КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
план-конспект
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promysly_nizh.kraya_.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»
КОНСПЕКТ
коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи
с детьми старшей группы
«Весенние посиделки.»
Выполнили:
воспитатель: И.Ю.Казакова
учитель-логопед: Т.В.Клочкова
Г.Дзержинск 2017г.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под фонограмму мелодии о Нижнем Новгороде дети заходят в зал, рассаживаются на свои места. Начинается показ слайдов с достопримечательностями Нижнего Новгорода и области.
Воспитатель: «Прозвучала песня о крае, в котором мы живем. Как называется наш край?
Дети: «Нижегородский».
Воспитатель: «Правильно. Наша земля Нижегородская знаменита на всю страну своими народными промыслами. Сейчас наши ребята расскажут о некоторых из них, о том, где живут мастера, что они делают.
Дети читают стихи.
Есть на Волге город древний, под названьем Городец.
Славится по всей России своей росписью творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас маня.
Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука.
Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!
Вы не знаете, ребята, отчего и почему
Очень часто называют золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?
Может всюду там сияют золотые купола?
Деревянная, резная, расписная Хохлома!
Удивительной посудой – вот чем славится она!
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым земляничка цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, золотая хохлома!
Тук-тук, щелк-щелк.
Здесь мужик, медведь и волк.
Деревянные игрушки то медведи, то старушки.
То сидят, а то стучат, ребятишек всех смешат.
(одновременно с чтением стихов идет показ слайдов о нижегородских народных промыслах, упоминающихся в стихах)
Воспитатель: «На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под ясный небосвод
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как? В «горелки».
Словом эти посиделки были праздником души.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Мир вам, красные девицы. Добрым молодцам поклон.
К нам пришли повеселиться вы сюда со всех сторон.
Мы вас в гости приглашаем, да в крестьянскую избу.
Посиделки начинаем в нашем дружеском кругу.
(показ слайдов: «деревенские посиделки», «хоровод»)
Выходит хозяйка деревенской избы.
Учитель-логопед, обращаясь к сидящим детям: «Здравствуйте, гости дорогие. Проходите в горницу. Давайте знакомиться. Кто вы?
Дети: «Мы – девицы-мастерицы».
«Мы – добры молодцы».
«Мы – кузнецы-удальцы».
Учитель-логопед: «А все мы - жители Нижегородского края. Расскажите-ка мне, чем прославили наш край народные умельцы?
Дети: «Искусной вышивкой и художественной ковкой».
Учитель-логопед: «Учились мастерству с детских лет. Ну-ка, девицы-мастерицы, в сундучок мой загляните, да что там лежит – всем ребятам покажите».
( Дети вытаскивают из сундучка различные предметы и составляют предложения со словами, в которых есть звук «ц»)
Дети: Это ножницы, чтобы резать ситец.
Это спицы, чтобы вязать рукавицы.
Это пуговицы, чтобы пришивать на платьице.
Это пяльцы, чтобы вышивать полотенца.
Учитель-логопед: «Как девицу нельзя было представить без рукоделия, так и добра молодца без коня».
(звучит фонограмма песни «Белый конь», дети имитируют езду на лошадях, ударяя бубенцами в такт мелодии)
Учитель-логопед: «Добры молодцы! Красны девицы хотят вас о чем-то спросить».
Девицы: « Цынцы-брынцы, куда едешь?
Молодцы: «Цынцы-брынцы, в городок.
Девицы: « Цынцы-брынцы, чего купишь?
Молодцы: «Цынцы-брынцы - молоток».
Девицы: «Да вот наши кузнецы вам помогут от души!»
Молодцы: «Кузнецы-удальцы, расковались жеребцы.
Подкуете их опять?»
Кузнецы: «Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова,
раз, два и готово».
(звучит фонограмма мелодии «Во кузнице» и дети имитируют ковку подков)
Учитель-логопед: «Ну а грамоте-то вы обучены, гости мои?
(Учитель-логопед приглашает детей к мольбертам, на которых висят плакаты с заданиями по автоматизации звука «ц» изолированно, в слогах и связном тексте. Каждый мольберт покрыт большим красивым платком. На платках висят иллюстрации с изображением городецкой вышивки, нижегородского гипюра и павловской художественной ковки).
Учитель-логопед: «Здесь платки не просто так, на них картинки висят. Ты картинки назови, да платочек подними.
(дети определяют по картинкам вид нижегородского промысла и открывают мольберты с заданиями)
Учитель-логопед: « Вы, девицы-мастерицы, ищите полотенца со слогом «ца». Они у вас загрязнились.
Кузнецы-удальцы! Вам цепи ковать, да одинаковые буквы соединять.
Добры молодцы! Чтоб зимой верхом скакать, пару рукавиц надобно отыскать, что под ними - прочитать.
(дети по группам выполняют задания каждая около своего мольберта).
Учитель-логопед: «Дети! Какая буква встречалась во всех заданиях?
Дети: «Буква «ц».
Учитель-логопед: «Правильно. Ну, а рассказы-то вы умеете рассказывать?
Дети: «Умеем».
(Все дети по цепочке составляют цепной рассказ «Девица и молодец»).
Воспитатель: «На посиделках не только трудились и работали, но и веселились, песни пели, в игры играли, хороводы водили:
Что вы, гости, тут сидите?
Аль плясать вы не хотите?
Крепче за руки беритесь
В круг скорее становитесь.
Вместе с нами веселитесь».
(Дети вместе с воспитателем исполняют хоровод «По малину в сад пойдем»)
Воспитатель: «Как у нас тепло и уютно. Отгадайте загадку».
Ребенок читает загадку:
«В избе – изба, на избе – труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет».
Воспитатель: «Что это?»
Дети: «Печка».
Воспитатель: «Правильно, это печка. Весь день пыхтит, старается. Печь избу согревает да кормит. Щи да кашу варит, пироги да блины печет. Давайте-ка и мы про блины песню споем».
(Дети вместе с воспитателем исполняют песню «Ой, блины, блины, блины…»)
Дети: «Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Ложкари играть начнут.
Ноги сами в пляс пойдут.
От зари и до зари веселятся ложкари».
(Выступает оркестр ложкарей.)
Воспитатель: «Жива традиция, жива.
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего».
Ребенок: «Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: «До новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
занятие по развитию связной речи в старшей группе
В данном занятии активизируются знания детей о весне, перелетных птицах через умение составлять рассказ описание с помощью мнемокарточек, в игровой форме отрабатываются предложно-падежные констр...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».
Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...
Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...
Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.
Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...