Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_uo_variant_2.3_1-5kl.doc | 720 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по преодолению системного недоразвития речи у школьников с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, с учетом «Программы педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации» разработанной учителями-дефектологами Школьной Г. В., Трусовой В А.
Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодолении.
Речевые нарушения у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушены все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.
Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптации. Выше перечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом, наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Систематика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Целью учебного предмета является: воспитание внятной, выразительной устной речи, формирование лексико-грамматических навыков и навыков построения связных высказываний, развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.
Задачи курса.
Курс направлен на решение следующих задач:
- развитие артикуляционной моторики обучающихся;
- формирование у детей навыка правильного речевого дыхания;
- автоматизацию навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях и текстах;
- формирование умения различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки;
- формирование умения составлять схемы звукового состава слов;
- развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова;
- уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся с учётом требований программы по развитию речи;
- закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций; дифференциация предлогов, выражающих пространственные отношения; образование видо-временных форм глаголов, притяжательных имён прилагательных и имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- развитие связной речи.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких направлениях на индивидуальных логопедических занятиях. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы на уроках.
Обучение грамоте связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается в начале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству обучающихся необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом занятии ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). В процессе коррекции нарушений речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
-занятия по формированию словарного запаса;
-занятия по формированию грамматического строя.
Основными задачами этих занятий являются:
- развитие понимания речи;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- формирование обогащающих понятий;
- формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
- умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.
- Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами этих занятий являются:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
-контроль за внятностью и выразительностью речи;
- Занятия по развитию связной речи.
Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию.
В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.
Работа по данным направлениям на занятиях осуществляется параллельно.
Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [п] - [б], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.
Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Наряду с аналитико-синтетическим методом обучения грамоте частично используется слоговой метод обучения. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур отличается от порядка их изучения с детьми не имеющих интеллектуальных нарушений. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их мыслительной деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, закладывается база для развертывания устной речи.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
Продолжительность индивидуального занятия составляет 20 минут, подгруппового – 40мин. Роль и место курса связано с таким дисциплинами как развитие речи, русский язык, чтение, окружающий мир, речевая практика, внеурочная деятельность.
Рабочая программа состоит из следующих тем: «Времена года», «Растения. Деревья и кустарники, Цветы.», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Моя семья», «Мой дом и всё, что в нём..», «Профессии» , «Транспорт». Речевой материал усложняется в зависимости от возраста и уровня речевого развития.
В рамках реализации образовательного события «Сила России в единстве народов» на 2017-2018 учебный год с целью воспитания гражданско-патриотических чувств, воспитания толерантности у обучающихся с нарушениями слуха, в рабочую программу включены слова, фразы, картинный материал и презентация в формате Power Point.
Темы по развитию связной речи учащимся предлагаются с учётом актуальности, коммуникативной направленности, близкие личному опыту и наблюдениям детей.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.
Обучение произношению осуществляется на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи обучающихся, полученных в ходе специального обследования.
Освоение содержания программы реализуется с использованием различных видов речевой деятельности, а именно - выполнение поручений, работа с фигурками, рассыпным текстом и т.д., которые способствуют уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.
Занятия проводятся с ИСА/КИ, с применением презентаций, созданных в программе PowerPoint, сочетающих игру и обучение и мультимедийных программ, таких как практикум по русской фонетике «Доктор Хиггинс».
Данная программа составлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащихся, состояния слуха, уровня речевого развития, уровня интеллектуального развития. На основании результатов обследования, заключения и рекомендаций ЦПМПК, рабочая программа включает два уровня:
1 уровень: Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости (Ш. Вероника., Х. Абдул )
2уровень:Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости (К. Тимофей, Т. Андрей.)
Уровень программы | Ф.И. уч-ся | Состояние слуха | Состояние речи |
1. 2В, 2Г классы | Вероника Ш. Абдул Х. | КИ КИ | полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа). Высказывания сопровождаются жестами и мимикой, отсутствие связной речи (отдельные слова, сопровождаемые жестами). |
2. 5В класс | Тимофей К. Андрей Т. | ИСА ИСА | нарушения звукопроизношения носят единичный характер; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах имеются основные смысловые звенья, но часто отмечаются незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. |
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями учащихся вносятся изменения в рабочую программу.
Место коррекционного курса в учебном плане
Индивидуальные (подгрупповые) логопедические занятия являются обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание рабочей программы не противоречит общим задачам школы.
Класс | Количество учебных недель | Количество индивидуальных логопедических занятий | Количество подгрупповых логопедических занятий |
2В класс | 17 | 34 ч | - |
2Г класс | 17 | 34 ч | - |
5В класс | 17 | 34 ч | - |
Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.
Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем - на более сложном. На занятиях обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи. Это имеет важное значение для овладения обучающимися предметными, социальными и коммуникативными компетенциями, их социальной адаптации.
Представленная программа будет способствовать достижению планируемых личностных и предметных результатов коррекционной работы по преодолению системного недоразвития речи слабослышащих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Личностные , предметные результаты освоения курса.
Сформированность базовых учебных действий у слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется по завершению обучения с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося.
Освоение рабочей программы обеспечивает достижение БУД слабослышащих и позднооглохших обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности,
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку произношения - быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику),
- знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения,
- этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий,
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости..
- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные результаты:
Обучающийся научится (получит возможность научиться):
- Воспринимать на слух с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов или аппарата и импланта, или двух имплантов текстов знакомого значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно-делового характера;
- различать и узнавать звуки окружающей действительности; дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
- уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- различать слово и предложение, слово и слог; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из данных слов;
- составлять предложения по схеме.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по обучению грамоте, изучению родного языка, по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа чётко спланирована и организована, носит не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Коррекционная работа по двум уровням делится на этапы:
Для 1 уровня:
- этап:
- коррекция дефектов произношения;
Формирование навыков правильного произношения проходит несколько подэтапов.
На первом - используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй подэтап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.
Третий подэтап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
- этап:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
- путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
- за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.
Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
- этап:
- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов; развитие связной речи.
Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.
Для 2 уровня:
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
- На фонетическом уровне;
- На лексико - грамматическом уровне;
- На синтаксическом уровне.
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
- фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
- Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
- Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Формирование связной речи детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Школьники длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи в виде вопросов или подсказок. Особенно трудной для детей является контекстная форма речи. Недостаточно сформирована диалогическая речь из-за слабой ориентированности на собеседника.
Поэтому на занятиях используются вспомогательные средства - наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения по развитию связной речи располагаются в порядке возрастающей сложности, т.е. :
1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
3. Пересказ рассказа с использованием картин, ИКТ.
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,
7. Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, получим возможность формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.
Тематическое планирование логопедической работы (1 уровень) (34 часа)
Кол-во часов/дата проведения по факту | Лексическая тема | Содержание занятий | |||||
Звук, слог | Слово | Предложение | Связная речь | Неречевые функции | |||
2ч 17.01 22.01 17.01 19.01 | Вводное занятие | Понятие о звуке, способы образования звуков. | Как из звуков образуются слова | Развитие слухоречевой памяти, артикуляционного праксиса. | |||
Понятие о слове. Работа над образованием звуков. | Уточнение понятия «слово». Слова, обозначающие живые и неживые предметы. | Обучение рассказу по картинке (2-3 простых предложения). | Развитие слухоречевой памяти, артикуляционного праксиса. | ||||
2ч 24.01 29.01 24.01 26.01 | Времена года | Знакомство со строением артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | Уточнение понятия «слово». Слова – предметы. | Беседа с опорой на картинку (2-3 простых предложения) | Развитие устойчивости внимания, Упражнения на отработку темпо-ритмических компонентов речи | ||
Знакомство со способом образования гласных и согласных звуков. Артикуляционная гимнастика. | Слова - предметы | Беседа с опорой на картинку | Развитие артикуляционного праксиса. Упражнения на отработку просодических компонентов речи | ||||
2ч 31.01 05.02 31.01 02.02 | Времена года | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Обучение умению слышать и выделять гласные первого ряда. | Слова-действия | Уточнение понятия «предложение». Обучение построению предложений из двух слов. | Беседа-описание по картинке (2-3 простых предложения) | Развитие артикуляционного праксиса. Упражнения на отработку темпо-ритмических компонентов речи | |
Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Обучение умению слышать и выделять гласные первого ряда. | Слова-действия | Уточнение понятия «предложение». Обучение построению предложений из двух слов. | Обучение рассказу по картинке (2-3 простых предложения) | Развитие речеслуховых представлений, Упражнения на отработку темпо-ритмических компонентов речи | |||
2ч 07.02 12.02 07.02 09.02 | Сезонные изменения в природе | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Знакомство с образованием гласных второго ряда. | Слова-признаки. | Распространение предложений словами признаками. Графическое изображение предложений, состоящих из 3-х слов. | Обучение рассказу по опоре (2-3 простых предложения) | Развитие пространственно-временных представлений | |
2ч 14.02 19.02 14.02 16.02 | Деревья и кустарники | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Деление на слоги двусложных слов. | Изменение имени существительного по родам и числам (практическое употребление) | Интонационное оформление предложений. Графическое изображение. | Обучение рассказу по картинке (3 предложения с распространением словами- признаками) | Развитие переключаемости, распределения и избирательности внимания | |
Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Деление на слоги двусложных слов. | Изменение имени существительного по родам и числам (практическое употребление) | Интонационное оформление предложений. Графическое изображение. | Обучение рассказу по опоре (3 предложения с распространением словами- признаками) | Развитие слухоречевой памяти Упражнения на отработку темпо-ритмических компонентов речи | |||
2ч 21.02 26.02 21.02 28.02 | Посуда | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Деление на слоги трёхсложных слов. | Дифференциация предлогов НА-В | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. | Обучение рассказу по опоре (3-4 предложения с распространением словами- признаками) | Развитие осознанного восприя-тия. Развитие пространственно- временных представлений. | |
2ч 28.02 05.03 02.03 07.03 | Продукты | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно- произносимых звуков. Деление на слоги слов, состоящих из 4-х и более слогов | Изменение имени прилагательного по родам и числам (практическое употребление) | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. | Обучение пересказу с опорой на схему. | Упражнения на отработку темпо-ритмических компонентов речи | |
2ч 07.03 12.03 14.03 16.03 | Мебель. | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно -произносимых звуков. Деление на слоги слов, состоящих из 4-х и более слогов | Предлог НА. | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. | Обучение пересказу с опорой на схему. | Развитие пространственно-временных представлений | |
Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно- произносимых звуков. Понятие о слогообразующей роли гласных. | Предлог В. | Согласование имени прилагательного с именем существительным | Обучение пересказу по серии сюжетных картинок | Развитие осознанного восприятия | |||
2ч 14.03 19.03 21.03 23.03 | Бытовая техника, электро-приборы. | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Понятие о слогообразующей роли гласных. | Изменение имени существительного по числам (практическое употребление) | Согласование имени прилагательного с именем существительным | Обучение описательному рассказу по схеме. | Развитие слухоречевой памяти | |
Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Закрепление умения делить слова на слоги, выделять из слов гласные | Предлог С(со) | Согласование имени прилагательного с именем существительным | Обучение описательному рассказу по плану. | Развитие пространственно-временных представлений | |||
4 четверть | |||||||
2ч 02.04 04.04 04.04 06.04 | Моя семья. | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Закрепление умения делить слова на слоги, выделять из слов гласные | Предлог ИЗ | Согласование имени прилагательного с именем существительным | Обучение рассказу по серии сюжетных картинок | Развитие осознанного восприятия | |
Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Определение порядка слогов в слове. | Дифференциация предлогов С(со) – ИЗ | Согласование имени прилагательного с именем существительным. Управление. Винительный падеж. | Обучение рассказу по серии сюжетных картинок | Развитие пространственно-временных представлений | |||
2ч 09.04 11.04 11.04 13.04 | Одежда, обувь. | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Определение порядка слогов в слове. | Предлоги ПО - К | Согласование имени прилагательного с именем существитель-ным. Управление. Родительный падеж. | Обучение описательному рассказу о предмете по схеме. | Развитие осознанного восприятия | |
Артикуляционная гимнастика .постановка дефектно произносимых звуков. Твёрдые и мягкие согласные. | Предлоги ЗА – ИЗ-ЗА. | Согласование имени прилагательного с именем существитель-ным. Управление. Дательный падеж. | Обучение описательному рассказу по заданной теме с опорой на схему. | Развитие слухоречевой памяти | |||
2ч 16.04 18.04 18.04 20.04 | Дикие животные | Артикуляционная гимнастика. постановка дефектно произносимых звуков. Твёрдые и мягкие согласные | Дифференциация предлогов НАД – ПОД. | Согласование имени прилагательного с именем существительным. Управление. Творительный падеж. | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на картинный план. | Развитие зрительно-двигательных представлений | |
2ч 23.04 25.04 25.04 27.04 | Домашние животные и птицы. | Артикуляционная гимнастика .постановка дефектно произносимых звуков. Глухие и звонкие согласные. | Слова - антонимы | Распространение предложений | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему. | Развитие умственных операций | |
Артикуляционная гимнастика. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Глухие и звонкие согласные. | Слова - антонимы | Распространение предложений | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему. | Развитие осознанного восприятия | |||
2ч 28.04 07.05 04.05 11.05 | Транспорт. | Артикуляционная гимнастика. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Глухие и звонкие согласные. | Слова - синонимы | Распространение предложений | Обучение пересказу по плану. | Развитие пространственно-временных представлений | |
Артикуляционная гимнастика. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Глухие и звонкие согласные. | Слова-синонимы | Распространение предложений | Обучение пересказу без зрительной опоры. | Развитие пространственно-временных представлений | |||
2ч 14.05 16.05 16.05 18.05 | Профессии. | Артикуляционная гимнастика. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Звуко-буквенный анализ и синтез. | Слова-паронимы | Распространение предложений | Обучение рассказу по плану. | Развитие осознанного восприятия | |
4ч 21.05 23.05 23.05 25.05 28.05 28.05 30.05 30.05 | Обследование звукопроизношения. Обследование фонематического слуха. Обследование лексико-грамматических категорий. Обследование связной речи. | ||||||
ВСЕГО: 34 часа. |
Тематическое планирование логопедической работы ( 2 уровень) (34 часа) | |||||||||
Количество часов | Дата проведения по плану/ по факту | Тема занятия | Звуковой анализ | Лексика | Грамматический строй | Связная речь | |||
1.Звуки гласные и согласные (2часа) | |||||||||
2ч | 18.01, 22.01 | Вводное занятие. Речь устная и письменная. Различение понятий «звук» и «буква» Звуки гласные и согласные | Различение понятий «звук» и «буква» Различение на слух звучания гласн. и соглас. звуков | Согласование с относительными прилагательными | |||||
2.Звуко-буквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа (4часов) | |||||||||
1ч | 25.01 | Звук и буква А | Выделение звука из слова. | Времена года | Предлоги на, в. | Обучение рассказу по картинке (2-3 простых предложения) | |||
1ч | 29.01 | Звук и буква О | Первый звук в слове | Времена года | Предлог под | Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию | |||
1ч | 1.02 | Звук и буква У | Выделение звука из слова | Времена года | Предлоги по, за, на. | Составление рассказа по следам демонстрируемого действия | |||
1ч | 5.02 | Звук и буква Ы | Выделение звука из слова | Времена года | Именительный падеж, множественное число существ-х | Беседа-описание по картинке (2-3 простых предложения) | |||
1ч | 08.02 | Звуки и буквы Ы-И | Последний звук в слове | Сезонные изменения в природе | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу по картинке (2-3 простых предложения) | |||
3.Дифференциация твердых и мягких согласных (7 часов) | |||||||||
1ч | 12.02 | Звук и буква И | Звуковой анализ слов типа кит, ива | Сезонные изменения в природе | Именительный падеж, множественное число существительных | Обучение пересказу с опорой на схему. | |||
2ч | 15.02 19.02 | Буква Я, Ю | Звуковой анализ слов типа яма ,юла | Деревья и кустарники. | Именительный падеж, множественное число существительных Предлоги над, под, из-под | Обучение пересказу с опорой на схему. | |||
Буква Е, Ё | Звуковой анализ слов типа ежи ёрш | Деревья и кустарники. | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде Предлоги над, под, из-под | Обучение пересказу по серии сюжетных картинок. | |||||
1ч | 22.02 | Звуки М—М' | Звуковой анализ слов типа мак, мил | Посуда | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу по серии сюжетных картинок | |||
1ч | 26.02 | Звуки Л—Л' | Звуковой анализ слов типа лук, лис | Посуда | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде | Обучение рассказу по серии сюжетных картинок | |||
2ч | 01.03 05.03 | Звуки Н — Н' | Звуковой анализ слов типа Нина | Продукты питания. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему | |||
1ч | 06.03 | Звуки Р—Р' | звуковой анализ слов типа рак, рис | Мебель | Предлоги над, под. | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на план. | |||
4. Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков(8часов) | |||||||||
1ч | 12.03 | Звуки и буквы П—Б | Звуковой анализ слов типа плащ, боты | Мебель | Наречия пространственного значения Предлоги в, на, с, из | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему | |||
1ч | 19.03 | Звуки и буквы Т—Д | Звуковой анализ слов типа труба | Бытовая техника, электроприборы. | Наречия качественного значения (тихо, громко и т. д.) | Обучение рассказу по картинке (2-3 простых предложения) | |||
1ч | 22.03 | Звуки и буквы К-Г | Звуковой анализ слов типа сокол голос | Бытовая техника, электроприборы. | Приставки и предлоги пространственного значения | Обучение рассказу по картинке (3 предложения с распространением словами- признаками) | |||
4 четверть | |||||||||
1ч | 02.04 03.04 | Звуки и буквы Ф—В | Звуковой анализ слов типа воробей филин ворона | Моя семья | Приставки и предлоги пространственного значения | Обучение рассказу по плану (3-4 предложения с распространением словами- признаками) | |||
1ч | 5.04 6.04 | Звук и буква С | Звуковой анализ слов типа сахар | Моя семья | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение пересказу с опорой на схему. | |||
1ч | 9.04 10.04 | Звук и буква 3 | Звуковой анализ слов типа мозаика | Одежда, головные уборы. Обувь. | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде | Обучение описательному рассказу по схеме. | |||
1ч | 12.04 13.04 | Звук и буква Ш | Звуковой анализ слов типа кувшин | Одежда, головные уборы. Обувь. | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему | |||
1ч | 16.04 17.04 | Звук и буква Ж | Звуковой анализ слов типа жасмин | Дикие животные | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу о животном по картинному плану. | |||
5.Непарные глухие и звонкие согласные звуки и буквы. (4часов) | |||||||||
1ч | 19.04 20.04 | Звук и буква X | Звуковой анализ слов типа халва | Дикие животные | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде | Обучение рассказу по серии сюжетных картинок | |||
1ч | 23.04. 24.04 | Звук и буква Ц | Звуковой анализ слов типа цапли | Домашние животные | Приставки и предлоги пространственного значения | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему | |||
1ч | 26.04 27.04 | Звук и буква Ч | Звуковой анализ слов типа чайка, чайник | Домашние животные | Приставки и предлоги пространственного значения. Уменьшительно-ласкательные суффиксы | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему | |||
2ч | 28.04 03.05 | Звук и буква Щ | Звуковой анализ слов типа щенок | Домашние животных и птицы | Суффиксы -енок, -онок, -ата, -ята | Обучение рассказу по заданной теме с опорой на схему | |||
6.Дифференциация свистящих и шипящих звуков (2 часа) | |||||||||
1ч | 03.05 | Звуки и буквы С—Ш | Звуковой анализ слов типа сушка | Транспорт | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу по картинке (2-3 простых предложения) | |||
1ч | 7.05 | Звуки и буквы З—Ж | Звуковой анализ слов типа жизнь | Транспорт | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу по картинке (2-3 простых предложения) | |||
7.Дифференциация сонорных звуков (2 часа) | |||||||||
1ч | 10.05 | Звуки и буквы М—Н | Звуковой анализ слов типа много | Профессии | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу по опоре (2-3 простых предложения) | |||
1ч | 14.05 15.05 | Звуки и буквы Р—Л | Звуковой анализ слов типа Клара | Профессии | Согласование прилагательных с существительными в роде | Обучение рассказу по картинке (3 предложения с распространением словами- признаками) | |||
3ч | 17.05, 18.05 21.05, 22.05 24.05, 25.05 | Обследование звукопроизношения и фонематического слуха. Обследование лексико-грамматических категорий. Обследование связной речи. | |||||||
Всего: 34 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Задача реализации курса | Планируемые результаты освоения курса | ||
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | ||
1.Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма, |
|
| |
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. | |||
а) смыслоразличительная функция |
| ||
б)слухопроизносительная дифференциация фонем |
|
| |
в) фонематический анализ и синтез |
|
слова со стечением согласных;
| |
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). |
|
| |
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. |
|
| |
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
| |
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
|
Материально-техническое обеспечение
- Комплексный речевой тренажер «ИНТОН-М»;
- Компьютер;
- Мультимедийный тренажер «Доктор-Хиггинс»;
- Презентации к текстам, по орфоэпии, по автоматизации и дифференциации звуков, созданные в программе PowerPoint;
- Альбом по проверке произношения, обследованию речи.;
- Наглядный дидактический материал: картинки, картинное лото, картинное домино, таблички, карточки с речевым материалом, таблицы, профили артикуляции звуков, фонетический альбом.
Программно-методическое обеспечение
-Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант логопедической диагностики – адаптированные методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.).
-Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адап...
Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 10 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...