Конспект урока изобразительного искусства "Рисование деревьев. Графика. Тушь."
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников и подробное объяснение выполнения задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc782.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема:  Рисование деревьев. Графика. Тушь.

Вид занятий: рисование с натуры и по памяти.

Цели и задачи: ознакомиться с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; осуществлять межпредметные связи (литература, природоведение, музыка); развитие творческих способностей и навыков в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха, изучение строения деревьев, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы

 

Литературный ряд:   стихи о деревьях.

 

Оборудование:  для учащихся  -  альбом, тушь, палочка;  для учителя –  таблицы.

Зрительный ряд: И.Шишкин  «Дубки», «Лесная речка»; Леонардо да Винчи «Дерево»; В.М.Васнецов «Ель»;  М.Врубель «Дерево у забора»; В.Серов «Дуб».

 Музыкальный ряд:   А.Вивальди «Времена года».

План урока.

  1. Беседа «Изображение деревьев в произведениях искусства».
  2. Объяснение задания учащимся.
  3. Выполнение задания учащимися.
  4. Итог урока. Анализ готовых работ.

 Ход урока:

1. Беседа

 Пейзажисту необходимо детально изучить природу, знать особенности деревьев разных пород и возрастов, уметь правдиво написать и отдельную ветку, и пенёк, и камень на дороге, дощатый забор или плетень, каменную или бревенчатую стену.

Та свобода и лёгкость, с которой написаны пейзажи крупных художников, являются плодом большого опыта и пристального изучения природы, точного знания её в деталях.

Например,  если вас заинтересовало строение молодого деревца, сухой ветки или группы веток старого дерева, то в данном случае может быть необязательно введение в рисунок тона. Здесь можно обойтись линией. Возможно, что рисунок станет даже выразительней. Примером такого лаконичного решения может служить «Рисунок дерева» Леонардо да Винчи,   «Ель» В.М.Васнецова, «Дерево у забора» М.Врубеля, «Дуб» В.Серова, «Дубки» и «Лесная речка» И.И.Шишкина. Посмотрите, какими скупыми средствами мастера достигают совершенства. Почти одной линией точно и тонко, как говорят, портретно передано строение и характер деревьев.

Давайте рассмотрим произведения художников-графиков и ответим на вопросы:

  1. С помощью каких выразительных средств даётся изображение?
  2. Что делает чёрно-белые картины «живыми» и выразительными?
  3. С помощью каких выразительных средств (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм) художник создаёт своё произведение?
  4. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и чёрного цвета.
  5. А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем чёрно-белой графики? Когда в лесу остаётся меньше цвета? (Зимой. Деревья почти чёрные на фоне белого снега.)
  6. Чем отличаются цветные краски от чёрной, белой и серой? (Хроматические цвета – все цветные краски, ахроматические – не содержащие цвет, то есть чёрный, белый, серый).

Каждое дерево имеет своё строение. Например, характер строения веток  и сучьев берёз   отличен от строения веток и сучьев ели и сосны.  

 

      2. Объяснение задания учащимся.

Сегодня на уроке мы будем изображать деревья тушью и палочкой.

Учитель объясняет принцип рисования деревьев.

При рисовании дерева надо наметить обобщённые очертания его кроны, представляя силуэт дерева как упрощённую и обобщённую форму.

Далее рисунок дерева сводится к выявлению конструкции – «скелета» дерева, прорисовке основных веток, потом – второстепенных. Очень важно найти верные пропорции (высоту и ширину, соотношения ствола и кроны), определить направление ствола и ветвей, характерный для данного вида дерева силуэт и индивидуальные особенности. Обратите внимание на то, что ветви дерева растут не в одну сторону и не только справа или слева «венчиком», а расположены вокруг ствола. Одни из них тянутся к вам вперёд, другие, наоборот, устремлены в глубину пространства, остальные располагаются как бы по спирали вправо, влево, наискосок. Наметив ствол и передав его положение в пространстве, связав его с землёй у подножия, набрасывайте  самые крупные ветви, следя за их расположением вокруг ствола. Тона ветвей различны. Удалённые ветви слабее по тону и мягче по очертаниям, чем те, которые находятся ближе к вам. При этом  и  ближайшая часть каждой ветви отличается по тону от её удалённой части. Не стремитесь передать каждую мелкую веточку, а передавайте общую массу ветвей тоном. Обобщая второстепенные детали, покажите характерные изгибы крупных ветвей и ствола – всё то, чем отличается одно дерево от другого.

1                2                

  1. 4

        

Рассмотрим динамические таблицы, на которых изображена последовательность изображения пейзажа.

  1. Наметьте на листе карандашом линию горизонта, которой будет подчиняться построение всех объектов пейзажа. Выберите на линии горизонта точку зрения, с которой пейзаж смотрится наиболее выразительно.
  2. Определите геометрические формы стволов и кроны деревьев в пейзаже, пропорциональные отношения деревьев на первом плане к плоскости земли и объектам второго и третьего планов, направление основных веток. Наметьте конструкцию деревьев – ствол с крупными ветвями, а затем сетку мелких веток.
  3. Определите тональные отношения основных масс пейзажа, передавая фактуру стволов деревьев и характер их листвы определённым видом штриховки. Например, стволы деревьев штрихуются вертикальными штрихами, подчёркивающими их направление. Характер листвы деревьев и хвоя ели передаются мелкими штрихами неровной формы.
  4. Проработайте отдельные элементы переднего плана, но избегайте несущественных деталей. Для создания теней накладывайте штрихи один на другой. На ствол дерева переднего плана наносите штриховку в разных направлениях, что подчеркнёт рыхлую структуру коры старого дерева. Детально прорисуйте ствол дерева на переднем плане с наиболее красивыми и эффектными ветками. Заканчивайте рисунок обобщением, так как детали не должны разрушать цельность пейзажа.

Передача фактуры предмета.

                Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких  материалов, как дерево, камень, вода, листва, трава, облака. Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.

Способы штриховки.

        Наклон в одну сторону.

Штрих, чуть касаясь бумаги.

Постепенно усиливая нажим

Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов.

3.Выполнение работ учащимися.

4.Итог урока. Анализ лучших работ.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока по теме "Деловая графика". Использование графиков и диаграмм в 9 -ом классе.

В конспекте урока есть цели и задачи, наглядный материал и практические задания....

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Конспект урока изобразительного искусства для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме: «Н. Рыленков «Деревья. Иллюстрирование литературного произведения"

Конспект интегрированного урока ИЗО и чтения с применением современной технологии правополушарного рисования, с использованием коррекционных упражнений на интер -активной доске  SMART....

конспект урока изобразительного искусства в 6 классе "Пейзаж в графике"

конспект и технологическая карта урока по программе Б.М. Неменского...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Конспект урока информатики на тему: «Графики. Построение графиков»

В набор для подготовки к уроку входят:1. Очень подробная технологическая карта урока,2. Сопроводительная презентация,3. Физкультминутка,4. Музыка отдельным аудиофайлом: https://nsportal.ru/node/653210...