Технологическая карта логопедического занятия. Систематизация знаний по лексической теме «Зима».
план-конспект урока
Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления и обогащения словарного запаса детей. Снятие эмоционального напряжения, восстановление работоспособности, активизация познавательного интереса, улучшение концентрации внимания, снижение трудностей переключения с одного вида деятельности на другой, развитие межполушарных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich.karta_zima.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда | Толчева Алла Евгеньевна | |||||||
Группа (класс, логопедическое заключение) | 2 класс НВ ОНР | |||||||
Тема занятия | Систематизация знаний по лексической теме «Зима» | |||||||
Цель | Развивать навык языкового анализ и синтеза | |||||||
Задачи | Образовательные:
| Коррекционно-развивающие:
| Воспитательные:
| |||||
Универсальные учебные действия |
формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).
формировать умение работать в паре, группе.
| |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | ||||||||
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Задачи | Методы и приёмы работы Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | |||
Этап мотивации | 3 мин | Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение в деятельность Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении | Развивать межполушарные взаимодействия и повышать энергетизацию организма за счёт глазодвигательных упражнений и дыхания, активизировать процесс обучения Показ образца выполнения Ф –фронтальн., И – индивид., П – парная, Г – групповая | Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения. - Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Выполним упражнение «Крюки Дэннисона» и повторяйте за мной: « Мы спокойны и доброжелательны. Мы внимательны и успешны. Всё у нас получится». А теперь глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот. | Приветствуют друг друга Выполняют упражнение «Крюки Дэннисона» | |||
Постановка темы и цели занятия | 4 мин | Умение анализировать, обобщать. определение темы, постановка задач Закрепить умение производить звукобуквенный анализ в умственном плане, соотносить слова с формулой, умение анализировать | Приём: «включение в игру». Практические: аналитико-синтетические Проблемная ситуация Ф –фронтальн., | Задача: активизация мышления. Нацеливание: Быстро сообразите и ответьте:
Задача: развитие умения подбирать звуковую схему слова. У меня в руках необычная снежинка. Она каждому подарит свой лучик, по которому вы сможете найти свое рабочее место. Нужно сопоставить слово на луче снежинки со звуковой схемой, которая лежит на столе - Молодцы, вы все старались и правильно и быстро отвечали на мои вопросы и нашли свои рабочие места. Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач. Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии, прочитайте слова, которые подарила нам снежинка. Кто догадался, какая у нас будет тема занятия? Правильно. Сегодня мы будем говорить о зиме. Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку. Не страшен суровый мороз, Не мерзнет морковкою нос. Но солнце пригреет и в миг - Растает большой ... (снеговик) К нам в гости пришёл Снеговик. Но он очень грустный. Что-то с ним случилось. Оказывается, его только недавно слепили и теперь, чтобы не растаять весной, а попасть в Снежное царство, ему надо сдать экзамен: выполнить задания Зимы. Поможем ему, ребята?
А за каждый правильный ответ – снежинка. Мы украсим нашего Снеговичка этими снежинками. Я уверена, что вы успешно справитесь со всеми заданиями зимы и наш Снеговик будет очень красивый. - Согласны? - Тогда за дело Задача: развитие мелкой моторки Нацеливание. Сегодня нам предстоит выполнить много заданий,но сначала мы должны сначала наши руки «разогреть». Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий Раз – подбросим, два – поймаем, Три – уроним и..сломаем. | Ученики отвечают на вопросы. Обучающиеся садятся в кружок, держась за руки, и произносят: Ученики отвечают Зимой. Предполагаемые ответы детей. Ученики по слову, написанному на луче снежинки находят свое рабочее место, рассаживаются по местам. Дети берут массажный мяч, зажимают его и катают между ладонями. Затем кладут мяч в правую руку, обхватывают его пальцами, сжимают и разжимают несколько раз. | |||
Этап актуализации знаний | 2 мин | Наглядно-демонстрационные: показ способа действия | - Я вижу, вам очень нравится эта игра, и вы замечательно с ней справились. А теперь потрогайте свои пальчики, они «разогрелись»? Задача: развитие фонематического анализа (звуковой анализ слова). Нацеливание. - А сейчас я прочитаю первое задание Зимы из конверта, который принес нам Снеговик. «Составьте звуковую рубашку слов, которые подарила снежинка». Запишите транскрипцию этих слов. Подведение итога. - Поменяйтесь листочками, теперь каждый из вас учитель. Проверьте! Сравните с правильным вариантом ответа. - Вы замечательно справились с первым заданием и получаете по снежинке. Положите ее в верхний правый угол стола. | |||||
Этап выявления затруднений | 5 мин | Задача: развитие лексико-грамматического строя. Нацеливание. - Ребята, в следующем задании Зима просит рассказать о ней. - Если зимой холод, то это какая зима? - Если зимой снежно, то значит зима какая? - А если зимой морозно, то какая зима? Если часто метет метель, то зима какая? - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? - Если на улице сильный ветер, Если говорят, что на улице студено, то зима какая? -Если зима наступила рано, то зима какая? -Если зима наступила поздно, то зима какая? -А если зима долго не кончается, то зима какая? А какие слова мы подбирали? А сейчас мы будем работать в парах. Возьмите карточки и выполните следующее задание: подберите к словам, написанным слева слова, написанные справа. Проведите стрелочки от слова-предмета к подходящему по смыслу слову-действию. Мороз (что делает?) —… Метель (что делает? —… . Снег (что делает?) —… . А теперь прошу по одному представителю команды выйти к доске и прочитать выбранные слова. Подведение итога этапа. - Вы правильно назвали все слова-признаки и подобрали слова-действия о Зиме. И уже вторую снежинку можете положить себе в верхний правый угол стола. | Холодная. - Снежная. - Морозная. -Метельная. -Вьюжная. Ветренная - Студеная. -Ранняя -Поздняя. -Долгая. Подобрали к ней слова-признаки. Задание выполняется парами. трещит, щиплет, кусает бушует, воет, метет летит, падает, кружится Дети называют выбранные слова | |||||
Этап объяснения (добывания) нового знания | 12 мин | Закрепить основные признаки родственных слов, умение анализировать, классифицировать, обобщать, совершенствовать навыки нахождения и выделения общности семантики родственных слов. Развивать межполушарные взаимодействия и повышать энергетизацию организма за счёт глазодвигательных упражнений и дыхания, активизировать процесс обучения развивать навыки морфемного анализа слов, умение анализировать уметь отличать форму слова от родственного однокоренного слова | По хар-ру умственной деятельности: аналитико-синтетические Индивидуальная Наглядно-демонстрационные: показ способа действия Фронтальная Наблюдение, работа со словами, сравнение, анализ Индивидуальная, парная | Задача: снятие зрительного напряжения. Нацеливание. - Ребята, а теперь нашим глазам нужно отдохнуть. Сядьте поудобней и следите глазками за снежинкой. Задача: Развитие умения выделять на слух родственные слова. Нацеливание: А сейчас вы внимательно прослушаете стихотворение Поплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикамПесню просвистели. У заснеженной рекиВ снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. Как вы думаете, к какому слову мы будем искать в этом стихотворении родственные слова? Да, мы будем подбирать «родственников» слова СНЕГ. Возьмите фишки и линейки, и прочитаем стихотворение по цепочке и определим количество родственных слов фишками. Подведение итога этапа: Оценка: поднимите руки, у кого получилось 8 слов. Молодцы! Хорошо справились с заданием! Эти ребята получают еще по одной снежинке. В этом задании мы искали родственные слова для Снеговика, а сейчас мы придумаем родственные слова для Зимы. - Позовите «родственников» слова. (При необходимости дополнительно задаю вопросы для образования новых слов (что?, какой?, что делает?, как?). - А теперь, давайте вместе назовём всех родственников и на каждое слово, и на каждое слово будем прищепкой сжимать по порядку подушечки пальцев сначала левой руки, потом правой руки. Подведение итога этапа. - Вы правильно подобрали слова-родственники. Возьмите по третьей снежинке. медленно, потом быстрее, быстрее. Наши глазки хорошо отдохнули. Динамическая пауза. Задача: снятие усталости и напряжения. | Следят глазами за снежинкой по офтальмотренажеру Базарнова | |||
Закреплять навык диафрагмально-релаксационного дыхания, умение концентрироваться на своих ощущениях, повышать энергетизацию организма. | Наглядно-демонстрационные, аудиовизуальные: прослушивание музыки, показ образца выполнения | Хорошо поработали, много снежинок для Снеговичка приготовили. Устали? А что нужно сделать, чтобы отдохнуть? Снегом заметает всё ветер ледяной. В круговерти кружимся даже мы с тобой. А мороз ударит как: все скует на раз. И фигурой ледяной станем мы сейчас. Мороз ударил раз, Мороз ударил два, Мороз ударил три – Ледяная фигура на месте замри! Нацеливание. Отгадайте загадку: Художник-невидимка По городу идет: Всем щеки нарумянит, Всех ущипнет за нос. Логопед: правильно, ребята, это мороз. И нам нужно выполнить следующее задание Зимы. Объяснить смысл пословиц. Вот первая: «Мороз не велик, да стоять не велит». Как вы думаете, почему говорят: «В зимний холод всякий молод?». | Выполняют логоритмическую разминку Дети: мороз. Дети: Когда мороз даже не очень сильный, все равно на месте не устоять, потому что замерзнешь. Нужно ходить, бегать, прыгать, руки отогревать. Дети: Зимний холод заставляет всех двигаться. Люди быстрее ходят по улицам. Вприпрыжку, как молодые. | |||||
Закрепление во внешней речи | 3 мин | Развитие навыка чтения Нацеливание. - Ребята, зимушке нужна помощь! Она получила телеграммы от таких же детишек, как и вы. Но не может прочитать. Помогите ей. Учитель-логопед раздаёт индивидуальные карточки с деформированными фразами: Зима – это самое холодное время года. То _____________трескучий ударит. То ________закружит, разыграется. Белый пушистый ____укутал деревья. Около дома глубокий ____ намело. Зимой много развлечений. Ребята берут ______и катаются в лесу, звонко режут ___________коньками на катке. Детям очень весело зимой! - Кто уже понял, о чём написано в телеграмме, поднимите руки. | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | 10 мин | Наблюдение, сравнение, самоконтроль, взаимоконтроль подгрупповая По уровню самостоятельности – с проверкой после выполнения | Вам все понятно? Можно ли это назвать текстом? Да, Здесь пропущены слова. Подумайте, какие слова из тех, что подарила нам снежинка можно вставить в пропуски? Почему? А сейчас работаем в команде и вставим слова, которые нам подарила снежинка, чтоб получился текст. | Нет. Вставляют слова в пропуски, читают текст | ||||
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | 5 мин | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка. | Чему учились сегодня на занятии? - Какие задания выполняли? - А теперь посмотрите на свои снеговики и посчитайте, сколько снежинок на них. - Давайте похлопаем ученикам, кто все задания выполняли без ошибок. А ребята, которые не смогли своим снеговикам подарить сегодня все снежинки, подарят на следующем занятии. Им тоже похлопайте. - Я рада за вас, вы все старались. Домашнее задание: - Переверните сои снеговички. Что здесь написано? Дома вставьте пропущенные слова и приготовьтесь написать этот рассказ о зиме под диктовку Подведение итога всего занятия, оценивание успехов, работоспособности, старательности учащихся, рекомендации и пожелания. - А сейчас пароль на выход: из кабинета выходит тот, кто правильно произнесёт скороговорку. Такой мороз, такой мороз! Берёт за нос, дерёт до слёз. Примечание: сначала приглашаются обучающиеся, у которых все звуки автоматизированы, чтобы их чистая речь была образцом. | Вспоминают и называют выполненные задания. Дети определяют количество снежинок на своих индивидуальных снеговиках, радуются за успешность своих товарищей. Слушают и уточняют домашнее задание/ Ученики произносят скороговорку и выходят из кабинета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...
Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л
Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;• информационно-коммуникативные...
Открытое групповое логопедическое занятие в третьем классе на тему: «Зима. Зимующие птицы»
Логопедам, воспитателям, учителям начальных классов...
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...
Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»
Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...
Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»
Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»...
Систематизация знаний по лексической теме "Furniture&Decorations"
Рабочий лист к уроку английского языка для учащихся 5-х классов по теме "Furniture&Decorations", соответствующей модулю 3b (стр. 48-49) в УМК "Английский в фокусе" для 5-го кла...