Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
консультация на тему

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.  Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как: развитый фонематический (речевой) слух, который лежит в основе        профилактики дисграфии и дислексии; четкая артикуляция звуков родного языка, хорошая устная речь; правильно поставленные первоначальные навыки анализа и синтеза; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чувство ритма, что особенно важно для овладения письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gorbachevoy_s.g.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка к обучению грамоте детей с  общим недоразвитием речи

 III уровня»

Горбачёва Светлана Геннадьевна

учитель-логопед

МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка»

город Нижневартовск

dou68@bk.ru

      Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

       Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как: развитый фонематический (речевой) слух, который лежит в основе        профилактики дисграфии и дислексии; четкая артикуляция звуков родного языка, хорошая устная речь; правильно поставленные первоначальные навыки анализа и синтеза; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чувство ритма, что особенно важно для овладения письмом.

       Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении грамоте, 

Это наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

        Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте является аналитико-синтетический метод, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система, включающая в себя  фонематические представления, фонематический анализ и синтез.    Фонематические нарушения речи, при которых ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, приводит к тому, что дети  недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при  чтении и письме.  Таким образом,  дети с общим недоразвитием речи, без специально организованной коррекционной работы по подготовке  к обучению грамоте не смогут успешно обучаться в школе.

     Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно–действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых при организации коррекционно-образовательной деятельности, является  метод наглядного моделирования. Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им наиболее эффективно овладеть звукобуквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

Одним из этапов логопедической работы при подготовке детей к обучению грамоте является развитие  звукового анализа и синтеза слогов и слов.

          Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений об элементарных формах фонем, по усвоению понятий “звук”, “буква”, “слово”. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смыслоразличительные функции фонем. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить их и наглядно увидеть.   Схемы и модели различных структур (слогов, слов, предложений, текстов) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст  членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

          Организация коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте  разделена на два периода – подготовительный и период непосредственной подготовки к обучению грамоте.

        Так в подготовительный период знакомство со звуками речи детям предлагается  начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях.

      На первоначальном этапе знакомим дошкольников с понятием «звук». Для того чтобы дети быстрее запомнили, что звуки только слышатся и произносятся, использую «Напоминалочку», а увидеть звуки помогают модели звуков «Веселые Ребята». Гласные – девочки в красных рубашках, согласные – мальчики. Синие рубашки – твердые звуки, зеленые рубашки – мягкие звуки. Когда «Веселые Ребята» берутся за руки, получаются слова. Также для индивидуальной работы у детей в «пеналах» имеются фишки красного, синего и зелёного цвета, которые используются для обыгрывания звукового состава слова.

    Помимо общепринятых обозначений звуков цветными квадратиками детям показываю рисунки, символизирующие звуки. При знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета, а звук [у] - кружочком с меньшим диаметром, звук [и] – прямоугольником, символ звука [ы] – половинка круга, [э] – овал. Символы звуков демонстрируются в домиках-панно «Звукового города». Данное панно помогает наглядно определить и запомнить характеристику звуков, образ букв.  Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

    Для подготовки артикуляционного аппарата к постановке искаженно произносимых звуков, использую картинки-символы на «Звуковых полянках», комплекс упражнений для развития ручного и артикуляционного праксиса «Помогаем язычку», игрушка-лягушка, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать необходимый артикуляционный уклад языка. Также используются такие пособия как - "Паровоз", "Ракета", которые помогают понять и определить позиции заданных звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове.

     На этапе введения понятия «слово» сначала проводится работа по соотношению предмета и слова, его обозначающего. Далее вводиться условно-графическое обозначение понятия «слово» - для этого использую картонные полоски из наших «пеналов». Полоски разделены на 2,3,4 части и помогают ввести  понятие «слог», делению слов на слоги и умению их различать. С помощью данных моделей, даем ребенку представление о «коротких» и «длинных» словах – односложных, двусложных, трехсложных. Так как процесс слогового анализа весьма сложен для детей с ОНР, необходимо обязательное использование вспомогательных средств как двигательных (отхлопать, отстучать, прошагать), так и визуальных.

     При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении "Телега" дети слушают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. С этой же целью используются «Вагончики», в которых размещаются картинки, названия которых состоят из разного количества слогов. Так же детям предлагаются  игры – «Шагомер», «Телеграф», которые помогают детям упражняться в делении слов на слоги. С помощью цветных «кнопок» дети учатся делить слова на слоги, подбирать картинки к заданной слоговой схеме.  

  Метод моделирования позволяет детям образно представить структуру слова, используя, заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

     Во второй период проводится непосредственная подготовка к обучению грамоте  дошкольников подготовительной логопедической группы 6-7 года жизни. В этот период обучение начинается с повторения задач старшей группы, но на этом этапе задачи усложняются ,  дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя  схемы звукового состава слов различной конструкции с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков, а так же определять позицию звука, его качественную характеристику, вычленять  ударный звук, составлять схемы предложений.            

     При дифференциации звуков дети не только выделяют их, но и группируют по определенным признакам: твердости - мягкости, глухости - звонкости.

Учить составлять схемы предложений помогает набор конструктора «Строим предложения» - полоски для индивидуальной и групповой работы. Также дети делают зарисовки схем предложений в тетрадях. При усложнении работы над предложением детям предлагается восстановить деформированное предложение. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного его с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

      При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука – буквой, необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются всё те же «Напоминалочки» в виде графических изображений.

       Для развития фонематического слуха наряду с уже известными играми «Слова рассыпались», «Живые звуки», использую  игры, которые очень нравятся детям - «Звуковая мозаика», «Звуковые лабиринты», «Звуковые часы».      Как более сложные задания  детям предлагаются кроссворды, перфокарты.

         Для того чтобы ребенок мог лучше запоминать буквы, различать похожие по написанию буквы, развивать пространственное мышление использую разрезные карточки с буквами.  На каждой карточке написано по одной букве. Карточки разрезаны на две части. Предлагается ребенку собрать буквы. Такие задания очень похожи на игры с разрезными картинками, которые нравятся многим дошкольникам. Составление "разрезных букв" помогают предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).

Так же с целью профилактики зеркальности на письме дошкольникам предлагаются карточки с правильным и зеркальным написанием букв.  С этой же целью используются «Буквы в окошке». Игра помогает хорошо запоминать графические образы букв, не путать буквы в дальнейшем. А «Буквенный конструктор» помогает детям запомнить, из каких элементов состоит буква, что способствует профилактике  пространственных нарушений.  

       С целью совершенствования зрительной и пространственной ориентации детям предлагается игра «Куда улетела бабочка?»

        Развитие графомоторных навыков у детей осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Для этого использую пособие «Маленький помощник», которое способствует формированию навыка правильного захвата карандаша.

          Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).

        Одной  из наиболее эффективных форм совместной работы родителей и детей  по закреплению звуков, умению соотносить звук  с буквой, умению работать с образом буквы    стало изготовление альбома «Мой букварь». Пособие «Мой букварь» создается в течение двух лет коррекционного обучения в процессе совместной деятельности детского сада - ребенка - семьи. Такой «Букварь» помогает ребёнку   запомнить буквы, дифференцировать схожие по изображению буквы, их пространственное соотношение.             Дети совместно с родителями   оформляют отдельные странички на каждую букву, которую изучили в детском саду. Еженедельно оформляется выставка изготовленных страничек, дети видят как можно по –разному оформить, украсить букву.  Ближе к концу коррекционного обучения  все странички оформляется  в одну книгу.  Обязательно делается обложка, на которой пишется название, и перечисляются все авторы-составители (ребенок и члены его семьи, которые помогали ему).

Таким образом, практика показала   эффективность использования метода наглядного моделирования в коррекционной работе  с детьми 5-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи  по подготовке детей к обучению грамоте. Результаты мониторинга показывают положительную динамику развития у детей фонематического  восприятия,  навыков звукового анализа и синтеза,   зрительного восприятия и пространственной ориентации.

Список литературы

  1. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. – М., 1998.
  2. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
  3. Лопухина И. К. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997
  4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону. 2002.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М., ВЛАДОС, 2001.

               

  1. Превращения слов./ Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном

                учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в     развитии

               // Вестник образования. - 1997. - № 6.

  1. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие.

                Санкт-Петербург , 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями

Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению  имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Подготовка к обучению грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к  овладению письмом и чтением и является пропедевтикой ди...

Коррекционно-развивающая работа по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недоста...

Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

Методическое пособие Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи

методическое пособие для практических   логопедов и воспитателей...