Коррекционно - развивающее занятие: "Мир волшебных линий"
план-конспект

Минаева Светлана Сергеевна

Материалы занятия предназначены для работы с детьми дошкольного возраста, с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста. Занятие комплексное; включает в себя различные виды заданий на развитие и коррекцию восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-tablitsa_mir_volshebnyh_liniy.docx284.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог - психолог:

 Минаева Светлана Сергеевна

Тема: «Мир волшебных линий»

Цель: Развитие дифференциации восприятия на основе тактильных ощущений

Образовательные задачи:

  • учить дифференцировать прямую и волнистую линии на основе тактильных ощущений;
  • тренировать умение ориентироваться на плоскости и в малом пространстве;
  • тренировать умения выполнять действия по наглядному образцу и словесной инструкции;
  • учить элементарным правилам приветствия и прощания, выражению благодарности  при взаимодействии с другими людьми.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать тактильную чувствительность;
  • развивать тактильную память;
  • корригировать и развивать навыки устойчивости внимания;
  • развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
  • развивать навыки произвольности в деятельности;
  • корригировать и развивать моторику, координацию движений;
  • развивать умения управлять своим состоянием в процессе обучения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать познавательную активность, любознательность;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать умения взаимодействовать с взрослым

Здоровьесберегающие задачи:

  • создавать благоприятный психологический климат;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости учащихся;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • следить за правильной посадкой ребенка

Оборудование:

картинки-пиктограммы с изображениями: «грустное» и «веселое» настроение; мольберт; магниты; карточки с изображениями: «прямая» и «волнистая» линии; шнурки; игрушка «гусеница», мягкие формы – круги красного, синего, зеленого, желтого цвета; мягкая форма – домик; прыгалки (толстые веревки); простой карандаш; цветные карандаши; карточки с изображениями: «солнце» и «лодка на волнах»; карточки с заготовками: «солнце без лучей»; «лодка без волн»; карточка с изображениями предметов: «пирамида», «яблоко», «цветок», «гриб»; пластилин; готовые фигуры из пластилина: «воздушный шар», «флаг»; заготовки из пластилина: «овал»; «прямоугольник»; непрозрачный шарф/платок, доска для лепки

Ход занятия

Этапы

Виды работы на этапе

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Организационный этап

Приветствие обучающегося

Задание: "Выбор карточки "настроение" (грустное / веселое)"

Предлагает ребенку рассмотреть карточки – пиктограммы и произвести выбор

Приветствие педагога

Рассматривание картинок «настроение», выбор «настроения» (выбор карточки, прикрепление на доске)

учить элементарным правилам приветствия при взаимодействии с педагогом; создавать положительный эмоциональный настрой; организовывать внимание

II. Подготовитель-ный этап

Выполнение упражнений из комплекса: «Йоговская гимнастика для малышей»

Сообщение темы занятия

Выполнение по образцу упражнений из комплекса: «Йоговская гимнастика для малышей»

снимать мышечное напряжение, развивать мозговую активность; организовывать внимание

III. Актуализация опорных знаний

Задание 1: "Различение прямой и волнистой линий" Педагог проводит пальцем руки по изображенным на картинке линиям, отмечает отличия

Задание 2: "Выкладывание прямой и волнистой линии на плоскости"

Педагог выкладывает линии с помощью шнурков

Задание 1: "Ребенок и педагог совместно (рука в руке) проводят пальцем руки по изображенным на картинке линиям

Задание 2:

Ребенок выкладывает линии с помощью шнурков по словесной инструкции; при затруднениях – совместно с педагогом

активизировать познавательную деятельность,

учить дифференцировать прямую и волнистую линии на основе тактильных ощущений;

помогать в правильном выполнении заданий для достижения задач коррекции и развития

IV. Динамическая пауза

1.Подвижная игра: «Помоги гусенице»

Педагог предлагает ребенку найти недостающие части (разноцветные круги  –колечки) гусеницы и соединить их;

Уточняет у ребенка названия цвета кругов – колечек;

Поочередно называет цвет круга для выбора.

Детали – круги (красный, желтый, синий, зеленый) разложены на полу.

2.Игра – задание: 

«Дорожки к домику гусеницы»

Просит ребенка снять обувь, завязывает ему глаза шарфом.

Держит ребенка за руку и помогает пройти по дорожкам – линиям, обращает внимание на их конфигурацию.

Развязывает шарф; предлагает ребенку ответить на вопрос: «По каким дорожкам можно идти к домику гусеницы?»

Дорожки – линии выкладывают при помощи прыгалок/толстых веревок.

1.Перечисляет названия цветов кругов – колечек;

Выбирает круги нужного цвета и собирает гусеницу целиком

2.Снимает обувь; с завязанными глазами при поддержке взрослого проходит по дорожкам – линиям; отвечает на вопрос

предупреждать появление признаков утомления, снимать мышечное напряжение

V. Закрепление полученных знаний

1.Графическое упражнение: «Рисование лучей солнца (прямыми линиями), волн на море (волнистыми линиями) цветными карандашами»

Показ карточек, рассматривание и обсуждение:

« - Что нарисовано на карточках?»  (солнце, волны);

« - Какими линиями нарисованы солнечные лучи?»

 «- Какого цвета солнышко?» (желтое)

 «- Возьми карандаш желтого цвета и нарисуй своему солнышку лучики»;

 «- Какими линиями нарисованы волны?»

«- Какого цвета бывают волны?» (синие);

« - Возьми карандаш синего цвета и нарисуй волны».

2.Графическое упражнение: «Соединить предметы прямой, волнистой линией по словесной инструкции, раскрасить предметы, которые соединили при

помощи прямой линии»

Предъявляется картинка с нарисованными предметами: пирамида, яблоко, цветок, гриб.

« - Простым карандашом соедини «пирамидку» и «яблоко» прямой линией; «цветок» и «гриб»  – волнистой линией».

« - Раскрась предметы, которые соединили прямой линией. Назови эти предметы.

3.Выполнение практической работы: «Моделирование из пластилина фигур: «флаг»; «воздушный шар»»

Педагог демонстрирует готовые фигуры, сделанные из пластилина («воздушный шар», «флаг»), задает вопрос: «Что это?»

Демонстрирует заготовки: «овал» (заготовка для «воздушного шара»), «прямоугольник» (заготовка для «флага»);  Предлагает ребенку сделать из пластилина «ниточку» для шарика и «палочку» для флажка.

 Изготовление «палки» для «флажка»: раскатать в руках колбаску, прикрепить к заготовке «овал»;

Изготовление «нитки» для «воздушного шара»: раскатать колбаску, деформировать, сделать волну, прикрепить к заготовке «прямоугольник».

        

1.Отвечает на вопросы, раскрашивает элементы определенным цветом

2.Проводит прямую и волнистую линии, соединяя предметы (по словесной инструкции);

Раскрашивает предметы, которые соединены при помощи прямой линии; называет

3.Отвечает на вопросы педагога; лепит из пластилина

(при затруднениях – возможна работа по показу)

развивать способность использовать знания и умения в процессе самостоятельного выполнения работы;

корригировать и развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию

VI. Подведение итогов

Вопрос:

- Какие линии научились рисовать?

Задание:

«Рисование прямой и волнистой линии пальцем в воздухе, у себя на ладошке, на парте»

Вопрос:

- Тебе понравилось занятие? Какое у тебя настроение, покажи (выбор рисунка – пиктограммы, обозначающего настроение)?!

« - Давай скажем «спасибо» друг другу за работу и подарим улыбки.

Ребенок слушает и отвечает на вопросы; Рисует линии пальцем в воздухе, на ладони, на парте;

Производит выбор рисунка-пиктограммы

Благодарит за работу на занятии

установить положительную обратную связь для сохранения позитивного настроя;

учить элементарным правилам прощания, выражения благодарности при взаимодействии с педагогом

Приложение (раздаточный материал, карточки)

 

1.Упражнения из комплекса: «Йоговская гимнастика для малышей» 

- «Завести моторчик» (круговые движения рукой, сжатой в кулачок в районе солнечного сплетения);

- «Вагончики» (дети идут друг за другом, руки согнуты в локтях);

- «Остановить моторчик» (слегка хлопнуть кулачком в районе солнечного сплетения);

- «Лепим волосы» (ладонями обеих рук провести по волосам);

- «Лепим лицо» (указательными и средними пальцами обеих рук провести по овалу лица);

- «Лепим бровки» (указательными пальцами обеих рук провести вдоль линии бровей);

- «Лепим глазки» (указательными пальцами обеих рук провести вокруг контура глаз);

- «Лепим носик» (указательными пальцами обеих рук провести вдоль линии носа);

- «Лепим щеки» (указательными пальцами обеих рук осуществлять круговые движения по контуру щек);

- «Лепим подбородок (указательными пальцами обеих рук провести вдоль линии подбородка);

"- Нарисуем:

- «Солнышко» (двумя руками одновременно нарисовать в воздухе «солнце», указательные пальцы вытянуты вперед).

2.Карточки – пиктограммы: «Настроение»

https://docbase.org/uploads/posts/2016-03/4/2/8/4282779957.png            https://docbase.org/uploads/posts/2016-03/6/4/7/647302027.png

3.Карточки: «Прямая линия»; «Волнистая линия»

_________________________________________

http://murmanskdou.my1.ru/img/linija.png

4. Карточки: «Солнце»; «Круг»; Лодка и волны»; «Лодка»

http://n.raskraski.link/uploads/2/3/9/23907.jpg

http://www.abc-color.com/image/coloring/figures/001/circle/circle-bitmap-coloring.png

http://laoblogger.com/images/black-and-white-sailboat-photos-clipart-5.jpg

http://rcsrp.rusedu.net/gallery/1553/8.1._Korablik.jpg

5. Карточка: «Пирамида - Яблоко – Цветок – Гриб»

    http://auho.ru/sites/default/files/raskraski-dlya-malishei-piramidka-9.jpg                    http://raskraski-dlya-malchikov.ru/wp-content/uploads/yabloko-8.jpg                       

http://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/1113/raskraska-grib68.jpg               http://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/643/raskraski-tsveti28.jpg

               

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по психологии "Сказочное путешествие в волшебную Страну"

Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциона...

Рабочая программа проведения коррекционно-развивающих занятий "Волшебный сундучок"

Данная программа используется в работе с учащимися 4-6 классов ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта....

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес».

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия  во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес»....

Коррекционно-развивающие занятия «Путешествие по волшебной комнате»

Путешествие по волшебной комнате для обучающихся 2 класса...

Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по теме: «Путешествие по волшебной комнате» для обучающихся 1-3 классов

Социально – коммуникативное развитие детей в соответствии с ФГОС о УО (ИН). Занятие в сенсорной комнате по теме: «Путешествие по волшебной комнате» для обучающихся 1-3 классов...

Коррекционно-развивающее занятие -игра "Волшебная Вселенная"

Интерактивная игра , проведенная в рамках недели психологии и логопедии, с использованием интерактивной песочницы...