Технологическая карта урока."Звук.Источники звука" 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс)

Власова Т.П.

Технологическая карта урока ."Звук.Источники звука".9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx62.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Учебный предмет: физика

Класс:  9  класс

УМК:     «Физика 9 класс»  Автор: А.В. Перышкин,Е.М. Гутник  ,2017

Тема урока:  «Звук .Источники звука»  

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Звуковые явления»

Тип урока:    урок изучения нового материала

Цель урока

Содержательная: Рассмотрение вопросов звуковые явления,условия распространения звука,    формирование объективной необходимости изучения нового материала;

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении эксперимента,ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

 Планируемые   результаты

Предметные

знание: что является источником звука ;

понимание: обосновывать своё мнение; делать выводы в ходе рассуждений;

применение: уметь отбирать нужную информацию при выполнении эксперимента;

анализ: анализировать информацию, совершенствовать речевую практику;

оценка: проводить самооценку по предложенным заданиям.

личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

установление связи между целью деятельности и ее результатом;

оценка собственной деятельности;

 Метапредметные

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению;

 готовности к саморазвитию и самообразованию;  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение ,умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ учебного материала ;преобразовывать информацию из одного вида в другой.

 

Методы достижения: 

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый;

Исследовательский;

Групповые и индивидуальные методы.

Ожидаемые результаты: 

Повышение интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика;

Занятия становятся более наглядными и  интересными;

Рационально организуется учебная деятельность;

Повышение качества обучения;

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Задания для учащихся

Какие УУД приоритетно формируются

1.Организационный

Приветствие учащихся

 

Ответ на приветствие учителя.

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. Умение настраиваться на занятие

2.  Проверка домашнего задания

Учитель задает вопросы.

 1. Что называют волной? 2.Что такое период    ?

3.Что такое частота? Что означает, что частота равна 20 Гц?

4. Какие  волны относят к продольным, поперечным?

 5.Условия возникновения волны?

Учащиеся отвечают на вопросы заданий на повторение.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

Постановка вопросов. Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Говорение.

 Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

З.Мотивационный.

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

(Учитель демонстрирует колебания линейки.В первом случае звука нет,во втором  -линейка издает звук)

Наблюдают  за физическим экспериментом учителя.

Взаимодействуют с учителем во время беседы,  

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу .

Систематизируют информацию.

 Делают предположения.

Формулируют,что требуется узнать.

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

 Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов.

  (Приложение)

 

 В группах по четыре человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы.  

Формулируют цель  и задачи для себя.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению

На столах у вас находится оборудование и задание. После выполнения задания   вы должны ответить на вопросы.

Мотивация учащихся.

Постановка   целей и задач учащимися.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение  строить речевое высказывание.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение информации.

Знаково-символические действия, включая моделирование.

Умение структурировать знания.

Синтез.

Установление  причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.Составление плана и последовательности действий

 5.Контроль усвоения. Решение качественных и количественных задач  .

 

Задает  задачи.

 1.Крылья шмеля колеблются с частотой 220 Гц. Определите время одно взмаха крылышками. Сколько взмахов крыльями делает пчела за минуту полёта?

2. Лодка качается на волнах, совершая20 колебаний за полминуты. Определите частоту и период колебаний. Будут ли колебания лодки источником звука?

3.Кого мы слышим?

Аисты

≈ 2

Бабочки– капустницы

до 9

Воробьи

до 13

Вороны

3-4

Жуки майские

≈ 45

Колибри

35–50

Комары

500–600

Мухи комнатные

190–330

Пчелы

200–250

Шмель

220

Слепни

≈ 100

Стрекозы

38–100

Вопросы .

 

1. Почему полет бабочки бесшумен?

2. Чем отличаются звуки  издаваемые комаром и стрекозой?

 

 

Решите расчетные задачи.Ответите на вопросы.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.  Установление  причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Осуществление самоконтроля.

  Домашнее задание

Прочитать параграф. Ответить на вопросы.

Комментирует  домашнее задание.

Слушают учителя и записывают домашнего задания в тетради.

Запишите домашнее задание.

Регуляция учебной деятельности.

Рефлексия

Ставит перед учащимися следующие вопросы:

-Достиг ли я поставленной       цели?

-Что было трудно?

Учащиеся оценивают себя  

1.Сегодня на уроке я узнал ...

2.Теперь я могу ...

3.Было интересно

Оцените свою работу на уроке.

Осуществлять самоконтроль и самооценку. Умение делать выводы

   

В тетради должны быть записи .

Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твёрдых телах. Волны, которые вызывают ощущение звука, с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют звуковыми волнами. Звуковая волна- продольная.

Чтобы услышать звук, необходимы:

1. Источник звука;

2. Упругая среда между источником  и ухом;

3. Диапазон частот колебаний источника звука – между 16 Гц и 20000Гц,

4. Достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.

Приложение 1

 Порядок выполнения эксперимента.

1. Сформулировать цель;

2. Выдвинуть гипотезу;

3. Составить план проведения эксперимента;

4. Подобрать необходимое оборудование;

5. Провести эксперимент;

6. Проанализировать результаты;

7. Сделать выводы.

Задание 1.  Всегда ли звук создается колеблющимся телом ?

Цель опыта: выяснить, всегда ли звук создаётся колеблющимся телом.

Гипотеза: звук порождается любым колеблющимся телом.

Оборудование:1.p-11e-3.gif;2.линейка.. линейка.png

Опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки;опыт с линейкой.

Вывод: Не всякое колеблющееся тело становится источником звука. Звучащее тело совершает колебания.

 Задание 2. В каких средах распространяется звук?

Цель: проверить в какой среде распространяется звук.

 Гипотеза:     звук распространяется в  твердом теле, жидкостях и газах.

1)Твердое тело.   А)Оборудование: нить и два бумажных стаканчика. (На дне стаканчиков  сделать маленькое  отверстие. Продеть через них нитку и завязать внутри стаканчика узел так, что бы нитка не  выскользнула. То есть через стаканчики прошла длинная нить.Для демонстрации этого опыта нужно два человека.
Каждый взял по стаканчику и отошел друг от друга подальше, чтобы нитка натянулась. Один из    что-нибудь прошептал в свой стаканчик, а другой услышал это в своем стаканчике.) ;Б) стук по одному концу стола
Вывод: Звук передается через твердое тело.

2)Предложить однокласснику что-нибудь сказать.

Вывод: звук передается по воздуху.

3) Один участник эксперимента приложил ухо к стенке банки, наполненной водой, другой услышал всплеск брошенного в нее камушка.

Вывод: Звук - распространяется в   жидкостях.

 Объясните: В годы блокады Ленинграда в 1942 году произошло уникальное событие    — впервые в истории отечественной армии в действующие войска были призваны незрячие люди. Город подвергался постоянным вражеским налетам.Незрячим военнослужащим удавалось невероятное: они узнавали о приближении фашистских бомбардировщиков задолго до того, как те оказывались в зоне видимости. По шуму моторов слухачи могли определить даже их марку, сообщая зенитчикам о том, Хейнкель или Юнкерс приближается к городу, тем самым давая им возможность подготовиться к отражению хорошо запланированных фашистских налетов.

Объясните:А)Людвиг ван Бетховен плохо слышал с юношеских лет, а к концу жизни совершенно оглох. Но он все же нашёл выход и научился слышать музыку при игре на фортепиано. Этот способ позволял ему сочинять. В частности «9 симфонию» он сочинил будучи уже совершенно глухим.

(Дело в том, что если у глухих уцелело внутреннее ухо, то такие глухие могут даже танцевать под музыку. Звуки доходят до их органов внутреннего слуха через пол и кости скелета. По этой аналогии Бетховен использовал деревянную палочку. Так один конец палочки он вставлял под крышку фортепиано, а другой конец - сжимал зубами.Очевидцы описывали что иногда он приставлял к фортепиано конец своей трости, другой же - держал зубами. Таким образом, звуки от корпуса инструмента через трость передавались зубам Бетховена, а через них костям черепа. Далее эти вибрации передавались во внутреннее ухо и он слышал звук. Таким образом он писал музыку будучи глухим.)

Б) В старые времена при осаде в крепостных стенах помещали "слухачей"(например при осаде Казани Иваном Грозным), которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет. Прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.

 Объясните:   Существует выражение: "Нем как рыба".   «Если ты, будучи на море, опустишь в воду отверстие трубы,а другой конец ее приложишь к уху, то услышишь идущие вдали корабли».Леонардо да Винчи  .Воспользовавшись таким способом, можно убедиться, что рыбы на самом деле довольно болтливы.

Задание 3 .Как вы думаете, распространяется ли звук в безвоздушной среде?

Цель:выяснить ,распространяется звук  без среды или нет?

Гипотеза:для  распространения звука нужна среда.

Просматривают видеофрагмент «Распространение звука».Демонстрация опыта :Под колокол воздушного насоса помещают звонок и включают его.Затем начинают откачивать воздух насосом .По мере разрежения воздуха звук становится слышен все слабее и слабее и, наконец, почти совсем исчезает.

Вывод: Звук не может распространяться безвоздушном пространстве

Приложение 2

 1.Крылья шмеля колеблются с частотой 220 Гц. Определите время одно взмаха крылышками. Сколько взмахов крыльями делает пчела за минуту полёта?

2. Лодка качается на волнах, совершая20 колебаний за полминуты. Определите частоту и период колебаний. Услышим ли мы  колебания лодки  ?

3.Кого мы слышим?

Аисты

≈ 2

Бабочки– капустницы

до 9

Воробьи

до 13

Вороны

3-4

Жуки майские

≈ 45

Колибри

35–50

Комары

500–600

Мухи комнатные

190–330

Пчелы

200–250

Шмель

220

Слепни

≈ 100

Стрекозы

38–100

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Звук. Источники звука

Комбинированный урок в котором удачно выбрана форма опроса - физическое лото....

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Открытый урок на тему "Звук.Источники звука"

Комбинированный урок   с применением информационных технологий.На ее изучение отводится 1 час учебного времени по тематическому планированию. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: Мех...

Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса

Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...

Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса

Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...