Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
рабочая программа на тему
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.
Категория обучающихся: 1 б класс/
3б класс
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 1б класс – 99 часов
3б класс– 102 часа в неделю.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР, ОГКОУШ №39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prlgramma._predmetno_-_prakticheskie_deystviya.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____ Мяннанова Г.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор_________ Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Предметно – практические действия»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
1б класс/
3б класс
Составитель программы:
Аипова Р.М.
Ульяновск 2018
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.
Категория обучающихся: 1 б класс/
3б класс
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 1б класс – 99 часов
3б класс– 102 часа в неделю.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю.
3бкласс – 3 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР, ОГКОУШ №39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Планируемые предметные и личностные результаты
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися:
- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
- зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым;
- положительное отношении е к учебным занятиям;
- заинтересованность в восприятии учебного плана;
- мотивированность своих действий;
Планируемые предметные результаты:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет сосуды различными предметами;
- играет с конструктивными материалами.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей, (яркой, движущейся) игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рукав-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога и без.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
-ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Содержание рабочей программы
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Действия с материалами
2. Действия с предметами
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, газета, цветная, и пр.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумага, вата, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (кнопка и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1б класс. 99 часов.
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу |
1 четверть (24 часа) | ||
1 | Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции делаем вместе. | 3 |
2 | Пересыпание руками (крупы, песка). | 3 |
3 | Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. | 3 |
4 | Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую. | 3 |
5 | «Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости. | 3 |
6 | Комкание бумаги (газеты). | 3 |
7 | Размазывание краски, пены руками, пальцами. | 3 |
8 | Разминание в руках пластилина, теста. | 3 |
2 четверть (24 часа) | ||
1 | Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка». | 3 |
2 | Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. | 3 |
3 | Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши. | 3 |
4 | Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую. | 3 |
5 | Нанизывание колец, шариков на палку. | 3 |
6 | Нанизывание крупных бусин на нить. | 3 |
7 | Составление узоров из крупной и мелкой мозаики; | 3 |
8 | Обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная); | 3 |
3 четверть (27 часов) | ||
1 | Переливание воды из одной ёмкости в другую. | 3 |
2 | Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.). | 3 |
3 | Кубики. Башенка из кубиков. | 3 |
4 | Кирпичики. Дорожка из кирпичиков. Забор из кирпичиков. | 3 |
5 | Самостоятельное называние цветов: красный, черный, синий, белый, желтый, зеленый. | 3 |
6 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | 3 |
7 | Определение величины предмета путем наложения и приложения. Сравнение по величине: большой–маленький, побольше, поменьше, самый маленький, равный по толщине, длине, ширине. | 3 |
8 | Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных цифр1, 2 и 3, геометрических фигур. | 3 |
9 | Складывание картинок из 3 -4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. | 3 |
4 четверть (24 часа) | ||
1 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа предметными картинками «Игрушки» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
2 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Посуда» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
3 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Домашние животные» (узнавание, называние. собирание). | 3 |
4 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Птицы» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
5 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Мебель» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
6 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Овощи» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
7 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Фрукты» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
8 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Школьные принадлежности» | 3 |
Итого: | 99 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3б класс
– 102 часа
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу |
1 четверть (24 часа) | ||
1 | Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции делаем вместе. | 3 |
2 | Пересыпание руками (крупы, песка). | 3 |
3 | Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. | 3 |
4 | Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую. | 3 |
5 | «Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости. | 3 |
6 | Комкание бумаги (газеты). | 3 |
7 | Размазывание краски, пены руками, пальцами. | 3 |
8 | Разминание в руках пластилина, теста. | 3 |
2 четверть (24 часа) | ||
1 | Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка». | 3 |
2 | Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. | 3 |
3 | Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши. | 3 |
4 | Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую. | 3 |
5 | Нанизывание колец, шариков на палку. | 3 |
6 | Нанизывание крупных бусин на нить. | 3 |
7 | Составление узоров из крупной и мелкой мозаики; | 3 |
8 | Обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная); | 3 |
3 четверть (30 часов) | ||
1 | Переливание воды из одной ёмкости в другую. | 3 |
2 | Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.). | 3 |
3 | Кубики. Башенка из кубиков. | 3 |
4 | Кирпичики. Дорожка из кирпичиков. Забор из кирпичиков. | 3 |
5 | Самостоятельное называние цветов: красный, черный, синий, белый, желтый, зеленый. | 3 |
6 | Складывание поделок по образцу из геометрических фигур. | 3 |
7 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | 3 |
8 | Определение величины предмета путем наложения и приложения. Сравнение по величине: большой–маленький, побольше, поменьше, самый маленький, равный по толщине, длине, ширине. | 3 |
9 | Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных цифр1, 2 и 3, геометрических фигур. | 3 |
10 | Складывание картинок из 3 -4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. | 3 |
4 четверть (24 часа) | ||
1 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа предметными картинками «Игрушки» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
2 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Посуда» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
3 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Домашние животные» (узнавание, называние. собирание). | 3 |
4 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Птицы» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
5 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Мебель» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
6 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Овощи» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
7 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Фрукты» (узнавание, называние, собирание). | 3 |
8 | Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Школьные принадлежности» | 3 |
Итого: | 102 |
Перечень материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение курса предполагает наличие следующих средств и предметов:
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Наумкино», Мантиссой-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различнойформы, величины, цвета;
- изображениипредметов, людей объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Цель: 1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год. 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты: Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Результаты:
Предметные результаты Бальная система оценки:
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 10 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 11 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...