Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа (6 класс) на тему
Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sbo_6_klass.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол от « » 20 г. | «Принята» напедагогическом совете Протокол от « » 20 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ___________ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»
для обучающихся 6 класса
со сложной структурой дефекта
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы
под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание
Составитель:
Овчинникова О.В.
учитель
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.
Сроки усвоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, практические задания, тестирование.
Статус документа.
Настоящая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
- Московского регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, « Просвещение» 2013 год.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся со сложной структурой дефекта.
- Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пояснительная записка
Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Назначение занятий по СБО с учащимися выражается в следующем:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту;
- научить правилам поведения в общественных местах;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.
В обучении выделяется два направления.
- Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
- Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
Цель обучения данному предмету является освоение учениками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи:
- Формирование основных бытовых умений и навыков, необходимых для постепенного вхождения в социальную жизненную среду.
- Формирование начальных социально-бытовых умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности (во время пребывания в школе, на уроке, в течение дня).
- Формирование, развитие и внедрение в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.
Содержание.
- Личная гигиена.
- Одежда и обувь.
- Семья.
- Транспорт.
- Торговля.
- Жилище.
- Культура поведения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Что значит «быть здоровым». Экскурсия в медблок. | 1 |
2 | Зарядка. Физкультура. Спорт. | 1 |
3 | Уход за руками. Средства для ухода за руками. | 1 |
4 | Правила и порядок умывания. Предметы и средства для умывания. | 1 |
5 | Правила ухода за зубами. Предметы и средства ухода за зубами. | 1 |
6 | Чистка ушей и носа. Предметы ухода за ушами и носом. Правила пользования ими. | 1 |
7 | Уход за волосами. Предметы и средства ухода за волосами. | 1 |
8 | Личные вещи. Предметы индивидуального пользования и их назначение. | 1 |
9 | Нижнее белье. Постельное белье. Название и назначение. Правила личной гигиены. | 1 |
10 | Банный день. Понятие и назначение: ванна, душ, баня. Польза бани. | 1 |
11 | Режим дня. Режим питания. Необходимость их соблюдения. | 1 |
12 | Уход за глазами. Правила гигиены. | 1 |
13 | Вредные привычки. | 1 |
14 | Вредные привычки. | 1 |
15 | Полезные привычки. | 1 |
16 | Полезные привычки. | 1 |
17 | Повторение. Личная гигиена. | 1 |
18 | Тестирование по теме «Личная гигиена». | 1 |
19 | История появления одежды. | 1 |
20 | Чтение и обсуждение рассказа «Как рубашка в поле росла». | 1 |
21 | Назначение одежды. Виды одежды. | 1 |
22 | Сезонная одежда. Виды и назначение. Хранение. | 1 |
23 | Специальная одежда. | 1 |
24 | Предметы и средства ухода за одеждой. | 1 |
25 | Уход за своей одеждой. | 1 |
26 | Средства и предметы для ручной стирки. | 1 |
27 | Обувь. Виды и назначение. | 1 |
28 | Принадлежности для ухода за кожаной и резиновой обувью. | 1 |
29 | Принадлежности для ухода за мокрой и грязной обувью. | 1 |
30 | Уход за обувью после прогулки. | 1 |
31 | Тестирование по теме «Одежда и обувь». | 1 |
32 | Семья. Состав семьи. | 1 |
33 | Моя семья. | 1 |
34 | Чтение и обсуждение рассказа «Бабка». Отношения в семье. | 1 |
35 | Игры «Дочки – матери», «День рождения». | 1 |
36 | Тестирование по теме «Семья». | 1 |
37 | Виды транспорта по способу передвижения. | 1 |
38 | Наземный транспорт. | 1 |
39 | Пассажирский и грузовой транспорт. Назначение. | 1 |
40 | Назначение специального транспорта. | 1 |
41 | Легковой и спортивный транспорт. Назначение. Сходство и различия. | 1 |
42 | Городской транспорт. | 1 |
43 | Проезд в школу. | 1 |
44 | Правила дорожного движения для пешехода. | 1 |
45 | Правила дорожного движения. Дорожные знаки. | 1 |
46 | Тестирование по теме «Транспорт». | 1 |
47 | Виды магазинов. Их назначение. | 1 |
48 | Продуктовый магазин и его отделы. | 1 |
49 | Товары-продукты. | 1 |
50 | Стоимость товара. Ценник. | 1 |
51 | Товар штучный и развесной. Весы. Взвешивание. | 1 |
52 | Порядок приобретения товара. | 1 |
53 | Работники магазина. | 1 |
54 | Срок годности продуктов. | 1 |
55 | Правила поведения в магазине. | 1 |
56 | Тестирование по теме «Торговля». | 1 |
57 | История появления жилища. | 1 |
58 | Виды жилья. | 1 |
59 | Виды жилых комнат. Их назначение. | 1 |
60 | Подсобные помещения. Их назначение. | 1 |
61 | Инвентарь и принадлежности для уборки. | 1 |
62 | Правила уборки помещения. | 1 |
63 | Организация рабочего места школьника. | 1 |
64 | Тестирование по теме «Жилище». | 1 |
65 | Культура поведения в школе. | 1 |
66 | Культура поведения в транспорте. | 1 |
67 | Культура поведения в общественных местах. | 1 |
68 | Тестирование по теме «Культура поведения». | 1 |
69 | Повторение. | 1 |
70 | Тестирование по изученным темам. | 1 |
Итого | 70 часов |
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.
Знать:
- правила выполнения личной гигиены, предметы и средства личной гигиены;
- предметы индивидуального пользования;
- виды одежды и обуви, правила хранения одежды и обуви, предметы и средства для ухода за одеждой и обувью;
- виды транспорта, назначение специального транспорта;
- правила ДД;
- маршрут от дома до школы и обратно;
- домашний адрес;
- понятия: товар, продавец, покупатель;
- состав своей семьи, ФИО родителей, где работают;
- виды жилья, название помещений дома, назначение помещений, правила поведения в помещении;
- понятие этикета, правила этикета в транспорте, в общественных местах.
Уметь:
- выполнять словесные инструкции и давать отчет о проделанной работе;
- составлять устный план о предстоящем выполнении задания;
- пользоваться предметами индивидуального пользования;
- правильно выбрать одежду и обувь по сезону;
- одеваться самостоятельно, пользоваться различными видами застежек, шнуровать;
- ухаживать за своей обувью и одеждой;
- выполнять смену постельного белья;
- организовать свое рабочее место;
- различать знаки дорожного движения для пешехода;
- выполнять правила ДД;
- различать виды магазинов;
- совершать покупки самостоятельно;
- уметь определять срок годности продукта;
- общаться со сверстниками и взрослыми.
По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на социально-бытовую ориентировку в 6 классе отведено:
- в неделю – 2 часа.
- за год – 70 часов.
Учебно-методическое обеспечение.
Методические пособия для учителя:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
- Девяткова, Кочетова, Петрикова: Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Владос, 2014г.
Печатные пособия:
- комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- комплект предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин.
- демонстрационные таблицы «Правила дорожного движения»;
- предметные картинки: «Части тела»,«Личная гигиена», «Транспорт», «Семья», «Жилища», «ПДД», «Одежда», «Обувь».
Экранно-звуковые пособия: презентации по темам учебного предмета.
Учебно - практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- натуральные объекты к изучаемым темам.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://www.razvitierebenka.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Профильный труд для учащихся 7 класса (со сложной структурой дефекта) на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа обучения предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву про...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося на индиви...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 8 "б" класса
Специальный коррекционный курс в 8 «Б» классе по СБО (социально-бытовой ориентировке) направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на форми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Социально – бытовая ориентировка» группа профессионально - трудового обучения 1.1
Данный материал будет полезен для учителей СБО. Рабочая программа структурирована, содержит описание учебного предмета по темам, показатели личностных и предметных результатов....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике» для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 10-12 классов с НОДА и УО.Цель: подготовка обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нару...