Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения 2 А класс 2017 г. Автоматизация звука [ Р ]
план-конспект

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 А класс 2017 г. Автоматизация звука [ Р ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnoe.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30

имени К.А. Микаэльяна»

Конспект

Индивидуального занятия

По развитию слухового восприятия и формированию произношения

с учеником 2 А класса

 

Подготовила:

учитель- дефектолог

Сапронова М.В.

Москва

2017 г.

План урока

Организационный момент

  1. Формирование произношения

  1. Работа над дыханием, слитностью и голосовыми модуляциями.
  2. Разминка
  3. Автоматизация звука Р в сочетании с согласными

- на слоговом материале;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложении;

4. Первичная дифференциация звуков Р и Л в слогах (прямые слоги) и словах;

II Развитие слухового восприятия

  1. Развитие слухового внимания и развитие логического мышления;
  2. Восприятие текста с опорой на картины;

- Восприятие текста;

- Найди ошибку;

- Восприятие слов.

Итог

Тема занятия

I. Автоматизация звука Р.  Дифференциация звуков Р / Л

II. Тексты по теме «Зима»

Цели занятия

  1. Автоматизация звука Р в сочетании с согласными. Первичная дифференциация звуков Р / Л.
  2. Восприятие текста с опорой на картины.

Задачи:

  1. Образовательные

- формировать навык произнесения звука Р в сочетании с согласными на материале слогов, словосочетаний и предложений;

- дифференциация звуков Р / Л;

- воспринимать на слух незнакомые тексты с помощью ИСА;

2. Воспитательные

- формирование первичного навыка коммуникативного поведения;

- формирование навыка диалогической речи;

3. Развивающие

- развитие положительных качеств личности;

- развитие элементов воображения;

- развитие вербальной памяти;

- развитие предпосылок для формирования учебной мотивации

4. Коррекционные

- расширение словарного запаса;

- формирование сильного и длительного ротового выдоха;

- тренировать в умении произносить на одном выдохе ряда слогов / слов(4 / 5);

- формирование первичных приемов самоконтроля;

- воспринимать на слух незнакомый речевой материал на расстоянии 1,5 м;

- внедрение новых технологий в процесс формирования речевого слуха ребенка;

Оборудование

ТСО: тренажер речевой комплексный «Интон – М», «Говорящяя таблица», ИСА.

Дидактический: картинки, карточки с речевым материалом, игрушки.

Ход урока

Речь учителя

Речь ученика

   Организационный момент

- Как ты себя чувствуешь?

- Аппарат работает?

- Как ты слышишь?

I.Формирование произношения

  1. Работа над дыханием, слитностью и голосовыми модуляциями (с элементами фонетической ритмики).

-Будем дышать.

- Вдох носом….

Вдох – животик большой, выдох – нет животика.

- Какой выдох?

- Дышим правильно и говорим вместе.

Вдох ПА__________

Вдох ПО__________

Вдох ПУ__________

Вдох ПИ__________

Вдох ПЭ__________

- Скажи на одном выдохе.

ПА – ПО – ПУ – ПИ – ПЭ

- Будем говорить и делать вместе. Говорим слитно. Дыши правильно.

- Снег.

- Падает снег.

- Тихо падает снег.

- Тихо падает белый снег.

- Тихо падает белый пушистый снег.

- Как мы говорили?

- Давай проверим.

Работа на тренажере «Интон-М».

- Говори в микрофон. Смотри, чтобы лампочка всегда была зеленая.

- Вдох. Тихо падает белый снег.

- Скажи все предложение.

- Тихо падает белый пушистый снег.

- Послушай, как я буду говорить:

Низким голосом, нормальным  или высоким.

- Тихо падает белый снег.

- Посмотри на аппарат. Повтори так же как я.

- Каким голосом я говорю?

- Верно. Следи за огоньками.

(Попробуй еще раз.)

- А теперь говори нормальным голосом.

- Кто говорит высоким голосом?

- Кто говорит низким голосом?

2. Разминка. Элементы фонетической ритмики.

- Говорим и делаем вместе.

-РРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

- Где язычок?

- Какая часть языка работает?

- Какой ветерок?

  1. Автоматизация звука Р

Автоматизация звука Р в сочетании с согласными на слоговом материале.

- Послушай, повтори, покажи.

ПРА, БРО, КРУ, РНА, РКА, РПА, ВРО, РМУ.

- Я скажу два слога, повтори.

РКА – РНА

- Послушай еще.

ТРУ-БРО-ПРА

- Прочитай в быстром темпе.

РКА – РНА – ТРУ-БРО-ПРА

Автоматизация звука Р в сочетании с согласными в словах и словосочетаниях.

- Что это?

- Какая коробочка?

- Верно. А еще какая, потрогай?

Давай посмотрим, что там?

Учитель достает из коробочки карточки, а ученик называет их.

(Краски, верблюд, тетрадь, тигр, портфель, парта, зебра, морж.)

- Раздели картинки на две группы.

- Почему ты так разделила?

- Какие слова отвечают на вопрос Что?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Будем составь словосочетания.

Предлагаем ученику 5 картинок и 5 глаголов.

- Поможем Кристине.

(Тетрадь, зеркало, портфель, парта, тигр)

Картинка «Тигр»

- Верно. Составь поручение для Кристины.

Учитель закрывает глаголы и предлагает ученику составить следующее словосочетание.

Картинка «Зеркало»

- Вспомни, какие слова тут спрятались. Составь словосочетание.

(Если ученик затрудняется, пошагово открываем глаголы)

     - Верно.

Автоматизация звука Р в сочетании с согласными во фразах.

Составление предложений по картинкам. Ученику предлагаются картинки.

- Посмотри на картинку. Составь предложение.

- Придумай девочке имя, в котором есть звук Р.

Дифференциация звуков Р и Л в слогах (прямые слоги) и словах

-Сейчас с тобой будет говорить таблица. Слушай внимательно и повторяй.

РА – ЛА – РА

ЛО – ЛО – РО

ЛУ – РУ – ЛУ

- Будем составлять слова. Повтори слоги.

ЛА / ПА

Какое слово получилось? Скажи слитно.

ЗА / РО

КА / РУ

РА / МА

ЖА / ЛУ

- Что ты делала?

- Как ты говорила, подумай?

II. Развитие слухового восприятия

1. Развитие слухового внимания и логического мышления

- Подними правую ногу.

- Закрой ладонями глаза.

- Поставь руки на пояс.

- Послушай. Так бывает?

- Жираф дает молоко.

- Бабушка старше мамы.

2. Восприятие текста с опорой на картины.

Ученику предлагается 2 картины.

- Посмотри на картины. Послушай, о какой картине я говорю.

Первое предъявление.

- Пришла зима. Кругом все белое. Ребята взяли санки, коньки, лыжи и побежали во двор. Они решили построить горку. Снег носили лопатами. Потом горку полили водой. А еще залили каток. Весело ребятам в нашем дворе.

- Что ты услышала?

- О какой картине я говорю?

- Верно.

Второе предъявление

- Послушай еще раз? Что ты запомнила еще?

- Всем весело. Как ты думаешь, почему мальчик стоит один.

Ученику предлагается 2 картины

Послушай. Я прочитаю рассказ. Подбери картинку.

Наступила зима. Выпал мокрый снег. Дети вышли во двор. Взяли лыжи, а кататься нельзя. Снег прилипает к лыжам. Стали дети лепить снеговика. Скатали три кома снега. Вот нос и глаза. Смешной получился снеговик.

- Почему, ты, выбрала эту картину.

- Все ребята заняты делом. Почему мальчик стоит в стороне?

Найди ошибку. Скажи правильно.

- Упал мокрый снег.

- Горку пролили водой.

 Восприятие слов

Послушай и повтори.

Зима – зимний

Тепло – теплый

Холодно – холодный

- Ты умеешь кататься на коньках?

- Что еще можно делать зимой?

- Что, ты, любишь делать зимой больше всего?

 Итог

- Что ты делала сегодня на занятии?

- Что тебе понравилось больше всего?

- Что было трудно?

- Ты занималась хорошо, молодец.

- Я чувствую себя хорошо.

- Аппарат работает.

- Я слышу вас хорошо.

- Выдох ртом

- Выдох спокойный, долгий.

Вдох ПА__________

Вдох ПО__________

Вдох ПУ__________

Вдох ПИ__________

Вдох ПЭ__________

ПА – ПО – ПУ – ПИ – ПЭ

- Снег.

- Падает снег.

- Тихо падает снег.

- Тихо падает белый снег.

- Тихо падает белый пушистый снег.

- Мы говорили слитно.

- Тихо падает белый снег.

- Тихо падает белый пушистый снег.

- Вы говорите низким голосом.

Ученик повторяет предложение низким голосом.

Ученик повторяет фразу высоким  голосом.

Ученик говорит предложение голосом средней высоты.

- Высоким голосом говорят девочки, дети, мышка.

- Низким голосом говорит папа, дядя, дедушка, медведь.

- РРРРРРРРРРРРРРРРРРРР

- Язык вверху.

- Работает кончик языка.

- Ветерок сильный.

Ученик повторяет и  показывает слоги.

РКА – РНА

ТРУ – БРО – ПРА

РКА – РНА – ТРУ – БРО – ПРА

- Это  коробочка.

- Красная  коробочка.

- Бархатная.

- Это краски.

- Это верблюд.

Ученик делит картинки на две группы.

- Это животные.

- Это предметы/ учебные вещи.

Ученик показывает группу картинок.

Они не живые.

- Кто?/ Это кто? Это животные. Они живые.

Ученик читает глаголы по цепочке.

(вытри, закрой, посмотри, открой, рычит)

- Вытри – не подходит. Закрой – не подходит. Посмотри – нет. Открой – нет. Рычит – подходит.

- Тигр рычит.

 

- Посмотри в зеркало.

- Вытри парту.

- Закрой портфель.

- Открой тетрадь.

- Девочка  рисует красками.

- ……кормит Дружка.

- Мальчик разбил кружку.

- Друзья переходят дорогу.

- ……играет на дудочке.

РА – ЛА – РА

ЛО – ЛО – РО

ЛУ – РУ – ЛУ

ЛА / ПА

- Лапа.

ЗА / РО  Роза

КА / РУ Рука

РА / МА Рама

Лужа

- Я слушала и говорила.

- Я отвечала на вопросы и думала.

- Я старалась говорить хорошо.

Ученик выполняет задания.

- Так не бывает. / Корова дает молоко.

- Верно./ Это правильно.

Ученик говорит, что услышал. Показывает выбранную картину.

Ученик произносит слова, словосочетания и фразы, которые запомнил.

Ученик показывает одиноко стоящего лыжника и пытается дать объяснение его поведения.

- Мальчик смотрит на горку / он устал / он отдыхает / у него болит нога / он больше не хочет кататься.

Ученик показывает картину.

Вы сказали………….

Я услышала…………

- Он устал / он заболел / сегодня нельзя кататься / он боится подойти к ребятам.

- Выпал мокрый снег.

- Горку полили водой.

Зима – зимний

Тепло – теплый

Холодно – холодный

Ученик отвечает на вопросы.

- Сегодня на занятии я слушала и говорила, думала и отвечала на вопросы, составляла предложения.

- Мне понравилось…………

- Было трудно………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид

В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 В класс 2016 г. Дифференциация звуков [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М".

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 в класс 2016 г. Дифференциация звуков  [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М"....

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 Б класс 2015 г. Дифференциация звуков [ З - Ж ]

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 Б класс 2015 г. Дифференциация звуков [ З - Ж ]...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 В класс 2018 г. Дифференциация звуков [ Ш - Щ ]

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 В класс 2018 г. Дифференциация  [ Ш - Щ ]...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...