Самообразование учителя-логопеда
материал

План по самообразованию на 2018-2019 уч.г, план по самообразованию на 5 лет, отчеты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПЛАН

по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

учителя-логопеда Фатеевой С.Ю.

Тема: «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза у обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта»

Нефтеюганск 2018

Обоснование плана по самообразованию

Тема школы-интерната на 2018-2019 учебный год - Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.

Задачи:

- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

- Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основой образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.                                                                  

* кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.

Тема самообразования: «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта»

Цель: обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы использовать подходы и методы, современные и эффективные формы проведения занятий, соответствующих требованиям ФГОС, при которых учащихся приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Объект исследования – нарушения письменной речи у младших школьников.

Предмет исследования – процесс коррекции дисграфии у младших школьников.

Цель исследования – изучение дисграфии и организация коррекционной работы по ее устранению у учащихся начальных классов.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Анализ научно–педагогической, психологической и логопедической литературы по проблеме исследования.

2. Теоретическое обоснование формирования письменной речи у младших школьников.

3. Проведение экспериментальной работы по коррекции дисграфии у учащихся начальных классов.

4. Определение эффективности коррекционной работы по устранению дисграфических ошибок у младших классов.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПЛАН

по самообразованию

на 2019 – 2024 учебный год

учителя-логопеда

Фатеевой С.Ю.

Тема: «Логопедическая работа по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с РАС в условиях ФГОС ОВЗ»

Нефтеюганск 2019

Тема школы - интерната

            Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.

Задачи:

- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

- Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основой образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.                                                                  

* кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.

Анкета «Профессиональная компетентность»

№ п/п

Параметр

Балл

1

Правовая компетентность

2

Информационная компетентность

3

Коммуникативная компетентность

4

Профессиональная компетентность «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального (коррекционного образования)

Обоснование выбранной темы

      Для достижения цели школы в реализации общешкольных задач, свою функцию, как учителя-логопеда, вижу в освоении арттерапевтического, проектного метода в деятельности педагогического работника (освоение диагностического инструментария, планирование коррекционного – развивающей работы, подбор коррекционно – развивающих средств, разработка коррекционно – развивающей программ и их внедрение, взаимодействие с педагогами и родителями). Для участия в реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, мне необходимо соответствовать определенным требованиям в области психологического сопровождения образовательного процесса, оформления документации.

Цель: повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

•        ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;

•        изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

•        овладеть достижениями психолого-педагогической науки (разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения);

•        применять разнообразные формы работы в организации психолого –педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;

            •        обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Объект исследования – профессиональная компетентность педагога.

Предмет исследования – структурированное обучение (обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения) детей с аутистическими нарушениями

Гипотеза – если я:

  • изучу организацию структурированного обучения (конструктивный подход и создание среды минимализирующей стресс, тревогу) в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • буду использовать в процессе психолого – педагогического сопровождения современных технологий деятельности (разработка программ развивающих, профилактических и коррекционных);

- участвовать в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий детей с аутистическими нарушениями;

 - содействовать повышению педагогической компетентности педагогов и просвещение родителей в вопросах развития, обучения, воспитания обучающихся с аутистическими нарушениями,

что позволит мне обеспечить высокое качество образовательного процесса.

Новизна: 

- организация образовательного пространства для детей с аутистическими нарушениями;

- обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением.

Теоретическая значимость:

- формирование социально – бытового поведения у обучающихся с аутистическими нарушениями в условиях реализации ФГОС (подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование, оптимизация обработки полученных результатов и пр.).

Практическая значимость:

- сопровождение обучающихся в условиях школы - интерната (реализация коррекционно-развивающих программ по направлениям):

- адаптация к новым условиям обучения;

- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;

- формирование жизненных навыков;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;  

- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

Этапы работы:

  1. Формирующий.
  2. Апробирующий.
  3. Коррегирующий.
  4. Стабильное функционирование.
  5. Обобщение опыта.

Ожидаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагога на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.

Содержание работы:

2019 год

2020 год

Этап работы:

Задачи

  1. Формирующий
  1. Изучение нормативных документов, изучение стандартов ФГОС.
  2. Систематизировать теоретический материал.

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

1.        Изучение нормативных документов.

+

+

+

2.        Изучение стандартов ФГОС.

+

+

+

+

+

  1. Организация работы по изучению и распространению передового психолого – педагогического опыта.

+

+

+

  1. Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.

+

  1. Участие в профессиональных конкурсах, экспертных комиссиях ПМПк.

+

+

  1. Оснащение кабинета материально-техническими средствами в соответствии с ФГОС.

+

Самоэкспертиза

+

2020 год

2021 год

II Апробирующий

Задачи:

  1. Подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование
  2. Планировать и провести коррекционно – развивающих занятий в соответствии с ФГОС
  3. Использовать ИКТ в области коррекции и развития
  1. Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся, перешедших на ФГОС

+

+

+

  1. Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения

+

+

+

  1. Подбор диагностического инструментария для обучающихся, перешедших на ФГОС

+

+

  1. Изучение и использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области коррекции и развития

+

+

+

+

  1. Изучение мнения коллег, родителей

+

+

+

Анализ работы

+

+

2021 год

2022 год

III Апробирующий

Задачи:

  1. Совершенствовать и коррегировать методический материал
  1. Внесение дополнений и изменений

+

+

  1. Стабильное функционирование

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ работы

+

+

+

2022 год

2023 год

IV Стабильное функционирование

  1. Совершенствовать психолого – педагогические условия сопровождения образовательного процесса
  1. Коррекция планирования конструктов занятий

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, воспитанников, родителей

+

+

+

Анализ работы

+

+

+

2023 год

2024 год

V Обобщение опыта

Задачи:

  1. Обобщить и распространить опыт
  1. Проведение открытых уроков, мастер-классов

+

+

+

  1. Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах

+

+

+

+

+

  1. Публикации

+

+

+

+

+

  1. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

+

+

+

+

Подготовка к прохождению профессиональной аттестации

+

+

+

+

+

Приложение 1

     Анкета «Профессиональная компетентность»

Инструкция: внимательно прочтите предложенные вопросы, оцените свои возможности дать полный ответ на вопрос.

«5» - готов (а) дать полный ответ;

«4» - готов дать неполный ответ;

«3»- затрудняюсь ответить, необходимо актуализировать знания;

«2»- необходима методическая помощь

№п.п

Параметр

Балл

Правовая компетентность

Что такое дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом РФ?

В чем заключается различие опеки и попечительства по объектному составу в соотвсоответствии с Гражданским кодексом РФ?

За счет каких средств проводится обязательное периодическое медицинское обследование педагогических работников?

Кто несет ответственность за уровень профессиональной квалификации работников образовательного учреждения?

Имеет ли право педагог как частное лицо оказывать платные образовательные услуги обучающимся (воспитанникам) с целью получения дополнительного дохода?

Как Закон «Об образовании» определяет понятие «дисциплина»?

Кто является работодателем для педагога образовательного учреждения?

Какой продолжительности рабочая неделя определена для педагога образовательного учреждения?

В каком случае родители могут быть лишены родительских прав в соответствии с Семейным Кодексом РФ?

Кто не допускается к педагогической деятельности в соответствии с Трудовым кодексом РФ?

Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса?

Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением?

Что такое совместительство?

Какое учреждение в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является образовательным?

Итого по блоку

Что включает в себя понятие «Информационная технология»?

Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при работе с персональным компьютером?

Что понимается под электронным учебником?

Что называется телекоммуникацией?

Какую последовательность действий нужно выполнить для корректного выключения компьютера?

Какие типы выравнивания применимы к абзацу?

Что можно передавать с помощью электронной почты?

Какие меры следует принять при получении большого количества спама?

ЧтЧто понимается под компьютерным вирусом?

Какой тип диаграммы, как правило, используется для построения обычных графиков функций?

Что необходимо сделать, чтобы не нарушить авторское право при использовании в своей публикации материалов, скачанных из сети Интернет?

С помощью какого специального авторского знака можно защитить свои исключительные авторские права при публикации в Интернете своих учебно-методических материалов?

Итого по блоку

Коммуникативная компетентность

Определите название следующего стиля педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся».

Как называется механизм межличностного взаимодействия, характеризующийся следующими особенностями: «восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы»?

Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется...

В каком возрастном периоде ведущей деятельностью является интимно-личностное общение?

Как называется непосредственное, честное и решительное выражение другому человеку своей позиции, чувств, мыслей и желаний с уважением чувств, позиции, мыслей, прав и желаний другого человека?

Как называется первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося, распространяющееся на весь его образ, а затем общее впечатление о нем, переносящееся на оценку его отдельных качеств?

Как называется переходный этап возрастного развития, возникающий на стыке двух возрастов, связанный с перестройкой взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, который может протекать в конфликтной форме?

Как называется способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребенка, и, обозначив чувства ребенка,  оказывать ему ненавязчивую помощь в решении проблемы?

Для каких детей характерны следующие особенности общения: его трудно вызвать на разговор, ответы обычно односложны, не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, иногда совсем замолкает; для него также  характерна боязнь предпринять что-либо на людях?

Как называется один из приёмов педагогического воздействия на ребёнка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния?

Как называется способ вызвать положительные эмоциональные переживания у ребенка с помощью неречевых средств: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, приобнять?

Одной из причин нарушения дисциплины на уроке является мотив избегания неудачи. Какой способ педагогического воздействия  необходим в данном случае?

Итого по блоку

Профессиональная компетентность: «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального

коррекционного образования)

Дайте определение понятия «коррекция».

Дайте определение понятия «компенсация».

Назовите принципы коррекционно-развивающей работы.

Дайте определение понятию «индивидуальный образовательный маршрут»

Что означает понятие социальная реабилитация?

Перечислите принципы построения личностно ориентированной модели обучения

Дайте понятие интегрированного обучения.

Каков алгоритм написания индивидуальной программы сопровождения развития ребенка?

Что входит в обязанности учителя СКОУ, заложенные в его должностную инструкцию?

Что означает понятие социальная адаптация? 

Дайте определение понятию «коррекционное обучение».

Дайте определение понятию «коррекционное воспитание».

Дайте определение понятию «коррекционное развитие».

Дайте определение понятию «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Дайте определение понятию «абилитация» 

Что такое  «сензитивный период развития»?

 Дайте определение понятию «девиантное поведение».

Дайте определение понятия «Зона ближайшего развития» по Выготскому Л.С.

Выделите особенность эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями интеллекта.

Назовите характерную особенность  мышления умственно отсталого ребёнка.

Итого по блоку



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ–МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                                                                                                                                         

                 

 

Отчёт

о проделанной работе по самообразованию

учителя-логопеда Фатеевой С.Ю. за 2018-2019 учебный год

                Тема: «Логопедическая работа по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с РАС в условиях ФГОС ОВЗ»

г. Нефтеюганск  2019

Отчёт

о проделанной работе по теме самообразования

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Изучение научно – методической литературы по теме самообразования

Чтение научно – методической литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей (проект)

Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Зиновьева М.В., Никифорова Г.В.   Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.

- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / Шешерина Г.А. авт.-сост.:– Тамбов, 2011

  • «Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта»  Кантор В.З - проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор.  Институт коррекционной педагогики РАО

Ознакомление с  дидактическими и психологическими основаниями психологического сопровождения образовательного процесса

Ознакомилась с   дидактическими и психологическими основаниями  психологического сопровождения образовательного процесса.

Дополнила понятийно-информационный словарь

Изучить психолого – педагогические периодические издания по теме самообразования

Изучение теоретического материала  по теме «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Освоение теоретического материала по теме «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Изучила теоретический материал по теме «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнила понятийно-информационный словарь

Войти в сетевое взаимодействие с коллегами по вопросу психологического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Войти в сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества

Участвовала в сетевом взаимодействии в рамках профессионального сообщества по вопросу   психологического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Провести систематизацию теоретических знаний по психологическому сопровождению обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) 

Моделирование и проектирование, экспертиза (образовательных маршрутов, образовательных программ), систематизирование методического инструментария (разработка конспектов по коррекционно – развивающим занятиям, дидактического материала, консультаций)

Умение разрабатывать дидактический материал для индивидуальной работы с обучающимися

Пополнение методической копилки

Изучить потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах

Изучение потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах (анкетирование)

Выявление потребностей и возможностей обучающихся в образовательных услугах

Выявила потребности и возможности обучающихся в образовательных услугах в связи с внедрением ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Самоэкспертиза

Проведение самоэкспертизы

Выявление проблемных моментов

При самоэкспертизе выявила проблемные моменты


В результате выяснилось:

-   я теоретически владею методикой психологического сопровождения образовательного процесса в рамках введения ФГОС;

-  определила потенциально проблемные моменты при психологическом сопровождении образовательного процесса в рамках введения ФГОС

      Исходя из общешкольных задач, задач методического объединения, учитывая контингент обучающихся и результат самоэкспертизы, я ставлю перед собой следующие задачи на   2019-2020 учебный год:

-  внесение изменений в тематическое планирование занятий коррекционно – развивающего курса «Психокоррекция»;

-  повышение психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей);

- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения.

           Ожидаемый результат: повышение профессионального уровня педагога - психолога на основе оказания помощи и создание условий

для развития личности обучающихся, повышение психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя-логопеда

Учитель-логопед ежегодно занимается самообразованием. Углубленно изучает проблему "Формирование фонетической стороны речи и обучение грамоте старших дошкольников....

Индивидуальный план самообразования учителя - логопеда на 2013-2014 учебный год

h1 { margin-bottom: 0.11cm; page-break-after: avoid; }h1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.cjk { font-size: 16pt; font-weight: bold; }h1.ctl ...

План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....

план самообразования учителя- логопеда

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной ...

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2014-2017 уч.год

Профессионально-педагогическая деятельность.Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.Изучение специальной литературы.Повышение квалификации, профессионального мастерства....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА

План по самообразованию по теме "Инновационные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда" и аналитическая справка по выполнению плана....

План профессионального самообразования учителя – логопеда Копровой Татьяны Петровны на 2015 – 2020 год.

Тема по самообразованию: «Использование современных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащихся с ОВЗ в условиях ФГОС». Выбор темы: Формирование связной речи - наиболе...