Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
статья на тему

Захарова Елена Анатольевна
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей
вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.
Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах
его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных
жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно
учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки
межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой
поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный
и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем
повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка,
формируются простейшие формы логического мышления, развивается
самосознание и самооценка, социальные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

интеллекта>>

педагога-психолога на тему:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ

Детский дом - интернат для умственно отсталых детей №24

для методического объединения

логопедов, учителей-дефектологов

<<Формирование и коррекция представлений об

окружающем мире у детей с нарушением

Учитель-дефектолог

Захарова Е.А.

.

_


На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей

вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов.

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах

его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных

жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно

учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки

межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой

поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный

и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем

повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка,

формируются простейшие формы логического мышления, развивается

самосознание и самооценка, социальные чувства.

Следовательно, анализ особенностей представления умственно отсталых

детей об окружающем во многом основывается на данных возрастной

психологии и дефектологии. Большое значение имеет дошкольная

олигофренопедагогика, которая опирается на знания о своеобразии

психического развития при наличии раннего органического поражения

центральной нервной системы.

Приоритетной задачей олигофренопедагогики становится их социальное

развитие в целом. В детском саду создаются такие условия обучения и

воспитания детей, которые способствуют:

-возникновению желания познавать окружающий мир;

-развитию их социального поведения;

-расширение круга общения, овладению всеми возможными средствами

коммуникации;

-формирование культурных навыков, удвоение социальных норм и правил.

Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной

социализации детей с задержкой интеллектуального развития.

Этим объясняется актуальность темы: <<Особенности представлений об

окружающем умственно отсталых детей>>


.задачами работы, решение которых необходимо для достижения цели

являются:

1 ) проанализировать психолго-педагогическую и методическую литературу

по данной теме

2) рассмотреть особенности психического развития умственно отсталых

детей,

З) выявить особенности представления умственно отсталого ребенка о себе

как субъекте познания окружающего мира,

4) рассмотреть основные приемы коррекции представлений умственно

отсталых .детей об окружающем мире.

Основные приемы коррекции представлений умственно отсталых детей

об окружающем мире

Одним из важнейших направлений коррекционноазвивающей работы

психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их

недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития

общеизвестны. Улучшение качества таких представлений - одна из

предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить

особое внимание на учет закономерности становления познавательной

деятельности (ПД) детей с нарушениями интеллектуального развития.

Возможны несколько путей их совершенствования. Первый - расширять

знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать

мыслительные операции. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и

представлений у младших школьников с трудностями в обучении

//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. ЛЪ 2. С. 23-27.

Второй - использовать при формировании представлений информационные

технологии. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в

области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. .МЪ 2. С. 61-66

Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере

совершенствования ПД. Домашкевич С.А. Функционально-уровневый

подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в

9


норме и при отклонениях в развитии //Дефектология. 2005. .МЪ 4. С. 47-53.

Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок

недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и

явлениями, не может учесть их пространственно-временную) организацию.

Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной

адекватности имеющихся представлений. Затем такое осознание возникает.

Это связывается с усложнением (дифференциацией) репрезентативных

когнитивных структур. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития:

принципы дифференциации. М., 1997.

Основным эффектом коррекционно - развивающей работы можно считать

повышение активности детей и формирование у них предпосылок для

повышения уровня ПД. С помощью описанных приемов коррекционной

работы можно достичь определенного прогресса в решении педагогических

задач по формированию представлений об окружающем, предупредить

механическое запоминание материала. Предпосылками успешности

коррекции, на наш взгляд, выступает несколько моментов. Во-первых,

конструирование осуществляется в совместной деятельности со взрослым.

Воторых, оно является практической деятельностью, которая более

адекватна возможностям ребенка с нарушениями интеллектуального

развития. В-третьих, учитываются индивидуальные особенности ПД ребенка,

что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях

по ознакомлению с окружающим. Косымова А.Н. Коррекция представлений

об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология.

2006. ЛЪ 5. С. 30-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта....

Коррекция интеллектуальных и психофизических недостатков у детей с нарушением интеллекта при помощи музыкотерапии

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечёт нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбуждённого, поддерживает в трудную минуту, настраивает на ра...

«Формирование и коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта».

Как формировать представления об окружающем мире у детей с ОВЗ....

«Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития»

В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с интеллек...

Статья "Формирование представлений об окружающем мире у детей с ТМНР".

Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высок...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...