Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе: «Русские народные игрушки»
план-конспект

Гребенникова Ольга Викторовна

Показать  разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок»

Итоговая образовательная деятельность

по теме проекта в старшей группе:

 «Русские народные игрушки»

Провела: воспитатель Гребенникова О.В.

Гурьевский округ

Посёлок Малое Луговое

2022 г.

Итоговое занятие по теме проекта в старшей группе:

«Русские народные игрушки»

Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках.

Задачи: Показать  разнообразие игрушек через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты: игрушки – матрешка, дымковские игрушки, филимоновские, гжельские, карточки с изображением элементов росписи, корзина.

Словарная работа: мастера – умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, корзинка.

Ход занятия:

      (Звучит фонограмма – музыка, смех, выбегает скоморох) 

Скоморох: Эй, народ честной, да удачливый!

На нашу ярмарку поворачивай!

Что душа не пожелает,

Все на ярмарке найдет!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдет!

Воспитатель: Кажется, нас на ярмарку приглашают. Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? 

Дети: Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар.

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Велика Россия наша. И талантлив наш народ. О русских мастерах-умельцах на весь мир молва идет. Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими. Давайте пройдем на ярмарку и посмотрим, что же привезли мастера.

(Дети под музыку проходят в зал.)

Воспитатель: На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Посмотрите, ребята, как здесь красиво, сколько много разного товара. (Дети подходят к первому прилавку.)

1 мастер: Ребята, чтобы узнать каким товаром я торгую, вам надо отгадать загадку:

 Алый, шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока,

А в нутрии секреты есть

Может три, а может шесть.

Разрумянились немножко

Это русская - (матрешка).

1 Мастер: Правильно, это матрешка.  (Убирает платок с игрушек и показывает матрешек). Они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?

Дети:  Матрешка разнимается на две половинки.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.

Дети: 7 (Дети считают)

Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них?

Дети: Матрешек делают из дерева липы, ольхи и березы. Украшали цветами, листочками, травкой.

  1 мастер:  Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? 

   Дети: Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка.

  Воспитатель: Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в корзину. Ребята, а кто из вас знает где делают такую замечательную матрешку?

Дети: В городе Семёново.

Воспитатель: Правильно, ребята! Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской. 

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке? ( Подходят к следующему столу).

2 мастер: Чтобы узнать какие у меня игрушки отгадайте загадку:

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки.

2 Мастер: Правильно, ребята! А из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?

Дети: Эти игрушки делают в селе Дымково, поэтому и называются дымковские игрушки.

Мастер: Чем их покрывают?  (Ответы детей) Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки(Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.

Физкультминутка «Дымковский индюк» 

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк. 

Воспитатель: Замечательно! Выбирайте понравившуюся игрушку. Покупку нашу положим в корзину и  подойдем к следующему столу. Давайте  посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера.

3 Мастер: Ребята,  может быть, кто-то из вас уже догадался какие у меня игрушки?

Дети: Это Гжельские игрушки.

3 Мастер: Верно. Чем отличается узор Гжельских мастеров от других? Какие используют цвета и узоры?

Дети: используют только  краску белого, голубого и синего цвета.

3 Мастер: Где же находится Гжельская деревня, в которой живут такие замечательные мастера? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Выбирайте понравившуюся игрушку и отправляемся дальше.

4 Мастер:  Эти игрушки трудно спутать с другими игрушками.

Они имеют вытянутую форму и яркую окраску.

Делают игрушки из глины.

Ты откуда пришла к нам такая

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей,  расписная.

Для игры и забавы детей.

Дети: Филимоновская игрушка.

Мастер: Какими элементами узора мастер расписывает игрушки

Дети: круг, треугольник, полоски, елочка, ростки.

Мастер: Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка? Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы. Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы? (Ответы детей)

Игровое задание «Скажи пословицу»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете. Вставайте в круг, передавая игрушку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

 Глаза страшатся, а руки делают.

От лени-болезни, от труда – здоровье.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и игрушка оказалась хорошей помощницей.

А сейчас ребята, я приглашаю вас в мастерскую, помочь мастерам. Игра «Найди элемент росписи» (Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – гжельской. Мастера проверяют как справились дети с заданием.).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. А теперь нам пора с новыми игрушками возвращаться в сад.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! О чём вы расскажете дома? (Ответы детей).

(Воспитатель обращает внимание детей на карту России с силуэтами игрушек.)

Воспитатель: Ребята, что это за карта?

Дети: Карта России .

Воспитатель: Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие  народные игрушки были привезены на ярмарку?

(Дети называют игрушку, находят цветной силуэт игрушки и приклеивают на белый силуэт). Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч. А мы с вами возвращаемся в группу и пополним наш мини-музей новыми народными игрушками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть

Предмет: Изобразительное искусствоЦель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.Задачи урока:...

Технологическая карта итогового занятия-экскурсии на проекте «По зеленой тропе в глубины истории» отделения дополнительного образования «Гиды – переводчики»

Данное занятие является итогом работы учащихся 8а класса над проектом  «Создание эколого-краеведческого маршрута по микрорайону школы №403». В течение месяца ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Русский народный фольклор».

Идея  по приобщению детей к истокам народной культуры очень значима, она способствует  формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ц...

Итоговое занятие по английскому языку в старшей группе детского сада "Весенний фестиваль в Шотландии "

Проведение открытых занятий и праздников «с английским уклоном», где в непринужденной атмосфере дети могут продемонстрировать использование изученного лексико-грамматического материала в е...

Итоговое занятие по звуковой культуре речи (старшая группа)

В занятии осуществлен показ приобретенных навыков определения позиции звука в слове, звукового анализа и синтеза слога, слова....

Презентация проекта в старшей группе: "Русская народная игрушка"

В презентации представлен фотоотчёт по работе над проектом в старшей группе: "Русская народная игрушка"...