Учебно-методическая разработка НОД по совершенствованию фонетико- фонематических представлений и обучению грамоте (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет) «Умники и умницы»
план-конспект
Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увлекательно проблемно-игровая деятельность, создание творческого поиска для решения вопроса,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_umniki_i_umnitsy.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Снежинка»
Учебно-методическая разработка
непосредственно-образовательной деятельности
по совершенствованию фонетико-
фонематических представлений и обучению грамоте
(для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет)
«Умники и умницы»
Лещева Ольга Анатольевна учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка»
Аннотация
Самое лучшее открытие – то,
которое ребёнок делает сам»»,
Ральф У. Эмерсон,
американский поэт и философ
Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увлекательно проблемно-игровая деятельность, создание творческого поиска для решения вопроса,
Задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, на основе интеграции образовательных областей и системно- деятельностного подхода, что способствует формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности.
В течение занятия соблюдались принципы: развития, научности, системности, последовательности, индивидуальный подход, психологической комфортности, доступности предлагаемого материала.
Для активизации деятельности воспитанников в НОД использованы: методы организации и осуществления познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной деятельности; нетрадиционные методы.
На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- проблемное обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- здоровье сберегающие технологии физкультминутка, технологии доктора Базарного (Режим смены динамических поз);
Данные методы и приёмы позволили вызвать интерес детей к познанию, вызвать активность детей при изучении данной темы, получить результат, позволяющий дошкольнику уметь анализировать, формулировать выводы; учится сотрудничеству друг с другом и в группе, что является необходимым условием для дальнейшего обучения в школе.
Тип НОД: интегрированная.
Время реализации занятия: 25-30 минут
Вид занятия - комбинированное (повторение, выполнение практической работы).
Цели занятия: Различать звуки согласные твердые и мягкие по акустическим и артикуляционным признакам
Задачи:
Корекционно –образовательные:
Закрепить представления о согласных твердых и мягких звуках и их буквенном обозначении;
Корекционно – развивающие:
- развитие артикуляторного, дыхательного и голосового аппарата;
- развитие фонематических процессов путем различия на слух звуков по твердости и мягкости согласных;
- упражнять детей определять место звука в слове и выделять заданный звук, четко его артикулируя;
- упражнять в умении делить слова на слоги;
- упражнять в звуком анализе и синтезе слов;
- закрепить навык послогового чтения;
- закрепить навык словообразования;
- упражнять в навыке правильного согласования слов в предложении;
- упражнять в анализе и синтезе словесного состава предложения;
- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- Формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
- развитие интеллектуальных функций внимания, памяти, мышления, слухового восприятия;
- развитие мелкой моторики мышц рук и профилактики дисграфии;
3. Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать активность и самостоятельность детей на занятии;
- Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: рисунок «Волшебное дерево», рисунки две корзины синего и зеленого цвета, предметные картинки , 3 обруча с карточками 1-2-3, шапочки с цветами, задания лесенки, сюжетные картинки для составления предложений, волшебная палочка, карточки для составления слов из начальных звуков, таблица наложенных букв, карандаши, тетради, медали.
Ход НОД
- Вводная часть.
Организационный момент.
Звучит музыка, дети строятся в круг вокруг педагога.
- Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу, и порадуемся тому, что мы сегодня здесь все вместе . Сегодня нас ждут великие дела. Нам нужно будет много думать и говорить. В этом нам поможет упражнение «Шапка для размышлений»
- Сделайте глубокий вдох. Мягко заверните уши от верхней точки до мочки («мы надели шапку»).Задержите дыхание.
А теперь выдох через рот с открытым сильным звуком А-А-А.;
Вдох-выдох.
- Ребята возьмитесь за руки. Шапку размышлений мы надели, а теперь давайте пожелаем друг другу удачи, которая нам сегодня тоже пригодиться.
( дети предают друг другу ладошкой по цепочки слова -«Удачи Катя» и .д)
- Удачи вам дети. Проходите и садитесь на стульчики.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
- Ребята, скажите какие интеллектуальные игры, вы смотрели по телевизору?
(дети перечисляют)
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Умники и умницы», я буду ведущей этой игры. (надеть шапку).
- Тема нашей игры «Согласные твердые и мягкие»
- Я объясняю правила игры. Перед вами лесенка - заданий (показ).
- Вам предстоит пройти путь от самой нижней ступеньки до самой верхней, подняться на следующую ступеньку сможем, только если справимся с предыдущим заданием.
- Вы называете цвет ступеньки, после этого я зачитываю вам задание.
- Вспомните правило, какие звуки мы называем согласные?
«Звуки, которые нельзя петь и при произнесении, которых воздух во рту встречает преграду, называются согласными».
Задание фиолетовой ступеньки «Волшебное дерево»- определение первого звука в слове и дифференциации его по твердости и мягкости.
- Перед вами волшебное дерево с необычными плодами и две корзины.
Вам необходимо определить в названии слов первый звук твердый он или мягкий и разложить их по корзинам.
Синий цвет- какие согласные,?- твердые
Зеленый цвет- мягкие. ( дети поочередно выходят к доске)
- Как одним словом назвать предметы в синей и зеленой корзинах?
( за правильно выполненное задание ставить фишку на ступеньку)
Задание синей ступеньки «Стук да стук, найди слово милый друг» - умение делить слова на слоги.
(дети надевают шапочки с картинками цветов)
- Мы поиграем в игру «Цветы»
- Перед вами обручи клумбы, под номера 1-2-3 ,это количество слогов в слове. Мы проговариваем и выполняем движения текста «Цветы», по количеству ударов молоточка вы определяете, сколько слогов в названии вашего цветка, громко и четко его называете и встаете в соответствующую клумбу
( садятся на корточки)
Наши нежные цветки – приподнимаются и подымают в Распускают лепестки. верх руки
Ветерок чуть дышит, - качают руками в разные стороны
Лепестки колышет.
(Садятся на места)
Задание желтой ступеньки – умение подбирать родственные слова.
- Образуйте родственные слова от слова- «Цветы»
- назовите ласково цветы?-
- кто выращивает цветы?-
- клумба, где растут цветы, какая?-
- место, где выращивают цветы, называется?-
- растение, на котором распустились цветы, называется как? –
Задание зеленой ступеньки – умение выполнять звуковой анализ и синтез слов.
Игра «Как их зовут?» (индивидуальное задание)
- Вам надо узнать, как зовут девочку или мальчика на вашей карточке, для этого нужно определить первые звуки в словах- названиях предметов изображенных на карточке и составить имя.
( дети индивидуально выполняют, а потом громко называют имя)
Задание красной ступеньки - умение составлять предложения по картинке и определять его словесный состав.
Игра называется «Живая стрелка» ( дети выходят в круг)
- Я буду живой стрелкой, вы идете по кругу со словами :
Стрелка, стрелка покружись
Покажи скорее
Кто из нас умнее?
- На кого указывает стрелка, должен придумать предложение по картинке и определить количество слов в предложении.
Самопроверка: У кого выполнено правильно ставит - круг, ошибка-квадрат.
Профилактика дисграфии.
Разогреть ручки, катая карандаш между ладошками, вспомнить
как правильно держать карандаш)
- Мы выполнили задание красной ступеньки, но здесь возникла проблема, оказывается в этой ступеньке еще одно задание :
Задание Гнома, «Какая буква спряталась?»
( на доске конверт с вставленными на половину буквами)
- Перед вами буквы, которые спрятались, вам надо определить и назвать какие же здесь буквы. ( работают по очереди у доски).
III. Итог занятия. Рефлексия
(приглашаю детей выйти в круг)
- Вот мы с вами и дошли до верхней ступеньки.
-Вам понравилась игра? Что вам понравилось больше всего?
- Скажите, какая ступенька для вас была сложной, легкой?» (отметить положительные стороны детей)
- Наша игра подошла к концу, и я вас награждаю медалями «Умник» и «Умница». Вы теперь справитесь со всеми заданиями в детском саду, школе, потому, что вы много знаете и умеете.
- Давайте скажем друг другу спасибо, за игру.
-Спасибо Катя! и т.д.
- Спасибо, дети вы меня очень порадовали своими ответами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....
Коррекционно-развивающая работа по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недоста...
Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составля...
Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской областиЛогопед Насонова Т.Р. (для р...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран" и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...