Доклад на МО "Диагностика уровня сформированности преставлений об окружающем мире у детей с ТМНР"
материал
Одна из задач констатирующего эксперимента подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить сформированность представлений об окружающем мире у учащихся старших классов со сложной структурой дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Диагностика уровня сформированности преставлений об окружающем мире у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Дети с тмнр характеризуются множественными физическими и (или) психическими нарушениями, точнее - когда встречаются два и более физических и (или) психических нарушений.
Часто возникают вопросы, а как же все-таки выглядят дети с ТМНР, преподаватели в вузах тоже по-разному представляют таких детей.
Переход на ФГОС для школьников с нарушением интеллекта обеспечивает более высокую направленность на практическую составляющую, повышение социальной адаптированности лиц с нарушением интеллекта, в том числе лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта. Для этого создаются условия организации обучения и воспитания детей, которые способствуют возникновению желания познавать окружающий мир; развитию их социального поведения; расширению круга общения, овладению средствами коммуникации; формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил.
Учащиеся с ТМНР могут иметь объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. У особого ребенка характер нарушений искажает восприятие объекта, и затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику.
С введением ФГОС при разработке АООП стали учитывать особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, а также особые образовательные потребности, обеспечивающие комплексную коррекцию, развитие, адаптацию и интеграцию учащихся в социум.
Формирование представлений об окружающем мире формируется на таких уроках как окружающий природный мир, окружающий социальный мир, социальная коммуникация, также на остальных уроках в рамках межпредметных связей.
Одна из задач констатирующего эксперимента подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить сформированность представлений об окружающем мире у учащихся старших классов со сложной структурой дефекта.
Когда мы говорим что уровень представлений о природном мире или любые другие представления или навыки находятся на том или ином уровне (например, низкий уровень двигательного развития), мы должны представлять критерии оценивания и соотношение уровней между собой, знать характерные особенности данного уровня и уметь обосновать на основании чего мы отнесли ребенка к тому или иному уровню сформированности навыка, представлений.
Сложность работы была вызвана отсутствием диагностического инструментария для определения уровня сформированности представлений об окружающем мире у старших школьников. Экспериментальная группа состояла из 11 человек, учащиеся старшей школы.
Так как в исследовании принимают участие дети старшего школьного возраста использование стандартных методик не считается приемлемой в силу возраста испытуемых. Подбирая инструмент, мы должны учитывать онтогенез ребенка и его возрастные особенности
Одна из методик которая сразу вспоминается -Тест Векслера, однако, для определения формирования представлений об окружающем мире он не подошел так как данная методика применима с теми из них, с кем уже возможен вербальный контакт и у кого сформирован определенный уровень произвольности в поведении. Что в ситуации с контингентом школы практически невозможно. Из всех шкал только шкала «осведомлённость» подходит для определения уровня сформированности представлений об окружающем мире, однако представленные вопросы лишь частично оценивают сформированность представлений об окружающем мире у детей с тмнр.
Следующая методика вб-мепп, он используется в рамках ПАП,
Тест VB-MAPP предназначен для того, чтобы:
исследовать, как развиты навыки (вехи развития, в т.ч. речевые) у конкретного ребенка по сравнению с уровнем развития навыков у типично развивающихся сверстников;
определить, что именно мешает усваивать навыки (тестирование преград обучения);
определить, как именно нужно обучать ребенка, на основании сформированных навыков, необходимых для обучения в натуральной среде (один на один, микрогруппа, группа)
в какой последовательности обучать, и насколько подробно будет расписана программа.
Основная цель тестирования вербальных навыков — определение актуального, начального уровня навыков ребенка и составление индивидуальной обучающей программы
Данная методика позволяет оценить на каком этапе развития находится ребенок, наглядно демонстрируются пробелы (несформированные навыки, видны преимущества ребенка) такая методика позволяет строить программу развития опираясь на выявленные в ходе диагностики результаты.
Но такая методика тоже не подошла, как как диагностируемый процесс занимает более 2 месяцев, а также включить результаты тестирования не всегда представляется возможны в процесс обучения и воспитания.
Для определения уровня сформированности навыков адаптивного поведения учеников старших классов было проведено обследование с помощью методики «Шкала Вайленд». Методика в классическом варианте состоит из четырех шкал: «навыки общения», «навыки, проявляющиеся повседневной жизни», «навыки социального поведения» и «моторные навыки» (приложение 4). В свою очередь, каждая шкала состоит из нескольких субшкал. В таблице2 представлена подробная структура и содержание методики
Шкалы «Вайленд» позволяют оценить, насколько ребенок адаптировался в социуме, но этого инструментария недостаточно для оценки академических достижений учащегося.
Диагностические задания и критерии оценивания по направлениям приставлены в таблице 2. Для оценки выполнения заданий была использована балльная система оценки (от 0 до 3), в которой отражались качественные характеристики выполнения заданий:
0 баллов – не выполняет, не доступно,
1 балл – требуется помощь, в жизни выполняет редко,
2 балла – частично выполняет, использует в жизни не всегда,
3 балла- выполняет, использует в жизни.
Также шкала позволяет определить к какому возрасту относится уровень развития испытуемого. Начинать обследование нужно соотносимо с возрастом и двигаться вверх пока первые четыре вопрса не покажут результат 2, это будет базовым уровнем испытуемого, потолочный уроень когда 4 подряд вопроса наберут 0 баллов
В шкале неадаптивное поведение, чем выше балл, тем более выражено поведение.
Рассмотрим, как справлялись с заданиями учащиеся.
Шкалы «Вайленд» позволили сделать вывод о том, что ученики старших классов имеют низкий уровень адаптивного поведения, как следствие и социализации, где одной из причин является низкий уровень представлений об окружающем мире. Потолочный и базовый уровень учеников не соответствует хронологическому возрасту, заметно снижен. По всем шкалам базовый возраст в пределах 3-4 лет. Показатели неадаптивного поведения зависят от общего развития детей, у учеников с тяжелыми интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра показатели ниже, чем у сверстников с более высоким интеллектуальным уровнем. Агрессивное поведение чаще проявляют мальчики, чем девочки, тогда как навыки повседневной жизни лучше сформированы у девочек.
Из диаграммы видно, что старшие школьники с ТМНР набрали разное количество баллов по шкале адаптивного поведения. Высокий уровень никто не набрал, 4 школьников набрали более 191 балла, что соответствует среднему уровню адаптированного поведения. Их навыки адаптивного поведения соотносится с возрастом от 2 до 5 лет. 7 школьников набрали не более 191 балла, что соответствует низкому уровню адаптивного поведения, их навыки адаптивного поведения соотносятся с возрастом от 0 до 2 лет.
Данная методика не оценивает сформированность представлений об окружающем мире у детей. Поэтому нами были разработаны диагностические задания, позволяющие выявить уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей с ТМНР. В основе диагностических задаваний была положена примерная АООП по предметам «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).
Диагностические задания представлены по основным направлениям формирования представлений об окружающем мире у детей с ТМНР (рис.1)
диагностические задания и критерии оценивания по направлениям приставлены в таблице Для оценки выполнения заданий была использована балльная система оценки (от 0 до 3), в которой отражались качественные характеристики выполнения заданий:
0 баллов – не выполняет, не доступно,
1 балл – требуется помощь, в жизни выполняет редко,
2 балла – частично выполняет, использует в жизни не всегда,
3 балла- выполняет, использует в жизни.
На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что представления по каждому из приставленных блоков сформированы недостаточно. Наиболее слабые результаты в области представлений об окружающем социальном мире и о временных и пространственных представлениях.
Дети с умственной отсталостью без двигательных нарушений, имеют более сформированные представления об окружающем мире и более высокий уровень адаптивных навыков. Дети с церебральными параличами и расстройствами аутистического спектра имеют низкий уровень преставлений об окружающем мире и недостаточно сформированные навыки адаптивного повеения. Полученные данные свидетельствуют о корреляции результатов оценки адаптивного поведения и результатов сформированности представлений об окружающем мире. Это отражается в равных результатах по некоторым показателям адаптивного поведения и направлениях по формированию представлений об окружающем мире: низкий уровень коммуникативных навыков адаптивного поведения соотносится с низким уровнем сформированности представлений о себе, дети с ТМНР, как правило, испытывают сложности в восприятии окружающих и идентификации себя. Результаты по шкале «Социализация» указывает на недостаточный опыт во взаимодействии с окружающим миром, что подтверждается результатами по направлению «окружающий социальный мир», старшие школьники имеют недостаточные представлении об объектах окружающего мира и способах взаимодействия с ними.
Таким образом, проведенная диагностика указывает на необходимость формирования представлений об окружающем миру у старших школьников с тмнр, для повышеня их адаптивного поведения и дальнейшей социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"
Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...
Примерная схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменений в состоянии ребенка, соответственно и на начальном этапе обучения мы должны знать об уровне с...
Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы
В Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...
Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья
При обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов...
Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детейвызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способахе...
Статья "Формирование представлений об окружающем мире у детей с ТМНР".
Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высок...
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей с умеренной у.о.
Возраст - важнейший период жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств....