Интегрированный урок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта по теме "Посуда"
план-конспект урока (5 класс)
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по развитию речи и
социально-бытовой ориентировке
в 5-м классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида
ТЕМА: «Посуда».
Провела:
учитель-дефектолог
Овчинникова О.В.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
ТЕМА УРОКА: «Посуда». | |
Знания, умения, навыки учеников | Цели и задачи урока |
Ученики должны знать: предметы посуды, виды посуды, назначение каждого вида. Ученики должны уметь: классифицировать посуду по назначению, соотносить предмет со словом, образовывать различные формы слова. | Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Посуда». Задачи: образовательная: обобщить знания учащихся о различных видах посуды, учить сравнивать сходные по назначению виды посуды; коррекционная: развивать монологическую речь, расширение активного словаря, активизация в лексике прилагательных, формирование умения самостоятельно описывать предмет, коррекция логического мышления, зрительного восприятия; воспитательная: воспитывать самоконтроль, умение работать в коллективе. |
Методический инструментарий: предметные картинки посуды; таблички со словами: кухонная посуда, чайная посуда, столовая посуда, столовые приборы; натуральные предметы: чашка, стакан, кружка; натуральные предметы: тарелка, миска, блюдце; натуральные предметы: тарелки глубокая и мелкая; парные картинки; таблица: чашка, блюдце; шаблоны: чашка, чайник. | |
Ход урока | |
I. Организационный момент | |
До Долгожданный дан звонок, Проверка готовности к уроку. | |
II. Сообщение темы урока | |
Что вы видите на картинках на доске? Назовите каждый предмет. вилка кастрюля тарелка чайник чашка Назовите все предметы, одним словом. Это … . (посуда) | |
III. Обобщение знаний | |
Виды посуды. | |
Назовите, какие виды посуды вы знаете (опираясь на изображение посуды) кухонная посуда чайная посуда столовая посуда столовые приборы | |
Какая посуда нужна, чтобы пить чай? | |
Какая посуда нужна, чтобы обедать? | |
Какие столовые приборы нужны для обеда? | |
Какая посуда нужна на кухне, чтобы готовить? | |
Выберите предмет на картинке и назовите его. К какому виду посуды он относится?
| |
Сравнение предметов, сходных по форме и назначению. | |
Сравним чашку, кружку, стакан. (натуральные предметы) | |
Рассмотрите эти предметы. | |
Для чего нужны: чашка, стакан? | |
Можно сказать, что они похожи по назначению? (из них пьют) | |
Чем отличаются? (отличаются по величине) | |
Похожи ли они по материалу? Изменить форму слова: чашка из фарфора – фарфоровая чашка стакан из стекла – стеклянный стакан | |
Какой вывод сделаем из всего этого? (сходство: по назначению; различие: по размеру и материалу) Сильные ученики пытаются сделать вывод самостоятельно, слабые повторяют за учителем. | |
А теперь давайте сравним тарелку, миску и блюдце. | |
Для чего нужны эти предметы? (прием пищи) | |
К какому виду посуды можно отнести все эти предметы? тарелка – столовая посуда миска – кухонная посуда блюдце – чайная посуда | |
Похожи ли они по назначению? из тарелки мы едим в миске мы готовим, а блюдце для чашки, из него можно пить и есть | |
Похожи ли эти предметы по форме? (круглые) | |
Что глубже тарелка или миска? (миска глубже тарелки) | |
Что мельче тарелка или блюдце? (блюдце мельче, чем тарелка) | |
Что самое глубокое? Что самое мелкое? (самая глубокая миска, самая мелкое блюдце) | |
А теперь сравним две тарелки. Какая тарелка глубже покажите? | |
Какая тарелка мельче, покажите? (работа со слабыми учениками) | |
Если тарелка глубже – то она …? (глубокая) | |
Если тарелка мельче – то она…? (мелкая) | |
В какую тарелку удобнее наливать суп? (в глубокую) | |
В какую тарелку кладут второе? (в мелкую) | |
Давайте сделаем вывод. Чем похожи тарелка, миска и блюдце? Чем отличаются? (сильные дети делают вывод сами, слабые повторяют за учителем) | |
Игра «Закончи предложение». | |
Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите. Чай пьют … (из чашки ). Суп едят … ( из глубокой тарелки). Чай заваривают … (в чайнике). Кашу варят … ( в кастрюле). (сильные ученики подставляют в предложение слова, слабые – картинку с предметом) | |
IV. Физкультминутка | |
Руки в стороны, вперед. Посмотрели все в окно. Небо, птичек увидали, А потом присели, встали И на месте побежали (дети выполняют движения повторяя слова за учителем). | |
V. Систематизация знаний | |
Назвать различия двух предметов посуды. (парные картинки) Сильные ученики находят 5 различий. Слабые ученики находят 2-3 различия. | |
А теперь давайте снова поиграем. Подберите чашку к блюдцу по цвету. Например: к синему блюдцу подходит синяя чашка. | |
Для разных продуктов существует разная посуда, ее название начинается с названия продукта, который в нее кладут. Например: сахар насыпают в сахарницу. - Хлеб кладут в … (хлебницу) - Сухари кладут в … (сухарницу) - Суп наливают в … (супницу) - Салат кладут в … (салатник) - Конфеты кладут в … (конфетницу) Сильные ученики называют и показывают, слабые – показывают. | |
VI. Работа в тетради | |
Обвести по шаблонам чашку и чайник. Сделать сервиз, чтобы чашка и чайник были одинаковой расцветки и с одинаковым рисунком. | |
VII. Итог урока | |
О чем говорилось на уроке? Какие виды посуды вы знаете? Какая посуда относится к чайной? К столовой посуде? К кухонной посуде? К столовым приборам. Выставление оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта
Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции речи и развитию эмоционально – в...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе со сложной структурой дефекта
Конспект урока "Мамин день" во 2 классе со сложной структурой дефекта в школе для детей с нарушениями слуха...
Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март»....
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Питание новорожденного. Приготовление молочной смеси."
Для учителей СБО....
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Видеоурок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта по теме "Посуда"
Интегрированный урок развития речи и социально-бытовой ориентировки в 5 классе со сложной структурой дефекта....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается компл...