Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
рабочая программа на тему

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

     Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

     Категория обучающихся: 1 б класс/

                                                  3б класс

     Сроки освоения программы: 1 год.

     Объем учебного времени: 1б класс – 99 часов

                                                  3б класс– 102 часа в неделю.

     Форма обучения: очная.

     Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю.

                                3бкласс  – 3 часа в неделю.

     Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

 

 

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ №39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообраз­ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prlgramma._predmetno_-_prakticheskie_deystviya.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____

Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор_________

Пономарева М.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

 «Предметно – практические действия»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

1б класс/

3б класс

Составитель программы:

Аипова Р.М.

Ульяновск 2018

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

     Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

     Категория обучающихся: 1 б класс/

                                                  3б класс

     Сроки освоения программы: 1 год.

     Объем учебного времени: 1б класс – 99 часов

                                                  3б класс– 102 часа в неделю.

     Форма обучения: очная.

     Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю.

                                3бкласс  – 3 часа в неделю.

     Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ №39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Планируемые предметные и личностные результаты

Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися:

- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

- зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

- интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым;

- положительное отношении е к учебным занятиям;

- заинтересованность в восприятии учебного плана;

- мотивированность своих действий;

Планируемые предметные результаты:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- раскладывает по блюдцам разный природный материал;

- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет сосуды различными предметами;

- играет с конструктивными материалами.

Базовые учебные действия

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей, (яркой, движущейся) игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рукав-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога и без.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

-ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Содержание рабочей программы

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Действия с материалами

2. Действия с предметами

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета, цветная, и пр.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумага, вата, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шерстяные нитки, шнур и др.).

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (кнопка и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1б класс. 99 часов.

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 четверть (24 часа)

1

Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции делаем вместе.

3

2

Пересыпание руками (крупы, песка).

3

3

Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке.

3

4

Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую.

3

5

«Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости.

3

6

Комкание  бумаги (газеты).

3

7

Размазывание краски, пены руками, пальцами.

3

8

Разминание в руках пластилина, теста.

3

2 четверть (24 часа)

1

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка».

3

2

Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

3

3

Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши.

3

4

Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую.

3

5

Нанизывание колец, шариков на палку.

3

6

Нанизывание крупных бусин на нить.

3

7

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики;

3

8

Обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная);

3

3 четверть (27 часов)

1

Переливание воды из одной ёмкости в другую.

3

2

Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.).

3

3

Кубики.  Башенка из кубиков.

3

4

Кирпичики. Дорожка из кирпичиков. Забор из кирпичиков.

3

5

Самостоятельное называние цветов: красный, черный, синий, белый, желтый, зеленый.

3

6

 Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

3

7

Определение величины предмета путем наложения и приложения. Сравнение по   величине: большой–маленький, побольше, поменьше, самый маленький, равный по толщине, длине, ширине.

3

8

Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных цифр1, 2 и 3, геометрических фигур.

3

9

Складывание картинок из 3 -4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.

3

4 четверть (24 часа)

1

Ориентировка в ближайшем окружении: работа предметными картинками «Игрушки» (узнавание, называние, собирание).

3

2

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Посуда» (узнавание, называние, собирание).

3

3

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Домашние животные» (узнавание, называние. собирание).

3

4

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Птицы» (узнавание, называние, собирание).

3

5

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Мебель» (узнавание, называние, собирание).

3

6

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Овощи» (узнавание, называние, собирание).

3

7

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Фрукты» (узнавание, называние, собирание).

3

8

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Школьные принадлежности»

3

Итого:

99

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3б класс

 – 102 часа

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 четверть (24 часа)

1

Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции делаем вместе.

3

2

Пересыпание руками (крупы, песка).

3

3

Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке.

3

4

Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую.

3

5

«Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости.

3

6

Комкание  бумаги (газеты).

3

7

Размазывание краски, пены руками, пальцами.

3

8

Разминание в руках пластилина, теста.

3

2 четверть (24 часа)

1

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка».

3

2

Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

3

3

Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши.

3

4

Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую.

3

5

Нанизывание колец, шариков на палку.

3

6

Нанизывание крупных бусин на нить.

3

7

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики;

3

8

Обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная);

3

3 четверть (30 часов)

1

Переливание воды из одной ёмкости в другую.

3

2

Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.).

3

3

Кубики.  Башенка из кубиков.

3

4

Кирпичики. Дорожка из кирпичиков. Забор из кирпичиков.

3

5

Самостоятельное называние цветов: красный, черный, синий, белый, желтый, зеленый.

3

6

Складывание поделок по образцу из геометрических фигур.

3

7

 Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

3

8

Определение величины предмета путем наложения и приложения. Сравнение по   величине: большой–маленький, побольше, поменьше, самый маленький, равный по толщине, длине, ширине.

3

9

Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных цифр1, 2 и 3, геометрических фигур.

3

10

Складывание картинок из 3 -4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.

3

4 четверть (24 часа)

1

Ориентировка в ближайшем окружении: работа предметными картинками «Игрушки» (узнавание, называние, собирание).

3

2

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Посуда» (узнавание, называние, собирание).

3

3

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Домашние животные» (узнавание, называние. собирание).

3

4

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Птицы» (узнавание, называние, собирание).

3

5

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Мебель» (узнавание, называние, собирание).

3

6

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Овощи» (узнавание, называние, собирание).

3

7

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Фрукты» (узнавание, называние, собирание).

3

8

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Школьные принадлежности»

3

Итого:

102

Перечень материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение курса предполагает наличие следующих средств и предметов:

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

-  вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);

- наборы   предметов для занятий (типа «Наумкино», Мантиссой-материал и др.); 

- пазлы, (из   2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до   10);

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

Освоение   учебного предмета «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различнойформы, величины, цвета;

- изображениипредметов, людей объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

        

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы     Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы     Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 10 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 11 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...