Использование интерактивных тетрадей на логопедических занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья

Для успешной и эффективной коррекционной работы на логопедических занятиях с детьми нужна специальная среда, стимулирующая их познавательную и  речевую активность. Использование интерактивных тетрадей в процессе логопедического сопровождения является одним из успешных способов достижения  планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya_interaktivnaya_tetradi.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных тетрадей на логопедических занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с положениями Федерального закона №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» в части «организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»,  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленными на  обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости  от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей, деятельность образовательной организации направлена на  создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Одним из компонентов качественного образования детей с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является целенаправленное формирование их жизненной компетенции – способности применять осваиваемые знания и умения для решения жизненно важных личных и социальных задач во взаимодействии и в коммуникации с окружающими людьми.

Познавательные процессы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными) нарушениями формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции развиваются замедленно и обладают своеобразными чертами.

Коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями стандартными методами и приемами не всегда имеет положительный и устойчивый эффект. Для успешной и эффективной коррекционной работы на логопедических занятиях с детьми нужна специальная среда, стимулирующая их познавательную и  речевую активность. Специалисты в области коррекционной педагогики  неоднократно акцентируют внимание на том факте, что быстрее усваивается и прочнее держится в памяти то, что было ярким эмоционально, доступным, интересным и в чем ребенок активно участвовал самостоятельно.

Использование интерактивных тетрадей в процессе логопедического сопровождения является одним из успешных способов достижения  планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Интерактивная тетрадь - это современная форма ведения ученической тетради, направленная на  активное участие и взаимодействие обучающихся с логопедом и новой информацией на занятиях. Это «собирательный» образ плаката, книги и раздаточного материала, который учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, формируя и расширяя навыки и умения, необходимые для решения поставленной задачи коррекционной работы.

Благодаря наличию интерактивных элементов (кармашки с карточками, цветки с подвижными лепестками, вкладыши, вращающиеся круги, гармошки, конвертики, которые раскладываются, складываются, крутятся и выдвигаются) интерактивная тетрадь легко притягивает и удерживает внимание и интерес обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В интерактивные элементы можно уместить гораздо больше информации, чем на обычный тетрадный лист, а пользы и наглядности будет гораздо больше, т.к.  интерактивные тетради подходят к детям с различными способами восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты), стимулируют их к постоянному просматриванию учебного материала, способствуя многократному повторению и запоминанию пройденного.

Интерактивную тетрадь можно давать на дом для закрепления изученного материала с родителями, для дополнения пройденных тем новыми примерами.

Интерактивная тетрадь отвечает всем требованиям ФГОС УО к предметно-развивающей среде: тетрадь информативна, полифункциональна (стимулирует проявление у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельности, инициативности, творчества,  утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, является средством художественно-эстетического развития детей),  вариативна,  обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно - логопедического курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с системным недоразвитием речи

Логопедическая программа групповых занятий для обучающихся 3 класса, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и системное недоразвитие речи....

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Обзор интерактивных игр онлайн-портала «Мерсибо» для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

В данной статье Вы можете познакомиться с группами интерактивных игр ,предлагаемых онлайн-порталом "Мерсибо",которые можно использовать на уроках для обучающихся с умственной отсталостью(Инт...

Сообщение на тему "Использование ИКТ технологий на логопедических занятиях с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды....

Использование ЦОР на уроках профильного труда для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

В статье перечислены приемущества обраовательного процесса с применением ЦОР, виды ЦОР используемые учителем в работе с обучающимся с ОВЗ на уроках швейного дела....

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...