Коррекционное занятие по теме «Предлоги». Лексическая тема «Осень».
план-конспект занятия (5 класс)

Хоженцева Наталья Александровна

Цели  занятия :

- коррекционные :  пополнение  и активизация  словарного запаса, развитие фонематического слуха, развитие памяти, внимания, мышления, выработка правильного речевого дыхания, развитие силы речевого голоса; 

- развивающие : развитие  грамматического строя речи, навыков  чтения, связной  речи;

- воспитательные :  воспитание интереса к занятиям и к русскому языку.

Оборудование :  ноутбук, интерактивная доска, карточки с пословицами и рассказом про  осень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия18.02 КБ
Файл Презентация осень2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное  занятие  по  теме  «Предлоги ».

 Лексическая   тема « Осень ».

            Воспитателя группы 5-х классов

            Хоженцевой Н.А.

                       

Цели  занятия :

- коррекционные :  пополнение  и активизация  словарного запаса, развитие фонематического слуха, развитие памяти, внимания, мышления, выработка правильного речевого дыхания, развитие силы речевого голоса;  

- развивающие : развитие  грамматического строя речи, навыков  чтения, связной  речи;

- воспитательные :  воспитание интереса к занятиям и к русскому языку.

Оборудование :  ноутбук, интерактивная доска, карточки с пословицами и рассказом про  осень.

Ход  занятия :

1. Организационный момент.

-  Какое слово написано  на доске ? ( осень ).

- Назовите  приметы осени :

1. Осенью солнце греет плохо.

2. Осенью небо хмурое, пасмурное.

3. Осенью листья желтеют и опадают.

4. Осенью птицы улетают в теплые края.

5. Осенью животные готовятся к зиме.

6. Осенью люди собирают урожай.

7. Дни становятся  короче, а  ночи – длиннее.

- Кто  уже догадался о том, с  какой темой будет  связано  наше  занятие  сегодня ? ( осень )

 Дыхательная  гимнастика :

- На счёт 4 – вдох через нос, выдох через  рот.( 5 раз ).

- Вдох через нос, на выдохе назвать  овощи.

- Вдох через нос, на выдохе назвать явления природы.

2. Основная  часть.

"Существительные в косвенном падеже с предлогами " в", "под","за", "над", "впереди", "сзади", "около".

- Стихотворение  об осени с пропущенными  предлогами :

Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтых листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий.
На листочках белый иней. .

- Чего  не  хватает в этом стихотворении ?(предлогов)

- Что  такое «предлоги»?

Предлоги - служебные слова, выражающие в сочетании с косвенными падежами существительных различные отношения между формами имени и другими словами в предложении. Уточняя, дополняя и делая более разнообразными значения косвенных падежей, предлоги не играют в предложении самостоятельной роли и поэтому членами предложения не являются. Значение предлогов выявляется только в сочетании с падежными формами.

- Сообщение темы занятия.

-Пословицы и поговорки

. - Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам дальновидный народ уже смотрел на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например: стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная.

Народ следил за погодой на дворе, приглядывался к стаям птиц, готовящихся к отлету, смотрел на осенний дождь.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре синица просит осень в гости.

День прозевал — урожай потерял

Ноябрь — ворота зимы.

Октябрь плачет холодными слезами.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осенью и у воробья пир.

Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.

- Назовите пословицы, в которых есть предлоги.

-Проговорить громко.

-Определите, какой  картинке какая поговорка соответствует.

Весна красна цветами, а осень снопами

Осень - время собирать урожай

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зимаВ осеннее ненастье семь погод на дворе

Красна ягодка, да на вкус горька

У зайцев шерсть побелела - зима близко

Теплая осень - к долгой зиме

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут

- Как рябины много - так дождливая осень, мало рябины - значит, осень сухая будет

Кошка мордочку прячет - на холод

Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу - поздней зимы

Облака редкие - будет ясно и холодно

Раннее опадание листвы - к ранней зиме

- Динамическая пауза.

- хлопки руками: над головой

                          перед собой

                          за спиной

                          под левой ногой

                          под правой ногой

                          возле левого уха  

                          возле правого уха

- Работа по картине (составить предложения с предлогами).

- Учим скороговорку:

Все клёны стали рыжие.

И не один не дразнится:

Раз всё равно все рыжие,

Кому какая разница ?

- Произносить строчку – громко, строчку – тихо, потом – наоборот.

Словарь : ненастье – дождливая, пасмурная, холодная погода.

3. Итог.

- Над  какими темам мы сегодня работали ?

- Оценка деятельности учащихся на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Е Ь Н С О

Слайд 2

1. Солнце греет плохо. 2. Небо хмурое, пасмурное. 3. Листья желтеют и опадают. 4. Птицы улетают в тёплые края. 5. Животные готовятся к зиме. 6.Люди собирают урожай. 7. Дни становятся короче, а ночи – длиннее. Приметы осени :

Слайд 3

В , на , около , по. Осень. … утрам морозы . … рощах жёлтых листопад . Листья … берёзы Золотым ковром лежат. … лужах лёд прозрачно – синий. … листочках белый иней.

Слайд 4

Осень. По утрам морозы. В рощах жёлтых листопад. Листья окол о берёзы Золотым ковром лежат. В лужах лёд прозрачно-синий. На листочках белый иней.

Слайд 5

Предлог– служебная часть речи, которая служит для связи существительных, местоимений, ч ислительных с другими словами. Предлоги не имеют морфологических характеристик и не являются членами предложения. Предлог всегда связан с косвенным падежом и может употребляться либо с одним, либо с несколькими падежами.

Слайд 6

В сентябре огонь и в поле, и в избе. В сентябре синица просит осень в гости. День прозевал – урожай потерял. Ноябрь – ворота зимы. Октябрь плачет холодными слезами. Осень идёт и за собою дождь ведёт. Осенью и у воробья пир. Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.

Слайд 7

Весна красна цветами, а осень снопами.

Слайд 8

Осень - время собирать урожай .

Слайд 9

Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима .

Слайд 10

В осеннее ненастье семь погод на дворе .

Слайд 11

Красна ягодка, д а на вкус горька.

Слайд 12

У зайцев шерсть побелела – зима близко.

Слайд 13

Высоко перелётные птицы летят осенью, так снегу много будет,а низко – так малы снега будут .

Слайд 14

Как рябины много-так дождливая осень,мало рябины-значит осень сухая будет .

Слайд 16

Все клёны стали рыжие. И не один не дразнится: Раз всё равно все рыжие, Кому какая разница?

Слайд 17

Ненастье – д ождливая, пасмурная, холодная погода.

Слайд 18

СПАСИБО !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме повторение по теме предлог

Данный урок относится к типу изучениеповторение и обобщение узученного материала.Различные виды работ помогают хорошему обобщению узученного материала и закреплению  знаний . Данный урок проходил...

Конспект занятия в подготовительной группе Лексическая тема: «Школьные принадлежности»

Конспект занятия в подготовительной группеЛексическая тема: «Школьные принадлежности» с использованием иллюстрированных чистоговорок для автоматизации поставленных звуков Задачи:...

Закрепление материала по лексической теме "Детский сад", "Игрушки", "Осень" в домашних условиях.

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, учителем -дефектологом даны рекомендации по закреплению лексических  тем  в домашних ...

Технологическая карта логопедического занятия. Систематизация знаний по лексической теме «Зима».

Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления и обогащения словарного запаса детей. Снятие эмоционального напряжения, восстановление работоспособности, активизация познавательного инт...

методическая разработка: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ для детей с ОВЗ Тема занятия «Автовокзал» ( возраст детей 11-12 лет)

Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деят...