Рабочая программа проведения коррекционно-развивающих занятий "Волшебный сундучок"
рабочая программа на тему

Китова Ирина Александровна

Данная программа используется в работе с учащимися 4-6 классов ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта. 

Коллективные занятия театральной деятельностью дают уникальную возможность развития ребенка – физического, эмоционально-личностного, эстетического, познавательного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhok_2012.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОАНИЯ г. МОСКВЫ

ГОСУАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ

ШКОЛА VIII ВИДА № 30

«Утверждаю»                                                                                                                          Зам. директора НМЦ ЦОУО ДО

_____________Л.Л. Рыжих                                          .                                          «___»_____________2008г.

ПРОГРАММА КРЗ

«Волшебный сундучок»

(срок реализации: 2012-2013гг.;

возрастная  категория обучающихся: 10-13 лет)

                                                                                                           Разработана:                  

Китовой И..А.                                                                                                                                                                            (Воспитатель)

                                                                                                «Согласовано»

                                                                           Руководитель структурного

                                                                   подразделения дополнительного

                                                                                                      образования

                                                                    _____________Л.Б. Кривошеева

                                                                    «___»_____________2008г.

г. Москва

Пояснительная записка

Данная программа используется в работе с учащимися 4-6 классов ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта.

Коллективные занятия театральной деятельностью дают уникальную возможность развития ребенка – физического, эмоционально-личностного, эстетического, познавательного.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущее в себе отражение личностного «я».

Занятия театральной деятельностью с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, не предполагают развитие собственно артистических способностей особого ребенка. Здесь цели гораздо шире: стимулирование речи и общения посредством средств театра, введение театрализованных игр и упражнений как средства развития слухового внимания ребенка, чувства ритма, темпа речи, произвольного регулирования ее громкости, пространственно-временных представлений, координации движений. Театральная деятельность – самый распространенный вид творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Дети с интеллектуальной недостаточностью проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной бедности наблюдается снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. В театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности. В процессе обучения театрализованным играм происходит, в первую очередь,  эмоциональное и социально-личностное развитие школьников с интеллектуальной недостаточностью. Театрализованные игры составляют основную часть программы коррекционно-развивающих занятий с детьми со сложной структурой дефекта. Элементы театральной игры включены в каждое занятие. Режиссерские театрализованные игры организуются с использованием настольного объемного и плоскостного театра, стендового театра на  магнитной доске, пальчикового театра, перчаточных кукол. Игры-драматизации предполагают полное или частичное костюмирование. Их проводят на основе песенок и потешек. В играх-импровизациях игровые персонажи вводят по ходу игры. В основе таких игр лежат стихотворения, короткие сказки. В программе предлагается разделить занятия с учениками 4-6 классов, имеющими сложную структуру дефекта, на 3 этапа. На каждом этапе решаются определенные задачи коррекционно-развивающей работы.

Цели программы:

- развитие познавательных, эстетических интересов ребенка, его способностей;

- обогащение двигательного опыта детей, развитие выразительности  движений;

- развитие зрительного и слухового внимания, сенсорно-перцептивных способностей;

- развитие способности к замещению, воображению;

- развитие коммуникативной функции речи (диалогической с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, монологической – пересказ, рассказ «по ролям» сказок, коротких рассказов, пьес);

- эмоционально-личностное развитие. 

Задачи программы:

- поддерживать и расширять интерес детей к участию в театрализованных играх;

- развивать общую моторику в процессе имитационных движений, совершенствовать движения рук в играх с перчаточными куклами и с персонажами пальчикового театра; 

- учить детей  имитировать движения в соответствии с эмоциональным состоянием персонажа,  «преображаться» в процессе театрализованных игр;

- учить детей говорить от имени персонажа, «подражать» голосам персонажей, отражая его подлинные намерения («Что задумал сделать?»);

- выбирать вместе со взрослыми сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария;

- использовать предметы и детали костюмов в новом  значении, исходя из игровой ситуации, развивать умение детей действовать с изображениями предметов и предметами заместителями, имеющими внешнее сходство с предметами-оригиналами, но отличающиеся от них;

- принимать на себя роль, удерживать ее до конца игры, учить ролевому поведению;

- учитывать игровую программу партнера по игре, развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми;

- воспитание чувства коллективизма, соучастия к своему товарищу, децентрации – способности поставить себя на место другого.

          - формировать у детей неречевые (мимику, пантомиму, жест) и речевые средства общения;

- развивать пантомимические навыки детей (удерживать позу, характерную для персонажа, по образцу, предлагаемому взрослым или другими детьми);

- совершенствовать умение детей распознавать эмоциональное состояние других людей (детей и взрослых), животных и оценивать его, распознавать эмоциональные состояния, изображенные на книжных иллюстрациях;

- развивать пространственно-временную ориентировку детей (создание мизансцен, соответствующих различным временам года и др.);

- знакомить с культурной средой родного города: совместное посещение театров, выставок, музеев; воспитание культуры поведения при посещении театра, музея;

Учебно - тематический план (136 занятий)

Название темы

Количество занятий

Кукольный театр

12

Виды кукол

8

Театрализованные игры

40

Пальчиковые куклы

14

Декорации кукольного театра

10

Куклы-животные

10

Кукла-человек

10

Подготовка спектакля

24

Показ спектакля

4

Посещение театров, музеев

4

ВСЕГО:

136

Содержание программы

  1. Кукольный театр – знакомство детей с историей кукольного театра, видами кукольного театра в разных странах мира. Основные атрибуты кукольного театра: куклы, декорации, реквизит, различные ширмы. Просмотр и обсуждение видеозаписей кукольных спектаклей. Диагностика индивидуальных способностей и умений ребенка: диагностика моторного статуса ребенка, сформированность схемы собственного тела, степень понимания обращенной речи, способность следовать инструкции взрослого – комплекс физических упражнений; задания, направленные на проверку способности концентрации внимания: игры «Чем отличаются два предмета?», «Какой предмет исчез?». Наблюдение за поведением ребенка в совместной сюжетной игре: способность соблюдать правила, поддерживать и развивать сюжет игры, понимание ребенком речи, его собственная активная речь, выполнение и удержание инструкций (игра «Магазин», «Школа», «Зоопарк»). Диагностика сенсорных особенностей: различение  и соотнесение цветов («Дай мне синюю машинку»), опознание реальных предметов, игрушек и картинок, понимание предложных, логико-грамматических конструкций («У нас есть еще один мяч под столом, принеси и будем катать его с горки»). Диагностика слухо-речевой памяти: повторение за педагогом потешек, считалок, коротких стихов («Совушка-сова», «УАвдотьи у старушки», стихи А. Барто из цикла «Игрушки»).  
  2. Виды кукол: пальчиковые, перчаточные, марионетки, тростевые, ростовые. Закрепление полученных на прошлых занятиях знаний об истории кукольного театра. Примеривание кукол на руку, обучение приемам управления куклой, игры «У нас в гостях Петрушка», «Курица и цыпленок».
  3. Пальчиковые куклы: показ готовых пальчиковых кукол, приемов управления пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол из бумаги. Импровизированное разыгрывание коротких сценок: «Ученик и учитель», «У врача», «Знакомство с зайцем (волком, медведем)», импровизированное разыгрывание коротких сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».
  4. Декорации кукольного театра: ознакомление с различными готовыми декорациями: задники для кукольных спектаклей, изображающие различные времена года, интерьеры «изба», «царский дворец», «дом Бабы Яги» и т.п., различными картонными и фанерными домиками, деревьями, мебелью, посудой. Коллективное изготовление декорации  из картона, ткани («Домик», «Лес», «Пруд»).
  5.  Театрализованные игры. После подготовительного этапа следуют 3 этапа коррекционно-развивающей работы. На первом этапе занятий большое внимание  уделяется играм с реальными предметами, что способствует обогащению детей сенсорными впечатлениями об объекте. Игры, направленные на формирование зрительного восприятия: «Цвета в природе: выделение цвета характерного для травы, солнца, воды, снега», цвета, характерные для каждого времени года, цвет, как признак состояния растения, изменение окраски животных в зависимости от времени года. Обсуждение и выбор нужной для конкретной сказки игрушки, декорации-задника. Из резко отличающихся внешне предметов выбрать нужный предмет для театрализации, соотнести по размеру, цвету, форме (игра «Собери на полянке только желтые (большие, маленькие) цветы, подними только кленовые листья»), разыгрывание стихов «Ветер и листья», «За грибами». Игры, направленные на развитие слухового восприятия: «В мире звуков: шум дождя, журчание ручья, шум моря, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, завывания ветра, голоса птиц и зверей». Музыкальные звуки: дудочки, свистки, барабан, гармошка, пианино, металлофон, маракасы. Узнавание звука, издаваемого предметом за ширмой. Игры, направленные на развитие тактильного восприятия: целенаправленное обследование предметов, живых объектов, опознание на ощупь различных по фактуре материалов («Чудесный мешочек»). Идентификация предметов на ощупь по заданному признаку (величине, протяженности, форме) по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. Игры, направленные на развитие внимания («Чем отличаются два предмета?»), выбор нужных для театрализации предметов по словесной инструкции, отличающихся только одним признаком («Выбери только большие листики, будь внимателен!»). Игры, направленные на развитие памяти: игра «Чего не стало?», «Запомни и повтори движение». Игры, направленные на формирование мышления: классификация резко отличающихся предметов, подбор предметов для драматизации потешек, коротких стихов, игра «Четвертый лишний» - убрать предмет, который не подходит для конкретной драматизации. Игры, направленные на формирование пантомимических (двигательных) навыков: игры по подражанию  движениям педагога, удержание и воспроизведение позы: «Замри!», «Зеркало», «Угадай и повтори», «Покажи без слов». Закрепление схемы собственного тела перед большим зеркалом: вытягивание, поднимание рук и ног, сгибание рук в локтях, ног в коленях. Игры на согласование действий в соответствии с текстом песенки, потешки, короткой сказки. На втором этапе занятий у детей с помощью режиссерских игр формируются игровые действия с изображениями предметов, предметами-заместителями. Игры, направленные на развитие зрительного и тактильного восприятия: «Найди игрушку животного, которое нарисовано на картинке», «Кто что делает?», «Кто где живет?», «Чего не хватает?». Игры, направленные на формирование слухового восприятия: определение голоса (животного, птицы, человека) или шума (машина, стук посуды), который прозвучал на аудиозаписи, игры на идентификацию источника звука в помещении: «Где часы?», «Где Мишка поет?»; «Кто позвал?» - показать изображение животного на картинке, чье звукоподражание услышали («Репка», «Теремок»), «Что звучит?» выбрать нужный инструмент для драматизации потешки, стихотворения.  Игры, направленные на развитие внимания: «Чем отличаются две картины?», «Чем похожи и чем отличаются куклы и картинки?». Игры, направленные на развитие памяти: «Кого не было?», «Целое и составные части» - нахождение отдельных предметов, которые изображены на картине, «Запомни и повтори движение» - повторение серии движений после показа педагога, одного из детей: перемещение по определенному маршруту, удержание направления движения: по кругу, змейкой, зигзагом; «Запомни и повтори, что сделала кукла». Игры, направленные на формирование мыслительных операций: на этом этапе предполагается использовать серии предметных и сюжетных картинок. Операции сравнения: «Четвертый лишний» - выбрать неподходящие по форме или размеру изображения для конкретной сказки; «Кто не подходит для сказки». Операции обобщения по признаку внешнего и функционального сходства: «Съедобное-несъедобное», «Кто живет в лесу», «Кто живет с человеком», «Отправляемся в путешествие». Игры, направленные на формирование пантомимических (двигательных) навыков: закрепление представлений о правой и левой стороне тела, отработка движений с игрушкой в руках: «Поднимаемся по лесенке», повтор ребенком движений куклы, показываемых педагогом или другим ребенком – игра «И я тоже». Игры на ориентацию движений на характерную музыку, ритм. На третьем этапе занятий педагог совместно с детьми анализирует реальный объект или персонаж произведения, выделяет его характерные черты. На этом этапе проводятся игры-драматизации, образные игры, игры-имитации. Ребенок учится подражать основным, «ключевым» действиям персонажа, принимать игровой образ: игры «Прыгаем, как лягушка», «Едем, как машина», «Лиса крадется к курятнику». Игры, направленные на развитие зрительного восприятия: определение животного по пунктирному контуру, «Кто спрятался?» - определить игрушку по отдельным видимым частям тела. Игра «Три медведя» - соотнести по размеру предметы мебели и посуды. Игра «Кто что ест» - соотнести животное и чем оно питается. Игры, направленные на развитие слухового восприятия: «Кто так поет?» - прослушивание песенок с отгадыванием исполняющего ее персонажа, игры на различение темпа и силы звука, игры, направленные на развитие чувства ритма (отстукивание, повторение простого ритмического рисунка), «Путаница» - узнать животное, которое поет «не своим» голосом. Игры, направленные на развитие внимания: угадывание животных, показываемых педагогом или другими детьми, выполнение действий с предметами по устной инструкции. Игры, направленные на развитие памяти: строительство «домов» сказочных персонажей, выбирая нужный строительный материал («Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка»). Игры, направленные на формирование мыслительных операций: определение эмоционального состояния персонажа по иллюстрации, выражению лица куклы, мягкой игрушки. Операции обобщения и сравнения по признаку внешнего и функционального сходства (домашние и дикие животные, птицы, кто умеет плавать, ползать, лазать по деревьям, гудеть и т.п.). Установление причинно-следственных связей: определение последовательности декораций в зависимости от показываемого времени года («Заюшкина избушка»). Игры, направленные на формирование пантомимических (двигательных) навыков: имитация движений различных животных, людей; игры на противоположные действия, эмоции; ориентация движений на характерные слова и музыку, отображающие различные настроения; игры-импровицации на передачу различных настроений жестами, словами.
  6. Куклы-животные: животные дикие и домашние, просмотр фотографий, иллюстраций к  книгам, сказкам. Просмотр научно-популярных фильмов, фильмов-сказок и мультипликационных фильмов о животных, чтение сказок о животных педагогом и «по ролям» учащимися. Имитационные упражнения «Я прыгаю, как лягушка», «Я – медведь», игры-загадки, викторины «Узнай кто это».
  7. Кукла-человек – показ различных видов кукол, изображающих человека: пальчиковых, перчаточных, тростевых, марионеток. Беседа «Кукла – образ человека». Воспитание бережного отношения к кукле: игры «Дочки-матери». Разпознавание эмоционального состояния персонажа по иллюстрации в книге, фотографии. Игры-импровизации «Что я делаю?», «Что я чувствую?», «Кто как двигается?».
  8. Подготовка спектакля. Чтение сказки педагогом. Прослушивание аудиозаписи, просмотр мультфильма, видеоспектакля или кинофильма. Рисование иллюстраций к сказке. Выбор необходимых для спектакля кукол, декораций, реквизита из готовых или изготовление новых. Подбор и обсуждение музыкального сопровождения спектакля.  Игра-викторина «Кто так двигается?», «Кто так говорит», «Кто где живет». Чтение сказки «по ролям». Разучивание текста роли. Отработка приемов обращения с куклой. Репетиции индивидуальные и групповые.
  9. Показ спектакля. Спектакль в актовом зале школы для учащихся начальной школы.
  10. Основы театральной культуры. Знакомство детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Знакомство с устройством зрительного зала и сцены. Посещение театров, музеев, выставок.  Беседа о культуре поведения в театре, музее, общественном транспорте. Чтение сказки, пьесы, которую предстоит посмотреть. Обсуждение спектакля.

                         Методическое обеспечение программы. 

В ходе занятий дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, слушать своих товарищей и действовать сообща с ними. Театральные игры, составляют основную часть коррекционно-развивающих занятий. В ходе игр дети учатся ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняются в четком произнесении слов, отрабатывают дикцию. Кроме того в ходе театрализованных игр воспитываются нравственно-этические качества ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с детьми строится с учетом их особенностей, выявленных в ходе предварительного обследования, и осуществляется в следующих направлениях:

- ознакомление с окружающим миром с целью формирования образов-представлений, последующее моделирование этих образов в театрализации.

- обучение познавательным действиям и ориентировке в пространстве: реальном на основе предметной и предметно-игровой деятельности, отраженном в различных знаках – наглядных (иллюстративных) С предметами-заместителями (игрушками, графическими изображениями); условных (символических);

- обучение принятию игрового образа, роли: восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за педагогом, изменяющим реальное поведение на игровое; освоение действий с различными игрушками в ходе режиссерских игр;

- развитие психомоторики, обеспечивающей точность выполнения задуманного действия, модели: освоение крупных движений тела, действий с реальными предметами, с предметами-заместителями ( с мелкими и крупными игрушками), с условными изображениями и отдельными деталями костюма;

 - обучение различным способам межличностного общения и развитие функций речи: согласование действий (с игрушками, телодвижений) со словами педагога; произнесение отдельных реплик персонажей в ходе режиссерских игр; освоение модулирования и интонирования речи в ходе образных игр.

Таким образом, в рамках коррекционно-развивающих занятий «Волшебный сундучок» основными методами обучения являются наглядные:

- предметные: использование различных игрушек, театральных кукол, мебели, посуды, декораций;

- изобразительные: рисунки, репродукции, книжные иллюстрации;

- технические средства: фото- и видеоматериалы, компьютер.

- словесные: тщательное объяснение поставленной задачи, побуждение учеников к активному обсуждению нового материала, обучение основам рассуждения, установления причинно-следственных связей, разнообразные проверки изученного, обучение рассказу о пережитых событиях, пересказу прочитанных сказок, рассказов, пересказу «по ролям» несколькими учащимися.     

Формы работы

- Аудиторные занятия

- Театральная игра.

- Ритмопластика.

-Культура и техника речи.

- Творческая работа – изготовление кукол, декораций, реквизита.

- Индивидуальные и коллективные выступления, показ спектаклей в актовом зале.

- Экскурсии.

Ожидаемые результаты работы:

Предполагаемые умения и навыки детей:

- Уметь действовать согласованно.

- Запоминать заданные позы.

- Запоминать и описывать внешний вид различных сказочных персонажей, животных, других детей.

- Повторять за педагогом артикуляционные упражнения.

- Уметь строить простейший диалог.

- Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

- Владеть основами театральной культуры, культуры поведения в театре, в музеях, на выставках.

Формы оценки результатов программы:

- участие в общешкольных тематических праздниках;

- постановка коротких спектаклей-инсценировок сказок, произведений детских писателей;

                                      Условия реализации программы:

1. Организационно-методические

- Связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы.

- Постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена методическими находками, проведения творческих встреч коллективов.

2. Кадровые

- Руководитель направления.

3. Материально-технические

  - Просторное, хорошо освещенное помещение для занятий. Ковровое покрытие или индивидуальные гимнастические коврики.

- Ширма для кукольного театра, ширма для теневого театра.

- Помещение для хранения театральных кукол, мягких игрушек, готовых декораций, реквизита, материалов для изготовления кукол, декораций.

-DVD проигрыватель, CD проигрыватель, телевизор.

                                           Список литературы:

  1. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие. - СПб.: 2006.
  2. Мигунова Е.В. Организация театральной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие; НовГУ им. Яр. Мудрого: Великий Новгород, 2006.
  3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,        пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  4. Попова Н.Т. На пути к театру. Субкультура. Интеграция. Театр с  участием людей с интеллектуальной недостаточностью. Протеатр. «Особые театры» России. (Сборник-реестр. Выпуск 2.) – М., 2004.
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозайка-синтез. 2008.

     6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой, М.: 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дистанционного коррекционно-развивающего курса «МОЙ РУКОТВОРНЫЙ МИР» (1-4 классы)

Данный коррекционно-развивающий курс предназначен для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме....

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...