Сообщение "Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР"
статья на тему
Сообщение "Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР
Сообщение
на методическом объединении воспитателей, учителей дефектологов, логопедов Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР
Белых А.Г.
воспитатель
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2016 -2017 уч. год
Содержание
1. Восприятия предметов и явлений окружающего мира 3-4 стр
2. Этапы обучения 4 стр
3. Алгоритм ознакомления с геометрическими фигурами 5 стр
2. Выводы 7 стр
3. Дидактические игры 8-11 стр
4. Список источников информации 12 стр
1 Восприятия предметов и явлений окружающего мира
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
В процессе сенсорного восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае эта форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей (игровой, трудовой, продуктивно-творческой).
Формирование у детей геометрических представлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей.
Овладение основными формами и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это похоже на кубик, шарик». Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, постройках. Эти основные формы выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов.
Первые представления о форме закладываются в следующей последовательности:
- различение самих форм,
- различение названий форм и лишь затем,
- самостоятельное название.
Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей.
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры, как обычные предметы, называя их именами этих предметов:
Цилиндр - стаканом, столбиком,
Овал - яичком,
Шар – колобком,
Треугольник – парусом или крышей,
Прямоугольник - окошечком.
Шар – колобком,
Треугольник – парусом или крышей.
Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.
Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины).
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
2.Этапы обучения
Можно выделить следующие этапы обучения.
Задача первого этапа обучения детей - это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй этап обучения детей должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления»
В начале развиваются представления об объемных телах – шаре, кубе, цилиндре и закрепляются представления о плоских фигурах – круге, квадрате, треугольнике. Дети учатся выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Также дети знакомятся с прямоугольником, сравнивают его с другими фигурами.
Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и, по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами, называют их именами этих предметов.
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в игре. Педагог правильно называет геометрические фигуры, но не стремится к тому, чтобы дети запомнили их. Важно, чтобы дети обследовали эти геометрические фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами.
3 Алгоритм ознакомления с геометрическими фигурами:
- педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;
- предлагает детям показать такую же, назвать ее;
- предлагает детям найти ее среди других;
- предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;
- предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;
- предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;
- предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.
Рассматривание и сравнение геометрических фигур проводят в определенном порядке; Что это? Какого цвета? Какого размера? Чем отличаются? Чем похожи фигуры?
Такой определенный порядок приучает детей последовательно рассматривать и обследовать геометрические фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств.
Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.
Взаимное наложение одной фигуры на другую: круг и квадрат; квадрат и прямоугольник; квадрат и треугольник; квадрат и прямоугольник позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.
Важно с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов геометрических фигур. Вершина - это точка. Дети показывают стороны и углы геометрической фигуры. Угол – часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки.
В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов.
Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру).
Детей следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и т. д.).
- При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны.
- Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка — от одной вершины угла до другой.
- Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами — большим и указательным.
- В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.
В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.
Дети учатся различать шар и куб; круг и квадрат, пользуясь приемом попарного сравнения: шар и куб, куб и брусок — кирпичик; круг и квадрат; шар и круг; куб и квадрат. При этом предмет следует держать в левой руке, а указательным пальцем правой руки обвести его по контуру. Для демонстрации геометрических фигур необходимо использовать разные по величине и цвету фигуры.
Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?»
По заданию воспитателя один ребенок берет в руки маленький шар, а другой — большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара — он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.
Аналогично уточняются и обобщаются знания детей о кубе. Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.
Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.
В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.
Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др.
В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур.
В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото», дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам. Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).
Вывод. Так у детей происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации. Для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование,лепка.
Игра «Спрячь шарик в ладошках»
Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Оборудование: Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький).
Ход игры. Взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает ребенку, как спрятать шарик в ладошке. Потом предлагает ребенку взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же шарик большой, то шарик останется видимым. Взрослый говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем дает ребенку другие шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания обсуждается с ребенком.
Игра «Разложи шарики в корзинки»
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).
Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.
Ход игры. Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».
Игра «Протолкни шары (кубы, бруски)»
Цель: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.
Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4-5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.
Ход игры . Взрослый предлагает ребенку , геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждою в свое отверстие. Взрослый смотрит, помогает, показывает, как сделать правильно, учитывая величину. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку другую коробку и формы .
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель. Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник),предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал ,платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит)
Ход.
Геометрические фигуры лежат на столе, предметы- на другом. Воспитатель просит подойти к столу (дети встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуры и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его к соответствующей фигуре, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии можно подобрать не более трех форм каждому ребенку. Если ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.
Игра «Что лежит в мешочке?»
Цель. Закрепить знания детей о форме , упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал. Набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы)
Ход.
На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.
Игра «Подбери по форме»
Цель. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточка с контурами геометрических фигур- по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Ход.
Детям раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (Показывает круг, вызывает отдельных детей для ответа.) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, воспитатель предлагает обвести пальцем, найти и исправить ошибку.
Игра «Узнай форму предмета»
Цель. Развитие у детей знаний геометрических форм и их назначение. Воспитание внимания, сосредоточенности.
Правила игры; Посмотреть свою карту и назвать, что на ней нарисовано. Если дети умеют считать-посчитать, сколько форм на карте (две или три)
Ход. Детям раздают большие карты с нарисованными на них геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).
У воспитателя маленькие карточки с повторением тех же форм, что в больших картах (геометрические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках). Воспитатель показывает маленькую карточку и спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Ребенок отвечает: «У меня есть на кате треугольник».
Игра заканчивается, когда у одного из играющих в его карте будут закрыты все клетки.
Усложнение: геометрические формы могут быть покрашены в различные цвета. Тогда дети должны будут назвать: «У меня круг красный».
Игра «Прокати в ворота»
Цель. Развитие представлений о форме предметов геометрических фигур.
Ход. Воспитатель предлагает двум детям (желающим) прокатить в ворота (дуги) шар или куб. одному из них дает шар, другому- куб, предварительно показывая и называя их.
Дети по сигналу начинают передвигать предметы, стараясь быстрее прокатить их в ворота.
Тот ребенок, у которого шар, оказывается у ворот быстрее. Но когда второй ребенок «прокатывает» куб, воспитатель хвалит их обоих и называет другую пару детей. Предлагает им самим выбирать предмет, который они будут продвигать к воротам.
Обычно каждый играющий старается взять шар, так как видел, что в предыдущей игре ребенок с шаром быстрее оказался у финиша. Так же поступают другие пары детей.
Список используемой литературы
1.Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985.
2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М. «Полиграф сервис», 2002
3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. ВЛАДОС,2004г.
4. Н.В. Верещагина, «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160 с.;
Источник: http://refleader.ru/jgebewqasbewaty.html
Источник: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26368-formirovanie-u-detey-predstavleniy-o-forme-predmetov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по предмету математические представления в 3 классе для детей с ТМНР
Конспект открытого урока по предмету «математические представления» в 3 «В» классе Тема: «Цифры 1-6.Повторение»...
«Интегрированные технологии в обучении детей с ТМНР при формировании представлений об окружающем природном мире»
При интегрированном подходе к обучению детей с ТМНР удается последовательно задействовать различные сенсорные анализаторы, функции которых у детей с ТМНРв той иной степени нарушены. Сделат...
Методическая разработка по математическим представлениям и конструированию для детей с ТМНР 8 класс
Методическая разработка по математическим представлениям и конструированию для детей с ТМНР 8 класс...
Формирование представлений о форме предмета у детей с ТМНР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга Формирование представлений о форме предмета у д...
Статья "Формирование представлений об окружающем мире у детей с ТМНР".
Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высок...
Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР
План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...