Итоговое занятие по звуковой культуре речи (старшая группа)
план-конспект

Ирина Лебедева

В занятии осуществлен показ приобретенных навыков определения позиции звука в слове, звукового анализа и синтеза слога, слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

       

Итоговое занятие  по звуковой культуре речи

(старшая логопедическая группа)

                                                                                                                                        Учитель-логопед

                                                                                     МБДОУ д/с № 6

                                                                                     И.Ю. Лебедева

                                                               

Зеленогорск 2016г.

Цель: показ приобретенных навыков определения позиции звука в слове, звукового анализа и синтеза слога, слова (подготовка детей старшего возраста к обучению грамоте).

Задачи: закрепить понятия – звук, слог, слово; навык определения позиции звука в слове, развивать фонематический слух, процессы ВПФ (внимание, память, восприятие, мышление операции анализа и синтеза)

Оборудование: парные пазлы (пригласительные билеты),  картинки - помощники (звук, буква), фотографии, картинки: верблюдица, медведица, лисица, волчица, львица, тигрица, мяч в коробке, полоски, фишки для звукового анализа

Ход занятия:

Оргмомент:

-Встаньте рядышком друг с другом словно месяц полукругом

-Что мы видим и пишем?

-Буквы на подсолнухах напоминают о звуках, за которыми вы должны следить

-Что такое звуки?

-Ребята, я вас приглашаю на цирковое представление

 -Возьмите половинки пригласительных билетов, найдите себе пару

-Положите билеты в коробочку и  займите места в зрительном зале

1. Найдите глазами «артистов – животных»

(Называю животных четко произнося необходимые звуки)

-Отгадайте  животного по звуку

-В слове последний  твердый согласный звук  (-ф-).  Это - лев.

- В слове последний мягкий согласный звук (-ть-). Это - лошадь.

- В слове один гласный звук (-о-).  Это - слон.

-В слове твердый согласный звук ( -рррр-) стоит в середине. Это - (мартышка).

-В слове три гласных звука (-а-). Это - собака. Отхлопаем слово... Сколько  в слове собака слогов? (три)

-Скажем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

-Итак, мы знаем согласные и гласные звуки.

-Мы наем, что согласные бывают твердые и мягкие

-А теперь мы встанем в круг,

Мяч наш самый лучший друг (повернуть мольберт)

 -Проходите в игровой центр (мяч лежит на тумбочке в центре)

3.Физминутка:   с мячом

«Вы фокусники»

1.Я произнесу звук твердо, а вы мягко: с - сь, л -  ль, з - зь, в - вь,

р - рь, ф - фь (я произнесу мягко, а вы твердо)

2.Я скажу слог с твердым согласным звуком, а вы с мягким:

са – ся, ла – ля, ва – вя, ра – ря, фа – фя....( и наоборот)

3. Повторите за мной слоговую цепочку: са - са -ся, ...  

                               

4. «Вы клоуны»

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены.

Вправо, влево и вперед,

 Поклонился всем как мог.

-Внимание!!! В цирк приехали гости - животные

 -Их фотографии лежат под вашими стульями. Достаньте их и сядьте на свои места.

- Добавьте слог (ца) и повторите слово полностью

- Льви - ...  верблюди -...   тигри - ... медведи -...  лиси - ...  волчи  - ...

- Назовите одинаковый слог в словах? (ца)

5.Звуковой анализ слога (-ца-)

-Назовите 1-й звук в слоге (-ца-)

- С каким цветом дружит звук (-ц-)?

-Почему? (он твердый согласный звук)

-Он всегда твердый согласный

-Назовите 2-й звук в слоге (-ца-)

- С каким цветом дружит звук (-а-)?

-Почему? (он гласный звук)

-Выложите слог (-ца-) на полоске  слева направо

-Проверьте себя (указать на доску)

-Прочитаем слог (вместе, парами,  по одному)

-Что прочитали? (слог)

-Если к слогу (-ца-) добавить звук (-рь-) какое получится слово?

-Какой звук добавили?

-С каким цветом дружит звук (-рь-)?

-Почему? (он мягкий согласный звук)

 -Добавьте фишку, чтобы у вас получилось слово царь

-Проверьте себя (указать на доску)

-Прочитаем слово (вместе, парами,  по одному)

-Что прочитали? (слово)

-Сколько всего звуков в слове царь?

- Сколько твердых согласных? Как догадались?

- Сколько мягких?

-Сколько гласных?

6.Работа с предложением 

1.Отгадайте загадку:

Царь зверей - большая кошка, 
Порычит со зла немножко. 
Спит он в логове, поев, 
Носит гриву, грозный …  (картинку прикрепить на мольберт)

2.Составьте  предложение про льва

 -Кого ты видел в цирке?

 -Кого ты видела в цирке?

-Кого он видел в цирке?

 -Кого она видела в цирке?

-Кого они видели в цирке?

-Кого мы видели в цирке? (В цирке мы видели льва)

-Сколько слов в предложении? (пять)

-Выбросим на каждое слово пальчик из кулачка (работаем двумя руками)

-Назовите маленькое слово («в»)

-Что составляли?

3.Кого вы еще видели в цирке (то есть дети должны вспомнить животных: слона, тигра, льва, собаку, мартышку) и составить предложение:

- В цирке я видела мартышку.

- В цирке я видел слона.

Итог:

-Всем спасибо. Мальчики - молодцы, девочки -  умницы. Фотограф цирка дарит вам на память фотографию. Дома вместе с родителями рассмотрите ее, расскажите о цирке и поиграете со словами.

Дома раскрасить животных и фишки гласных звуков. Разделить слова на части и соединить со схемой. Зеленым карандашом подчеркнуть животных в названии которых есть мягкий согласный звук. Синим карандашом подчеркнуть животных в названии которых только твердые согласные звуки.

Уточнить где стоит звук в слове (в начале, середине или в конце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по звуковой культуре речи

Занятие по звуковой культуре речи;.Звук - «С» ( в основе.             -...

Методическая разработка занятия по звуковой культуре речи с использованием коррекционно-развивающих игр.

                      Занятие по звуковой культуре речи  с  использованием  коррекционно-развивающих игр. Цель. 1.Разв...

Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)

Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе

Воспитание правильного звука [с] изолированно, в слогах, словах, фразах....

Итоговое занятие по английскому языку в старшей группе детского сада "Весенний фестиваль в Шотландии "

Проведение открытых занятий и праздников «с английским уклоном», где в непринужденной атмосфере дети могут продемонстрировать использование изученного лексико-грамматического материала в е...

Итоговое занятие по звуковой культуре речи в группе детей среднего возраста. Тема "В гостях у котенка Умнички"

Цель занятия: развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР среднего возраста. Речевое заключение: ОНР 2 (3) уровя, стертая дизартрия....

Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе: «Русские народные игрушки»

Показать  разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных...