Доклад: Мозжечковая стимуляция как эффективный метод коррекции двигательных нарушений у обучающихся специальной (коррекционной) школы
материал

Кононенко Олеся Валерьевна

Доклад выступления на РМО: "Мозжечковая стимуляция

как эффективный метод  коррекции

двигательных нарушений у  обучающихся

специальной (коррекционной) школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное  учреждение  Краснодарского края специальная (коррекционная)  школа-интернат ст-цы Шкуринской

Доклад на тему:

«Мозжечковая стимуляция

как эффективный метод  коррекции

двигательных нарушений у  обучающихся

специальной (коррекционной) школы».

C:\Users\User\Desktop\png-transparent-brain-tumor-neuron-central-nervous-system-temporal-lobe-brain.png

Подготовлен учителем физкультуры:

Кононенко О.В.

18.01.2023г.

        Актуальность внедрения современных методов в  работу с детьми с умственной отсталостью обоснована следующими позициями:

Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия». 

Во-вторых, дети с УО отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. В последнее время зарубежными и отечественными учёными доказано, что в основе развития высших психических функций лежит движение и его функции, за которые и отвечает мозжечок.

      Долгое время считалось, что мозжечок отвечает только за координацию движений, движение глаз и равновесие. И уже после  учёные пришли к выводу, что данный отдел головного мозга - «ключ ко всему», в том числе к интеллектуальному, к речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Мозжечок имеет нейронные связи с другими структурами головного мозга и посылает импульсы или сигналы к другим частям мозга. Его стимуляция активизирует лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и регулятивные процессы, височные - за понимание и моторную организацию речи, затылочные отделы - за обработку зрительных сигналов, теменные - непосредственно формирующие движение, пространственную ориентировку и участвующие во всех сенсорных и перцептивных процессах. Кроме того, его активизация позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий головного мозга и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, кинестетической, зрительной, тактильной систем. В результате чего повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет преодолеть трудности в обучении, добиться успеха в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

        Таким образом, выполняя чётко структурированные, последовательные, постепенно усложняющиеся упражнения на равновесие можно воздействовать на формирование и развитие всех сфер личности человека: познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной, социальной. Если функции мозга не нарушены, сбалансированы, то тогда ребенок хорошо управляет движениями тела, легко учится и адекватно себя ведет. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить, ни понять происходящее вокруг него, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются, поэтому бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее.

       Недостаточность двигательных функций у детей с УО проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

       (2 слайд) Мозжечок представляет собой  образование, расположенное позади больших полушарий мозга над продолговатым мозгом и мостом мозга. Это одна из интегративных структур головного мозга, принимающая участие в координации и регуляции произвольных, непроизвольных движений, в регуляции вегетативных и поведенческих функций.

Функционально мозжечок отвечает не только за равновесие тела человека в пространстве, он так же отвечает за уровень интеллекта. Поэтому с своей работе с детьми применяю метод мозжечковой стимуляции.

       (3 слайд)  Основателем программы мозжечковой стимуляции  стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Френк Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней. Ребенок, стоя на балансировочной доске Бильгоу и удерживая равновесие, выполняет задания инструктора.. В ходе занятий головной мозг тренируется быстро и правильно обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств, тем самым восполняя функциональные недостатки базовых структур.

      Целью метода является  улучшение синхронизации в работе полушарий, за счет которой происходит взаимовлияние вестибулярной, зрительной и кинестетической систем друг на друга.

        Что представляет собой мозжечковая стимуляция?

       (4 слайд)  Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений, это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи и поведения ребенка.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.

        Выполняя с детьми на уроках физкультуры и коррекционных занятиях комплекс упражнений на равновесие, балансировку, координацию движений я также осуществляю  мозжечковую стимуляцию, в результате которой у обучающихся происходит увеличение количества новых нейронных связей между мозжечком и другими участками головного мозга. Образование новых нейронных связей способствует развитию тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование высших психических функций. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

      (5 слайд)   В результате мозжечковой стимуляции улучшаются:

- крупная моторика (улучшаются ловкость, плавность движений, точность, осанка, походка);  

- мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами, устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр);

 - улучшаются функции сенсорной интеграции;

 - улучшается произносительная часть речи (четкость звуков и плавность речи);

 - повышается концентрация внимания;

- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения;

- повышается скорость мышления.

      Кстати, нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только в движении. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности. Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.

      (6-13 слайд)     В своей работе с детьми я также использую различные упражнения  на балансирование, равновесие, координацию движений. Например:

- упражнения на гимнастической скамейке и бревне (ходьба с перешагиванием через предметы, с удерживанием предметов на голове, с балансированием предметами на вытянутых руках),

- упражнения на равновесие (ласточка, цапля), 

- ходьба с балансированием на гимнастической скамейке и бревне,

- ходьба и приседание с предметами на голове,

- ходьба по начерченному коридору,

- ходьба по канату,

- кувырки,

- кружение на месте…

      Таким образом на коррекционных занятиях, выполняя с детьми данные упражнения и игровые задания, применяя метод мозжечковой стимуляции, мы осуществляем не только улучшение двигательных качеств, но и   повышаем интеллектуальный и речевой уровень развития детей с УО.

(14 слайд)  Основные принципы упражнений на балансировании, координацию, равновесие:

  • «от простого к сложному»;
  • «оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребёнка);
  • «включение мотивации»;
  • «вариативность упражнений» (свободное поле для творчества);
  • «целеполагание».

           Применение современных инновационных разработок, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципе мозжечковой стимуляции, позволяют достичь положительных результатов.  В процессе коррекционной работы с обучающимися по  «Коррекции и развитию двигательной активности» я провожу анализ их  физического развития и эмоционально - волевой сферы. И уже с годами видны результаты коррекционной работы. В записях дневников наблюдения обучающихся мы  прослеживаем положительную динамику в развитии. Движения обучающихся становятся более точными, ловкими, скоординированными, согласованными и осознанно управляемыми. Улучшается чувство баланса, ритма и вестибулярной системы. Таким образом, в результате работы с применением метода мозжечковой стимуляции  удается добиться  положительной динамики и коррекции  развития детей УО (интеллектуальными нарушениями). В итоге занятий с применением метода мозжечковой стимуляции повышается успешность ребенка в различных видах деятельности.  Решается специальная задача по  улучшению социальной адаптации, успеваемости, повышению обучаемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Статья о необходимости применения презентаций для эффективного обучения математике обучающихся в  коррекционной школе 8 вида....

Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...

Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)

В  целях  введения  федерального  образовательного  стандарта  образования  обучающихся  с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  бы...

Доклад современные здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе

Современные здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе...

Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в коррекционной школе»

Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в коррекционной школе»...