Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе: «Русские народные игрушки»
план-конспект
Показать разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие по теме проекта: "Русская народная игрушка" | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок»
Итоговая образовательная деятельность
по теме проекта в старшей группе:
«Русские народные игрушки»
Провела: воспитатель Гребенникова О.В.
Гурьевский округ
Посёлок Малое Луговое
2022 г.
Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе:
«Русские народные игрушки»
Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках.
Задачи: Показать разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты: игрушки – матрешка, дымковские игрушки, филимоновские, гжельские, карточки с изображением элементов росписи, корзина.
Словарная работа: мастера – умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, корзинка.
Ход занятия:
(Звучит фонограмма – музыка, смех, выбегает скоморох)
Скоморох: Эй, народ честной, да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
Что душа не пожелает,
Все на ярмарке найдет!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдет!
Воспитатель: Кажется, нас на ярмарку приглашают. Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Велика Россия наша. И талантлив наш народ. О русских мастерах-умельцах на весь мир молва идет. Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими. Давайте пройдем на ярмарку и посмотрим, что же привезли мастера.
(Дети под музыку проходят в зал.)
Воспитатель: На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Посмотрите, ребята, как здесь красиво, сколько много разного товара. (Дети подходят к первому прилавку.)
1 мастер: Ребята, чтобы узнать каким товаром я торгую, вам надо отгадать загадку:
Алый, шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока,
А в нутрии секреты есть
Может три, а может шесть.
Разрумянились немножко
Это русская - (матрешка).
1 Мастер: Правильно, это матрешка. (Убирает платок с игрушек и показывает матрешек). Они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?
Дети: Матрешка разнимается на две половинки.
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.
Дети: 7 (Дети считают)
Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них?
Дети: Матрешек делают из дерева липы, ольхи и березы. Украшали цветами, листочками, травкой.
1 мастер: Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу?
Дети: Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка.
Воспитатель: Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в корзину. Ребята, а кто из вас знает где делают такую замечательную матрешку?
Дети: В городе Семёново.
Воспитатель: Правильно, ребята! Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской.
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке? ( Подходят к следующему столу).
2 мастер: Чтобы узнать какие у меня игрушки отгадайте загадку:
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки.
2 Мастер: Правильно, ребята! А из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?
Дети: Эти игрушки делают в селе Дымково, поэтому и называются дымковские игрушки.
Мастер: Чем их покрывают? (Ответы детей) Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.
Физкультминутка «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Воспитатель: Замечательно! Выбирайте понравившуюся игрушку. Покупку нашу положим в корзину и подойдем к следующему столу. Давайте посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера.
3 Мастер: Ребята, может быть, кто-то из вас уже догадался какие у меня игрушки?
Дети: Это Гжельские игрушки.
3 Мастер: Верно. Чем отличается узор Гжельских мастеров от других? Какие используют цвета и узоры?
Дети: используют только краску белого, голубого и синего цвета.
3 Мастер: Где же находится Гжельская деревня, в которой живут такие замечательные мастера? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Выбирайте понравившуюся игрушку и отправляемся дальше.
4 Мастер: Эти игрушки трудно спутать с другими игрушками.
Они имеют вытянутую форму и яркую окраску.
Делают игрушки из глины.
Ты откуда пришла к нам такая
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей, расписная.
Для игры и забавы детей.
Дети: Филимоновская игрушка.
Мастер: Какими элементами узора мастер расписывает игрушки?
Дети: круг, треугольник, полоски, елочка, ростки.
Мастер: Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка? Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы. Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы? (Ответы детей)
Игровое задание «Скажи пословицу»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете. Вставайте в круг, передавая игрушку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.
У работящего в руках дело огнем горит.
Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Делу время, потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают.
От лени-болезни, от труда – здоровье.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и игрушка оказалась хорошей помощницей.
А сейчас ребята, я приглашаю вас в мастерскую, помочь мастерам. Игра «Найди элемент росписи» (Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – гжельской. Мастера проверяют как справились дети с заданием.).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. А теперь нам пора с новыми игрушками возвращаться в сад.
Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! О чём вы расскажете дома? (Ответы детей).
(Воспитатель обращает внимание детей на карту России с силуэтами игрушек.)
Воспитатель: Ребята, что это за карта?
Дети: Карта России .
Воспитатель: Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку?
(Дети называют игрушку, находят цветной силуэт игрушки и приклеивают на белый силуэт). Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч. А мы с вами возвращаемся в группу и пополним наш мини-музей новыми народными игрушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть
Предмет: Изобразительное искусствоЦель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.Задачи урока:...
Технологическая карта итогового занятия-экскурсии на проекте «По зеленой тропе в глубины истории» отделения дополнительного образования «Гиды – переводчики»
Данное занятие является итогом работы учащихся 8а класса над проектом «Создание эколого-краеведческого маршрута по микрорайону школы №403». В течение месяца ...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Русский народный фольклор».
Идея по приобщению детей к истокам народной культуры очень значима, она способствует формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ц...
Итоговое занятие по английскому языку в старшей группе детского сада "Весенний фестиваль в Шотландии "
Проведение открытых занятий и праздников «с английским уклоном», где в непринужденной атмосфере дети могут продемонстрировать использование изученного лексико-грамматического материала в е...
Итоговое занятие по звуковой культуре речи (старшая группа)
В занятии осуществлен показ приобретенных навыков определения позиции звука в слове, звукового анализа и синтеза слога, слова....
Презентация проекта в старшей группе: "Русская народная игрушка"
В презентации представлен фотоотчёт по работе над проектом в старшей группе: "Русская народная игрушка"...