Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
методическая разработка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство» городского округа Котельники Московской области
Логопед Насонова Т.Р. (для родителей и воспитателей)
Уважаемые родители и педагоги эти рекомендации помогут вам сформировать у вашего ребенка правильную речь, нормализовать общую и мелкую моторику, улучшить моторную функцию работы артикуляционного аппарата. Развить речевое дыхание и голосовые модуляции. Предлагаемые игры и упражнения будут способствовать развитию фонематического слуха, развитию внимания, памяти, интереса к занятиям.
Стремитесь подходить к заданиям творчески. Предлагайте ребенку поиграть - отправиться в сказочное путешествие, в котором необходимо научить зверей играть в мяч, сдувать с лапок «снежинки», строить домики и петь звуки и т.д. Проводите занятие-игру так, чтобы ребенок был основным действующим лицом. Необходимо дать почувствовать ребенку, что он может не только сам выполнить упражнение, но и научить этому других. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания, но следите за тем, чтобы соблюдались правила, предложенной вами игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomend._dlya_roditeley.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕД: Насонова Т.Р.
Методические рекомендации коррекционно-развивающих занятий для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями.
Уважаемые родители и педагоги эти рекомендации помогут вам сформировать у вашего ребенка правильную речь, нормализовать общую и мелкую моторику, улучшить моторную функцию работы артикуляционного аппарата. Развить речевое дыхание и голосовые модуляции. Предлагаемые игры и упражнения будут способствовать развитию фонематического слуха, развитию внимания, памяти, интереса к занятиям.
Стремитесь подходить к заданиям творчески. Предлагайте ребенку поиграть - отправиться в сказочное путешествие, в котором необходимо научить зверей играть в мяч, сдувать с лапок «снежинки», строить домики и петь звуки и т.д. Проводите занятие-игру так, чтобы ребенок был основным действующим лицом. Необходимо дать почувствовать ребенку, что он может не только сам выполнить упражнение, но и научить этому других. Обязательно хвалите ребенка за правильно выполненные задания, но следите за тем, чтобы соблюдались правила, предложенной вами игры.
Нормализация координации движений, ориентация в пространстве, развитие слухового внимания
Игры с мячом
Бросать и ловить мяч под счет с ударом об пол.
Цели: учить ловить и бросать мяч. Развивать слуховое восприятие. Выдержку. Учить соблюдать правила игры:
- на счёт 1- бросить мяч с ударом об пол маме (педагогу).
- на счёт 2 - поймать брошенный с ударом об пол мяч.
- на счёт 1- ударить мячом об пол и поймать.
- на счёт 2 - подбросить мяч вверх и поймать.
- на счёт 3 - бросить мяч с ударом об пол маме (педагогу).
Рекомендации: после того, как ребенок научится ловить и бросать мяч ритмично под равномерный счет, усложнять задания, затягивая или ускоряя паузы между счетом, давая четкую инструкцию, что мяч можно бросить только тогда, когда услышишь -1, подбросить вверх - на 2 и т.д.
Хлопай-топай
Цели: развивать чувство метра и ритма. Развивать слуховое восприятие.
Развивать зрительную память. Ориентацию в пространстве.
1. Повторять хлопки различного ритмического рисунка.
Ребёнок слушает, как хлопает взрослый и повторяет ритмический рисунок хлопками:
I-I
I-I-I
I - I-I
I-I - I
I-I-I - I
I - I-I-I
I-I - I-I-I
I-I-I - I-I
2. Повторять ритмический рисунок, топая ногой (ритм тот же, что и при хлопках).
- Сочетать: хлопать и топать ногой:
- 2 раза топнуть - 1 раз хлопнуть.
- 1 раз хлопнуть - 2 раза топнуть.
- 2 раза топнуть - 2 раза хлопнуть.
- 3 раза хлопнуть - 2 раза топнуть.
- 3 раза топнуть - 2 раза хлопнуть.
Постепенно усложнять ритмы.
- Хлопать и топать по цветовым таблицам (сделать цветовые таблицы)
Хлопать:
в альбоме, на каждой странице нарисовать вертикальные полоски желтого цвета - это ритмический рисунок. Увидев две жёлтые полоски, ребёнок должен 2 раза хлопнуть в ладоши, три жёлтые полоски - 3раза хлопнуть в ладоши и т.д. Необходимо проявить фантазию, придумывать и рисовать различные ритмические рисунки, сочетая комбинации хлопков: 1 - 2, 2 -1, 1 -3, 2 -3, 3 -1,
3 - 2, 3 -3 и т.д.
Топать:
в альбоме, на каждой странице нарисовать вертикальные полоски зеленого цвета - это ритмический рисунок. Увидев две зелёные полоски, ребёнок должен 2 раза топнуть ногой, три зелёные полоски - 3 раза топнуть ногой и т.д. Рисовать различные комбинации ритмических рисунков, используя зеленый цвет.
Хлопать - топать:
На одной странице нарисовать две полоски: одну полоску жёлтого цвета, другую - зелёного. Ребёнок должен один раз хлопнуть и один раз топнуть. Рисовать различные ритмические рисунки, чередуя цвета: одна зеленая полоска - две жёлтые полоски, две жёлтые полоски - одна зеленая полоска и т.д.
Рекомендации: после того, как ребенок научится хлопать и топать по цветовым таблицам, можно попросить его самостоятельно придумать и нарисовать ритм, а мама (педагог) этот ритм отхлопает. Повторяя, нарисованный ребенком ритмический рисунок, необходимо иногда ошибаться. Важно, чтобы ребенок заметил ошибку и исправил ее.
Необходимо разнообразить деятельность: цветные полоски не только рисовать, но и вырезать, а затем наклеивать вместе с ребенком. Можно менять цвета, заранее обговаривая, на какой цвет надо хлопать, а на какой - топать.
- Выполнение движений по звуковому сигналу:
- 1 хлопок - шаг вперёд.
- 2 хлопка - шаг назад.
- хлопок по коленям - шаг вправо.
- 2 хлопка по коленям - шаг влево.
(менять инструкции)
- Выполнение движений по команде:
- правую руку вверх.
- левую руку на голову.
- правую руку за голову.
- левую руку на правое плечо.
- правую руку вниз.
- правую руку на левое плечо.
- правую руку вверх.
- левую руку вниз и т.п.
7. «Путаница»:
- слушай только команду и выполняй движения: мама (педагог) стоит лицом к ребёнку, выполняет действия противоположные словесной инструкции. Пример: руки - вверх, а мама (педагог)опускает руки вниз и т.д. Ребенок должен услышать команду и поднять руки вверх.
- смотри, что я делаю, и не слушай команду (игра наоборот): мама стоит лицом к ребёнку, выполняет действия противоположные словесной инструкции. Пример: руки - вверх, а мама ставит руки на пояс и т.д. Ребенок должен увидеть, что сделала мама (педагог) и поставить руки на пояс.
Рекомендации: вначале давать задания для рук, постепенно задания усложнять, используя движения из №6.
Пальчиковая гимнастика
Цели: формировать кинестетическую основу движений рук. Развивать мелкую моторику рук, слуховое восприятие, координацию движений.
1. «Вот иду я вверх - вот иду я вниз» - на каждый слог поочередно соединять пальцы в кольцо.
2. « Кулачок – ладошка, я иду как кошка». Плавная смена положений кулачок-ладошка.
3. «Кулачок – ладошка, побежала кошка». На счёт 1-2 менять положение рук.
4. «Кулачок – ладошка - ребро, белка спряталась в дупло». На счёт 1-2-3 менять положение рук.
5. «Гармошка»[] - руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы.
На столе ладошки.
Пальцы разведу,
А потов их снова
Все соединю.
Развожу, соединяю
На гармошке я играю.
Саммомассаж кистей и пальцев рук
1. - растирание ладоней шестигранным карандашом.
2. - растирание ладоней движениями вверх-вниз.
3. - разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
4. - грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Дыхание
Цели: вырабатывать более длительный, плавный, экономичный выдох. Развивать фонационное «речевое» дыхание.
1. Дуть на ватку и язык. Игры:
- «Снежинка»: сделать «снежинки» из ваты, салфеток. Сдувать «снежинки» со стола, ладошки.
- «Футбол»: скатать из ваты мяч. Открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу. Подуть на язык и ватный шарик. Выдох должен быть длинным.
- «Парашют»: небольшой кусочек ваты положить на кончик носа. Открыть рот, высунуть язык и поднять его вверх. Подуть на язык и вату «сдуть парашют». Выдох должен быть длинным.
2. «Кодировки» На одном дыхании петь гласные.
Ввести кодировки гласных звуков: «а» – хлопок перед грудью, «у» - хлопок перед грудью кулачками, «о» - хлопок по коленям, «и» - развести руки в стороны, «ы» - хлопок над головой, «э» - пальцы соединены перед грудью в виде «чашечки». Петь гласные, показывая кодировки от 2-5. Вдох через нос, петь на выдохе:
а→ у а→ у → а а→ э→ и→ о→ у
а→ э а→ э→ о о→ у→ а→ и → э
а→ и а→ и→ у у→ а→ и→ э→ о
а→ о о→ а→ э э→ а→ у→ и→ о
у→ а у→ а→ о и→ а→ у→ э→ о
у→ э и→ о→ у о→ э→ у→ а→ и
у→ и э→ а→ о а→ э→ о→ и→ у
у→ о о→ и→ о э→ и→ а→ у→ о
3. Слоги: на одном дыхании петь слоги от 2-5.
Использовать согласные звуки: Б, Д, В, Г, М, Н
- смена гласных:
БА - БО - БУ - БЫ - БЭ
БО - БА - БЫ - БЭ -БУ
БУ - БА - БО - БЭ - БЫ
(Использовать кодировки гласных).
- смена согласных, гласный звук не меняется:
БА-ДА-ВА-ГА-МА
НО-БО-ГО-ДО-ВО
ДУ-ГУ- БУ-НУ-МУ и т.д.
(Использовать кодировки гласных).
- смена гласных и согласных:
БА-ДО-ГУ-НЭ-ВЫ
МА- ДУ- ГО - ВЭ - НЫ
ДА - ГУ - МО - ВЫ - НЭ
4. Предложения: на одном дыхании произнести предложение, увеличивая количество слов на 1. Пример:
- я иду.
- вот я иду.
- вот как я иду.
- вот как я легко иду.
-вот я с мамой и папой иду.
( Дую, пою, лечу, несу и т.п. подбирать слова, в которых звуки и структура слов не нарушаются).
Звуковой анализ
Цели: развивать фонематический слух. Подготовить к звуковому анализу слов, выделяя звуки в различных позициях (начало, середина, конец).
1. Выделение гласных звуков А-О-У-И-Ы-Э:
- пропевать гласные звуки и на каждый гласный звук рисовать красный кружок. Рассказать, что звуки, которые можно пропеть называются гласными.
- выделять звук их ряда гласных: мама (педагог) произносит цепочку гласных звуков, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук «У» (хлопать на заданный звук).
- определять место звука (начало - середина - конец). Игра «Домики» - выделение звука из ряда гласных звуков. Ребёнок из красных геометрических фигур строит красный домик. Мама (педагог) рассказывает, что в домике живут три гласных звука (положить 3 красных кружочка и назвать звуки «А -О -У»). Первым вышел погулять и спеть свою песенку звук «А», за ним вышел звук «О», а последний «У». Спросить ребенка, какой первый звук, а какой последний. Обратить внимание ребенка на то, что первый звук стоит в начале, а последний - в конце. Назвать и показать звук, который находится в середине. Выкладывать звуковую дорожку из трех звуков и менять последовательность в произношении. Ребёнок должен показывать и называть где в данный момент находится звук «А», звук «О», звук «У». Приучать ребенка к терминам: начало, середина, конец.
Выделение гласных звуков в слове
1. Начало слова:
- назвать картинки, выделяя голосом 1-ый звук, нарисовать схему слова, назвать гласный звук, отметить красным кружком гласный звук в начале слова. Слова: осы, окна, уши, улица, астры, Ира, ива.
- отобрать картинки на заданный звук.
- придумать слова на заданный звук.
2 Середина слова
- при помощи «кодировок» показать, какой гласный звук слышится в слове.
- нарисовать схему слова и отметить гласный звук в середине слова.
- произнести слово, выделяя звук голосом.
- отобрать картинки на заданный звук в середине слова.
Слова: лом, кот, дым, кит, мак, зуб, жук и т.д.
4. Конец слова
Слова: Дима, кино, луна, ноги, руки, бусы, муха, мухи, губы, сады.
- при помощи «кодировок» показать и назвать, какие гласные звуки слышатся в слове.
- нарисовать схему слова и отметить, какие гласные звуки слышатся в слове.
Слова: усы, ура, кино, сады, луна, пила, мухи.
СЛОВО
Слова- предметы
- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слов услышишь.
- нарисовать столько прямых линий, сколько слов услышишь.
- игра: «кто-что»: разложить картинки на две стопки (живые-неживые), учиться правильно задавать вопросы; «Кто – что»
Словообразование и словоизменение
Слова - предметы
- образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Темы: «Игрушки», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Одежда». Использовать картинки и играть с мячом ( мяч -мячик, рука -ручка и т.д.).
- образование множественного числа от единственного (по образцу):
рука -руки, ухо - уши, огурец - огурцы, юбка -юбки и т.д. Показывать картинки. Играть с мячом.
Использовать лексические темы.
- изменение по родам. Игра: «Мой - моя - моё». Раскладывать картинки и играть с мячом.
Слова- действия
- Подбирать глаголы к существительным по темам: «Игрушки», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Одежда», «Животные и птицы».
- Рисовать схемы предложений (нарисовать столько полосок , сколько слов в предложении).
- Согласование существительного с глаголом по родам, числам:
мальчик пел, девочка пела, дети пели и т.д. по темам.
Слова- признаки
- Подбирать определения к словам-предметам.
- игра: «Отгадай про кого или про что говорю» - он круглый, красный, сочный. Что это?
Вначале ребёнок отгадывает, а потом взрослый отгадывает картинку по словам-определениям, которые называет ребёнок. Использовать темы:
«Овощи-фрукты», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Животные и птицы».
- Согласование существительных с прилагательными по родам, числам: красная морковь, красный помидор, красные ягоды, красное солнышко. Игра: «Отгадай». (Использовать предметные картинки). Взрослый спрашивает: про что можно сказать она красная? - он солёный? - оно большое? - и т.д. Затем ребёнок подбирает определения и задаёт вопросы.
3.Рисовать схемы предложений. Считать слова в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"
Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Учебно-методическая разработка НОД по совершенствованию фонетико- фонематических представлений и обучению грамоте (для детей с общим недоразвитие речи 6-7 лет) «Умники и умницы»
Особенностью организации данной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) дошкольников является то, что предмет изучения рассматривается в вопросно-ответной форме. Обучение строилось как увле...
Конспект открытого логоритмического занятия для детей с общим недоразвитием речи старшего возраста: «Как кузнечик помогал слабым»
Цель:Формировать у детей бережное отношение к природе, ее обитателям: насекомым.Воспитывать чувство дружественной поддержки, взаимовыручки, желания придти на помощь в трудной ситуации.Воспитывать жела...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...