Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)
методическая разработка на тему
Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
для детей среднего
дошкольного возраста
с фонетико – фонематическими
нарушениями речи
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №51»
Альвухина Татьяна Викторовна
Введение
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Поэтому работа ведется в двух направлениях:
- Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношение звуков, слов, четкой артикуляции.
- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
В начале учебного года проводится обследование звукопроизношения. Результаты обследования фиксируются в таблице (№1). Отмечается не только та группа звуков, которая нарушена, но и характер, и уровень нарушения.
Для обследования произношения используются общепринятые в логопедии методики.
Далее заполняется «Экран звукопроизношения» (№2). Он отражает наличие речевых трудностей детей и динамику развития звукопроизносительной стороны каждого ребенка. Контрольные срезы проводятся 4 раза в год:
- сентябрь,
- декабрь,
- март
- июнь.
Обследование звуковой культуры речи ребенка в целом проходит в начале и в конце года. Результаты диагностики детей заносятся в таблицу (№3)
Методика обследования звуковой культуры речи.
- Изучение состояния подвижность артикуляционного аппарата:
Детям предлагается выполнить артикуляционные упражнения.
- «Часики»
- «Качели»
- «Горка»
- «Чашечка»
- «Лошадка».
За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл (фишку), далее баллы суммируются и заносятся в таблицу № 3, графа № 1
Максимальное количество баллов – 5
- Изучение состояния звукопроизношения.
Графа № 2 , таблицы № 3 заполняется по результатам обследования
звукопроизношения (таблица №1, №2).
5 баллов – произношение соответствует норме
4 балла – нарушено произношение 1- 2 звуков
3 балла – нарушено произношение 4 -6 звуков
2 балла – нарушено произношение 6 – 10 звуков
1 балл – нарушено произношение всех групп звуков.
Максимальное количество баллов – 5
- Изучение состояния фонетического слуха.
- Дифференциация звуков.
Ребенку предлагают рассмотреть картинки и показать :
- кашка – каска
- мишка – миска
- коза – коса
- усы – уши
- дом – том
- вата – фото
- лук – люк
- Повторение слоговых рядов
та – да - та ка – га – ха па – ба – ба
том – дом – ком кот – год – кот
0 баллов – ребенок отказывается выполнять оба задания
1 балл – ребенок выполняет задания с многочисленными ошибками
2 балла – ребенок выполняет одно из заданий с незначительными ошибками
3 балла – ребенок выполняет правильно одно из заданий.
4 балла – ребенок выполняет задания с незначительными ошибками
5 баллов – ребенок выполняет задания правильно.
Баллы заносятся в таблицу № 3, графа № 3
Максимальное количество баллов – 5
- Ритмический слух.
Ребенку предлагают прохлопать ритмический рисунок:
- I I I
- I II I
- II II
- II I II I
- III III
За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл (фишку), далее баллы суммируются и заносятся в таблицу № 3, графа № 4
Максимальное количество баллов – 5
- Фонематическое восприятие.
- Хлопни в ладошки, если услышишь слово со звуком «М» (С, Ш, Л, Р)
- Найди картинку со звуком «М» (Т, К ,Ш Л, Р)
- Угадай, где спрятался звук «Ш» в слове (начало, середина, конец)
- Какой первый звук ты слышишь в слове? (Азбука, утка, Оля, Мама, Папа)
- Какой последний звук ты слышишь в слове? (Пух, кот, сом)
За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл (фишку), баллы суммируются и заносятся в таблицу № 3, графа № 5
Максимальное количество баллов – 5
Обработка и интерпретация результатов.
После выполнения всех заданий баллы суммируются и определяется уровень состояния звуковой культуры речи ребенка.
- От 1 до 5 баллов – низкий уровень
- От 6 до 9 баллов – ниже среднего уровня
- От 10 до 16 балов – средний уровень
- От 17 до 21 баллов – выше среднего уровня
- От 22 до 25 баллов – высокий уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица № 1
Обследование произношения ребенка
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
Дата рождения _____________________________________________
Диагноз _____________________________________________
Дата обследования
- ____________________
- ____________________
Звуки | Характер произношения звуков | |||||
Начало года | Конец года | |||||
Изолиров. | В словах | Во фразах | Изолиров. | В словах | Во фразах | |
Б-П-М | ||||||
В-Ф | ||||||
Д-Т-Н | ||||||
К-Г-Х | ||||||
Й | ||||||
С | ||||||
Сь | ||||||
З | ||||||
Зь | ||||||
Ц | ||||||
Ш | ||||||
Ж | ||||||
Щ | ||||||
Ч | ||||||
Ль | ||||||
Л | ||||||
Р | ||||||
Рь |
Таблица № 2
Экран звукопроизношения.
№ | Фамилия, имя ребенка. | Диагноз | Сентябрь | Декабрь | Март | Июнь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
- ребенок не произносит звука И – ребенок произносит звук только изолированно
- этап автоматизации звука - звук в норме
Таблица №3
Диагностическая карта
«Состояние звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с ФФНР»
№ | Фамилия, имя ребенка | Начало года | Конец года | ||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | итог | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | итог | ||
Литература
- Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР. /Программа и методические рекомендации/ С-П-2002г.
- Т.Б.Филичева. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 1999г.
- Филичева Т.Б. Дидактический материал для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Дрофа 2009.
- Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика синтез, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края»
Открытое занятие по развитию речи. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края». Старший дошкольный возраст.Цель: Приобщать детей к богатствам крутинской литературы, пр...
Конспект занятия по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: "СТИХОТВОРЕНИЕ С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»"
Познакомиться с биографией поэта С. Есенина и названия его стихотворений о природе; эмоционально откликаться на красоту природы в стихотворениях С. Есенина....
Итоговое занятие по звуковой культуре речи (старшая группа)
В занятии осуществлен показ приобретенных навыков определения позиции звука в слове, звукового анализа и синтеза слога, слова....
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (старший дошкольный возраст) Тема: Творчество Агнии Львовны Барто
В век компьютерных технологий современные родители практически не читают детям стихи и сказки известных советских писателей. Как прививать интерес детей к художественным произведениям, знакомить с тв...
НОД по развитию речевого (фонематического восприятия) и речи (старший дошкольный возраст) Тема: Звуки М, Мь. Буквы М м.
Формирование речевого восприятия – одна из основных задач по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития (ЗПР) в старшем дошкольном возрасте. Особенности звукопроизношения, о...
Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ...
Логопедический досуг КВН "Праздник красивой речи" (старший дошкольный возраст)
Логопедический досуг КВН"Праздник красивой речи"(старший дошкольный возраст) Подготовили: учителя-логопедыКравченко Ю.В., Шарова Н.В....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Комментарий к диагностике ЗКР
Очень интересный и полезный материал, пригодится в работе.