Технологическая карта занятия: «Звуки [с] - [ш]. Буквы С - Ш»
план-конспект

Селезнёва Татьяна Александровна

Технологическая карта группового логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ТНР (вариант 5.1) разработана в соответствии с трубованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Все задания подобраны с учётом психолого-педагогических обосенностей детей данного возраста и на речевом материале (разной степени сложности) одной лексической темы "Транспорт".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя-логопеда

Фандеева Татьяна Александровна

Класс, логопедическое заключение

1 класс

Общее недоразвитие речи III уровня

Тип занятия

урок открытия нового знания

Тема занятия

«Звуки [с] - [ш]. Буквы С - Ш»

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

в результате занятия учащиеся смогут:

- безошибочно различать звуки [с] - [ш] на языковом материале разного уровня сложности;

- перечислить и самостоятельно подобрать примеры разных видов транспорта;

- составлять сложносочинённые предложения по учебному заданию.

Метапредметные:

в результате занятия учащиеся смогут:

- использовать словарь в качестве источника информации;

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;

- оценивать результат деятельности товарища;

- формулировать ответ на вопрос, регулируя собственное речевое поведение.

Личностные:

в результате занятия учащиеся смогут:

- сформулировать собственное мнение о назначении и значимости каждого вида транспорта в жизни людей (в городе и сельской местности).

Словарь занятия

Теплох́од – морское или речное судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания.

Вертолёт – винтокрылый летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой.

Самолёт – воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью неподвижного относительно других частей аппарата крыла.

Мотоци́кл – двухколёсное транспортное средство с механическим двигателем.

Трамва́й — вид уличного общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам, используемый преимущественно в городах.

Тролле́йбус — безрельсовое механическое транспортное средство (преимущественно пассажирское) контактного типа с электрическим приводом.

Ресурсы занятия

Карточки для игры «Светофор», комплект предметных картинок с изображением различных транспортных средств,  счётные палочки, мяч, карточки «Эмоции», карточки для самостоятельной работы в тетрадях.

Этап

Деятельность учителя

Формируемые УУД:

Этап I. Организационный момент

- Приветствие

- Артикуляционная гимнастика

- Пальчиковая гимнастика с использованием счётных палочек: выкладывание изображений (кораблик и машинка) по образцу

Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с устной инструкцией педагога.

Этап II. 

Мотивации к коррекционной деятельности

- Загадывание загадки:

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком... (автобусе)

Познавательные УУД: анализировать, выделять существенные признаки на основе сравнения.

Этап III.

Актуализация знаний

- Языковой анализ слова

- Характеристика звука [с]

- Определение звука ([ш]) по данному описанию, с дальнейшей характеристикой

- Чтение слогов, содержащих дифференцируемые звуки

- Игра «В слова» (с употреблением названий транспортных средств)

- Предоставление алгоритма звуко-буквенного анализа схем слов с опорой на картинки: «автобус», «самолёт», «трамвай».

- Уточнение семантических различий слов «трамвай», «троллейбус».

Регулятивные УУД:

выполнять действия в соответствии с предоставленным алгоритмом.

Коммуникативные УУД:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Этап IV. Целеполагание

- Организация целеполагания на основе выделения обобщающего понятия

Тема занятия: «Звуки [с] - [ш]. Буквы С - Ш»

Лексическая тема: «Транспорт»

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении и формулировании темы занятия

Этап V.

Открытие нового знания

- Организация работы по подбору слов на заданный звук.

- Словарная работа: «теплоход», «вертолёт», «самолёт», «снегоход»

- Создание проблемной ситуации: выявление способов образования сложных слов

- Игра «Автомастерская»: восстановление слов-названий транспортных средств: «машина», «автобус», «поезд», «самолет», «корабль»

- Составление и запись сложносочинённых предложений с помощью визуальных опор и предметных картинок

- Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят Машина, автобус и поезд.

Самолет идет на взлет.

Корабль по морю плывет.

Познавательные УУД:  находить  и структурировать информацию.

Регулятивные УУД:

выполнять действия в соответствии со словесной инструкцией.

Коммуникативные УУД: формулировать чёткое аргументированное монологическое высказывание при ответе на вопросы, слушать мнение своих одноклассников.

Этап VI.

Включение нового знания в систему знаний

- Игра «Светофор»: предъявление карточек в случае звучания слова с заданным звуком

- Упражнение «Объясняй-ка»: определение способов образования и семантики словосочетаний: «водный», «наземный», «подземный», «воздушный» транспорт

- Языковой анализ слов, содержащих звуки [с], [ш]

- Организация проектной деятельности детей

- Предоставление алгоритма морфемного разбора слов

- Помощь в составлении «семеек слов»

Познавательные УУД: анализировать, обобщать и формулировать выводы, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Этап VII.

Рефлексия и оценивание

- Организация взаимопроверки выполнения задания

- Подведение учащихся к самостоятельной формулировке вывода о значении указанных слов.

Познавательные УУД: выдвигать предположения

Личностные УУД:

Давать аргументированную оценку работе товарищей

Этап VIII.

Домашнее задание

- Организация творческой деятельности по составлению написанию мини-сочинения  на тему: «На каком транспортном средстве я хотел бы совершить кругосветное путешествие»

Коммуникативные УУД:

структурировать новые знания при написании сочинения-рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.

Конспект фронтального  занятия для детей подготовительной  к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.

Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....

Открытого логопедического занятия: "Звуки [д], [д’]. Буква Д д".

В помощь учителям-логопедам и учителям начальных классов....

Технологическая карта занятия по ФРС и ПСУР на тему "Звук Ц, правило орфоэпии - ТС как Ц. Восприятие речевого материала уроков"

Технологическая карта содержит тему, цель, задачи и ход коррекционного занятия, отраженный в таблице. Написана в достаточно подробной форме....

Технологическая карта урока."Звук.Источники звука" 9 класс

Технологическая карта урока ."Звук.Источники звука".9 класс....

Технологическая карта занятия "Буквы, сходные по начертанию б - д"

Научить различать кинетически сходные буквы б - д на письме и при чтении....