Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Филипченкова Анна Леонидовна

Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной форме; на развитие коммуникативной функции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

· Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой. изд. центр Владос,2001.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

•        Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральный перечень учебников;

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

•        Учебный план МБОУ «Тучковская С(К)ШИ VIII вида» на 2021 – 2022 учебный год.

Рабочая программа составлена по учебнику: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 6 класс. М.: Просвещение, 2020 г.

Основное содержание курса направлено на изучение состава слова, частей речи, построения предложений; на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме; на развитие коммуникативной функции речи.

Цели:

  •     освоение обучающимися знаний грамматической теории, орфографических правил и пунктуации;
  • овладение умениями:

   грамматически правильно оформлять предложение,

    связно и логично излагать свои мысли в письменной форме,

    различать простое и сложное предложения,

    проверять смысловые, лексико-грамматические, орфографические,                                                             пунктуационные и стилистические ошибки;

  • коррекция и развитие познавательных процессов, связной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • учить детей орфографически правильному, аккуратному, беглому письму;
  • развивать навыки устной и письменной речи;
  •  применять на практике изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме;
  • воспитывать аккуратность при письме, трудолюбие.

Материально – техническая база

  • Средства мультимедиа
  • Обучающие таблицы по предмету
  • Индивидуальный тестовый материал по предмету
  • Рабочие тетради
  • Сборник текстов контрольных работ по русскому языку для 5-9 классов            специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учебно- методический комплекс

Для учителя: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение» 2020 г.

Для учащихся:  Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение» 2020 г.;  Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В.Коршунова. Русский язык  6 класс (рабочая тетрадь). «Просвещение» 2021 г.;  Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4. 5 – 9 классы. «Просвещение» 2021 г

В соответствии с учебным планом МБОУ «ТС(К)ШИ VIII вида» программа рассчитана на:

  • 6  класс – 4 часа в неделю (140часов в год).

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные результаты

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными  нарушениями.

Основные требования к умениям учащихся

 1-й уровень

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами

 ( 55-60 слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-решать орфографические задачи, опираясь на схему;

-называть и различать части речи;

-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

3 уровень

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-списывать  с печатного и рукописного текстов  отдельные слова;

-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту.

Метапредметные результаты.

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в диалог на уроке и в жизни;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • использовать  при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи;
  •  с помощью учителя давать самооценку своей деятельности;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
  • Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий;
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Основное содержание учебного предмета с указанием форм организации занятий и основных видов учебной деятельности.

Программа по русскому языку в 6 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию  коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает  не столько запоминание  грамматической теории и орфографических  правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы:  «Звуки и буквы. Текст», «Предложение. Текст»,  «Состав слова. Текст», «Части речи. Текст», «Предложение. Текст», «Повторение», «Деловое письмо».

 Структура программы

Звуки и буквы. Текст.

-Гласные и согласные. Их различение.

-Ударные и безударные гласные.

-Звонкие и глухие согласные.

-Непроверяемые гласные и согласные в словах.

-Текст.

Предложение. Текст.

-Деление текста на предложения.

-Главные и второстепенные члены предложения.

- Распространённые и нераспространённые предложения.

-Однородные члены предложения.

-Текст.

Состав слова. Текст.

-Корень и однокоренные слова.

-Окончание.

-Приставка.

- Суффикс.

-Правописание безударных гласных в корне.

- Правописание звонких и глухих согласных в корне.

-Приставка и предлог.

-Правописание гласных в приставках.

-Правописание приставок на согласную.

-Разделительный твёрдый знак (Ъ) в словах с приставками.

-Текст.

Части речи. Текст.

-Существительное, прилагательное, глагол.

- Имя существительное.

-Род и число имён существительных.

-Правописание имён собственных.

-Изменение существительных по падежам.

-Текст.

-Имя прилагательное.

-Изменение прилагательных по родам и числам.

-Понятие о склонении имён прилагательных.

-Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

-Глагол.

-Изменение глагола по временам.

-Изменение глаголов по числам.

-Текст.

Предложение. Текст.

-Различие предложений в зависимости от цели высказывания.

-Однородные члены предложения.

-Обращение.

-Текст.

Повторение.

Деловое письмо.

-Адрес.

-Поздравление.

-Записка.

-Письмо.

-Объявление.

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 1 часу учебного времени.

На уроках используются следующие виды деятельности учащихся:

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала), нетрадиционные уроки (игры).

Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные, практические (упражнения).

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной осн...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...