Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной форме; на развитие коммуникативной функции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
· Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой. изд. центр Владос,2001.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный перечень учебников;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
• Учебный план МБОУ «Тучковская С(К)ШИ VIII вида» на 2021 – 2022 учебный год.
Рабочая программа составлена по учебнику: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Русский язык 6 класс. М.: Просвещение, 2020 г.
Основное содержание курса направлено на изучение состава слова, частей речи, построения предложений; на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме; на развитие коммуникативной функции речи.
Цели:
- освоение обучающимися знаний грамматической теории, орфографических правил и пунктуации;
- овладение умениями:
грамматически правильно оформлять предложение,
связно и логично излагать свои мысли в письменной форме,
различать простое и сложное предложения,
проверять смысловые, лексико-грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки;
- коррекция и развитие познавательных процессов, связной устной и письменной речи.
Задачи курса:
- учить детей орфографически правильному, аккуратному, беглому письму;
- развивать навыки устной и письменной речи;
- применять на практике изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме;
- воспитывать аккуратность при письме, трудолюбие.
Материально – техническая база
- Средства мультимедиа
- Обучающие таблицы по предмету
- Индивидуальный тестовый материал по предмету
- Рабочие тетради
- Сборник текстов контрольных работ по русскому языку для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учебно- методический комплекс
Для учителя: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение» 2020 г.
Для учащихся: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. «Просвещение» 2020 г.; Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В.Коршунова. Русский язык 6 класс (рабочая тетрадь). «Просвещение» 2021 г.; Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4. 5 – 9 классы. «Просвещение» 2021 г
В соответствии с учебным планом МБОУ «ТС(К)ШИ VIII вида» программа рассчитана на:
- 6 класс – 4 часа в неделю (140часов в год).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:
Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
( 55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту.
Метапредметные результаты.
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в диалог на уроке и в жизни;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи;
- с помощью учителя давать самооценку своей деятельности;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Основное содержание учебного предмета с указанием форм организации занятий и основных видов учебной деятельности.
Программа по русскому языку в 6 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Предложение. Текст», «Состав слова. Текст», «Части речи. Текст», «Предложение. Текст», «Повторение», «Деловое письмо».
Структура программы
Звуки и буквы. Текст.
-Гласные и согласные. Их различение.
-Ударные и безударные гласные.
-Звонкие и глухие согласные.
-Непроверяемые гласные и согласные в словах.
-Текст.
Предложение. Текст.
-Деление текста на предложения.
-Главные и второстепенные члены предложения.
- Распространённые и нераспространённые предложения.
-Однородные члены предложения.
-Текст.
Состав слова. Текст.
-Корень и однокоренные слова.
-Окончание.
-Приставка.
- Суффикс.
-Правописание безударных гласных в корне.
- Правописание звонких и глухих согласных в корне.
-Приставка и предлог.
-Правописание гласных в приставках.
-Правописание приставок на согласную.
-Разделительный твёрдый знак (Ъ) в словах с приставками.
-Текст.
Части речи. Текст.
-Существительное, прилагательное, глагол.
- Имя существительное.
-Род и число имён существительных.
-Правописание имён собственных.
-Изменение существительных по падежам.
-Текст.
-Имя прилагательное.
-Изменение прилагательных по родам и числам.
-Понятие о склонении имён прилагательных.
-Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
-Глагол.
-Изменение глагола по временам.
-Изменение глаголов по числам.
-Текст.
Предложение. Текст.
-Различие предложений в зависимости от цели высказывания.
-Однородные члены предложения.
-Обращение.
-Текст.
Повторение.
Деловое письмо.
-Адрес.
-Поздравление.
-Записка.
-Письмо.
-Объявление.
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 1 часу учебного времени.
На уроках используются следующие виды деятельности учащихся:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала), нетрадиционные уроки (игры).
Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные, практические (упражнения).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной осн...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным, нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...