«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе»
статья
Проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sots.adaptatsiya_detey_s_ovz_v_sovremen.obshch-e.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»
Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе»
Подготовила: воспитатель
Силаева Татьяна Васильевна
Мир «особого» интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.
В последнее время в педагогике для характеристики детей с дефектами развития получил распространение термин «особые» дети.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной образовательной школы. Дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Существующую социально-педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в школах-интернатах, можно оценить как стратегию частичной замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых и учебных условий в период проживания и обучения ребенка в интернатном учреждении; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.
Целью моей работы с детьми, имеющими ОВЗ, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.
В нашей школе-интернате дети с ОВЗ не изолированы от других детей, а интегрированы в общество.
Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей происходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:
- создание условий для адаптации и социализации детей с ОВЗ;
- обучение детей с ОВЗ социальным навыкам;
- формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
- формирование сознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ способствует тесная взаимосвязь между специалистами: учителями-дефектологами, логопедами, воспитателями, психологами, социальными работниками; внеклассная работа, кружковая работа, физкультурно-оздоровительная; организация отдыха и досуга.
Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Одним из важных звеньев является занятие ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируется инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ОВЗ. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющими различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.
Таким образом, наша школа-интернат делает все возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достаточное образование и развитие. Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....