Конспект урока изобразительного искусства для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме: «Н. Рыленков «Деревья. Иллюстрирование литературного произведения"
план-конспект урока (7 класс)
Конспект интегрированного урока ИЗО и чтения с применением современной технологии правополушарного рисования, с использованием коррекционных упражнений на интер -активной доске SMART.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_i_chteniya_7_klass.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Конспект
интегрированного урока изобразительного искусства для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме: «Н. Рыленков «Деревья. Иллюстрирование литературного произведения»
7 класс
Учитель изобразительного искусства: Сажина Татьяна Васильевна
2018 г.
Цель урока: повторение содержания стихотворения Н.И. Рыленкова «Деревья», развитие умения передавать в рисунке зрительные представления, возникшие на основе прочитанного.
Образовательные: -развивать навык выразительного, беглого, правильного, осмысленного чтения
-формировать навык анализа стихотворения; - учить выразительно компоновать выбранный сюжет, применять плановость в пейзаже; - учить новому приему рисования деревьев с использованием карточек. Коррекционно – развивающие: -развивать мыслительную деятельность через установление логических и причинно-следственных связей при анализе содержания произведения;
- развивать словарь, фразовую речь, умения правильно подбирать необходимое слово, наиболее полно и правильно выражающее мысль;
-развивать анализирующего восприятия сюжетных изображений через работу с иллюстрациями к произведению, репродукциями картин.
- корригировать вербальную память на основе упражнений учащихся в запоминании значений слов, биографических сведений о поэте;
- корригировать недостатки аналитико – синтетической деятельности путём выполнения коррекционного интер – активного упражнения «Жанры живописи»; – корригировать недостатки мелкой моторики рук путём совершенствования техники работы с красками и техники работы кистью. Воспитательные: - воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к учению путем применения арт-терапии; - обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету через применение дидактических игр на уроке;
-расширять опыт межличностного общения в урочной деятельности через развитие умения работать в команде.
БУД Личностные учебные действия
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
Регулятивные учебные действия
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Познавательные учебные действия
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Оборудование: интер – активная доска SMART, компьютер, презентация, магнитофон. Раздаточный материал (на каждого ребенка): альбомы, гуашь, кисти, карточки, баночки для воды, салфетки.
Ход урока | |
Мотивационный настрой. | 1. Проверка готовности к уроку (Тетрадь, ручка). Рапорт дежурного. - Посмотрим, ребята, друг на друга. - Улыбнитесь друг другу. - И первым сядет тот, кто…( назовет любимое дерево ) - Молодцы, садимся…ПРОШУ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА НЕ ЗАБЫВАТЬ ПРО ПРАВИЛЬНУЮ ПОСАДКУ. - ВСПОМНИТЕ: было ли такое, чтобы какое-то произведение искусства создавали два человека. Об этом вы узнали на уроке развития речи ( картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу») -Я НЕ СЛУЧАЙНО заговорила о лесе, т.к. на прошлом уроке мы познакомились со стихотвореним Н.И.Рыленкова «Деревья». |
Повторение теоретических сведений о жизни писателя, словарная работа, актуализация ранее полученных знаний о произведении; | - Что запомнили о Рыленкове Н.И.: - О ЧЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ? - КАКОЙ СЛЕД В ДУШЕ ОСТАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? - МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С НОВЫМИ СЛОВАМИ, ДАВАЙТЕ ИХ ПОВТОРИМ, ВЫПОЛНИВ ЗАДАНИЕ «СЛОВАРНОЕ ЛОТО». - СЛОВАРНАЯ РАБОТА «СЛОВАРНОЕ ЛОТО» ( На интерактивной доске учащиеся открывают карточки с новыми словами из произведения, учащиеся должны объяснить их значение и назвать по имени следующего учащегося, который будет участвовать в лото слов. Слабые учащиеся могут назвать значение новых слов с опорой на тетрадь или попросить помощь одноклассника и повторить за ним ответ. Кров - жилище, приют. Очерствеет - он станет злым, жестоким. Лелеять - мысленно мечтать о чём-либо. Томительный - тяжкий (тяжёлый груз – перенос. Межа (здесь) - граница в жизни. |
Проверка домашнего задания. | РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. -На прошлом уроке вы выполняли задание в парах, давайте проверим вашу работу? ( Подобрать строки из стихотворения к иллюстрациям и репродукциям.) - Что мы видим на иллюстрации 1 ( мальчик в лесу грустит)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 1. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся) -Почему вы сделали такой выбор? -Почему мальчик не видел ласки и внимания? - Что мы видим на иллюстрации 2 ( лес и река)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 2. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся) - Куда убегал мальчик? (в лес за рекой) - Что мы видим на иллюстрации 3 ( березы и клены)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 3. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся) - Кем стал лес для мальчика? - Подойдут ли эти слова к иллюстрации № 5? (Лес темный, мрачный, дремучий, там страшно) - Что мы видим на иллюстрации 4? (мальчик в лесу улыбается)? Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 4. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся) -Каким мы видим мальчика? - Почему мальчику в лесу было хорошо? (Его никто не обжал, там было интересно, красиво и спокойно) - Что мы видим на иллюстрации 5 (пожилой человек отдыхает в лесу). Какие строки из произведения подходят к иллюстрации 6. (Выразительное чтение отрывка 1-2 учащихся) - ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР, КОГДА ЕМУ ПЛОХО? (идет в лес) - КАКОЙ СОВЕТ ДАЕТ НАМ АВТОР В ПРОИЗВЕДЕНИИ? Чему учит нас своим примером? - ПОЧЕМУ И МЫ ТОЖЕ СТРЕМИМСЯ В ЛЕС, ЛЮБИМ ЛЕС? (красота, чистый воздух, пение птиц) - Сейчас мысленно перенесемся на несколько мгновений в лес. (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ «ЗВУКИ ЛЕСА») - Люди очень часто вешают картины природы, леса у себя дома. У вас дома есть картины? А где в школе висит картина с изображением леса? Что на ней нарисовано? (Лес, дорога) - Легко ли нарисовать лес? Чтобы ваш рисунок стал похожим на картину, чтобы людям хотелось смотреть на него, надо поучиться и постараться. У вас есть замечательная возможность. |
Вводная беседа. Интер – активная игра «Жанры живописи» | - Природа — это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть её богатством помогает пейзаж. - Для разминки, вспомним, какие жанры живописи существуют, и что они означают? Интер – активная игра «Жанры живописи». – Задание: 1)коснуться картинки; 2) назвать, к какому жанру относиться картина? 3) объяснить, что изображают на картинах данного жанра. - Что же такое пейзаж? (Пейзаж – в живописи— жанр картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Что такое натюрморт? (Натюрморт – это изображение предметов). Что такое портрет? (Портрет – это изображение человека). |
Беседа о творчестве художника Ивана Шишкина. | - С творчеством какого художника мы знакомились на прошлом уроке? (С творчеством Ивана Шишкина). - В каком жанре писал картины Шишкин? (Он работал только в жанре пейзаж.) – Что он стал делать первым среди художников? (Шишкин стал первым писать свои картины с натуры) - Сейчас мы познакомимся с ещё одним периодом жизни русского художника Ивана Шишкина. В жизни Ивана Шишкина были не только счастливые, но и трагичные дни. - После просмотра отрывка ответьте на вопрос: Что помогло художнику пережить сложный период в жизни? Просмотр видеофрагмента из фильма «Круг судьбы Ивана Шишкина» о жизни и творчестве великого русского художника. (Дети отвечают: Любовь к родной природе, к творчеству помогли пережить Шишкину личную трагедию). - Кто запомнил, как называется эта картина? («Рожь»). Единственная деталь, не написанная с натуры - погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию. |
Мастер – класс «Рисуем пейзаж» | - Сейчас мы будем продолжать рисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Рыленкова «Деревья». Давайте нарисуем так, чтобы хотелось смотреть и вглядываться в наш пейзаж! - Вот такой пейзаж у нас получиться. Это уже готовая интерьерная картина. Денис Кукарин выполняет индивидуальное задание, рисует интерьерную картину. - Этот пейзаж мы выполним с применением новых техник. Коррекционное упражнение «Вспомни последовательность». - Вспомним, как выполняли рисунок. (1) С помощью малярного скотча наметили березы;2) нарисовали дальний план;3) убрали малярный скотч; 4) дальше будем рисовать березы). - А сейчас вы отдохнете и вспомните о деревьях новую информацию, которая поможет нам ещё лучше нарисовать нашу иллюстрацию к стихотворению Н.И. Рыленкова. |
Физпауза. | - СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ ПОЗВОЛИТ НАМ СМЕНИТЬ ВИД РАБОТЫ И ДАСТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДОХНУТЬ ( учащиеся делятся на 2 группы). - СОБЕРИТЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НА МОЛЬБЕРТАХ, прочитайте загадку, высказывание. ( В БЕЛЫХ ПЛАТЬИЦАХ ПОДРУЖКИ РАЗБЕЖАЛИСЬ ПО ОПУШКЕ.( березки) ХОРОШО В ЛЕСУ, БЕРЕГИ ЕГО КРАСУ.) - Выберите 1 человека, который даст ответ на загадку и объяснит смысл поговорки. |
Мастер – класс «Рисуем пейзаж» Работа на интерактивной доске.
| - Рисуем стволы берез. Теперь будем рисовать березы. Для того чтобы березы выглядели более реалистично, мы будем использовать впервые новую технику рисования. Берем карту, маленькую кисть, с одной стороны карты наносим краску тонкой полоской. Прикладываем на край дерева, протягиваем, чтобы получился эффект березовой коры, ведем до середины. Потом с другой стороны. Важно не допускать ошибку: нельзя ставить карту перпендикулярно листу, важно прикладывать, тогда будут оставаться отпечатки. (Самостоятельная работа обучающихся). Упражнение «Рисуем веточки берез». - Берем тонкую кисть и кончиком кисти черной краской проводим тонкие веточки. Веточки проводим больше сверху. Можно показывать ветки, которые растут с переднего плана дерева. (Показывает учитель и один из обучающихся, рисуют на интер – активной доске). - Листва. Берем среднюю кисть, светло – зеленый цвети расставляем листья. Если сделаем листики маленькие, то у нас будет настоящая весна, молоденькие листья. Добавляем немного желтого цвета, показываем солнце на листве. - Можно добавить свои элементы: птичку на ветке, зайчика под деревом. - Какой элемент появился на моей работе? (Дупло). |
Подведение итогов. Рефлексия. | 1.Упражнение «Аплодисменты». - Посмотрим, что у нас получилось. (Учитель проводит презентацию детских работ, обучающиеся выходят к доске, все аплодируют). - Какая простая, но эффектная работа получилась! УЧИТЕЛЬ ЧТЕНИЯ: -МНЕ ХОЧЕТСЯ , ЧТОБЫ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ПОРОЗВУЧАЛИ ЕЩЕ РАЗ СТРОКИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.И. РЫЛЕНКОВА (прочтение по цепочке стихотворения). 2.Рефлексия настроения. Упражнение «Пейзаж». - С каким настроением вы уходите с урока? Выберите картину, которая соответствует вашему настроению. Представлены картины Ивана Шишкина. Первая картина проникнута грустным, печальным настроением, а вторая – радостным, весёлым. Подойдите к картине. Выставление оценок за урок. - Нам хочется верить, что сегодняшний урок оставил теплый и светлый след в вашей душе, научил вас важным вещам, таким как умению слушать и слышать окружающих, сопереживать, быть настойчивыми и самостоятельными в работе, смело осваивать новые приемы, и, конечно, радоваться каждому дню! Эти умения необходимы в жизни каждому человеку. Помните, что природа родного края даёт силу, побуждает жить. Берегите её! |
Источники:
1.Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе VIII вида / И.А. Грошенков. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. - 224 c.
2.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3.Занятия по арт-терапии и изотерапии для детей – инвалидов. / Школьный психолог.- 2002.- № 41
4.Басина Н. Э. Звук. Цвет. Материал: программа развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. М.: Чистые пруды, 2006.
5.Ирина Лыкова: "Цветные ладошки". Парциальная программа художественно-эстетического развития детей»
: https://www.labirint.ru/books/342511/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительного искусства "Рисование деревьев. Графика. Тушь."
Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников и подробное объяснение выполнения задания....
Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»
Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Конспект урока для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) по теме "Все действия с числами в пределах 1000" (5 класс)
Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по теме "Все действия с ...