Урок по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
план-конспект урока (8, 9 класс)
Класс: 8 «В», 9 «А»
Дата: 28.01.2019 г.
Тема урока: Чтение картинки «Спальня». Составление слов «Ма-ра», «Ро-ма» из разрезной азбуки. Чтение и письмо слов.
Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации («Чтение» изображений). Символ (пиктограмма) – спальня, кухня, гостиная, ванная, туалет. Использование в общении жестов, символов, картинок.)
Узнавание (различение) помещений квартиры (гостиная, спальня, кухня, ванная комната). Знание функционального назначения помещений квартир). Упражнение в составлении слов из разрезной азбуки : «Ма-ра», «Ро-ма». Чтение и письмо слов.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование представлений о комнатах в доме. Соотнесение изображения с пиктограммой.
Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Спальня».
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование интереса к социальной среде, навыков сотрудничества.
Коррекция эмоционального настроя.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Учитель: Катмакова Валентина Алексеевна
Класс: 8 «В», 9 «А»
Дата: 28.01.2019 г.
Тема урока: Чтение картинки «Спальня». Составление слов «Ма-ра», «Ро-ма» из разрезной азбуки. Чтение и письмо слов.
Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации («Чтение» изображений). Символ (пиктограмма) – спальня, кухня, гостиная, ванная, туалет. Использование в общении жестов, символов, картинок.)
Узнавание (различение) помещений квартиры (гостиная, спальня, кухня, ванная комната). Знание функционального назначения помещений квартир). Упражнение в составлении слов из разрезной азбуки : «Ма-ра», «Ро-ма». Чтение и письмо слов.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование представлений о комнатах в доме. Соотнесение изображения с пиктограммой.
Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Спальня».
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование интереса к социальной среде, навыков сотрудничества.
Коррекция эмоционального настроя.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Планируемые результаты:
Личностные – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Предметные –составлять и читать слоги, слова,
- узнавать графический образ букв.
Познавательные – делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале.
Регулятивные – адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданным образцом, принимать оценку деятельности с помощью
учителя.
Коммуникативные – вступать в контакт и работать в коллективе;
- обращаться за помощью и принимать ее;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
ТИП УРОКА: урок комбинированный.
Методы: словесные, обобщение, демонстрация, практическая деятельность.
Формы: фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, предметные картинки, символы - пиктограммы комнат, задания, фломастер, кассы букв (классная и индивидуальные разрезная азбука), тетради, ручки.
Карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся , БУД. | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | ||
1.Организационный этап | |||||
1.Организационный момент. Приветствие. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. | Дети приветствуют учителя словесно или с помощью жеста. | Учащиеся сидят и смотрят на учителя. | Активизация внимания во время речи учителя. | ||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |||||
II. Повторение. Сегодня 28 января. Сейчас у вас будет урок «Речь и альтернативная коммуникация». Слайд №2. Начнём урок с речевой разминки. Ар-ар-ар- красный самовар. Ур-ур-ур- мы накормим кур. Ор-ор-ор- убираем двор. Ра-ра-ра – вот хорошая игра. Ру-ру-ру- поиграем мы в игру. Ро-ро-ро- поиграли пьем ситро. Молодцы, ребята! Посмотрите на экран. Слайд №2. Упражнение «Проведи дорожку к дому». (Девочка и мальчик заблудились, не знают дорогу домой). Проводите, пожалуйста, девочку и мальчика в то место, где они живут. Нарисуйте карандашом дорожку от детей к дому, в жилище) Где живут дети? (в доме) Слайд №3. Правильно, люди живут в домах, квартирах. А ваш дом здесь, вы живете в этом большом доме. Внутри дома– разные комнаты, которые называются по-разному. Девочка и мальчик со всем ещё маленькие, не знают названия комнат и даже свои имена. -Хотите помочь детям? Мы сегодня на уроке будем учится называть комнаты в доме, составлять слова из разрезной азбуки, читать и писать в тетради.
| Учащиеся наблюдают за происходящим. Учащиеся смотрят на картинку (экран). Находят и называют соответствующую заданию картинку. | Дети слушают учителя, повторяют действия за учителем. Дети слушают учителя и выполняют задания по его словесной инструкции. | Учащиеся выполняют действия по словесной инструкции учителя. Учащиеся выполняют требования учителя. Работают за партами с раздаточным материалом, рисуют карандашом дорожку. | Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания. Проявление выраженного интереса к происходящему. | |
3. Актуализация знаний | |||||
Слайд№4 А теперь поиграем в игру «Как называется эта комната?» (Уточнение названия комнат и их назначение) Засыпают девочки, засыпают мальчики, Уместились пухлые под щекою пальчики. Глазки закрываются, носики сопят, Ах, какая мягкая в спальне кровать! (Спальня) -Как называется эта комната? Что делают в спальне? (спят, отдыхают) Слайд №5. Тут пронзительно свистит Чайник утром рано. Холодильник тут стоит, Раковина с краном. (Кухня) -Как называется эта комната? -Что делают на кухне? (готовят еду, кушают) Слайд №6. Гостей ожидает гостиная: Чистая, важная, чинная. Такая большая, парадная Комната эта нарядная. (Гостиная) -Как называется эта комната? Что делают в гостиной? (смотрят телевизор, слушают музыку, принимают гостей) Слайд №7. Тут не кухня и не спальня, А для всех жильцов купальня. Открываем оба крана, Искупаемся мы в ванной. (Ванная) -Как называется эта комната? Для чего нужна ванная комната? (в ванной комнате умываются, моются, стирают белье) Слайд №8. В это место бегают детишки, -Как называется эта комната? -Для чего нужен туалет? (чтобы сходить по нужде: посикать, покакать) -Какие комнаты мы называли? -Помогли мы девочке и мальчику называть комнаты в доме? -Как Физминутка. «Вы наверное устали?» | Учащиеся смотрят на доску, наблюдают, называют картинку | Дети слушают речь учителя, отгадывают названия комнат, повторяют слова за учителем. | Учащиеся выполняют требования учителя. Работают за партами и отвечают на вопрос учителя. | Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания. Проявление выраженного интереса к происходящему. Проявление радости и реакции во время выполнения физических упражнений. | |
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||
Слайд №9. III. Давайте вспомним, что же такое пиктограмма? Пиктограмма - это знак или символ. По пиктограмме мы опознаем реальные картинки. Комната, где спим называется спальня. А по каким предметам мы узнаем -что эта комната спальня? В спальне есть кровать. На кровати подушка и одеяло. Это пиктограмма спальной комнаты. А сейчас проверим, правильно ли вы запомнили. Выполним упражнения на соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке. Слайд №10, 11, 12,13. (упр.1) Педагог последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с его реалистичным изображением на картинке. Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку | Учащиеся наблюдают за действиями учителя. Соотносят пиктограммы с реальными объектом, изображением на картинке | Учащиеся слушают учителя и выполняют задание по его словесной инструкции. | По указанию учителя находят и называют пиктограммы. Повторяют двигательные упражнения за учителем | Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания. Проявление выраженного интереса к происходящему. Познавательная мотивация. | |
5. Первичная проверка понимания | |||||
Слайд №14. (упр. 2) Покажи, что я назову. Из 4 пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; (упр. 2) Слайд №15. (упр. 3) Найдите одинаковые картинки (из 4 пиктограмм -выбрать 2 одинаковые). (спальня, гостиная, спальня, кухня) (упр. 3) Слайд №16. (упр. 4) Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку. Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других (упр. 4) Слайд №17. (упр. 5) Составим из картинок (пиктограмм) предложение и прочитаем его - Покажите пиктограмму «девочка» и пиктограмму действия предмета «спать». Девочка спит в какой комнате? Мальчик спит в какой комнате? Выбираем и показываем пиктограммы в той последовательности, чтобы получилась фраза; Девочка спит в спальне. Мальчик спит в спальне. Слайд №18. Видеофизминутка. | Учащиеся показывают названную учителем пиктограмму-картинку, определяют его название. Учащиеся находят и называют 2 одинаковые пиктограммы. Учащиеся находят такую же картинку и проводят к ней стрелку. Учащиеся жестом показывают действие-спать. Учащиеся соотносят картинку девочка с пиктограммой. Учащиеся составляют из картинок (пиктограмм) предложение и читают. | Учащиеся слушают инструкцию учителя и выполняют упражнения. Учащиеся слушают и составляют за учителем предложение | По указанию учителя дети выполняют задания, используя картинки и карандаш. | Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания. Проявление выраженного интереса к происходящему Проявление радости и реакции оживления во время выполнения физических упражнений. | |
6.Первичное закрепление | |||||
IV. А чтобы узнать имена детей нам надо составить слова из разрезной азбуки Вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Открываем кассу букв и прочитайте изученные буквы (А У О М С Х Р) Слушайте меня и выполняйте за мной задания. Берём большую букву М ставим на наборное полотно. Слева ставим маленькую букву а. Берём следующую маленькую букву р, затем маленькую букву а. Слово Ма-ра поделим на слоги, хлопая в ладоши: Ма-ра. Сколько слогов в слове Ма-ра? В первом слоге Ммаа два звука— м а, во втором слоге рраа—тоже два звука р а. Соединяем и читаем хором: « Ма-ра» Имя девочки Мара пишется с большой буквы М. Слово «Мара» -имя девочки. Назовем хором: «Мара». Берём большую букву Р ставим на наборное полотно. Слева ставим маленькую букву о. Берём следующую маленькую букву м, затем маленькую букву а. Слово Ро-ма поделим на слоги, хлопая в ладоши: Ро-ма. Сколько слогов в слове Ро-ма? В слове Ро-ма два слога: Ро-ма. В первом слоге Рроо два звука— р о. во втором слоге ммаа—тоже два звука м а. Соединяем и читаем хором Ро-ма. Слово «Рома»-имя мальчика. Назовем хором: «Рома» Имя мальчика пишется с большой буквы Р. Слайд 19. Какие имена мы составили? (Мара, Рома) Девочку зовут: «Мара», а мальчика зовут: «Рома». V. Письмо в тетради. А сейчас напишем слова «Ма-ра» и «Ро-ма» в тетради. Пальчиковое упражнение. Пальцы делают зарядку, Проверка осанки, положение ручки в руке, положение тетради. Я тетрадь свою открою | Учащиеся по показу учителя составляют слова из разрезной азбуки и читают. Определяют из каких букв составлено слово, сколько слогов в слове. Читают слова хором и индивидуально. | Учащиеся слушают речь учителя, читают буквы, составляют слова и читают. Повторяют слоги, слова за учителем. Дети слушают учителя, выполняют пальчиковое упражнение за учителем. | Дети сидят за партами и составляют слова из разрезной азбуки. Хлопают в ладоши выделяя слоги в слове. Учащиеся пишут в тетради слова по образцу, по написанному учителем. | Проявление активности и самостоятельности во время выполнения задания. Проявление выраженного интереса к происходящему. Познавательная мотивация. Активизация внимания во время речи учителя. | |
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) | |||||
Слайд 20. VI. Итог занятия. Проверка усвоение материала. Вспомните о чём мы сегодня говорили на уроке? - Как называется комната, где спят? -Какие слова мы составляли? -Какие слова мы писали в тетради? Вывод: комната где спят, называется спальня. Девочку зовут-Мара, а мальчика зовут-Рома. -Как вы думаете, мы справились с заданиями на уроке? Молодцы! Слайд №21. 2. Рефлексия Перед вами на столе лежат 2 смайлика. Посмотрите внимательно и выберите тот, который вам подходит. 1 смайлик - Я доволен своей работой. Мне всё понравилось! 2 смайлик - Я затруднялся. Но в следующий раз у меня все получится! Занятие закончено! Спасибо за урок. | Учащиеся вспоминают основные и интересные моменты, которые были на уроке. Актуализируют свои знания. | Отвечают на вопросы учителя. Повторяют за учителем слова которые использовались на уроке. | Учащиеся сидят за партами и смотрят на учителя | Проявляют внимание и интерес к речи учителя. Проявление самостоятельности при ответе на вопросы учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...
Конспект открытого урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с презентацией.
laquo;Мир животных. Кошка»....
Альтернативная коммуникация как альтернатива урокам чтения
Коррекционный курс...
Технологическая карта открытого урока.Предмет: " Речь и альтернативная коммуникация"
Конспект урока для обучающихся с ТМНР(1Класс)....
Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАПредмет: «Речь и альтернативная коммуникация»...
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...