Статья "Формирование представлений об окружающем мире у детей с ТМНР".
статья

Будинова Виктория Винеровна

      Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высокую направленность на практическую составляющую, повышение социальной адаптированности лиц с нарушением интеллекта, в том числе лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта. Для этого создаются условия организации обучения и воспитания детей, которые способствуют повышению интереса к познанию окружающего мира; развитию их социального поведения; расширению круга общения, овладению средствами коммуникации; формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил. За счет большей практико-ориентированной направленности обучения учитывается личный опыт учащихся. Качество представлений об окружающем мире, их адекватность, широта, структурированность, наряду с позитивным отношением к нему, является показателем полноценного когнитивного и аффективного развития ребенка, его психического здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budinova_statya_mart.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений об окружающем мире у старших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Будинова Виктория Винеровна

Учитель

ГКОУ города Москвы «Школа №2124

«Центр развития и коррекции»

г. Москва

E-mail: VVBudinova@mail.ru

      В настоящее время во всем мире отмечается увеличение количества детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), что cвязано со многими факторами, в том числе и с повышением качества оказываемой медицинской помощи в выхаживании детей с тяжелыми органическими нарушениями. Тяжёлое и множественное нарушение является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно во внутриутробном и раннем развитии. Поражение центральной нервной системы при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

       Значительной вклад в теорию и практику обучения и воспитания лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития внесли ученые: С.В. Андреева, Т.А. Басилова, И.М. Бгажнокова, Л.Б. Боряева, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, А.Р. Маллер, и др.   Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях специального образования испытывают значительные трудности социальной адаптации и обучения в школе, не справляются с темпами освоения материала. Эти дети нуждаются в особой организации образовательно-воспитательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть максимально индивидуализированы с учетом их возможностей (Т.Н. Исаева, А.М. Царев и др.)

      Одним из важных аспектов обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, с тяжелыми и множественными нарушениями развития является расширение представлений об окружающем мире. Этой проблеме посвящены работы ряда исследователей таких как: Л.А. Головчиц, М.В. Жигарева, Г.В. Цикото и др. Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации любого человека. В настоящее время в работах исследователей и практиков уделяется много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира С.Г. Ералиева, Т.М. Лифанова, Н.В. Матвеева, Е.Н. Соломина, А.М. Царев и др.

      Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высокую направленность на практическую составляющую, повышение социальной адаптированности лиц с нарушением интеллекта, в том числе лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта. Для этого создаются условия организации обучения и воспитания детей, которые способствуют повышению интереса к познанию окружающего мира; развитию их социального поведения; расширению круга общения, овладению средствами коммуникации; формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил. За счет большей практико-ориентированной направленности обучения учитывается личный опыт учащихся. Качество представлений об окружающем мире, их адекватность, широта, структурированность, наряду с позитивным отношением к нему, является показателем полноценного когнитивного и аффективного развития ребенка, его психического здоровья.

       Однако, для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития усвоение представлений об окружающем мире и их системах представляет значительные трудности, которые связаны с исходно низким уровнем познавательного интереса, сложностью запоминания учебного материала, сложностью установления причинно-следственных связей. Поэтому дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития нуждаются в дополнительно организованной работе по формированию представлений об окружающем мире. Важность и недостаточная решенность проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определила актуальность исследования.

       Ввиду вышесказанного было проведено исследование целью которого являлось – изучение уровня сформированности представлений об окружающем мире у старших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработка и апробация методов, приемов формирования представлений об окружающем мире у старших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе проектной деятельности.

      Изучение научно-исследовательской литературы и нормативно-правовой документации позволило сделать выводы о том, что  в рамках ФГОС обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития осуществляется с помощью специальной индивидуальной программы развития, которая учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, позволяющие решать задачи обучения, развития и социализации учащегося. Однако, данные изменения касаются учащихся младшей школы, обучение детей старшей и средней школы происходит по прежним программам, где остро отмечается проблема нехватки методической оснащенности процесса обучения.

        Специальная индивидуальная программа развития включает в себя внеурочную деятельность.   В рамках внеурочной деятельности могут быть использованы различные методы и приемы обучения (проектные работы, экскурсии, практические работы и др).  Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Проектная деятельность позволяет дополнять традиционную классно- урочную систему, она более тесно связанна с жизнью и практикой.      

       Наиболее важным условием успешной социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, является сформированность представлений об окружающем мире. Формирование представлений об окружающем мире осуществляется по основным направлениям: представления о себе и своей семье; представления об окружающем социальном мире; представления о времени и пространстве; представления о животном мире.

        Данные сведения позволили провести констатирующий эксперимент, который показал, что у учеников старших классов, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, уровень сформированности представлений об окружающем мире разный, что может быть следствием основного диагноза. Большая часть детей имеет ограниченные представления об окружающем мире, и лишь треть испытуемых достаточный уровень.

       Дети с умственной отсталостью без двигательных нарушений, имеют более сформированные представления об окружающем мире и более высокий уровень адаптивных навыков. Дети с церебральными параличами и расстройствами аутистического спектра имеют низкий уровень преставлений об окружающем мире и недостаточно сформированные навыки адаптивного поведения. Полученные данные свидетельствуют о корреляции результатов оценки адаптивного поведения и результатов сформированности представлений об окружающем мире. Это отражается в схожих результатах по некоторым показателям адаптивного поведения и направлениях по формированию представлений об окружающем мире: низкий уровень коммуникативных навыков адаптивного поведения соотносится с низким уровнем сформированности представлений о себе. Низкий уровень сформированности адаптивного поведения, свидетельствует о трудностях в формировании представлений об окружающем мире. А выраженное дезадаптивное поведение не позволяет формировать навыки социализации.

      Таким образом, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют сходные низкие показатели по уровням сформированности представлений об окружающем мире и уровню адаптивного поведения.  Поэтому детям с ТМНР в процессе формирования представлений об окружающем мире необходима систематическая коррекционно-развивающая помощь.

     Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети старших классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют низкий уровень представлений об окружающем мире и недостаточно сформированное адаптивное поведение. Поэтому для формирования представлений об окружающем мире у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития была проведена систематическая работа, с учетом образовательных потребностей детей, включающая активное использование внеурочной деятельности - проектная деятельность «Мой круг»  (программа дополнительных занятий по окружающему миру в рамках внеурочной проектной деятельности).

         В целях определения эффективности предложенной нами программы, направленной на формирование представлений об окружающем мире, нами был проведён контрольный эксперимент, в ходе которого использовались те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.

         В результате формирования представлений об окружающем мире у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития можно сделать выводы: о том, что у испытуемых экспериментальной группы повысился общий уровень представлений об окружающем мире, а уровень адаптивного поведения повысился незначительно. Положительная динамика сформированности представлений об окружающем мире отмечена по всем направлениям представлений об окружающем мире. Данные указывают на то, что большая часть детей экспериментальной группы имеет средний уровень представлений об окружающем мире.    Незначительные изменения адаптивного поведения обусловлены тем, что проекты не охватывали все области представленные шкалами адаптивного поведения и дети экспериментальной группы, относящиеся к категории подростков, уже не имеют сензитивных возможностей для формирования новых форм адаптивного поведения.

        Программа внеурочной проектной деятельности «Мир вокруг» является одним из способов формирования представлений об окружающем мире у детей с тяжелыми нарушениями развития. Выбранная форма работы позволяет использовать различные методы, приемы и средства обучения и воспитания старших школьников указанной категории, максимально используя их собственный опыт. Кроме того, внеурочная проектная деятельность позволяет осуществлять такую работу совместно с родителями, то есть включать родителей в коррекционно-развивающий процесс, учитывать их запросы и ожидания.

       Из этого следует, что проводимая внеурочная работа эффективна и должна продолжаться. Проектная деятельность осмыслена, предлагаемые формы работы в сочетании с удовлетворением пожеланий родителей имеет положительное влияние на формирование представлений об окружающем мире, а также способствует формированию адаптивного поведения

     Проведенное исследование позволило сделать выводы:

  1. Анализ научных источников и констатирующий эксперимент позволяют утверждать, что у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития недостаточно сформированы представления об окружающем мире, тогда как качество усвоения представлений об окружающем мире во многом обуславливают возможности социальной адаптации, социализации и интеграции. Сформированные представления об окружающем мире становятся одной из основ для формирования адаптивного поведения. Поэтому формирование представлений об окружающем мире становится важной задачей обучения детей этой категории.
  2. Результаты исследования показывают, что дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют низкий уровень представлений об окружающем мире и недостаточно сформированное адаптивное поведение. Низкий уровень сформированности представлений об окружающем мире соотносится с низким уровнем адаптивного поведения.
  3.  Проведенное исследование уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития показало необходимость коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире по основным направлениям: представления о себе и своей семье, представления об окружающем социальном мире, представления о времени и пространстве, представления о животном мире, представления о растительном мире.
  4. Формирование представлений об окружаем мире может осуществляться в рамках внеурочной деятельности.  Внеурочная деятельность позволяет использовать различные методы и формы обучения. Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития необходима индивидуализация образовательного процесса и сочетание практико- ориентированных форм обучения. К таким формам относится -проектная деятельность.
  5. Выявлена специфика используемых методов: наиболее эффективными являлись наглядные и практические методы. Наглядные средства обучения были доступными и подобраны с опорой на личный опыт учащихся. Практические работы носили практико-ориентированный характер, позволяли формировать личный опыт учащихся.
  6. Активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе способствует осуществлению командного подхода и включению родителей в образовательный процесс. Учитывались пожелания, запросы и ожидания родителей по формированию представлений об окружающем мире в рамках внеурочной деятельности. Индивидуальные консультации и беседы способствовали тесному систематическому взаимодействию семьи и специалистов.

Список литературы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изм. и доп. на 2016 г. – М.: Эксмо, 2016. – 159 с.

2. Бгажнокова, И.М.  Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы – М. : ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

3.  Бгажнокова, И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей с тяжелыми формами физического и психического недоразвития / И.М. Бгажнокова // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 5–11.

4. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. –208 с.

5. Воронкова, В.В.  Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2004 г.

6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - №6. -15-22с.

7. Мастюкова, Е.М., Симонова Н.В.  Рекомендации по проведению клинико-психологического обследования детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом. – М., 1976, 26 с.

8. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта

На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детейвызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способахе...

«Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта».

Как формировать представления об окружающем мире у детей с ОВЗ....

Конспект открытого урока по предмету математические представления в 3 классе для детей с ТМНР

Конспект  открытого урока по предмету «математические представления» в 3 «В» классе   Тема:   «Цифры 1-6.Повторение»...

Сообщение "Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР"

Сообщение "Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР"...

«Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития»

В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллек...

Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга       Формирование представлений о форме предмета у д...

Доклад на МО "Диагностика уровня сформированности преставлений об окружающем мире у детей с ТМНР"

Одна из задач констатирующего эксперимента подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить сформированность представлений об окружающем мире у учащихся старших классов со сложной структу...