Альтернативная коммуникация как альтернатива урокам чтения
материал по теме
Коррекционный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.88 КБ |
alternativnaya_kommunikatsiya.pdf | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»
Доклад
«Альтернативная коммуникация как альтернатива урокам чтения»
Областное МО учителей начальных классов 13. 12. 2018 г.
(ГОКУ СКШ № 20 г. Иркутска)
Подготовила: Притчина Е. А.
Иркутск
2018
Я работаю с детьми 1-го специального класса, обучающимися по программе СИПР (вариант 2), у которых отсутствует речь. Поэтому на занятиях коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» мы не занимаемся чтением как таковым, собственно, из-за отсутствия речи у детей.
(СЛАЙД 2)Вообще, дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такая особенность, как отсутствие коммуникации, ограничивает процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняет расширение их социальных контактов. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным от того, что он лишён права выбора, что его не понимают. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.
В России и за рубежом накоплен большой опыт по применению средств альтернативной (дополнительной, поддерживающей) коммуникации. Авторы публикаций по данной теме заявляют о большом выборе в использовании различных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика, графические символы, технические устройства и др.).
Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.
(СЛАЙД 3)Ученые выделяют следующие средства поддерживающей коммуникации:
- Коммуникация с помощью жестов
Жесты способствуют развитию основных языковых структур и тем самым поддерживают когнитивные предпосылки для овладения языком. Поэтому применение жестов не тормозит речевое развитие, а, напротив, положительно влияет на речь.
С помощью жестов как средства поддерживающей коммуникации дети приходят к непосредственному пониманию возможности оказывать воздействие на окружающих; они впервые осознают смысл и значение языка, что является важной предпосылкой обучения устной речи; могут более понятно общаться, что сводит к минимуму неудачные попытки коммуникации;
- выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы (зрительную, кинестетическую), что улучшает понимание сообщения;
- большинство жестов содержит явные признаки обозначаемого объекта: форма, действие или существенное качество, что облегчает запоминание и воспроизведение сказанного;
- визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению за говорящим, что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела);
- при жестикуляции говорящий автоматически замедляет скорость речи, делает ударения на слоги или центральные слова и упрощает структуру предложения;
- путем визуального акцентирования важных для понимания ключевых слов становится легче понять содержание разговора, поскольку воспринимая длинные предложения, ребенок может утратить главный смысл сообщения;
- в отличие от слов жесты предъявляются визуально, в медленном темпе, что облегчает их понимание;
- жесты способствуют развитию основных языковых структур и предпосылок для овладения устной речью.
- Коммуникация с помощью символов (Графические символы (БЛИСС-СИМВОЛЫ, ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИДЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ, КАРТИНОЧНЫЕ СИМВОЛЫ КОММУНИКАЦИИ, СИСТЕМА СИМВОЛОВ ВИДЖИТ, СИГСИМВОЛЫ, КАРТИНКИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАБЛИЦЫ, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ «PECS»), Орфографическое письмо, Предметные символы (СЛОВЕСНЫЕ КУБИКИ ПРИМАКА, ТАКТИЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ), Глобальное чтение, Метод обучения коммуникации «МАКАТОН»).
Формирование лексики (пассивного словаря) с помощью символов проводится по следующим направлениям:
- расширение объема пассивного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
- уточнение лексического и грамматического значения слов;
- формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, представлений).
Особенностью работы является распределение речевого материала не по годам, а по этапам обучения, соответствующим основным периодам формирования речи, которые были выделены:
- работа на уровне слова;
- работа на уровне предложения;
- работа на уровне фразы.
Система символов, на самом деле, очень богатая. Существует большое множество методов обучения с помощью системы символов. Пробегусь кратко по некоторым из них.
(СЛАЙД 4) Блисс - система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими, или изобразительными.
(СЛАЙД 5) Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) применяется вместо Блисс-символов для людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне.
(СЛАЙД 6) Картиночные символы коммуникации.
(СЛАЙД 7) Картинки, т.е. рисунки и фотографии. В своей практике я использую данный метод коммуникации.
(СЛАЙД 8) Фото.
(СЛАЙД 9) Фото.
(СЛАЙД 10) Также, в своей практике, я использую мнемотаблицы. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений. Основной смысл применения мнемотаблицы для детей заключается в следующем – для определения конкретного слова используется конкретное изображение (картинка).
(СЛАЙД 11) Фото.
(СЛАЙД 12) Языковая программа «Макатон» - это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей с трудностями общения за счёт использования ЖЕСТОВ и СИМВОЛОВ совместно с РЕЧЬЮ.
(СЛАЙД 13) Совместное использование жестов, символов и звучащей речи способствует развитию важнейших психических функций: мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, памяти, а также дает эффективные результаты при обучении, так как задействовано сразу несколько каналов передачи информации.
Цель моей работы состоит в том, чтобы дети научились пользоваться альтернативной формой коммуникации как родным языком. Работа направлена и на понимание, и на продуцирование языка, а основной целью является создание ситуаций, в которых ребёнок сможет научиться понимать и использовать альтернативную форму языка безотносительно к устной речи. Это означает, что я как педагог должна создать среду, в которой альтернативная форма языка будет по-настоящему функциональна.
Используя невербальные (альтернативные) средства коммуникации и обучая детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), педагоги компенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности, помогают данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создают базу для развития речи и познавательной деятельности детей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...
Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
"Речь и альтернативная коммуникация" на тему: " "Чтение" графических изображений по теме "Праздники" "
Урок разработан для учащихся 9х классов «Особый ребенок», имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость. Большинство учеников неговорящие. В связи с этим ведется активная работа по обу...
технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Чтение слов с буквой Н»
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...
Использование методики глобального чтения как средство развития альтернативной коммуникации
Проблемма с коммуникацией возникает у большинства детей с расстройствами аутистического спектра. Не имея возможности донести свои желания и мысли до окружающих, дети с РАС могут начать проявлять нежел...
«Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей»
Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям, у которых отсутствует речь. Это так же составная часть работы по обучению так...
Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей
Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей...