Интегрированный урок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта по теме "Посуда"
план-конспект урока (5 класс)

Овчинникова Ольга Валентиновна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_sotsialno.docx88.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по развитию речи и

социально-бытовой ориентировке

в 5-м классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида

ТЕМА: «Посуда».

Провела:

учитель-дефектолог

Овчинникова О.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Посуда».

Знания, умения, навыки  учеников

Цели и задачи урока

Ученики должны знать: предметы посуды, виды посуды, назначение каждого вида.

Ученики должны уметь: классифицировать посуду по назначению, соотносить предмет со словом, образовывать  различные формы слова.

Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Посуда».

Задачи:

образовательная: обобщить знания учащихся о различных видах посуды, учить сравнивать сходные по назначению виды посуды;

коррекционная: развивать монологическую речь, расширение активного словаря, активизация в лексике прилагательных, формирование умения самостоятельно описывать предмет,

коррекция логического мышления, зрительного восприятия;

воспитательная: воспитывать самоконтроль, умение работать в коллективе.

Методический инструментарий: предметные картинки посуды; таблички со словами: кухонная посуда, чайная посуда, столовая посуда, столовые приборы; натуральные предметы: чашка, стакан, кружка; натуральные предметы: тарелка, миска, блюдце; натуральные предметы: тарелки глубокая и мелкая; парные картинки; таблица: чашка, блюдце; шаблоны: чашка, чайник.

Ход урока

I. Организационный момент

До         Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.

 Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока

Что вы видите на картинках на доске? Назовите каждый предмет.

чашка.jpegчайник.jpegтарелка.jpegкастрюля.jpegвилка.jpeg

   вилка           кастрюля              тарелка            чайник            чашка

Назовите все предметы, одним словом.

Это … . (посуда)

III. Обобщение  знаний

Виды посуды.

Назовите, какие виды посуды вы знаете (опираясь на изображение посуды)              

сервиз.jpegкухпосуда4.jpegстоловые приборы.jpeg

кухонная посуда      чайная посуда        столовая посуда   столовые приборы          

Какая посуда нужна, чтобы пить чай?

сервиз.jpeg

Какая посуда нужна, чтобы обедать?

столовый сервиз.jpeg

Какие столовые приборы нужны для обеда?

столовые приборы.jpeg

Какая посуда нужна на кухне, чтобы готовить?

кухпосуда4.jpeg

Выберите предмет на картинке и назовите его. К какому виду посуды он относится?

кухпосуда5.jpeg

        чашка.jpeg                глубокая тарелка.jpeg                                                      вилка.jpeg

                                                                                                   

Сравнение предметов, сходных по форме и назначению.

Сравним чашку, кружку, стакан. (натуральные предметы)

чашка.jpegкружка.jpegстакан.jpeg

Рассмотрите эти предметы.

Для чего нужны:  чашка, стакан?

Можно сказать, что они похожи по назначению? (из них пьют)

Чем отличаются? (отличаются по величине)

Похожи ли они по материалу?

Изменить форму слова:

чашка из фарфора – фарфоровая чашка

стакан из стекла – стеклянный стакан

Какой вывод сделаем из всего этого? (сходство:  по назначению; различие:  по размеру и материалу) Сильные ученики пытаются сделать вывод самостоятельно, слабые повторяют за учителем.

А теперь давайте сравним тарелку, миску и блюдце.

чашка блюдце.jpegмиска.jpegтарелка2.jpeg

Для чего нужны эти предметы? (прием пищи)

К какому виду посуды можно отнести все эти предметы?

 тарелка – столовая посуда

миска – кухонная посуда

блюдце – чайная посуда

Похожи ли они по назначению?

из тарелки мы едим

в миске мы готовим, а

блюдце для чашки, из него можно пить и есть

Похожи ли эти предметы по форме? (круглые)

Что глубже тарелка или миска? (миска глубже тарелки)

Что мельче тарелка или блюдце? (блюдце мельче, чем тарелка)

Что самое глубокое? Что самое мелкое? (самая глубокая миска, самая мелкое блюдце)

А теперь сравним две тарелки. Какая тарелка глубже покажите?

тарелка2.jpegглубокая тарелка.jpeg

Какая тарелка мельче, покажите? (работа со слабыми учениками)

Если тарелка глубже – то она …? (глубокая)

Если тарелка мельче – то она…? (мелкая)

В какую тарелку удобнее наливать суп? (в глубокую)

В какую тарелку кладут второе? (в мелкую)

Давайте сделаем вывод. Чем похожи тарелка, миска и блюдце? Чем отличаются? (сильные дети делают вывод сами, слабые повторяют за учителем)

Игра «Закончи предложение».

Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.

Чай пьют …  (из чашки ).

Суп едят …   ( из глубокой тарелки).

Чай заваривают …   (в чайнике).

Кашу варят …     ( в кастрюле).

(сильные ученики подставляют в предложение слова, слабые – картинку с предметом)

IV. Физкультминутка

Руки в стороны, вперед.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидали,

А потом присели, встали

И на месте побежали  (дети выполняют движения повторяя слова за учителем).

V. Систематизация знаний

Назвать различия двух предметов посуды. (парные картинки)

Сильные ученики находят 5 различий. Слабые ученики находят 2-3 различия.

А теперь давайте снова поиграем. Подберите чашку к блюдцу по цвету. Например: к синему блюдцу  подходит  синяя чашка.

Для разных продуктов существует разная посуда, ее название начинается с названия продукта, который в нее кладут. Например: сахар насыпают в сахарницу.

- Хлеб кладут в …  (хлебницу)

- Сухари кладут в …  (сухарницу)

- Суп наливают в …  (супницу)

- Салат кладут в …   (салатник)

- Конфеты кладут в … (конфетницу)

Сильные ученики называют и показывают, слабые – показывают.

VI. Работа в тетради

Обвести по шаблонам чашку и чайник. Сделать сервиз, чтобы чашка и чайник были одинаковой расцветки и с одинаковым рисунком.

VII. Итог урока

О чем  говорилось на уроке?

Какие виды посуды вы знаете?

 Какая посуда относится к чайной?

 К столовой посуде?

 К кухонной посуде?

К столовым приборам.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта  в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции  речи и развитию эмоционально – в...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе со сложной структурой дефекта

Конспект урока "Мамин день" во 2 классе со сложной структурой дефекта в школе для детей с нарушениями слуха...

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Видеоурок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта по теме "Посуда"

Интегрированный урок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается компл...