Технологическая карта урока."Звук.Источники звука" 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс)
Технологическая карта урока ."Звук.Источники звука".9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 62.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс: 9 класс
УМК: «Физика 9 класс» Автор: А.В. Перышкин,Е.М. Гутник ,2017
Тема урока: «Звук .Источники звука»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Звуковые явления»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока | Содержательная: Рассмотрение вопросов звуковые явления,условия распространения звука, формирование объективной необходимости изучения нового материала; Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания). |
Задачи | Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении эксперимента,ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности. Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления. Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения. |
Планируемые результаты | Предметные знание: что является источником звука ; понимание: обосновывать своё мнение; делать выводы в ходе рассуждений; применение: уметь отбирать нужную информацию при выполнении эксперимента; анализ: анализировать информацию, совершенствовать речевую практику; оценка: проводить самооценку по предложенным заданиям. личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации. установление связи между целью деятельности и ее результатом; оценка собственной деятельности; Метапредметные Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение ,умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме. Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ учебного материала ;преобразовывать информацию из одного вида в другой.
|
Методы достижения:
Объяснительно-иллюстративный;
Репродуктивный;
Проблемное изложение;
Частично-поисковый;
Исследовательский;
Групповые и индивидуальные методы.
Ожидаемые результаты:
Повышение интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика;
Занятия становятся более наглядными и интересными;
Рационально организуется учебная деятельность;
Повышение качества обучения;
В тетради должны быть записи .
Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твёрдых телах. Волны, которые вызывают ощущение звука, с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют звуковыми волнами. Звуковая волна- продольная.
Чтобы услышать звук, необходимы:
1. Источник звука;
2. Упругая среда между источником и ухом;
3. Диапазон частот колебаний источника звука – между 16 Гц и 20000Гц,
4. Достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.
Приложение 1
Порядок выполнения эксперимента.
1. Сформулировать цель;
2. Выдвинуть гипотезу;
3. Составить план проведения эксперимента;
4. Подобрать необходимое оборудование;
5. Провести эксперимент;
6. Проанализировать результаты;
7. Сделать выводы.
Задание 1. Всегда ли звук создается колеблющимся телом ?
Цель опыта: выяснить, всегда ли звук создаётся колеблющимся телом.
Гипотеза: звук порождается любым колеблющимся телом.
Оборудование:1.;2.линейка..
Опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки;опыт с линейкой.
Вывод: Не всякое колеблющееся тело становится источником звука. Звучащее тело совершает колебания.
Задание 2. В каких средах распространяется звук?
Цель: проверить в какой среде распространяется звук.
Гипотеза: звук распространяется в твердом теле, жидкостях и газах.
1)Твердое тело. А)Оборудование: нить и два бумажных стаканчика. (На дне стаканчиков сделать маленькое отверстие. Продеть через них нитку и завязать внутри стаканчика узел так, что бы нитка не выскользнула. То есть через стаканчики прошла длинная нить.Для демонстрации этого опыта нужно два человека.
Каждый взял по стаканчику и отошел друг от друга подальше, чтобы нитка натянулась. Один из что-нибудь прошептал в свой стаканчик, а другой услышал это в своем стаканчике.) ;Б) стук по одному концу стола
Вывод: Звук передается через твердое тело.
2)Предложить однокласснику что-нибудь сказать.
Вывод: звук передается по воздуху.
3) Один участник эксперимента приложил ухо к стенке банки, наполненной водой, другой услышал всплеск брошенного в нее камушка.
Вывод: Звук - распространяется в жидкостях.
Объясните: В годы блокады Ленинграда в 1942 году произошло уникальное событие — впервые в истории отечественной армии в действующие войска были призваны незрячие люди. Город подвергался постоянным вражеским налетам.Незрячим военнослужащим удавалось невероятное: они узнавали о приближении фашистских бомбардировщиков задолго до того, как те оказывались в зоне видимости. По шуму моторов слухачи могли определить даже их марку, сообщая зенитчикам о том, Хейнкель или Юнкерс приближается к городу, тем самым давая им возможность подготовиться к отражению хорошо запланированных фашистских налетов.
Объясните:А)Людвиг ван Бетховен плохо слышал с юношеских лет, а к концу жизни совершенно оглох. Но он все же нашёл выход и научился слышать музыку при игре на фортепиано. Этот способ позволял ему сочинять. В частности «9 симфонию» он сочинил будучи уже совершенно глухим.
(Дело в том, что если у глухих уцелело внутреннее ухо, то такие глухие могут даже танцевать под музыку. Звуки доходят до их органов внутреннего слуха через пол и кости скелета. По этой аналогии Бетховен использовал деревянную палочку. Так один конец палочки он вставлял под крышку фортепиано, а другой конец - сжимал зубами.Очевидцы описывали что иногда он приставлял к фортепиано конец своей трости, другой же - держал зубами. Таким образом, звуки от корпуса инструмента через трость передавались зубам Бетховена, а через них костям черепа. Далее эти вибрации передавались во внутреннее ухо и он слышал звук. Таким образом он писал музыку будучи глухим.)
Б) В старые времена при осаде в крепостных стенах помещали "слухачей"(например при осаде Казани Иваном Грозным), которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет. Прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.
Объясните: Существует выражение: "Нем как рыба". «Если ты, будучи на море, опустишь в воду отверстие трубы,а другой конец ее приложишь к уху, то услышишь идущие вдали корабли».Леонардо да Винчи .Воспользовавшись таким способом, можно убедиться, что рыбы на самом деле довольно болтливы.
Задание 3 .Как вы думаете, распространяется ли звук в безвоздушной среде?
Цель:выяснить ,распространяется звук без среды или нет?
Гипотеза:для распространения звука нужна среда.
Просматривают видеофрагмент «Распространение звука».Демонстрация опыта :Под колокол воздушного насоса помещают звонок и включают его.Затем начинают откачивать воздух насосом .По мере разрежения воздуха звук становится слышен все слабее и слабее и, наконец, почти совсем исчезает.
Вывод: Звук не может распространяться безвоздушном пространстве
Приложение 2
1.Крылья шмеля колеблются с частотой 220 Гц. Определите время одно взмаха крылышками. Сколько взмахов крыльями делает пчела за минуту полёта?
2. Лодка качается на волнах, совершая20 колебаний за полминуты. Определите частоту и период колебаний. Услышим ли мы колебания лодки ?
3.Кого мы слышим?
Аисты | ≈ 2 |
Бабочки– капустницы | до 9 |
Воробьи | до 13 |
Вороны | 3-4 |
Жуки майские | ≈ 45 |
Колибри | 35–50 |
Комары | 500–600 |
Мухи комнатные | 190–330 |
Пчелы | 200–250 |
Шмель | 220 |
Слепни | ≈ 100 |
Стрекозы | 38–100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Звук. Источники звука
Комбинированный урок в котором удачно выбрана форма опроса - физическое лото....
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Открытый урок на тему "Звук.Источники звука"
Комбинированный урок с применением информационных технологий.На ее изучение отводится 1 час учебного времени по тематическому планированию. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: Мех...
Методическая разработка урока по физике на тему:«Звук. Источники звука» для 9 класса
Урок на тему «Звук. Источники звука» предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы.Актуальность данного урока обусловлена тем, что с таким явлениям, как звук, мы пос...
Методическая разработка урока по физике на тему«Звук. Источники звука» для 9 класса
Задачи урока:- расширение новой понятийной базы: акустика, среда распространения звука, источники звука (естественные и искусственные), ультразвук, инфразвук;- овладение умением сопоставлять экспериме...
Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»
Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...
технологическая карта урока математики 6 класс, 7 класс, 8 класс
урок открытия нового знания...