Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Ткачёва Алла Анатольевна

В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует поддержанию интереса учащегося к занятию, обогащению словарного запаса.  Во второй части занятия  ("развитие слухового восприятия") учащиеся занимаются парой (два ученика), что позволяет активизировать их слуховые и речевые возможности, активизировать речь в её коммуникативной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie_po_rsv_i_fp_5_klass_ii_vid.docx72.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по РСВ и ФП

5 класс II вид

Подготовила Ткачёва А.А.

(Занятие парами: вторая часть-РСВ проводится с двумя учениками.)

Ученик

Диагноз

Ученик

Диагноз

Тема

Цели

Оборудование

Максим Н.

сенсоневральна тугоухость  III степени

п/у   65 дБ         л/у   63 дБ

восприятие речи        с/а   до 6,5 м            б/а до 3м

ЗПР

Павел Т.

сенсоневральна тугоухость  III степени

п/у  КИ   61дБ         л/у   108 дБ

восприятие речи         с/а   4-4,5м            б/а 1,5-1,8м

ЗПР

1.Звуки  Ч,  Ш-Щ. Правила орфоэпии. Интонация в предложениях различных видов.

 2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин (тема «Природоведение»). Текст «На площадке молодняка».

1.Автоматизация звука Ч  во всех позициях.

2. Дифференциация звуков  Ш-Щ.

3. Закрепление правил орфоэпии.

4. Закрепление умения соблюдать интонацию  в повествовательном, вопросительном, восклицательном  предложении.

5. Закрепление умения различать и распознавать речевой материал  темы и текста на слух.

6.Формирование  умения  ведения  диалога  друг  с другом, умения  задавать вопросы.

8.Развитие памяти, внимания на материале урока.

 

Ход занятия

п/п

Речь учителя

Речь и действия учеников

 I.

II.

         

1.

2.

        

                         а)

б)

в)

г)

д)

     

         III.

            1.

         2.

        а)

                   б)          

        

в)

        

г)

        

IV

        

1.

а)

б)

        

2.

3.

4.

IV

Оргмомент

-Здравствуй,  Паша.

-Ты хорошо слышишь? Аппарат работает?

- Послушай, чем ты  будешь  заниматься на занятии:

Будешь повторять звуки ч, ш, щ, работать над интонацией, работать по теме «Природоведение», слушать текст вместе с Максимом. Повтори. 

Автоматизация  звука Ч

Работа с профилем звука.

- Возьми перфокарту, дорисуй  положение языка, голосовых связок при звуке Ч, расскажи об этом звуке.

-Верно, молодец!

Произнесение звука Ч в слогах, словах, фразах.

-Запомни  и произнеси слоги

ач-оч-ча-учи

чу-ача-чи-ыч-ча

ича-чо-ач-оч-ача

- Прочитай слова, измени их так, чтобы получилось ласковое слово.

Сумка-…….

Полка -……..

Ложка - ………

Книжка -……

- Вспомни изменение глаголов по лицам, измени глаголы.

Я        кричу               молчу         учу

Ты    …….        ……..        ……

Он         ………          ……        ...……

Они        …….                ………             ……..

-Назови картинки, запомни.

-Послушай, что я не назвала.

Чашка, чайник, мячи, врач, дача, сачок, бабочка.

 - Послушай, как я говорю. Повтори. Правильно изменяй интонацию.

Кончились   бураны.

        

Кончились   метели.

        

Вновь грачи прилетели?

        

Вновь грачи прилетели!

        

И мальчишки с рассвета,  

        

Как ручьи зашумели:

-Вон грачи прилетели?

-Вон грачи прилетели!

-Что ты делал?

Автоматизация  звуков Ш-Щ

Работа с профилями.

-Выбери профили звуков ш, щ

(из 5-ти: ш. ж, щ, ч, ц).

-Скажи, чем похожи чем отличаются звуки ш-щ.

Произнесение звука Ч в слогах, словах, фразах.

-Послушай слоги, повтори, назови слова (картинки) с этими слогами

ша-ща

ыш-ещ-ащ

ещи-ошка

-Назови картинки.

(штукатур, каменщик, шофёр, часовщик, крановщик)

-Назови одним словом.

- Запиши, отхлопай ритм, поставь ударение, нарисуй схему.

-Прочитай правило.

Звук Щ всегда говорим мягко

-Составь предложения из слов и прочитай. (деформированный текст)

-Послушай глаголы, подбери существительные.

чинит            

водит

поднимает

штукатурит

кладёт

-Что ты делал?

РСВ

-Паша, пригласи Максима.

- Как ты слышишь, Максим?

Восприятие речевого материала, связанного с учебной деятельностью учащихся.

-Сейчас вы будете задавать вопросы друг другу по теме «Природоведение».

-Паша, послушай вопрос, задай его Максиму.

-Максим, спроси у Паши….

(во время вопроса учителя первому ученику второй выключает аппарат)

- Назови виды леса.

-Какие растения есть в смешанном лесу?

- Узнай, какое это растение: листочки маленькие, овальные, ствол белый, с чёрными пятнами.

Игра «Лото»

-Вспомните растения сада, огорода, поля.

(У одного ученика карточки с растениями сада, огорода, поля. У другого-карточки с названиями места произрастания растений. 1-ый ученик задаёт вопросы 2-ому за экраном, слушает ответ за экраном, при правильном ответе картинка подкладывается к табличке).

Работа над текстом.

-Какой текст вы слушали  вчера?

-Вспомните название.

-Сейчас будете слушать каждое предложение в записи. Первым повторяет предложение Паша, Максим будет дополнять и помогать Паше.

Текст

Вера Васильевна Чаплина работала в Московском зоопарке. Ей поручили воспитывать малышей. Огородили большую площадку. Вокруг площадки поставили клетки. В каждой клетке - домик для малышей. В домике зверьки ели, потом отдыхали. Потом малышей выпускали на площадку. Для каждого детёныша свои игры. Медвежата лазают по лестнице. Лисёнок играет в мяч. Маленькие бобры купаются в фонтане. Зайчата прыгают по площадке. Осенью молодняк переводили в закрытые помещения. Скучали звери без Веры Васильевны.

Выполнение заданий.

-Задайте вопросы друг другу.

(каждому ученику даётся табличка с вопросами, вопросы задаются за экраном)

Восприятие речевого материала без аппарата.

-Максим, сними аппарат, слушай слова, которые скажет Паша.

(ученик читает слова по табличке)

Итог

-Вы работали активно, старались, молодцы. До свидания.

- Добрый день, А.А.

-Да, работает, я слышу.

Ученик повторяет план занятия.

-При звуке Ч широкий кончик языка вверху за зубами, воздух тёплый, сильный, голоса нет.

- сумочка

- полочка

- ложечка

- книжечка

(картинки переворачиваются и ли убираются)

-Я говорил звук Ч.

Ученик формулирует ответ.

шапка, щавель

ландыш, малыш, лещ, плащ

клещи, кошка

   

-Это профессии.

, 

-Стекольщик застеклил окно в доме.

-Сашин папа – опытный шофёр.

-Каменщик возводит стену.

часовщик

шофёр

крановщик

штукатур

каменщик

-Я говорил звуки ш-щ.

-Я слышу хорошо.

Ученики отвечают поочерёдно.

-Это берёза.

Паша:  Скажи, где растёт огурец?

Максим: Огурец растёт на огороде.

Паша: Верно, возьми карточку.(и т.д.)

-Вчера был текст о животных в зоопарке.

-Текст называется «На площадке молодняка»

-Где работала Вера Васильевна?

- Что поручили Вере Васильевне?

-Как устроена площадка?

-Назови игры зверей.

-Ты любишь животных?

-зоопарк, зайчата, купаются-купаться, детёныши

До свидания.

 подчёркнутый речевой материал предлагается на слух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 0 классе.

Развивать артикуляционный праксис.Автоматизация звука [с ] в обратной позиции на материале слогов, слов и фраз. Дифференциация звуков [х-к ] на материале слогов, слов, фраз. Развивать речевое ды...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II вида.

Конспект занятия по РСВ и ФП содержит разнообразные виды работ, соответствует программе по развитию слухового восприятия 2 класса школы слабослышащих....

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе II отделения.

Конспект занятия составлен для учащихся школ I и   II вида. Тема занятия ФП:"Автоматизация звука Л " и РСВ:  Текст "Парк"...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 0 классе.

Развивать артикуляционный праксис. Автоматизация звука [с ] в обратной позиции на материале слогов, слов и фраз. Дифференциация звуков [х-к ] на материале слогов, слов, фраз. Развивать речевое д...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе 2 отделения

Материал предназначен для занятия по развитию слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха...