Групповое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе ( I отд.).
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Мишина Марина Алексеевна

Конспект группового занятия предназначен для работы по развитию речевого слуха и закреплению навыков правильного произношения у учащихся старших классов коррекционных школ. Речевой материал подобран с учётом особенностей слухоречевого развития детей с нарушениями слуха. Материал дополнен картинками.

Тема занятия:  звуки [C, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ];   Текст " Темперамент".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx76.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Специальная (коррекционная) школа-интернат №30 имени К.А. Микаэльяна

Групповое занятие

По развитию слухового восприятия

и формированию произношения

В классе 9 «A»

Учитель-дефектолог

Мишина М.А.

Москва

2009-2010 уч.г.

План урока

                 I. Организационный момент (введение в урок);

                 II. Работа над произношением.

Тренировочные упражнения (закрепление правил произношений; изучение новых правил орфоэпий, работа над грамматическим строем речи, работа  с фразеологизмами – необходимы при работе  на общеобразовательных уроках, в  процессе коммуникации):

  1. Чтение слов;
  2. Рядовая речь (воспроизведение номера телефона);
  3. Подбор синонимов, антонимов, обобщенных понятий (чтение слов и предложений; подбор подходящих понятий);
  4. Работа с деформированным текстом (чтение предложений с неправильным порядком слов, исправление ошибки);
  5. Работа с деформированными предложениями (восприятие на слух предложений с фразеологизмами и последующим их воспроизведением);
  6. Составление ситуативных диалогов;

Правила орфоэпии (И как Ы  в начале слова и перед согласным, Е как Э в иностранных словах после букв З, С, Д, Т), закрепление на материале слов и словосочетаний;

III. Работа по развитию слухового восприятия

  1. Упражнение на развитие слухового внимания (подготовка учащихся к восприятию текста на слух более объемного по содержанию, активизация слуховой функции);
  2. Восприятие текста на слух с технического носителя.  Текст «Темперамент»
  3. Первичное закрепление  (ответы на вопросы, выполнение заданий по тексту).
  4. Работа над восприятием слов и словосочетаний.
  5. Выполнение творческих заданий.
  6. Итог занятия.

Тема занятия: - Звуки С, З, Ш, Ж,  Ц, Ч, Щ.

       - Работа над орфоэпией: И как Ы  в начале слова и перед согласным, Е  как Э в иностранных словах;

      - Текст «Темперамент».

Цели занятия: - закрепление навыков правильного произношения свистящих,     шипящих, аффрикатов;

     - ознакомление с  новыми правилами орфоэпии;

     - развитие словесно-логического  мышления и  развитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения);

     - тренировка в восприятии текста на слух с технического носителя (с некоторым искажением голоса).

Задачи:

  •  - Образовательные:

- автоматизация звуков на материале слов, словосочетаний и предложений;

- знакомство с новыми правилами орфоэпии;

  •  воспитательные: 

       - развитие умения слушать, формирование коммуникативных навыков, формирование навыков культурного общения;

  • развивающие:

 - повышение уровня мотивации (мотивации к обучению, мотивации к  речевому общению), развитие словесно-логического мышления,  развитие словесной памяти; обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений; развитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения).

  • коррекционные:

     - развитие самоконтроля над произношением, преодоление    аграмматизмов, увеличение словарного запаса, умение воспринимать на слух  тексты повышенной сложности, восприятие речи с технического носителя.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

- Как вы слышите?

Тема сегодняшнего занятия – закрепление правильного произношения звуков с, з, ш, ш, ц, ч, щ, работа над новым правилом орфоэпии,  работа с тексом. Пожалуйста, говорите правильно, слушайте внимательно.

  1. Произношение.

1) Работа с карточками:

Прочитайте. Подберите обобщающее слово:

- школа, институт,  училище, университет, курсы (учебные заведения);

- врач, санитарка, медицинская сестра, фельдшер, массажистка (медицинский персонал);

- щедрый, целеустремленный, властолюбивый, честный, добродушный (качества характера).

2) Продиктуйте друг другу номера телефонов. Запомните их.

121-13-31;

                921-11-29;    

                       

3)Задания на карточках. (Роль маленького учителя, по очереди)

                а) Подумайте, какое слово правильно дополняет данное предложение?

Начитанность, глубокие и широкие познания – это …

Интеллигентность; талант; эрудиция.

                         б) Противоположное понятие «лицемерный» будет:

 Искренний; противоречивый; фальшивый; вежливый.

             в) Подберите синоним слову «Сентиментальный»:

Поэтический; чувствительный; радостный; странный.

            г) Задание на доске. Вставьте подходящее слово:

Вам предлагаются 3 слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Найдите слово, состоящее в такой же связи с 3 словом:

- Старт: финиш = пролог: ? (заголовок, введение, кульминация, действие, эпилог);

- Богатство: бедность = крепостная зависимость: ? (крепостные крестьяне; личная свобода; неравенство).

4) (Задание на компьютере) 

а) Если в предложении есть ошибки, связанные с неправильным порядком слов, исправьте их:

- Я узнал несущегося мальчика мне навстречу на велосипеде.

- Это рассказ о страдающей молодой женщине от неразделенной любви.

б) Вставьте подходящее слово:

- Члены этой (спасительной  - спасательной) экспедиции получили самые высокие государственные награды.

- Снос пятиэтажки задерживался из-за (жителей – жильцов) одной квартиры.

            5) Работа над фразеологизмами (на слух).

                 Послушайте, исправьте ошибку, допущенную в предложении:

- Он любого способен провести вокруг пальца (обвести).

- Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги (собственными глазами).

6) Работа с диалогами  (развитие речи).  Задайте вопросы в ситуации:

- Вы приехали в Москву, вам нужно узнать, где гостиница «Орленок».

Обратитесь: - к милиционеру;

                    - к прохожему на улице;

7)(Задание на компьютере). Прочитайте правило. Запомните. Прочитайте слова, применяя его:

  1. в иностранных словах после букв З, С, Д, Т буква «е» произносится как «э»:

безе, кодекс, антенна, ателье, атеист, астероид, метрополитен, термос.

б) если И стоит в начале слова и ему предшествует твердый согласный звук, то он произносится Ы:

в Индии, с Ириной, уехал в Италию.

  1. Развитие слухового восприятия.

1) Грамотно ли говорить:

  • Петров окончил технический университет, у него высшее образование;
  • В заключение рассказа рассказчик рассказал о происшествии;
  • Она увидела молодого парня. 

2) Работа с текстом.

         Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.  Слово «темперамент» - латинского происхождения, означает «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа.  Гиппократ считал, что в теле человека имеются 4 вида жидкости: кровь, лимфа, желчь и черная желчь. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента.

         Различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении человека в необычных ситуациях. Это видно из следующего примера.

        4 друга – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик – опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не отдавит ноги, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.

       Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят, и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.

      Флегматик подумает примерно так: «Ну, во-первых, большой трагедии не произошло…и потом как первый акт, как правило, вообще неинтересен – актеры еще не разыгрались. Пойду-ка я спокойно в буфет, поем, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле …  Бежать куда-то…это не по мне!»

     Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну что же, мне, конечно, опять не повезло».  И, заплакав, вернется домой.

Вопросы к тексту:

  1. Перескажите близко к тексту.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Как вы думаете, какую  цель я преследовала, подобрав этот текст для вас? (рассказать вам историю, дать описание поведения разных людей, дать научное представление об особенностях личности)
  4. Найдите специальную лексику. К какой области знаний она относится? (психология)
  5. Послушайте слова  словосочетания, повторите, объясните их значения:
  • Отношение – соотношение частей;
  • кровь, лимфа, желчь и черная желчь;
  • обладать – преобладать – преобладание;
  • импульс – импульсивный;
  • покой - спокойный – спокойствие;
  • движение – двигать – подвижный;
  1. Послушайте, найдите ошибку:
  • Гиппократ считал, что в теле человека имеются 3 вида жидкости.
  • Это определяет тип его внешности.
  • Преобладание крови делает человека грустным и боязливым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи делает человека подвижным и весёлым — меланхоликом.

  1.  Работа с наглядностью.

Послушайте, повторите и покажите на рисунке.

  • Импульсивный, горячий – холерик;
  • Спокойный, медлительный – флегматик;
  • Подвижный, веселый – сангвиник;
  • Грустный, боязливый – меланхолик.

___________________________________________________________________

  • К какому типу темперамента, по вашему  мнению, относится каждый из вас? Изобразите  схематично. Как бы вы повели себя в ситуации, изображенной на картинке? Составьте схему.
  • Прослушайте мелодию. Как вы считаете, какому человеку  она могла бы понравиться?

Демонстрационный материал. Наглядность.

Four_temperament_b

14

Рисунки Херлуфа Бидструпа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид

В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 7 классе I отделения.

- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Хлебные крошки»;- развитие и совершенствование навыков правильного  звукопроизношения;- работа над ор...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Групповое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе ( I отд.).

Конспект группового занятия предназначен для работы по развитию речевого слуха и закреплению навыков правильного произношения у учащихся старших классов коррекционных школ. Речевой материал подобран с...

Технологическая карта группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 5 «А» классе

Технологическая карта группового занятия  по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 5 «А» классеТема "Год памяти и славы"....