Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»: Развитие общих речевых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.
рабочая программа

Цибульская Виктория Александровна

У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется  системное нарушение речи разной степени выраженности, которые  проявляются как:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

 

II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой   системы.

 

III. Психологические особенности.

I. Планируемые результаты 1 класс

 

1. Предметные результаты освоения программы.

 

2. Личностные результаты

 

3.  Базовые учебные действия 1 класс

 

II. Содержание программы (таблица)

III.  Календарно – тематическое планирование (таблица)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass.docx201.44 КБ

Предварительный просмотр:

E:\3.jpg

Рабочая программа по коррекционному курсу

«Логопедические занятия»:

Развитие общих речевых навыков

 у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.

      У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется  системное нарушение речи разной степени выраженности, которые  проявляются как:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  • Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
  •  Слабо сформированы  (в более тяжелых случаях не сформированность) фонематические процессы.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) не сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б)  низкий уровень сформированности предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой                      системы.

  • Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).
  • Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б)  затруднение овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г)   недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  • Неустойчивое внимание.
  • Слабо развита  наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  •  Крайне низкое развитие способности к переключению.
  • Трудности в формировании словесно-логического мышления.
  • Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  • Слабо развит  самоконтроль, преимущественно в области языковых явлений.
  •  Нарушение  произвольности в общении и деятельности.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а)  низкий уровень  сформированности  психологических  предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

       Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

I. Планируемые результаты 1 класс

1. Предметные результаты освоения программы.

Минимальный уровень

- использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов;

- воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного;

- повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова;

 - различать некоторые неречевые звуки;

-  вслушиваться в обращенную речь;

- проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя – логопеда;

 - понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.

 - соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению);

 -  удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.

Достаточный уровень

-   использовать модуляций голоса по силе (нормальный – громкий - тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр;

   - воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного;

 -   различать гласных и согласных звуков;

 - повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слоги, слова, предложения;

 - воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями;

 - владеть обобщенными понятиями;

 -  дифференцировать произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения;

 - удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики;

- анализировать слова по слоговому и звуковому составу;

- различать гласные и согласные звуки;

- различать твёрдые и мягкие согласные;

 - плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты.

2. Личностные результаты

 - владеть  навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 - владеть социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

 - принимать  статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.

 - владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 - использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации.

 - осознавать  себя как ученик, заинтересован посещением школы.

 - положительно относится к коррекционным занятиям, принимая, соответствующие возрасту, социальные роли.

 - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе.

3.  Базовые учебные действия 1 класс

В сфере познавательных учебных действий должны быть сформированы:

 -  развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.

 - умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

 - усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв;

 - письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм;

 - усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста;

 - практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения;

 - раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных.

В сфере личностных учебных действий должны быть сформированы:

 - основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);

 - выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);

 - адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);

 - ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

 - понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции).

В сфере коммуникативных учебных действий должны быть сформированы:

 - умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);

 - умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);

 - умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);

 - умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);

 - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);

 - умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).

В сфере регулятивных учебных действий должны быть сформированы:

 - умение выполнять инструкции учителя (учебно-познавательные компетенции);

 - умение принимать и сохранять направленность взгляд на говорящего взрослого, на задание (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);

 - умение использовать по назначению учебные материалы (учебно-познавательные и информационные компетенции);

 - умение выполнять действия по образцу и по подражанию (учебно-познавательные и социальные компетенции);

 - умение выполнять задание от начала до конца (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

 - умение  выполнять задание в течение определенного периода времени (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

 - умение выполнять задание с заданными качественными параметрами (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);

 - умение выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);

 - умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);

 - умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности и т.д.

II. Содержание 

Наименование раздела

Содержание планирования

формы работы

виды работы

Звуковая сторона речи.

Фонемати

ческие процессы

Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания.

Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры.

Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте):

- гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Их обозначение буквами;

-гласные буквы е, ё, ю, я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных);

- согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие; обозначение звуков буквами.

Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звукобуквенных связей.

Автоматизация слогового слияния, развитие навыка осознанного чтения.

индивидуальные

подгрупповые

групповые

занятия

артикуляционная гимнастика;

дыхательная гимнастика;

постановка и автоматизация звука;

д/и, упражнения на различение звуков;

д/и на различение твёрдых и мягких согласных;

д/и на различение звонких и глухих согласных;

интерактивные игры на развитие фонематических процессов.

Лексико-грамматический строй речи

Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Части тела человека», «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Огород», «Сад», «Осень», «Дом и его части»,   «Деревья и кустарники»,   «Игрушки»,  «Домашние и дикие животные», «Праздники и даты», «Домашние птицы и их птенцы», « Зима»,   «Зимние забавы»,  «Мебель», « Одежда», «Обувь», «Перелётные и зимующие птицы»,  «Транспорт»,  «Наша Армия», « Наша страна», «Город, в котором мы живем»,  «Профессии и инструменты», «Рыбы», «Весна», « Домашние электроприборы»,  «Космос», «Растения и цветы», « День победы», «Лето».

Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия.

Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии).

индивидуальные

подгрупповые

групповые

занятия

д/и, упражнения на классификацию и обобщения;

д/и, упражнения на обогащение, уточнение, активизацию глагольного словарного запаса;

д/и, упражнения на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса прилагательных;

Работа над предложе –

нием и связной речью

Интонация в предложении.

Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении:  Кто? Что делает?

Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п). Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания.

Пересказ по вопросам, частям, выборочный.

Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок.

индивидуальные

подгрупповые

групповые

занятия

д\и, упражнения на развитие умения составлять предложения, рассказы с опорой на картинки, опорные схемы;

д\и, упражнения на развитие умения отвечать на вопросы и вести диалог

Неречевые процессы

Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение).

Закрепление временных и пространственных представлений.

Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

индивидуальные

подгрупповые

групповые

занятия

Д\и, упражнения, интерактивные игры на развитие зрительного, слухового гнозиса;

игры и упражнения на развитие тонкой и общей моторики;

игры и упражнения на развитие

пространственной ориентации

III.  Календарно – тематическое планирование

Наименование тем

количество часов

календарные сроки

по плану

по факту

I четверть

Логопедическое обследование.

6

1.

Обследование устной речи

2

04.09, 06.09

2.

Обследование письменной  речи

2

11.09,

13.09

3.

Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики.

2

18.09.

20.09

4.

Пространственная ориентировка. Лексическое значение слова. Слово как часть предложения.

1

25.09

5.

Пространственная ориентировка. Слова, обозначающие предметы.

1

27.09

6.

Части тела человека. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов.

1

02.10

7.

Семья. Звукобуквенный  анализ слов. Звук. и буква А.

1

04.10

8.

Овощи. Звук и буква У.

1

09.10

9.

Огород.  Дифференциация А - У

1

11.10

10.

Фрукты.  Звук и буква  М.

1

16.10

11.

Сад. Чтение и письмо слогов с  буквой М.

1

18.10

12.

Осень Дифференциация А - О.

1

23.10

13.

Занимательные словесные игры.

1

25.10

часов за четверть:

16

II четверть

14.

Дом и его части.  Звук и буква С.

1

06.11

15.

Деревья и кустарники.  Звук и буква Х.

1

08.11

16.

Игрушки.  Звуковой диктант.

1

13.11

17.

Игрушки (составление описания). Чтение и письмо с буквами а, у, о, м, с, х.

1

15.11

18.

Домашние животные.  Звук и буква Ш.

1

20.11

19.

Домашние животные и их детеныши.  Дифференциация  звуков С – Ш.

1

22.11

20.

Дикие животные. Звук и буква Л

1

27.11

21.

Дикие животные и их детеныши. Звук и буква Ы.

1

29.11

22.

Домашние птицы и их птенцы. Звук и буква Н. Звуковой анализ двухсложных слов.

1

04.12

23.

Домашние птицы и их птенцы (составление описания). Дифференциация звуков и букв Р-Л.

1

06.12

24.

Зима.  Чтение и письмо с буквами а, у, о, ы, м, с, х, л, н, р.

1

11.12

25.

Зимние забавы. Чтение и письмо с буквами а, у, о, ы, м, с, х, л, н, р.

1

13.12

Мебель. Звук и буква К. Чтение слогов.

1

18.12

Мебель (составление сравнительного рассказа «Стол и стул»). Звук и буква П. Чтение  слов с буквой Т.

1

20.12

28.

Проверочная работа . Зрительно – слуховой  диктант. Техника чтения

1

25.12

29.

Занимательные словесные игры.

1

27.12

Часов за четверть:

14

III четверть

30.

Одежда. Звук и буква Т. Чтение слогов.

1

15.01

31.

Одежда (составление сравнительного рассказа «Платье  -рубашка»). Чтение слов с буквой И.

1

17.01

32.

Обувь. Звук и буква З. Чтение слогов.

1

22.01

33.

Обувь (придумывание сказок про обувь). Звук и буква В. Чтение слогов.

1

24.01

34.

Перелётные и зимующие птицы. Чтение слов с буквой В.

1

29.01

35.

Транспорт. Звук и буква Ж. Чтение слогов.

1

31.01

36.

Транспорт (составление описательного рассказа).Чтение слов с буквой Ж.

1

05.02

37.

Наша Армия. Звук и буква Б. Чтение слогов.

1

07.02

38.

Наша Армия (заучивание стихов).  Чтение слов с буквой Г.

1

12.02

39.

Заучивание стихов к 8 марта. Звук и буква Д. Чтение слогов.

1

14.02

40.

Наша страна. Чтение слов с буквой Й.

1

26.02

41.

Город, в котором мы живем. Звук и буква Ь. Чтение слогов.

1

28.02

42.

Профессии и инструменты. Чтение слов с буквой Е.

1

05.03

43.

Рыбы. Чтение слов с буквой Ё.

1

07.03

44.

Весна. Дифференциация букв е - ё

1

12.03

45.

Постановка сказки. Повторение пройденных букв.

1

14.03

46.

Постановка сказки.

1

19.03

47.

Занимательные словесные игры.

1

21.03

Часов за четверть:

20

IV четверть

48.

Домашние электроприборы. Звук и буква Я.  Чтение слогов.

1

02.04

49.

Домашние электроприборы (придумывание сказки). Чтение слов с  буквой Ю.

1

04.04

50.

Космос. Звук и буква Ц.  Чтение слогов.

1

09.04

51.

 Д/и «Космическое путешествие. Чтение слов с буквой Ч.

1

11.04

52.

Растения и цветы. Звук и буква Щ. Чтение слогов с буквой Щ.

1

18.04

53.

День победы. Чтение слов с буквой Ф.

1

23.04

54.

Лето. Звук и буква Э. Чтение слогов.

1

25.04

55.

Повторение пройденных лексических тем.

30.04

56.

Логопедический праздник.

1

02.05

57.

Логопедическая диагностика.

58.

Обследование устной речи

2

07.05

09.05

59.

Обследование письменной  речи

2

14.05

16.05

60.

Обследование состояния психических функций, общей и тонкой моторики.

2

21.05

23.05

Часов за четверть:

16

Часов за год:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" на 2018-2019 учебный год

Программа логопедических занятий адресована обучающимся 2,3,4 классов с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с  тяжелой ,умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" 2020-2021 учебный год

Программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Технология (ручной труд)» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа «Технология. Ручной труд» для дополнительного первого класса, составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) о...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для обучающихся с легкой умтсенной отсталостью со 2 по 4 классы...