Статья "Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы"
статья
С расстройствами речи тесно связано нарушение моторики, которые спонтанно не преодолеваются. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dvigatelnoy_sfery.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь, онтогенетически, наиболее поздняя и высоко дифференцированная функция центральной нервной системы отличается повышенной ранимостью при воздействии различных неблагоприятных факторов.
С расстройствами речи тесно связано нарушение моторики, которые спонтанно не преодолеваются. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Часто моторные отклонения находятся в прямой зависимости от психических процессов: неустойчивости внимания, недостаточности гибкости переключений, повышенной возбудимости или заторможенности.
В работах многих авторов психомоторные нарушения рассматриваются как один из компонентов общего состояния детей с нарушением речи. В синдроме имеющихся нарушений у детей с общим недоразвитием речи наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторики.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность, неловкость движений, застревание на одной позе.
Несформированность общей моторики проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении различных упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений.
В психолого-педагогических исследованиях, проведенных Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, В. И. Лубовским, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой и другими авторами, показано, что у детей с нарушенным речевым развитием имеются специфические особенности общего психомоторного развития. Это обусловило необходимость разработки и введения системы специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно-педагогического воздействия, осуществляемого в целях полной нормализации речевой и других функций ребенка.
Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции:
- Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, театральные и т.д.);
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия – ЛФК;
- Музыкально-ритмические занятия;
- Логоритмические занятия;
- В самостоятельной деятельности (на прогулке, в различных режимных моментах).
Одним из эффективных средств развития моторной и психических сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы являются лечебно-профилактические танцы. Это комплексы упражнений, включающие в себя коррекционную гимнастику и лечебную физкультуру, которые направлены на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.
Примерный комплекс упражнений к занятию по ЛПТ для детей с речевыми нарушениями.
Подготовительная к школе группа, младшие школьники.
Цель: Совершенствование психомоторных способностей ребенка
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация»,
«Физическая Культура»,
«Здоровье»,
«Музыкально-эстетическая»
Задачи:
- Коммуникации – развивать умение строить общение со сверстниками.
- Физической культуры – содействовать гармоничному физическому развитию дошкольника.
Добиться точного, выразительного выполнения всех упражнений.
- Развивать физические качества: силу, гибкость, выносливость.
- Здоровья – обеспечить сохранение и укрепление физического здоровья детей.
- Музыкально-эстетические - содействие развитию чувства темпа и ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой.
Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
.
Формируемые интегративные качества: овладение предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять инструкцию, умение проявлять настойчивость и волевые усилия, умение владеть элементарным самоконтролем.
Оборудование:
Мячи небольших размеров, гимнастическая скамейка, игрушки.
Вводная часть. (5-7 мин.)
- Организационный момент. Приветствие детей, эмоциональный настрой на выполнение заданий.
- Упражнения на различные виды ходьбы (обычным шагом, на носочках, на пяточках, в колоне по одному, с движениями для рук). Музыка – «Степ-марш». ( От кадрили до кантри).
- Упражнение танцевально-бегового характера «Бег по кругу». И. П.- стойка в кругу, взявшись за руки. (Количество детей парное). Беговые упражнения с высоким поднятием бедра, с захлестом ступни назад, упражнения для рук. Музыка бальных танцев.
Основная часть. (25-28 мин.)
- Упражнение на развитие подвижности (гибкости) различных суставов. Характер упражнения танцевальный, ритмичный. Песня «Горошинки цветные», музыка А. Варламова. Вступление – шаговые упражнения, упражнения для рук и ног в полуприседе, повороты и наклоны туловища, подъем плечевого пояса. Куплеты – в полуприседе упражнения для кистей рук, повороты туловища, махи ногами. Припев – упражнения на сгибание и разгибание рук и ног. Проигрыш – упражнения вступления.
- Упражнение прыжкового характера, направлено на развитие координации движений. Танец « Прыгалка». Музыка в стиле диско. Прыжки на правой и левой ноге поочередно с упражнениями для рук.
- Произвольные дыхательные упражнения (из исходного положения стоя), способствующие развитию дыхательной системы. Вдох через нос в медленном темпе, на спокойном дыхании. Примерно 4 счета -- вдох, 6-8 счетов – выдох. Можно выполнять с упражнениями для рук. Музыка Л. В. Бетховена « К Элизе».
- Упражнение на развитие подвижности суставов позвоночного столба и силу мышц туловища. « Танго сидя». Музыка в стиле танго. Упражнения выполняются сидя на гимнастической скамейке. Вступление – сидя, упражнения для рук, наклоны и повороты головы. Основная часть – сидя, поочередное максимальное сгибание ног к туловищу с захватом голени руками, разгибание ног, прогибание туловища назад. Из исходного положения «сидя» повороты туловища вправо – влево с поочередным отведением ног назад, упражнения для рук, повороты и наклоны головы.
- Упражнение на укрепление и развитие мышц глаз. Выполняется под любую спокойную мелодию. Выполняется из исходного положения – лежа, валики с обеих сторон головы, для удержания правильного положения головы. Детям предлагается сопровождать взглядом свой указательный палец правой руки на протяжении всего упражнения. Кончиком пальца чертится горизонтальная линия справа-налево и слева-направо, затем «лодочка»- полукруг внизу справа-налево и слева-направо. Рисуем «радугу» - полукруг вверху справа-налево и слева-направо, «солнышко» - круг справа-налево и слева-направо. Правую руку медленно разгибать вперед, смотреть на кончик пальца – «пловец», затем медленно приближаем кончик пальца к носу – « пловец плывет к берегу». Поморгать глазами – « зажмуриться от солнышка», расслабиться, открыть глаза. Затем все упражнение повторяется другой рукой.
- Упражнение на развитие чувства ритма и координации движений пальцев рук - « Пианино». Классическая музыка для детей. Танцы. Полька. Исходное положение – сидя по-турецки перед гимнастической скамейкой, руки на скамейке. Содружественные движения пальцами обеих рук под счет, « колечки» пальцами поочередно каждой рукой, затем обеими, соединение «колечек» в «цепочки». Собрать пальцы в кулак «веером», начиная с мизинца. Перебирать пальцами по скамейке – «пианино».
- Упражнение на развитие ловкости, координации движений, мелкой моторики рук и укрепление мышц пальцев. «Жонглирование мячом» - музыка в стиле кантри. Исходное положение – стоя (сидя), мяч перед грудью. Сжимание и разжимание руками мяча, катание мяча между ладонями. Передача мяча из правой руки за спиной в левую руку и наоборот. Удары мячом об пол, ловля мяча двумя руками. Прокатывание мяча по предплечьям к локтям, по предплечьям и ладоням. Передача мяча из руки в руку под коленом правой или левой ноги.
- Упражнение, способствующее развитию диафрагмального дыхания. Исходное положение – лежа на спине, ладони рук на животе. Выдох продолжительный, на счет 6-8, напрягая мышцы живота и втягивая живот. Вдох на счет 3-4, выпячивая живот. Вместо рук, на живот ребенка, можно положить устойчивую легкую игрушку, следить глазами за ее движением.
- Упражнение образного характера. Направлено на формирование правильной осанки, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. «Песня волшебника Сулеймана». Музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина. Исходное положение – сидя по-турецки. Вступление – наклоны и повороты головы вправо – влево, наклон туловища вперед. Куплеты – различные движения руками, кистями, пальцами («цепочки», «веер»). Повороты головы, наклоны туловища («поклоны»).
Заключительная часть.
1.Упражнение на расслабление мышц рук и туловища. Способствует выразительности и плавности движений. Упражнение носит образный характер. « Чайка» Музыка А. Варламова. Исходное положение – стоя. Вступление – Содружественные движения рук, шаговые движения вперед и в стороны. Куплет – движения, имитирующие взлет и парение птицы в небе.
Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме.
Основной целью лечебно-профилактических танцев является содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся. Освоение данной программы помогает естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.
Используемая литература:
- Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. М. ,1969
- Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. Н., Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991.
- Брунс М. Ф. Значение корригирующей гимнастики для заикания и методика проведения ее // Новое в психоневрологии детского возраста. – М., 1935. – с. 146-154.
- Волкова Г. А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003
- Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М. 1939. Т. 1-2
- Жукова Н. С., Филичева Т. Б., Мастюкова Е. Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
- Карклина И. Б. Логопндическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореферат. Дис…канд. пед. наук. М., 2000.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребенка. – М., 1973.
- Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии // Особенности механизмов, структура нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб., 1996.
- Мастюкова Е. М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – с.123-147.
- Серебровская М. В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей подростков. – М., 1979.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М., Айрис-Пресс, 1999. – с. 3-54.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический танец. Учебное пособие – СПб.: Детство-пресс, 2010.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебн. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. С. 8-28, 184-194.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекция двигательной сферы у детей с ОВЗ
Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений...
Эстетические занятия в системе развития и коррекции эмоциональной сферы социально-дезадаптированных детей
Учебно - методический материал....
Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).
Доклад на тему: «Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)»....
Лыжная подготовка как фактор коррекциидвигательной сферы детей,имеющих задержку психического развития
Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....
Развитие и коррекция эмоциональной сферы с использованием рисуночных методик
В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка.Одной из задач школьного психолога является обеспечение обра...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие и коррекция познавательной сферы"
Программа разработана на основе методического пособия "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте" А.В.Семенович...
Рабочая программа коррекции двигательной сферы детей с ОВЗ Обучение плаванию
Программа коррекции двигательной сферы детей с ОВЗ Обучение плаванию...