Коррекционно - развивающее занятие: "Мир волшебных линий"
план-конспект
Материалы занятия предназначены для работы с детьми дошкольного возраста, с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста. Занятие комплексное; включает в себя различные виды заданий на развитие и коррекцию восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-tablitsa_mir_volshebnyh_liniy.docx | 284.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог - психолог:
Минаева Светлана Сергеевна
Тема: «Мир волшебных линий»
Цель: Развитие дифференциации восприятия на основе тактильных ощущений
Образовательные задачи:
- учить дифференцировать прямую и волнистую линии на основе тактильных ощущений;
- тренировать умение ориентироваться на плоскости и в малом пространстве;
- тренировать умения выполнять действия по наглядному образцу и словесной инструкции;
- учить элементарным правилам приветствия и прощания, выражению благодарности при взаимодействии с другими людьми.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать тактильную чувствительность;
- развивать тактильную память;
- корригировать и развивать навыки устойчивости внимания;
- развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
- развивать навыки произвольности в деятельности;
- корригировать и развивать моторику, координацию движений;
- развивать умения управлять своим состоянием в процессе обучения
Воспитательные задачи:
- воспитывать познавательную активность, любознательность;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умения взаимодействовать с взрослым
Здоровьесберегающие задачи:
- создавать благоприятный психологический климат;
- чередовать статические и динамические задания;
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости учащихся;
- соблюдать режим охраны зрения;
- следить за правильной посадкой ребенка
Оборудование:
картинки-пиктограммы с изображениями: «грустное» и «веселое» настроение; мольберт; магниты; карточки с изображениями: «прямая» и «волнистая» линии; шнурки; игрушка «гусеница», мягкие формы – круги красного, синего, зеленого, желтого цвета; мягкая форма – домик; прыгалки (толстые веревки); простой карандаш; цветные карандаши; карточки с изображениями: «солнце» и «лодка на волнах»; карточки с заготовками: «солнце без лучей»; «лодка без волн»; карточка с изображениями предметов: «пирамида», «яблоко», «цветок», «гриб»; пластилин; готовые фигуры из пластилина: «воздушный шар», «флаг»; заготовки из пластилина: «овал»; «прямоугольник»; непрозрачный шарф/платок, доска для лепки
Ход занятия
Этапы Виды работы на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I.Организационный этап | Приветствие обучающегося Задание: "Выбор карточки "настроение" (грустное / веселое)" Предлагает ребенку рассмотреть карточки – пиктограммы и произвести выбор | Приветствие педагога Рассматривание картинок «настроение», выбор «настроения» (выбор карточки, прикрепление на доске) | учить элементарным правилам приветствия при взаимодействии с педагогом; создавать положительный эмоциональный настрой; организовывать внимание |
II. Подготовитель-ный этап | Выполнение упражнений из комплекса: «Йоговская гимнастика для малышей» Сообщение темы занятия | Выполнение по образцу упражнений из комплекса: «Йоговская гимнастика для малышей» | снимать мышечное напряжение, развивать мозговую активность; организовывать внимание |
III. Актуализация опорных знаний | Задание 1: "Различение прямой и волнистой линий" Педагог проводит пальцем руки по изображенным на картинке линиям, отмечает отличия Задание 2: "Выкладывание прямой и волнистой линии на плоскости" Педагог выкладывает линии с помощью шнурков | Задание 1: "Ребенок и педагог совместно (рука в руке) проводят пальцем руки по изображенным на картинке линиям Задание 2: Ребенок выкладывает линии с помощью шнурков по словесной инструкции; при затруднениях – совместно с педагогом | активизировать познавательную деятельность, учить дифференцировать прямую и волнистую линии на основе тактильных ощущений; помогать в правильном выполнении заданий для достижения задач коррекции и развития |
IV. Динамическая пауза | 1.Подвижная игра: «Помоги гусенице» Педагог предлагает ребенку найти недостающие части (разноцветные круги –колечки) гусеницы и соединить их; Уточняет у ребенка названия цвета кругов – колечек; Поочередно называет цвет круга для выбора. Детали – круги (красный, желтый, синий, зеленый) разложены на полу. 2.Игра – задание: «Дорожки к домику гусеницы» Просит ребенка снять обувь, завязывает ему глаза шарфом. Держит ребенка за руку и помогает пройти по дорожкам – линиям, обращает внимание на их конфигурацию. Развязывает шарф; предлагает ребенку ответить на вопрос: «По каким дорожкам можно идти к домику гусеницы?» Дорожки – линии выкладывают при помощи прыгалок/толстых веревок. | 1.Перечисляет названия цветов кругов – колечек; Выбирает круги нужного цвета и собирает гусеницу целиком 2.Снимает обувь; с завязанными глазами при поддержке взрослого проходит по дорожкам – линиям; отвечает на вопрос | предупреждать появление признаков утомления, снимать мышечное напряжение |
V. Закрепление полученных знаний | 1.Графическое упражнение: «Рисование лучей солнца (прямыми линиями), волн на море (волнистыми линиями) цветными карандашами» Показ карточек, рассматривание и обсуждение: « - Что нарисовано на карточках?» (солнце, волны); « - Какими линиями нарисованы солнечные лучи?» «- Какого цвета солнышко?» (желтое) «- Возьми карандаш желтого цвета и нарисуй своему солнышку лучики»; «- Какими линиями нарисованы волны?» «- Какого цвета бывают волны?» (синие); « - Возьми карандаш синего цвета и нарисуй волны». 2.Графическое упражнение: «Соединить предметы прямой, волнистой линией по словесной инструкции, раскрасить предметы, которые соединили при помощи прямой линии» Предъявляется картинка с нарисованными предметами: пирамида, яблоко, цветок, гриб. « - Простым карандашом соедини «пирамидку» и «яблоко» прямой линией; «цветок» и «гриб» – волнистой линией». « - Раскрась предметы, которые соединили прямой линией. Назови эти предметы. 3.Выполнение практической работы: «Моделирование из пластилина фигур: «флаг»; «воздушный шар»» Педагог демонстрирует готовые фигуры, сделанные из пластилина («воздушный шар», «флаг»), задает вопрос: «Что это?» Демонстрирует заготовки: «овал» (заготовка для «воздушного шара»), «прямоугольник» (заготовка для «флага»); Предлагает ребенку сделать из пластилина «ниточку» для шарика и «палочку» для флажка. Изготовление «палки» для «флажка»: раскатать в руках колбаску, прикрепить к заготовке «овал»; Изготовление «нитки» для «воздушного шара»: раскатать колбаску, деформировать, сделать волну, прикрепить к заготовке «прямоугольник».
| 1.Отвечает на вопросы, раскрашивает элементы определенным цветом 2.Проводит прямую и волнистую линии, соединяя предметы (по словесной инструкции); Раскрашивает предметы, которые соединены при помощи прямой линии; называет 3.Отвечает на вопросы педагога; лепит из пластилина (при затруднениях – возможна работа по показу) | развивать способность использовать знания и умения в процессе самостоятельного выполнения работы; корригировать и развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию |
VI. Подведение итогов | Вопрос: - Какие линии научились рисовать? Задание: «Рисование прямой и волнистой линии пальцем в воздухе, у себя на ладошке, на парте» Вопрос: - Тебе понравилось занятие? Какое у тебя настроение, покажи (выбор рисунка – пиктограммы, обозначающего настроение)?! « - Давай скажем «спасибо» друг другу за работу и подарим улыбки. | Ребенок слушает и отвечает на вопросы; Рисует линии пальцем в воздухе, на ладони, на парте; Производит выбор рисунка-пиктограммы Благодарит за работу на занятии | установить положительную обратную связь для сохранения позитивного настроя; учить элементарным правилам прощания, выражения благодарности при взаимодействии с педагогом |
Приложение (раздаточный материал, карточки)
1.Упражнения из комплекса: «Йоговская гимнастика для малышей»
- «Завести моторчик» (круговые движения рукой, сжатой в кулачок в районе солнечного сплетения);
- «Вагончики» (дети идут друг за другом, руки согнуты в локтях);
- «Остановить моторчик» (слегка хлопнуть кулачком в районе солнечного сплетения);
- «Лепим волосы» (ладонями обеих рук провести по волосам);
- «Лепим лицо» (указательными и средними пальцами обеих рук провести по овалу лица);
- «Лепим бровки» (указательными пальцами обеих рук провести вдоль линии бровей);
- «Лепим глазки» (указательными пальцами обеих рук провести вокруг контура глаз);
- «Лепим носик» (указательными пальцами обеих рук провести вдоль линии носа);
- «Лепим щеки» (указательными пальцами обеих рук осуществлять круговые движения по контуру щек);
- «Лепим подбородок (указательными пальцами обеих рук провести вдоль линии подбородка);
"- Нарисуем:
- «Солнышко» (двумя руками одновременно нарисовать в воздухе «солнце», указательные пальцы вытянуты вперед).
2.Карточки – пиктограммы: «Настроение»
3.Карточки: «Прямая линия»; «Волнистая линия»
_________________________________________
4. Карточки: «Солнце»; «Круг»; Лодка и волны»; «Лодка»
5. Карточка: «Пирамида - Яблоко – Цветок – Гриб»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие по психологии "Сказочное путешествие в волшебную Страну"
Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциона...
Рабочая программа проведения коррекционно-развивающих занятий "Волшебный сундучок"
Данная программа используется в работе с учащимися 4-6 классов ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта....
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес».
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес»....
Коррекционно-развивающие занятия «Путешествие по волшебной комнате»
Путешествие по волшебной комнате для обучающихся 2 класса...
Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате по теме: «Путешествие по волшебной комнате» для обучающихся 1-3 классов
Социально – коммуникативное развитие детей в соответствии с ФГОС о УО (ИН). Занятие в сенсорной комнате по теме: «Путешествие по волшебной комнате» для обучающихся 1-3 классов...
Коррекционно-развивающее занятие -игра "Волшебная Вселенная"
Интерактивная игра , проведенная в рамках недели психологии и логопедии, с использованием интерактивной песочницы...
Коррекционно-развивающее занятие -игра "Волшебная Вселенная" (дополнение)
Космические загадки, считалки, задания...