковый). Уточнение понятия «вверх- вниз» (корень- ствол). Подбор прилагательных к существительным (василёк- голубой). Упр. «Где растут цветы».

«Что лишнее?» (василёк, фиалка, ветреница, малина). Упр. «Подними флажок» (выделять на слух согласные «В- Ф» в словах.

1. Беседа о первоцветах с опорой на картинки.

2. Рассказывание стих- я «Март».

3. Составление рассказа о васильке.

4. Описательные рассказы (по картинно- графическому плану).

5. Сравнительно- описательные рассказы (василёк- фиалка).

1. Угадай, о каком цветке я говорю.

2. Расскажи о своём любимом цветке.

3. Ситуация «Я пришёл на День Рождения с букетом цветов».

4. Ситуация «В цветочном магазине» (использование речевых шаблонов).

Василёк, садовые, фикус, фиалка, ветреница, фиолетовый, цветы, цветник, цветовод, первоцвет, ухаживать, поливать.

68 ч

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Сенсорное развитие»

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)«Сенсорное развитие»...

Сообщение на тему "Использование ИКТ технологий на логопедических занятиях с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды....

Использование интерактивных тетрадей на логопедических занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для успешной и эффективной коррекционной работы на логопедических занятиях с детьми нужна специальная среда, стимулирующая их познавательную и  речевую активность. Использование интерактивных тет...