Коррекционное занятие по теме «Предлоги». Лексическая тема «Осень».
план-конспект занятия (5 класс)
Цели занятия :
- коррекционные : пополнение и активизация словарного запаса, развитие фонематического слуха, развитие памяти, внимания, мышления, выработка правильного речевого дыхания, развитие силы речевого голоса;
- развивающие : развитие грамматического строя речи, навыков чтения, связной речи;
- воспитательные : воспитание интереса к занятиям и к русскому языку.
Оборудование : ноутбук, интерактивная доска, карточки с пословицами и рассказом про осень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 18.02 КБ |
Презентация осень | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционное занятие по теме «Предлоги ».
Лексическая тема « Осень ».
Воспитателя группы 5-х классов
Хоженцевой Н.А.
Цели занятия :
- коррекционные : пополнение и активизация словарного запаса, развитие фонематического слуха, развитие памяти, внимания, мышления, выработка правильного речевого дыхания, развитие силы речевого голоса;
- развивающие : развитие грамматического строя речи, навыков чтения, связной речи;
- воспитательные : воспитание интереса к занятиям и к русскому языку.
Оборудование : ноутбук, интерактивная доска, карточки с пословицами и рассказом про осень.
Ход занятия :
1. Организационный момент.
- Какое слово написано на доске ? ( осень ).
- Назовите приметы осени :
1. Осенью солнце греет плохо.
2. Осенью небо хмурое, пасмурное.
3. Осенью листья желтеют и опадают.
4. Осенью птицы улетают в теплые края.
5. Осенью животные готовятся к зиме.
6. Осенью люди собирают урожай.
7. Дни становятся короче, а ночи – длиннее.
- Кто уже догадался о том, с какой темой будет связано наше занятие сегодня ? ( осень )
Дыхательная гимнастика :
- На счёт 4 – вдох через нос, выдох через рот.( 5 раз ).
- Вдох через нос, на выдохе назвать овощи.
- Вдох через нос, на выдохе назвать явления природы.
2. Основная часть.
"Существительные в косвенном падеже с предлогами " в", "под","за", "над", "впереди", "сзади", "около".
- Стихотворение об осени с пропущенными предлогами :
Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтых листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий.
На листочках белый иней. .
- Чего не хватает в этом стихотворении ?(предлогов)
- Что такое «предлоги»?
Предлоги - служебные слова, выражающие в сочетании с косвенными падежами существительных различные отношения между формами имени и другими словами в предложении. Уточняя, дополняя и делая более разнообразными значения косвенных падежей, предлоги не играют в предложении самостоятельной роли и поэтому членами предложения не являются. Значение предлогов выявляется только в сочетании с падежными формами.
- Сообщение темы занятия.
-Пословицы и поговорки
. - Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам дальновидный народ уже смотрел на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например: стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная.
Народ следил за погодой на дворе, приглядывался к стаям птиц, готовящихся к отлету, смотрел на осенний дождь.
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
В сентябре синица просит осень в гости.
День прозевал — урожай потерял
Ноябрь — ворота зимы.
Октябрь плачет холодными слезами.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осенью и у воробья пир.
Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
- Назовите пословицы, в которых есть предлоги.
-Проговорить громко.
-Определите, какой картинке какая поговорка соответствует.
Весна красна цветами, а осень снопами
Осень - время собирать урожай
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зимаВ осеннее ненастье семь погод на дворе
Красна ягодка, да на вкус горька
У зайцев шерсть побелела - зима близко
Теплая осень - к долгой зиме
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут
- Как рябины много - так дождливая осень, мало рябины - значит, осень сухая будет
Кошка мордочку прячет - на холод
Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу - поздней зимы
Облака редкие - будет ясно и холодно
Раннее опадание листвы - к ранней зиме
- Динамическая пауза.
- хлопки руками: над головой
перед собой
за спиной
под левой ногой
под правой ногой
возле левого уха
возле правого уха
- Работа по картине (составить предложения с предлогами).
- Учим скороговорку:
Все клёны стали рыжие.
И не один не дразнится:
Раз всё равно все рыжие,
Кому какая разница ?
- Произносить строчку – громко, строчку – тихо, потом – наоборот.
Словарь : ненастье – дождливая, пасмурная, холодная погода.
3. Итог.
- Над какими темам мы сегодня работали ?
- Оценка деятельности учащихся на занятии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Солнце греет плохо. 2. Небо хмурое, пасмурное. 3. Листья желтеют и опадают. 4. Птицы улетают в тёплые края. 5. Животные готовятся к зиме. 6.Люди собирают урожай. 7. Дни становятся короче, а ночи – длиннее. Приметы осени :
В , на , около , по. Осень. … утрам морозы . … рощах жёлтых листопад . Листья … берёзы Золотым ковром лежат. … лужах лёд прозрачно – синий. … листочках белый иней.
Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтых листопад. Листья окол о берёзы Золотым ковром лежат. В лужах лёд прозрачно-синий. На листочках белый иней.
Предлог– служебная часть речи, которая служит для связи существительных, местоимений, ч ислительных с другими словами. Предлоги не имеют морфологических характеристик и не являются членами предложения. Предлог всегда связан с косвенным падежом и может употребляться либо с одним, либо с несколькими падежами.
В сентябре огонь и в поле, и в избе. В сентябре синица просит осень в гости. День прозевал – урожай потерял. Ноябрь – ворота зимы. Октябрь плачет холодными слезами. Осень идёт и за собою дождь ведёт. Осенью и у воробья пир. Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Осень - время собирать урожай .
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима .
В осеннее ненастье семь погод на дворе .
Красна ягодка, д а на вкус горька.
У зайцев шерсть побелела – зима близко.
Высоко перелётные птицы летят осенью, так снегу много будет,а низко – так малы снега будут .
Как рябины много-так дождливая осень,мало рябины-значит осень сухая будет .
Все клёны стали рыжие. И не один не дразнится: Раз всё равно все рыжие, Кому какая разница?
Ненастье – д ождливая, пасмурная, холодная погода.
СПАСИБО !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме повторение по теме предлог
Данный урок относится к типу изучениеповторение и обобщение узученного материала.Различные виды работ помогают хорошему обобщению узученного материала и закреплению знаний . Данный урок проходил...
Конспект занятия в подготовительной группе Лексическая тема: «Школьные принадлежности»
Конспект занятия в подготовительной группеЛексическая тема: «Школьные принадлежности» с использованием иллюстрированных чистоговорок для автоматизации поставленных звуков Задачи:...
Технологическая карта коррекционного занятия по РРС и ФПСР. Тема ФПСР: "Звуки С, Л. Логическое ударение". Тема РРС "Восприятие текста "В театре"
Технологическая карта коррекционного занятия и презентация...
Презентация к познавательному занятию в логопедической группе. Лексическая тема "Электроприборы"
Презентация к логопедическому занятию "Электроприборы"...
Закрепление материала по лексической теме "Детский сад", "Игрушки", "Осень" в домашних условиях.
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, учителем -дефектологом даны рекомендации по закреплению лексических тем в домашних ...
Технологическая карта логопедического занятия. Систематизация знаний по лексической теме «Зима».
Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления и обогащения словарного запаса детей. Снятие эмоционального напряжения, восстановление работоспособности, активизация познавательного инт...
методическая разработка: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ для детей с ОВЗ Тема занятия «Автовокзал» ( возраст детей 11-12 лет)
Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деят...