методическая разработка: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ для детей с ОВЗ Тема занятия «Автовокзал» ( возраст детей 11-12 лет)
методическая разработка (5 класс)

Волкова Галина Николаевна

Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Особую актуальность развитие функциональной грамотности приобретает для детей с ОВЗ вне зависимости от нозологии нарушения, так как в процессе ее формирования происходит развитие навыков, необходимых при решении задач в бытовых и жизненных ситуациях.

Учащиеся с нарушениями с ОВЗ часто  имеют проявляющиеся в той или иной степени проблемы речевого развития и особенности познавательной деятельности. Прежде всего, такие  обучающиеся  испытывают серьезные информационные, коммуникативные и социальные затруднения, что негативно влияет на формирование всех видов функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности у них следует осуществлять на основе развития речи как средства общения и познания.

Согласно одному из ключевых подходов в образовании – системно-деятельностному,сам ученик должен быть субъектом своей деятельности, должен уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Включение ребенка в процесс занятия в качестве непосредственного участника и организатора позволяет решать целый спектр задач, как личностных и метапредметных, так и коррекционных.

Данное занятие, направлено на формирование и развитие функциональной грамотности детей, где главная задача реализуется с помощью современных активных  педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_fg.docx100.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнемазинская средняя школа имени Д.В.Давыдова»

методическая разработка:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ для детей с ОВЗ

Тема занятия «Автовокзал»

( возраст детей 11-12 лет)

Автор:

Волкова Галина Николаевна

учитель-дефектолог,

учитель истории и обществознания.

В.Маза

2023г.

Аннотация

Функциональная грамотность — это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Особую актуальность развитие функциональной грамотности приобретает для детей с ОВЗ вне зависимости от нозологии нарушения, так как в процессе ее формирования происходит развитие навыков, необходимых при решении задач в бытовых и жизненных ситуациях.

Учащиеся с нарушениями с ОВЗ часто  имеют проявляющиеся в той или иной степени проблемы речевого развития и особенности познавательной деятельности. Прежде всего, такие  обучающиеся  испытывают серьезные информационные, коммуникативные и социальные затруднения, что негативно влияет на формирование всех видов функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности у них следует осуществлять на основе развития речи как средства общения и познания.

Согласно одному из ключевых подходов в образовании – системно-деятельностному,сам ученик должен быть субъектом своей деятельности, должен уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Включение ребенка в процесс занятия в качестве непосредственного участника и организатора позволяет решать целый спектр задач, как личностных и метапредметных, так и коррекционных.

Данное занятие, направлено на формирование и развитие функциональной грамотности детей, где главная задача реализуется с помощью современных активных  педагогических технологий

Задачей этой технологии является максимальная активизация каждого ребенка в самостоятельную работу по решению проблем, возникающих на жизненном пути. Для детей с ОВЗ это связанно, главным образом, с социализацией и коммуникацией, познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, что, разрешает первичную задачу по адаптации в обществе.

«Отрыв» учащихся от рабочих мест, включение детей в непосредственную деятельность и конкретные ситуации способствуют возникновению положительных мотивов к учебе, заставляет проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. С помощью таких занятий  обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию мотивации к учению.

Тема занятия: Автовокзал»

Занятие направлено на развитие следующих компонентов функциональной грамотности:

- общая грамотность;

- информационная грамотность;

- коммуникативная грамотность;

- грамотность при решении бытовых проблем.

Учебная программа:

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема:  «Автовокзал»

Цель: создание условий для формирования общей, информационной, коммуникативной грамотности при решении распространенных бытовых проблем ,связанных с использованием общественного транспорта, пользованием услугами автостаций и автовокзалов у обучающихся с ОВЗ.

Задачи

  1. Учебная :выполнение учебных прблемных заданий; умение выделять общие и отличительные признаки, умение работать с информацией, овладение предметными умениями.
  1. Регулятивные: соблюдать правила поведения, умения принимать цели, включаться в деятельность, следовать предложенному образцу или плану, умения соотносить свои действия и результаты с образцом, умения принимать оценку деятельности.
  2. Коммуникативные: умение слушать, понимать инструкцию к учебному заданию, умение вступать в контакт, работать в коллективе, умение воспроизводить изучаемый материал.
  3. Коррекционно – развивающая: способствовать развитию внимания, слуховой и зрительной памяти, анализа и синтеза, связной устной речи, эмоционально- чувственной сферы.
  4. Воспитательная: способствовать воспитаю положительных нравственных качеств личности, развитие коммуникативных учений, положительного отношения к окружающей действительности, бытовых навыков , культуры общения и речи в рамках созданной интерактивной бытовой ситуации.

Предполагаемые результаты:

  • Предметные: знать и понимать значение слов «Транспорт»,»Общественный транспорт», «Автовокзал», «Автостанция», «Пассажир», «Пассажирский билет», «правила дорожного движения», уметь работать с полученной информацией, находить нестандартные пути решения проблемных жизненных ситуаций.
  • Личностные: положительное отношение к деятельности, выполнение учебных заданий и поручений, осуществление контроля и самоконтроля, умение работать в группе,умение ориентироваться в картографическом пространстве и перенести его на местность.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация к уроку , дидактический материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Каркавина Л.Д.  Дидактические игры и коррекционные упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. ГКУЗ «Полысаевский дом ребенка «Родничок».
  2.  Кожурова Алина Алексеевна, Неустроева Милидора Изотовна. "Применение кейс-технологий в основной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников" Проблемы современного педагогического образования, № 60-4, 2018, С. 212-215.
  3. Формирование функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе развития проектной деятельности, - М. Л. Любимов О. Г. Приходько М. О. Захарова А. А. Мокс., 2020 г. Москва.

Технологическая карта учебного коррекционного занятия  для детей с ОВЗ

Тема занятия «Автовокзал»

Этап урока

Содержание

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Методы и приёмы

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Организация обучающихся, включение в деятельность.

Мотивация к учебной деятельности,

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт с обучающимися через мотивационную игру.

Упражнения на мобилизацию внимания .

  1. Игра  « Составь слово»

-из букв + картинка;

-из слогов + картинка;

-из разрезных слогов составить несколько слов;

Выбираем тематические задания ,связанные с темой урока.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала необходимого для открытия нового знания

Демонстрируют полученные знания, активно участвуют в беседе.

Создаёт условия для

демонстрации учащимися полученных знаний.

Предлагает задания на актуализацию знаний.

Учитель задает вопросы:

-Любите ли вы путешествовать ?

-С использованием какого вида транспорта можно отправиться в   поездку?

-Как дое́хать до ближайшего к нам автовокзала?

-Каки́е докуме́нты должны́ быть у путеше́ственника?

-Ты е́здил на автобусе,куда?

-Как до́лжен вести́ себя́ пассажи́р в автобусе?

-За како́е вре́мя до отправле́ния пассажи́ры приезжа́ют на вокза́л?

Беседа

Цель беседы — определение опыта поведения в ситуациях посещения Автовокзала; уточнение значений слов.

Определение проблемы

Постановка учебной проблемы. Создание проблемной ситуации для учащихся. Выявление затруднений. Мотивация к пробному действию.

Формулировка проблемного вопроса. Подведение к теме урока

Пытаются решить поставленную проблему на основе полученного пассажирского билета на автобус.

.

Предлагает проблемное задание, которое ученики не могут выполнить.

- Каждый ученик получает пассажирский «билет» с указанием номера автобуса, направления следования       ( места), времени отправления, начальной и  конечной станции и определяется цель цели поездки.

-так же каждый ученик получает карту Радищевского района, по которой необходимо определить ближайший населенный пункт ,где есть автовокзал и проложить путь до него.

Приёмы: Проблемное интерактивное  

задание :

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\autobus.travel-biletyi-na-avtobus.jpg

( в качестве дидактического материала раздаются автобусные билеты)

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото\14.jpg

Карта Радищевского района + слайд на презентации

Постановка темы урока, целеполагание,

Определение задач урока (Поиск путей решения проблемы)

Постановка темы. Постановка цели.

Определение задач

Опираясь на проблему урока пытаются самостоятельно

формулировать  тему и цель урока (Цель урока: научиться  правильно пользоваться общественным транспортом, именно, автобусом в нашей местности)

Ставят задачи для

достижения цели, которые направлены на решение проблемы:

- как добраться до ближайшего вокзала;

- куда из Радищева можно доехать на автобусе;

-  что такое расписание автобусов;

- где можно посмотреть расписание автобусов;

- если трудно разобраться в расписание, то какой выход из ситуации;

- правила поведения пассажиров.

Мотивирует (подталкивает) обучающихся на

определение темы и целей урока.

При затруднениях в

формулировке темы или целей использовать наглядные подсказки – презентация .

При определении задач можно использовать методы: закончи

Предложение, ДА или НЕТ, картинки-подсказки

Например:

-Чтобы доехать из села Верхняя Маза  до поселка Радищево, нужно проехать такие села, как…

- Автовокзал – это место , откуда….

- ближайший автовокзал находится …..

Деятельность по решению учебной проблемы

Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

Организация деятельности,

направленной на решение учебной проблемы.

Фиксация практически полученных знаний.

Строят гипотезы. Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы и способы достижения результата (решения проблемных ситуаций).

Ученики пытаются :

 - Определить, что произошло;

- Из общего потока сообщений, выбрать единственно верное для себя (определить, как изменились время отправления и вектор движения состава);

- Попросить помощи у других «пассажиров»;

-  Оказать помощь другим «пассажирам»;

- Примерить на себя роль «сотрудника» информационного центра;

- отрабатывают правила поведения в общественном транспорте.

Учитель моделирует бытовую проблему – Имея пассажирский билет Вы прибыли на автовокзал ВДРУГ электронное табло отключилось и  получить информацию Вы можите, опираясь только на остаточный слух.

Учитель произносит информационные сообщения:

- По техническим причинам электронное табло не работает. Слушайте объявления дежурного.

- В результате сильнейшего снегопада отправления автобусов задерживается на неопределенное время.

- Автобус Радищево-Ульяновск, следующий через Кузоватово задерживается.

- Автобус Павловка-Сызрань отправляется с первой площадки

- Время отправления автобуса Старая Кулатка-Сызрань 14:30.

( для каждого ученика индивидуальная ситуация)

Отработка алгоритмов действия в различных проблемных жизненных ситуациях алгоритмов,

дополнение алгоритмов собственными находками, формулировка правила (алгоритма) по аналогии, диалог,

поисковый метод.

Первичное

закрепление

Устанавление осознанности ситуации, фиксация нового знания (итог предыдущего этапа

урока)

Фиксируют новые знания на основе демонстрации слайдов тематической презентации (Приложение1)

Обращает внимание учащихся на правила использования  общественного транспорта, ПДД, правила поведения в автобусе, правила поведения в здании автовокзала.

Упражнения (от простого к сложному), дидактическая игра «Путешествие на автобусе»

Коррекция

Выявление ошибок и недочётов

Проверяют  правильность решения проблемных ситуаций,

выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

Корректирует, помогает преодолеть возникшие затруднения,

консультирует

Задания, направленные на коррекцию ошибок

Оценивание

Самооценивание, взаимооценивание

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу,

работу другого ученика, используя выражения :

- справился с проблемой;

- затруднялся в следующем;

- могу все  выполнить правильно.

Консультирует, обосновывает оценки

самооценивание        по данным критериям

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

Возвращение к теме, цели и задачам урока.

Вспоминание темы, достигнуты ли цели, решена ли проблема,

выполнены ли задачи.

Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Организует подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной

деятельности обучающихся (оценка личного вклада в совместную учебную

деятельность), достижение поставленной цели

глубины знаний. Дает характеристику деятельности класса.

Отмечает типичное в успешности усвоения и недостатки.

Характеризует возможности класса и отдельных обучающихся. Кратко планирует работу

Беседа сюрпризный момент – предлагается онлайн-путешествие по городу Ульяновску       ( видеосюжет)

https://yandex.ru/video/preview/17899941944938365492

 (Предлагаю ссылку на видеосюжет, возможен выбор на усмотрение педагога)

__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие воображения у детей на занятиях изобразительным искусством»

Данная методическая разработка направлена на развитие воображения, творческого мышления детей младшего и среднего школьного возраста. Придумывая нестандартные решения, изображая несуществующие понятия...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"

Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....

Методическая разработка "Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке в учреждениях дополнительного образования детей"

Методическая разработка предназначена для организации индивидуальных занятий по музыке в учреждениях дополнительного образования. Содержит материалы для углубленного изучения психолого-педагогических ...

Методическая разработка занятия по мини - футболу для группы второго-третьего года обучения. Тема занятия: Технико -тактические приёмы игры.

В данной разработке представлены игровые упражнения с ударами по воротам, способы обучения и тренировки технико-тактических действий при выполнении комбинаций "Стенка", "Двойная стенка...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на внеурочном занятии «Английские банкноты» (курс ВУД «Деловой английский язык») 7 класс

Данная разработка представляет собой авторский вариант заданий по различным компонентам функциональной грамотности созданных учителем английского языка Смоляковой И.В.: читательской, математической, к...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»

Методическая разработка«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»Шеломенцева Анна Геннадьевнаметодист ИМЦ Адмиралтейского района Функциональная грамотност...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...