Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»: Развитие общих речевых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.
рабочая программа
У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется системное нарушение речи разной степени выраженности, которые проявляются как:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
III. Психологические особенности.
I. Планируемые результаты 1 класс
1. Предметные результаты освоения программы.
2. Личностные результаты
3. Базовые учебные действия 1 класс
II. Содержание программы (таблица)
III. Календарно – тематическое планирование (таблица)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_klass.docx | 201.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедические занятия»:
Развитие общих речевых навыков
у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.
У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется системное нарушение речи разной степени выраженности, которые проявляются как:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
- Слабо сформированы (в более тяжелых случаях не сформированность) фонематические процессы.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) не сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) низкий уровень сформированности предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) затруднение овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Слабо развита наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Крайне низкое развитие способности к переключению.
- Трудности в формировании словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Слабо развит самоконтроль, преимущественно в области языковых явлений.
- Нарушение произвольности в общении и деятельности.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) низкий уровень сформированности психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
I. Планируемые результаты 1 класс
1. Предметные результаты освоения программы.
Минимальный уровень
- использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов;
- воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного;
- повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова;
- различать некоторые неречевые звуки;
- вслушиваться в обращенную речь;
- проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя – логопеда;
- понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.
- соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению);
- удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
Достаточный уровень
- использовать модуляций голоса по силе (нормальный – громкий - тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр;
- воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного;
- различать гласных и согласных звуков;
- повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слоги, слова, предложения;
- воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями;
- владеть обобщенными понятиями;
- дифференцировать произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения;
- удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики;
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твёрдые и мягкие согласные;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты.
2. Личностные результаты
- владеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- владеть социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
- принимать статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.
- владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации.
- осознавать себя как ученик, заинтересован посещением школы.
- положительно относится к коррекционным занятиям, принимая, соответствующие возрасту, социальные роли.
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе.
3. Базовые учебные действия 1 класс
В сфере познавательных учебных действий должны быть сформированы:
- развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
- умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;
- усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв;
- письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм;
- усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста;
- практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения;
- раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных.
В сфере личностных учебных действий должны быть сформированы:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);
- адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
- ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
- понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции).
В сфере коммуникативных учебных действий должны быть сформированы:
- умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
- умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
- умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);
- умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).
В сфере регулятивных учебных действий должны быть сформированы:
- умение выполнять инструкции учителя (учебно-познавательные компетенции);
- умение принимать и сохранять направленность взгляд на говорящего взрослого, на задание (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
- умение использовать по назначению учебные материалы (учебно-познавательные и информационные компетенции);
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию (учебно-познавательные и социальные компетенции);
- умение выполнять задание от начала до конца (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
- умение выполнять задание в течение определенного периода времени (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
- умение выполнять задание с заданными качественными параметрами (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
- умение выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
- умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности и т.д.
II. Содержание
Наименование раздела | Содержание планирования | формы работы | виды работы |
Звуковая сторона речи. Фонемати ческие процессы | Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры. Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте): - гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Их обозначение буквами; -гласные буквы е, ё, ю, я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных); - согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие; обозначение звуков буквами. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звукобуквенных связей. Автоматизация слогового слияния, развитие навыка осознанного чтения. | индивидуальные подгрупповые групповые занятия | артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; постановка и автоматизация звука; д/и, упражнения на различение звуков; д/и на различение твёрдых и мягких согласных; д/и на различение звонких и глухих согласных; интерактивные игры на развитие фонематических процессов. |
Лексико-грамматический строй речи | Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Части тела человека», «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Огород», «Сад», «Осень», «Дом и его части», «Деревья и кустарники», «Игрушки», «Домашние и дикие животные», «Праздники и даты», «Домашние птицы и их птенцы», « Зима», «Зимние забавы», «Мебель», « Одежда», «Обувь», «Перелётные и зимующие птицы», «Транспорт», «Наша Армия», « Наша страна», «Город, в котором мы живем», «Профессии и инструменты», «Рыбы», «Весна», « Домашние электроприборы», «Космос», «Растения и цветы», « День победы», «Лето». Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия. Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии). | индивидуальные подгрупповые групповые занятия | д/и, упражнения на классификацию и обобщения; д/и, упражнения на обогащение, уточнение, активизацию глагольного словарного запаса; д/и, упражнения на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса прилагательных; |
Работа над предложе – нием и связной речью | Интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает? Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п). Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ по вопросам, частям, выборочный. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок. | индивидуальные подгрупповые групповые занятия | д\и, упражнения на развитие умения составлять предложения, рассказы с опорой на картинки, опорные схемы; д\и, упражнения на развитие умения отвечать на вопросы и вести диалог |
Неречевые процессы | Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение). Закрепление временных и пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение). | индивидуальные подгрупповые групповые занятия | Д\и, упражнения, интерактивные игры на развитие зрительного, слухового гнозиса; игры и упражнения на развитие тонкой и общей моторики; игры и упражнения на развитие пространственной ориентации |
III. Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование тем | количество часов | календарные сроки | |
по плану | по факту | |||
I четверть | ||||
Логопедическое обследование. | 6 | |||
1. | Обследование устной речи | 2 | 04.09, 06.09 | |
2. | Обследование письменной речи | 2 | 11.09, 13.09 | |
3. | Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики. | 2 | 18.09. 20.09 | |
4. | Пространственная ориентировка. Лексическое значение слова. Слово как часть предложения. | 1 | 25.09 | |
5. | Пространственная ориентировка. Слова, обозначающие предметы. | 1 | 27.09 | |
6. | Части тела человека. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | 02.10 | |
7. | Семья. Звукобуквенный анализ слов. Звук. и буква А. | 1 | 04.10 | |
8. | Овощи. Звук и буква У. | 1 | 09.10 | |
9. | Огород. Дифференциация А - У | 1 | 11.10 | |
10. | Фрукты. Звук и буква М. | 1 | 16.10 | |
11. | Сад. Чтение и письмо слогов с буквой М. | 1 | 18.10 | |
12. | Осень Дифференциация А - О. | 1 | 23.10 | |
13. | Занимательные словесные игры. | 1 | 25.10 | |
часов за четверть: | 16 | |||
II четверть | ||||
14. | Дом и его части. Звук и буква С. | 1 | 06.11 | |
15. | Деревья и кустарники. Звук и буква Х. | 1 | 08.11 | |
16. | Игрушки. Звуковой диктант. | 1 | 13.11 | |
17. | Игрушки (составление описания). Чтение и письмо с буквами а, у, о, м, с, х. | 1 | 15.11 | |
18. | Домашние животные. Звук и буква Ш. | 1 | 20.11 | |
19. | Домашние животные и их детеныши. Дифференциация звуков С – Ш. | 1 | 22.11 | |
20. | Дикие животные. Звук и буква Л | 1 | 27.11 | |
21. | Дикие животные и их детеныши. Звук и буква Ы. | 1 | 29.11 | |
22. | Домашние птицы и их птенцы. Звук и буква Н. Звуковой анализ двухсложных слов. | 1 | 04.12 | |
23. | Домашние птицы и их птенцы (составление описания). Дифференциация звуков и букв Р-Л. | 1 | 06.12 | |
24. | Зима. Чтение и письмо с буквами а, у, о, ы, м, с, х, л, н, р. | 1 | 11.12 | |
25. | Зимние забавы. Чтение и письмо с буквами а, у, о, ы, м, с, х, л, н, р. | 1 | 13.12 | |
Мебель. Звук и буква К. Чтение слогов. | 1 | 18.12 | ||
Мебель (составление сравнительного рассказа «Стол и стул»). Звук и буква П. Чтение слов с буквой Т. | 1 | 20.12 | ||
28. | Проверочная работа . Зрительно – слуховой диктант. Техника чтения | 1 | 25.12 | |
29. | Занимательные словесные игры. | 1 | 27.12 | |
Часов за четверть: | 14 | |||
III четверть | ||||
30. | Одежда. Звук и буква Т. Чтение слогов. | 1 | 15.01 | |
31. | Одежда (составление сравнительного рассказа «Платье -рубашка»). Чтение слов с буквой И. | 1 | 17.01 | |
32. | Обувь. Звук и буква З. Чтение слогов. | 1 | 22.01 | |
33. | Обувь (придумывание сказок про обувь). Звук и буква В. Чтение слогов. | 1 | 24.01 | |
34. | Перелётные и зимующие птицы. Чтение слов с буквой В. | 1 | 29.01 | |
35. | Транспорт. Звук и буква Ж. Чтение слогов. | 1 | 31.01 | |
36. | Транспорт (составление описательного рассказа).Чтение слов с буквой Ж. | 1 | 05.02 | |
37. | Наша Армия. Звук и буква Б. Чтение слогов. | 1 | 07.02 | |
38. | Наша Армия (заучивание стихов). Чтение слов с буквой Г. | 1 | 12.02 | |
39. | Заучивание стихов к 8 марта. Звук и буква Д. Чтение слогов. | 1 | 14.02 | |
40. | Наша страна. Чтение слов с буквой Й. | 1 | 26.02 | |
41. | Город, в котором мы живем. Звук и буква Ь. Чтение слогов. | 1 | 28.02 | |
42. | Профессии и инструменты. Чтение слов с буквой Е. | 1 | 05.03 | |
43. | Рыбы. Чтение слов с буквой Ё. | 1 | 07.03 | |
44. | Весна. Дифференциация букв е - ё | 1 | 12.03 | |
45. | Постановка сказки. Повторение пройденных букв. | 1 | 14.03 | |
46. | Постановка сказки. | 1 | 19.03 | |
47. | Занимательные словесные игры. | 1 | 21.03 | |
Часов за четверть: | 20 | |||
IV четверть | ||||
48. | Домашние электроприборы. Звук и буква Я. Чтение слогов. | 1 | 02.04 | |
49. | Домашние электроприборы (придумывание сказки). Чтение слов с буквой Ю. | 1 | 04.04 | |
50. | Космос. Звук и буква Ц. Чтение слогов. | 1 | 09.04 | |
51. | Д/и «Космическое путешествие. Чтение слов с буквой Ч. | 1 | 11.04 | |
52. | Растения и цветы. Звук и буква Щ. Чтение слогов с буквой Щ. | 1 | 18.04 | |
53. | День победы. Чтение слов с буквой Ф. | 1 | 23.04 | |
54. | Лето. Звук и буква Э. Чтение слогов. | 1 | 25.04 | |
55. | Повторение пройденных лексических тем. | 30.04 | ||
56. | Логопедический праздник. | 1 | 02.05 | |
57. | Логопедическая диагностика. | |||
58. | Обследование устной речи | 2 | 07.05 09.05 | |
59. | Обследование письменной речи | 2 | 14.05 16.05 | |
60. | Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики. | 2 | 21.05 23.05 | |
Часов за четверть: | 16 | |||
Часов за год: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" на 2018-2019 учебный год
Программа логопедических занятий адресована обучающимся 2,3,4 классов с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с тяжелой ,умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптиро...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" 2020-2021 учебный год
Программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология (ручной труд)» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) о...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...
Рабочая программа по коррекционному курсу «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для обучающихся с легкой умтсенной отсталостью со 2 по 4 классы...