Технологическая карта логопедического занятия. Систематизация знаний по лексической теме «Зима».
план-конспект урока

Толчева Алла Евгеньевна

Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления и обогащения словарного запаса детей. Снятие эмоционального напряжения, восстановление работоспособности, активизация познавательного интереса, улучшение концентрации внимания, снижение трудностей переключения с одного вида деятельности на другой, развитие межполушарных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_zima.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Толчева Алла Евгеньевна

Группа (класс, логопедическое заключение)

2 класс

НВ ОНР

Тема занятия

Систематизация знаний по лексической теме «Зима»

Цель

Развивать навык языкового анализ и синтеза

Задачи

Образовательные:

  • Формирование у учащихся навыка правильного письма.
  • Усвоение и дифференциация  понятия звук-буква, слог, слово, предложение.
  • Обогащение речи детей путем ввода «зимних» слов.
  • Обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи).
  • Учить устанавливать грамматические обобщения.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность.
  • Совершенствовать навык анализа и синтеза предложения.
  • Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.
  • Развивать навыки грамматически правильной речи.
  • Совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление).
  • Развивать межполушарное взаимодействие

Воспитательные:

  • Воспитание культуыу речевого общения.
  • Воспитание мотивации к овладению навыком письма.
  • Обеспечение условий по формированию сознательной дисциплины и норм поведения.
  • Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитание критичности и адекватного отношения к результатам своей деятельности.
  • Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).

Универсальные учебные действия

  • ЛичностныеУУД:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формировать адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
  • формировать умение отстаивать и аргументировать свое мнение.
  • Регулятивные УУД: формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).

  • Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;

формировать умение работать в паре, группе.

  • Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;
  • на основе анализа объектов делать выводы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Задачи

Методы и приёмы работы Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Этап мотивации

3 мин

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение  в деятельность

Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении

Развивать межполушарные взаимодействия и повышать энергетизацию организма за счёт глазодвигательных упражнений и дыхания, активизировать процесс обучения

Показ образца выполнения

Ф –фронтальн.,

И – индивид., П – парная,

Г – групповая

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения.

- Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий,  новых  открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Выполним упражнение «Крюки Дэннисона» и повторяйте  за мной:  « Мы спокойны  и доброжелательны. Мы внимательны и успешны. Всё у нас получится». А теперь глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот.

Приветствуют друг друга

Выполняют упражнение «Крюки Дэннисона»

Постановка темы и цели занятия

4 мин

Умение анализировать, обобщать. определение темы, постановка  задач

Закрепить умение производить звукобуквенный анализ в умственном плане, соотносить слова с формулой, умение анализировать

Приём: «включение в игру».

Практические: аналитико-синтетические

Проблемная ситуация

Ф –фронтальн.,

Задача: активизация мышления.

Нацеливание: Быстро сообразите и ответьте:

  • Какой сейчас месяц по счету в году?
  • Какое это время года?
  • Какое время года было до зимы? После зимы?
  • Назовите по порядку зимние месяцы.

Задача: развитие умения подбирать звуковую схему слова.

У меня в руках необычная снежинка. Она каждому подарит свой лучик, по которому вы сможете найти свое рабочее место. Нужно сопоставить  слово на луче снежинки со звуковой схемой, которая лежит на столе

- Молодцы, вы все старались и правильно и быстро отвечали на мои вопросы и нашли свои  рабочие места.

Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач.

Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии, прочитайте слова, которые подарила нам снежинка.

Кто догадался,  какая у нас будет тема занятия?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о зиме.

Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Не страшен суровый мороз,

 Не мерзнет морковкою нос.

 Но солнце пригреет и в миг -

 Растает большой ... (снеговик)

К нам в гости пришёл Снеговик. Но он очень грустный. Что-то с ним случилось. Оказывается, его только недавно слепили и теперь, чтобы не растаять  весной, а попасть в Снежное царство, ему надо сдать экзамен: выполнить задания  Зимы.

Поможем ему, ребята?

 

А за каждый правильный ответ – снежинка.

Мы украсим нашего Снеговичка этими снежинками. Я уверена, что вы успешно справитесь со всеми заданиями зимы и наш Снеговик будет очень красивый.

- Согласны?

- Тогда за дело

Задача: развитие мелкой моторки

Нацеливание.

Сегодня нам предстоит выполнить много заданий,но сначала мы должны сначала наши руки «разогреть».

Раз, два, три, четыре,

 Мы с тобой снежок слепили.

 Круглый, крепкий, очень гладкий

 И совсем, совсем не сладкий

 Раз – подбросим, два – поймаем,

 Три – уроним и..сломаем.

Ученики отвечают на вопросы.

Обучающиеся садятся в кружок, держась за руки, и произносят:

Ученики отвечают

Зимой.

Предполагаемые ответы детей.

Ученики по слову, написанному на луче снежинки находят свое рабочее место, рассаживаются по местам.

Дети берут массажный мяч, зажимают его и катают между ладонями. Затем кладут мяч в правую руку, обхватывают его пальцами, сжимают и разжимают несколько раз.

Этап актуализации знаний

2 мин

Наглядно-демонстрационные: показ способа действия

- Я вижу, вам очень нравится эта игра, и вы замечательно с ней справились. А теперь потрогайте свои пальчики, они «разогрелись»?

Задача: развитие фонематического анализа (звуковой анализ слова).

Нацеливание.

- А сейчас я прочитаю первое задание Зимы из конверта, который принес нам Снеговик.

«Составьте звуковую рубашку слов, которые подарила снежинка».

Запишите транскрипцию   этих слов.

  Подведение итога.

- Поменяйтесь  листочками, теперь каждый из вас учитель. Проверьте! Сравните с правильным вариантом ответа.

- Вы замечательно справились с первым заданием и получаете по снежинке. Положите ее в верхний правый угол стола.

Этап выявления затруднений

5 мин

Задача: развитие лексико-грамматического строя.

Нацеливание.

- Ребята, в следующем задании Зима просит рассказать о ней.

- Если зимой холод, то это какая зима?

-  Если зимой снежно, то значит зима какая?

- А если зимой морозно, то какая зима?

Если часто метет метель, то зима какая?

- А если часто гуляет вьюга, то зима какая?

- Если на улице сильный ветер,

  Если говорят, что на улице студено, то зима какая?

-Если зима наступила рано, то зима какая?

-Если зима наступила поздно, то зима какая?

-А если зима долго не кончается, то зима какая?

А какие слова мы подбирали?

А сейчас мы будем работать в парах. Возьмите карточки и выполните следующее задание: подберите к словам, написанным слева слова,  написанные справа. Проведите стрелочки от слова-предмета к подходящему по смыслу слову-действию.

Мороз (что делает?) —…

Метель (что делает? —… .

Снег (что делает?) —… .

А теперь прошу по одному представителю команды выйти к доске и прочитать выбранные слова.

Подведение итога этапа.

- Вы правильно назвали все слова-признаки и подобрали слова-действия о Зиме. И уже вторую снежинку можете положить себе в верхний правый угол стола.

Холодная.

- Снежная.

- Морозная.

-Метельная.

-Вьюжная.

Ветренная

- Студеная.

-Ранняя

-Поздняя.

-Долгая.

 Подобрали  к ней  слова-признаки. 

Задание выполняется парами.

трещит, щиплет, кусает

бушует, воет, метет

летит, падает, кружится

Дети называют выбранные слова

Этап объяснения (добывания) нового знания

12 мин

Закрепить основные признаки родственных слов, умение анализировать, классифицировать, обобщать,  совершенствовать навыки нахождения и выделения общности семантики родственных слов.

Развивать межполушарные взаимодействия и повышать энергетизацию организма за счёт глазодвигательных упражнений и дыхания, активизировать процесс обучения

развивать навыки морфемного анализа слов, умение анализировать уметь отличать форму  слова от родственного однокоренного слова

По хар-ру умственной деятельности: аналитико-синтетические

Индивидуальная

Наглядно-демонстрационные: показ способа действия

      Фронтальная

Наблюдение, работа со словами, сравнение, анализ

Индивидуальная, парная

Задача: снятие зрительного напряжения.

Нацеливание.

- Ребята, а теперь нашим глазам нужно отдохнуть. Сядьте поудобней и следите глазками за снежинкой.

Задача: Развитие умения выделять на слух родственные слова.

Нацеливание:

А сейчас вы внимательно прослушаете стихотворение

Поплясали по снегам Снежные метели.

Снегири снеговикамПесню просвистели.

У заснеженной рекиВ снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

Как вы думаете, к какому слову мы будем искать в этом стихотворении родственные слова?

Да, мы будем подбирать «родственников» слова СНЕГ.

Возьмите фишки и линейки, и прочитаем  

стихотворение по цепочке и определим  количество родственных слов фишками.

Подведение итога этапа:

Оценка: поднимите руки, у кого  получилось 8 слов.

Молодцы! Хорошо справились с заданием! Эти ребята получают еще по одной снежинке.

В этом задании мы искали родственные слова для Снеговика, а сейчас мы придумаем родственные слова для Зимы.

- Позовите «родственников» слова.

(При необходимости дополнительно задаю вопросы для образования новых слов (что?, какой?, что делает?, как?).

- А теперь, давайте вместе назовём всех родственников и на каждое слово, и на каждое слово будем прищепкой сжимать по порядку подушечки пальцев сначала левой руки, потом правой руки.

Подведение итога этапа.

- Вы правильно подобрали слова-родственники. Возьмите по третьей снежинке.

медленно, потом быстрее, быстрее.

Наши глазки хорошо отдохнули.

Динамическая пауза.

Задача: снятие усталости и напряжения.

Следят глазами за снежинкой по офтальмотренажеру Базарнова

Закреплять навык диафрагмально-релаксационного дыхания, умение концентрироваться на своих ощущениях, повышать энергетизацию организма.

Наглядно-демонстрационные, аудиовизуальные: прослушивание музыки, показ образца выполнения

Хорошо поработали,  много снежинок для Снеговичка приготовили. Устали?

А что нужно сделать, чтобы отдохнуть?

Снегом заметает всё ветер ледяной.

В круговерти кружимся даже мы с тобой.

А мороз ударит как: все скует на раз.

И фигурой ледяной станем мы сейчас.

Мороз ударил раз,

Мороз ударил два,

Мороз ударил три –

Ледяная фигура на месте замри!

Нацеливание.

Отгадайте загадку:

Художник-невидимка                    

По городу идет:                              

Всем щеки нарумянит,                                                        

Всех ущипнет за нос.

Логопед: правильно, ребята, это мороз. И нам нужно выполнить следующее задание Зимы. Объяснить смысл пословиц.

Вот первая:  «Мороз не велик, да стоять не велит».

Как вы думаете, почему говорят: «В зимний холод всякий молод?».

Выполняют логоритмическую разминку

Дети: мороз.

 Дети: Когда мороз даже не очень сильный, все равно на месте не устоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать, руки отогревать.

Дети: Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее ходят по улицам. Вприпрыжку, как молодые.

Закрепление во внешней речи

3 мин

Развитие навыка чтения

Нацеливание.

- Ребята, зимушке нужна помощь! Она получила телеграммы от таких же детишек, как и вы. Но не может прочитать. Помогите ей.

Учитель-логопед раздаёт индивидуальные карточки с деформированными фразами:

Зима – это самое холодное время года.

То _____________трескучий ударит.

 То ________закружит, разыграется.

Белый пушистый ____укутал  деревья.  

Около дома глубокий ____ намело.  

Зимой много развлечений.  

Ребята берут  ______и катаются в лесу,

 звонко режут ___________коньками на катке.

Детям очень весело зимой!

- Кто уже понял, о чём написано в телеграмме, поднимите руки.

Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин

Наблюдение, сравнение, самоконтроль, взаимоконтроль

подгрупповая

По уровню самостоятельности – с проверкой после выполнения

Вам все понятно?

Можно ли это  назвать текстом? Да, Здесь пропущены слова. Подумайте, какие слова из тех, что подарила нам снежинка можно вставить в пропуски?

Почему?

А сейчас работаем в команде и вставим слова, которые нам подарила снежинка, чтоб получился текст.

Нет.

Вставляют слова в пропуски, читают текст

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

5 мин

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка.

Чему учились сегодня на занятии?

- Какие задания выполняли?

- А теперь посмотрите на свои снеговики и посчитайте, сколько снежинок  на них.

- Давайте похлопаем ученикам, кто все задания выполняли без ошибок. А ребята, которые не смогли своим снеговикам подарить сегодня все снежинки, подарят на следующем занятии. Им тоже похлопайте.

- Я рада за вас, вы все старались.

Домашнее задание: - Переверните сои снеговички. Что здесь написано? Дома вставьте пропущенные слова и приготовьтесь написать этот рассказ о зиме под диктовку

Подведение итога всего занятия, оценивание успехов, работоспособности, старательности учащихся, рекомендации и пожелания.

-  А сейчас пароль на выход: из кабинета выходит тот, кто правильно произнесёт скороговорку.

Такой мороз, такой мороз!

Берёт за нос, дерёт до слёз.

Примечание: сначала приглашаются обучающиеся, у которых все звуки автоматизированы, чтобы их чистая речь была образцом.

Вспоминают и называют выполненные задания.

Дети определяют количество снежинок  на своих индивидуальных снеговиках, радуются за успешность своих товарищей.

Слушают и уточняют домашнее задание/

Ученики произносят скороговорку и выходят из кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л

Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;• информационно-коммуникативные...

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи  в подготовительной группе «Зима»...

Систематизация знаний по лексической теме "Furniture&Decorations"

Рабочий лист к уроку английского языка для учащихся 5-х классов по теме "Furniture&Decorations", соответствующей модулю 3b (стр. 48-49) в УМК "Английский в фокусе" для 5-го кла...