Групповое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе ( I отд.).
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)
Конспект группового занятия предназначен для работы по развитию речевого слуха и закреплению навыков правильного произношения у учащихся старших классов коррекционных школ. Речевой материал подобран с учётом особенностей слухоречевого развития детей с нарушениями слуха. Материал дополнен картинками.
Тема занятия: звуки [C, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ]; Текст " Темперамент".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 76.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Специальная (коррекционная) школа-интернат №30 имени К.А. Микаэльяна
Групповое занятие
По развитию слухового восприятия
и формированию произношения
В классе 9 «A»
Учитель-дефектолог
Мишина М.А.
Москва
2009-2010 уч.г.
План урока
I. Организационный момент (введение в урок);
II. Работа над произношением.
Тренировочные упражнения (закрепление правил произношений; изучение новых правил орфоэпий, работа над грамматическим строем речи, работа с фразеологизмами – необходимы при работе на общеобразовательных уроках, в процессе коммуникации):
- Чтение слов;
- Рядовая речь (воспроизведение номера телефона);
- Подбор синонимов, антонимов, обобщенных понятий (чтение слов и предложений; подбор подходящих понятий);
- Работа с деформированным текстом (чтение предложений с неправильным порядком слов, исправление ошибки);
- Работа с деформированными предложениями (восприятие на слух предложений с фразеологизмами и последующим их воспроизведением);
- Составление ситуативных диалогов;
Правила орфоэпии (И как Ы в начале слова и перед согласным, Е как Э в иностранных словах после букв З, С, Д, Т), закрепление на материале слов и словосочетаний;
III. Работа по развитию слухового восприятия
- Упражнение на развитие слухового внимания (подготовка учащихся к восприятию текста на слух более объемного по содержанию, активизация слуховой функции);
- Восприятие текста на слух с технического носителя. Текст «Темперамент»
- Первичное закрепление (ответы на вопросы, выполнение заданий по тексту).
- Работа над восприятием слов и словосочетаний.
- Выполнение творческих заданий.
- Итог занятия.
Тема занятия: - Звуки С, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ.
- Работа над орфоэпией: И как Ы в начале слова и перед согласным, Е как Э в иностранных словах;
- Текст «Темперамент».
Цели занятия: - закрепление навыков правильного произношения свистящих, шипящих, аффрикатов;
- ознакомление с новыми правилами орфоэпии;
- развитие словесно-логического мышления и развитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения);
- тренировка в восприятии текста на слух с технического носителя (с некоторым искажением голоса).
Задачи:
- - Образовательные:
- автоматизация звуков на материале слов, словосочетаний и предложений;
- знакомство с новыми правилами орфоэпии;
- воспитательные:
- развитие умения слушать, формирование коммуникативных навыков, формирование навыков культурного общения;
- развивающие:
- повышение уровня мотивации (мотивации к обучению, мотивации к речевому общению), развитие словесно-логического мышления, развитие словесной памяти; обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений; развитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции и обобщения).
- коррекционные:
- развитие самоконтроля над произношением, преодоление аграмматизмов, увеличение словарного запаса, умение воспринимать на слух тексты повышенной сложности, восприятие речи с технического носителя.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Как вы слышите?
Тема сегодняшнего занятия – закрепление правильного произношения звуков с, з, ш, ш, ц, ч, щ, работа над новым правилом орфоэпии, работа с тексом. Пожалуйста, говорите правильно, слушайте внимательно.
- Произношение.
1) Работа с карточками:
Прочитайте. Подберите обобщающее слово:
- школа, институт, училище, университет, курсы (учебные заведения);
- врач, санитарка, медицинская сестра, фельдшер, массажистка (медицинский персонал);
- щедрый, целеустремленный, властолюбивый, честный, добродушный (качества характера).
2) Продиктуйте друг другу номера телефонов. Запомните их.
121-13-31;
921-11-29;
3)Задания на карточках. (Роль маленького учителя, по очереди)
а) Подумайте, какое слово правильно дополняет данное предложение?
Начитанность, глубокие и широкие познания – это …
Интеллигентность; талант; эрудиция.
б) Противоположное понятие «лицемерный» будет:
Искренний; противоречивый; фальшивый; вежливый.
в) Подберите синоним слову «Сентиментальный»:
Поэтический; чувствительный; радостный; странный.
г) Задание на доске. Вставьте подходящее слово:
Вам предлагаются 3 слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Найдите слово, состоящее в такой же связи с 3 словом:
- Старт: финиш = пролог: ? (заголовок, введение, кульминация, действие, эпилог);
- Богатство: бедность = крепостная зависимость: ? (крепостные крестьяне; личная свобода; неравенство).
4) (Задание на компьютере)
а) Если в предложении есть ошибки, связанные с неправильным порядком слов, исправьте их:
- Я узнал несущегося мальчика мне навстречу на велосипеде.
- Это рассказ о страдающей молодой женщине от неразделенной любви.
б) Вставьте подходящее слово:
- Члены этой (спасительной - спасательной) экспедиции получили самые высокие государственные награды.
- Снос пятиэтажки задерживался из-за (жителей – жильцов) одной квартиры.
5) Работа над фразеологизмами (на слух).
Послушайте, исправьте ошибку, допущенную в предложении:
- Он любого способен провести вокруг пальца (обвести).
- Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги (собственными глазами).
6) Работа с диалогами (развитие речи). Задайте вопросы в ситуации:
- Вы приехали в Москву, вам нужно узнать, где гостиница «Орленок».
Обратитесь: - к милиционеру;
- к прохожему на улице;
7)(Задание на компьютере). Прочитайте правило. Запомните. Прочитайте слова, применяя его:
- в иностранных словах после букв З, С, Д, Т буква «е» произносится как «э»:
безе, кодекс, антенна, ателье, атеист, астероид, метрополитен, термос.
б) если И стоит в начале слова и ему предшествует твердый согласный звук, то он произносится Ы:
в Индии, с Ириной, уехал в Италию.
- Развитие слухового восприятия.
1) Грамотно ли говорить:
- Петров окончил технический университет, у него высшее образование;
- В заключение рассказа рассказчик рассказал о происшествии;
- Она увидела молодого парня.
2) Работа с текстом.
Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» - латинского происхождения, означает «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ считал, что в теле человека имеются 4 вида жидкости: кровь, лимфа, желчь и черная желчь. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента.
- Преобладание жёлтой желчи делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
- Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
- Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
- Преобладание чёрной желчи делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении человека в необычных ситуациях. Это видно из следующего примера.
4 друга – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик – опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не отдавит ноги, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.
Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят, и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.
Флегматик подумает примерно так: «Ну, во-первых, большой трагедии не произошло…и потом как первый акт, как правило, вообще неинтересен – актеры еще не разыгрались. Пойду-ка я спокойно в буфет, поем, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле … Бежать куда-то…это не по мне!»
Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну что же, мне, конечно, опять не повезло». И, заплакав, вернется домой.
Вопросы к тексту:
- Перескажите близко к тексту.
- Озаглавьте текст.
- Как вы думаете, какую цель я преследовала, подобрав этот текст для вас? (рассказать вам историю, дать описание поведения разных людей, дать научное представление об особенностях личности)
- Найдите специальную лексику. К какой области знаний она относится? (психология)
- Послушайте слова словосочетания, повторите, объясните их значения:
- Отношение – соотношение частей;
- кровь, лимфа, желчь и черная желчь;
- обладать – преобладать – преобладание;
- импульс – импульсивный;
- покой - спокойный – спокойствие;
- движение – двигать – подвижный;
- Послушайте, найдите ошибку:
- Гиппократ считал, что в теле человека имеются 3 вида жидкости.
- Это определяет тип его внешности.
- Преобладание крови делает человека грустным и боязливым — сангвиником.
- Преобладание чёрной желчи делает человека подвижным и весёлым — меланхоликом.
- Работа с наглядностью.
Послушайте, повторите и покажите на рисунке.
- Импульсивный, горячий – холерик;
- Спокойный, медлительный – флегматик;
- Подвижный, веселый – сангвиник;
- Грустный, боязливый – меланхолик.
___________________________________________________________________
- К какому типу темперамента, по вашему мнению, относится каждый из вас? Изобразите схематично. Как бы вы повели себя в ситуации, изображенной на картинке? Составьте схему.
- Прослушайте мелодию. Как вы считаете, какому человеку она могла бы понравиться?
Демонстрационный материал. Наглядность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид
В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...
Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 7 классе I отделения.
- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом) на материале текста «Хлебные крошки»;- развитие и совершенствование навыков правильного звукопроизношения;- работа над ор...
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...
Групповое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе ( I отд.).
Конспект группового занятия предназначен для работы по развитию речевого слуха и закреплению навыков правильного произношения у учащихся старших классов коррекционных школ. Речевой материал подобран с...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться. РСВ. Текст «Москва
Занятие рекомендовано для учащихся 5 класса школ I и II вида....
Технологическая карта группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 5 «А» классе
Технологическая карта группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 5 «А» классеТема "Год памяти и славы"....