Доклад: Мозжечковая стимуляция как эффективный метод коррекции двигательных нарушений у обучающихся специальной (коррекционной) школы
материал
Доклад выступления на РМО: "Мозжечковая стимуляция
как эффективный метод коррекции
двигательных нарушений у обучающихся
специальной (коррекционной) школы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Шкуринской
Доклад на тему:
«Мозжечковая стимуляция
как эффективный метод коррекции
двигательных нарушений у обучающихся
специальной (коррекционной) школы».
Подготовлен учителем физкультуры:
Кононенко О.В.
18.01.2023г.
Актуальность внедрения современных методов в работу с детьми с умственной отсталостью обоснована следующими позициями:
Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия».
Во-вторых, дети с УО отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. В последнее время зарубежными и отечественными учёными доказано, что в основе развития высших психических функций лежит движение и его функции, за которые и отвечает мозжечок.
Долгое время считалось, что мозжечок отвечает только за координацию движений, движение глаз и равновесие. И уже после учёные пришли к выводу, что данный отдел головного мозга - «ключ ко всему», в том числе к интеллектуальному, к речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Мозжечок имеет нейронные связи с другими структурами головного мозга и посылает импульсы или сигналы к другим частям мозга. Его стимуляция активизирует лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и регулятивные процессы, височные - за понимание и моторную организацию речи, затылочные отделы - за обработку зрительных сигналов, теменные - непосредственно формирующие движение, пространственную ориентировку и участвующие во всех сенсорных и перцептивных процессах. Кроме того, его активизация позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий головного мозга и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, кинестетической, зрительной, тактильной систем. В результате чего повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет преодолеть трудности в обучении, добиться успеха в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
Таким образом, выполняя чётко структурированные, последовательные, постепенно усложняющиеся упражнения на равновесие можно воздействовать на формирование и развитие всех сфер личности человека: познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной, социальной. Если функции мозга не нарушены, сбалансированы, то тогда ребенок хорошо управляет движениями тела, легко учится и адекватно себя ведет. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить, ни понять происходящее вокруг него, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются, поэтому бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее.
Недостаточность двигательных функций у детей с УО проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
(2 слайд) Мозжечок представляет собой образование, расположенное позади больших полушарий мозга над продолговатым мозгом и мостом мозга. Это одна из интегративных структур головного мозга, принимающая участие в координации и регуляции произвольных, непроизвольных движений, в регуляции вегетативных и поведенческих функций.
Функционально мозжечок отвечает не только за равновесие тела человека в пространстве, он так же отвечает за уровень интеллекта. Поэтому с своей работе с детьми применяю метод мозжечковой стимуляции.
(3 слайд) Основателем программы мозжечковой стимуляции стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Френк Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней. Ребенок, стоя на балансировочной доске Бильгоу и удерживая равновесие, выполняет задания инструктора.. В ходе занятий головной мозг тренируется быстро и правильно обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств, тем самым восполняя функциональные недостатки базовых структур.
Целью метода является улучшение синхронизации в работе полушарий, за счет которой происходит взаимовлияние вестибулярной, зрительной и кинестетической систем друг на друга.
Что представляет собой мозжечковая стимуляция?
(4 слайд) Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений, это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи и поведения ребенка.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.
Выполняя с детьми на уроках физкультуры и коррекционных занятиях комплекс упражнений на равновесие, балансировку, координацию движений я также осуществляю мозжечковую стимуляцию, в результате которой у обучающихся происходит увеличение количества новых нейронных связей между мозжечком и другими участками головного мозга. Образование новых нейронных связей способствует развитию тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование высших психических функций. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
(5 слайд) В результате мозжечковой стимуляции улучшаются:
- крупная моторика (улучшаются ловкость, плавность движений, точность, осанка, походка);
- мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами, устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр);
- улучшаются функции сенсорной интеграции;
- улучшается произносительная часть речи (четкость звуков и плавность речи);
- повышается концентрация внимания;
- улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения;
- повышается скорость мышления.
Кстати, нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только в движении. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности. Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.
(6-13 слайд) В своей работе с детьми я также использую различные упражнения на балансирование, равновесие, координацию движений. Например:
- упражнения на гимнастической скамейке и бревне (ходьба с перешагиванием через предметы, с удерживанием предметов на голове, с балансированием предметами на вытянутых руках),
- упражнения на равновесие (ласточка, цапля),
- ходьба с балансированием на гимнастической скамейке и бревне,
- ходьба и приседание с предметами на голове,
- ходьба по начерченному коридору,
- ходьба по канату,
- кувырки,
- кружение на месте…
Таким образом на коррекционных занятиях, выполняя с детьми данные упражнения и игровые задания, применяя метод мозжечковой стимуляции, мы осуществляем не только улучшение двигательных качеств, но и повышаем интеллектуальный и речевой уровень развития детей с УО.
(14 слайд) Основные принципы упражнений на балансировании, координацию, равновесие:
- «от простого к сложному»;
- «оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребёнка);
- «включение мотивации»;
- «вариативность упражнений» (свободное поле для творчества);
- «целеполагание».
Применение современных инновационных разработок, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципе мозжечковой стимуляции, позволяют достичь положительных результатов. В процессе коррекционной работы с обучающимися по «Коррекции и развитию двигательной активности» я провожу анализ их физического развития и эмоционально - волевой сферы. И уже с годами видны результаты коррекционной работы. В записях дневников наблюдения обучающихся мы прослеживаем положительную динамику в развитии. Движения обучающихся становятся более точными, ловкими, скоординированными, согласованными и осознанно управляемыми. Улучшается чувство баланса, ритма и вестибулярной системы. Таким образом, в результате работы с применением метода мозжечковой стимуляции удается добиться положительной динамики и коррекции развития детей УО (интеллектуальными нарушениями). В итоге занятий с применением метода мозжечковой стимуляции повышается успешность ребенка в различных видах деятельности. Решается специальная задача по улучшению социальной адаптации, успеваемости, повышению обучаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...
Доклад "Развитие творческих способностей у учащихся специальной (коррекционной) школы
Выступление на педагогическом совете...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Статья о необходимости применения презентаций для эффективного обучения математике обучающихся в коррекционной школе 8 вида....
Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...
Программа духовно- нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Мончегорская коррекционная школа» (ГОБОУ Мончегорская КШ)
В целях введения федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) бы...
Доклад современные здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе
Современные здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе...
Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в коррекционной школе»
Доклад «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в коррекционной школе»...