Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
план-конспект урока (6 класс) по теме
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_chteniya_i_razvitiya_rechi.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи
и социально-бытовой ориентировки в 6 классе
Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Ход урока.
I . Организационный момент. (учитель чтения)
- Здравствуйте, ребята!
- Сядет тот, кто отгадает загадки:
*Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло утекло. (снег)
*Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
*На дворе стоит апрель,
Звенит весёлая…(капель)
*Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне, вскачь,
А зовётся птица…(грач)
*Крупно, дробно зачастило,
Зачастило, зачастило,
Землю сильно напоило. (дождь)
*Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать - дворец
Прилетай скорей…(скворец)
*Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
- Молодцы.
- Скажите, что объединяет эти загадки и отгадки?
- Верно. Начинается, пожалуй, самое любимое время года и людей, и природы. И не зря это слово красуется на доске!
СЛАЙД 1 (ВЕСНА)
- Сегодня у нас немного необычный урок. Вы, наверное, удивились, что на урок к вам пришли сразу два учителя разных предметов. И это не случайно, потому что на уроке чтения вам сегодня понадобятся навыки, полученные на уроках СБО.
- Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на уроке. А наша общая работа поможет разобраться во всем и справиться с любым заданием.
II. Сообщение темы урока. (Учитель чтения)
- Ребята, назовите весенние месяцы.
- Вспомните, пожалуйста, как зовут автора, который на протяжении этого учебного года рассказывает нам о месяцах года.
СЛАЙД 2(портрет)
- Верно. Ежемесячно мы встречаемся с Виталием Бианки.
- О чём все его рассказы?
- Как никто другой, Виталий Бианки точно описывает природные явления.
Из его небольших рассказов мы узнаём, что происходит с природой, животными, птицами в каждом месяце.
- Сегодня мы познакомимся с его очередным рассказом, название которого совпадает с названием первого весеннего месяца.
- Назовите тему урока.
СЛАЙД 3 (тема)
- Запишите её в тетрадь.
- Как уже было сказано, урок сегодня необычный. Поэтому, мы не только познакомимся с произведением Бианки, но узнаем, чем особенно был привлекателен месяц март у русского народа.
- Для начала отгадайте загадку.
* Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
СЛАЙД 4(жаворонок)
- Сегодня мы будем говорить о весне, о марте, о жаворонках и о празднике с ними связанном.
СЛАЙД 5 ВИДЕО
* Старинный славянский праздник Жаворонки начали отмечать на Руси 22 марта. 22 марта – день весеннего равноденствия. Зима кончается, весна начинается. Праздник Жаворонки стал называться ещё и Сороками. Не в честь белобоких сорок, а в честь сорока мучеников Севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру. Память их празднуется 22 марта. У русского народа существовала вера, что в этот день прилетают 40 птиц, и первая из них – жаворонок. Этот день считался птичьим днем.
III. Практическая часть. (Учитель СБО). - О каком празднике вы узнали? Наши с вами бабушки и прабабушки с большой любовью и уважением готовились к этому празднику. Главным атрибутом праздника являлось выпекание жаворонков.
- А давайте мы сегодня с вами попробуем возродить эту старую, добрую традицию наших предков, постараемся испечь жаворонков.
- Вот такими должны у нас получиться жаворонки ?
СЛАЙД 6 (жаворонки из текста)
- Один из жаворонков решил с нами познакомиться и прилетел на урок.
Ознакомление с объектом работы.
- Нравится вам жаворонок? Потрогайте его.
- Из чего же приготовлена наша птичка? (теста)
- Посмотрите внимательно и назовите части тела жаворонка.
(голова, туловище, хвостик, глазки)
Составление плана работы.
- Хотите научиться выпекать таких птиц?
- Как вы думаете, с чего необходимо начать работу? (приготовить тесто)
- Тесто я для вас приготовила. Что же будем делать дальше?
1. Нарезать тесто на одинаковые кусочки.
- А почему кусочки теста должны быть одинаковыми?
- Какие инструменты и приспособления для этого нужны?
(доска, нож, мука)
СЛАЙД 7 (план работы)
2. Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной 15см
( примерно ширина 2 ваших ладошек)
3. Жгут завязать узлом, придавая одному кончику форму головы.
4. Другой кончик немного расплющить, и сделать несколько надрезов в виде хвостика.
5.Сделать глазки из изюма, изюминку разрезать на несколько частей.
6. Выложить жаворонков на, смазанный маслом, противень.
7. Противень поставить в духовку на 15 - 20 минут.
- Какие приспособления нам нужны будут на уроке?
Практическая работа.
-Чтобы приступить к практической работе, давайте вспомним
с чего начинаем работу на кухне? (моем руки с мылом, закатываем рукава, надеваем спецодежду.) (Дежурные раздают разделочные доски, ножи, тарелочки с изюмом, противень, кисточка, масло)
-Что будем делать сначала? Как? Почему?
-Посмотрите, как легко раскатывать тесто?
-Что выполните потом?
-Что будем делать затем?
- Обратите внимание, кто работает более аккуратно? Найдите самую красивую птичку? Наши жаворонки готовы.
- Ставим их в духовку.
IV. Чтение и анализ текста.
- Речевая разминка.
- Продолжаем урок чтения.
- Прежде, чем приступить к чтению произведения, проведём речевую разминку.
СЛАЙД 8 (речевая разминка)
* Жаворонки, прилетите!
Студёную зиму прогоните!
Тёплую весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
- Чтение рассказа учителем СЛАЙД 9- музыка, картинки - март
- Анализ текста.
- С каких слов начинается рассказ?
- Почему так говорят в народе?
- За какое первое дело принялась весна?
- Когда наступает день весеннего равноденствия?
- Что это значит?
- Как радуются птицы началу весны?
- Что для птиц делают дети?
4. Чтение учащимися «про себя».
- Прочитайте рассказ «про себя».
- При чтении отмечайте новые или непонятные вам слова.
5. Словарная работа.
СЛАЙД 10
6. Чтение рассказа «вслух».
- Давайте прочитаем текст «вслух».
- Читаем первый абзац по цепочке.
- Как в народе называют март?
- Запишите это предложение себе в тетрадь.
- Второй абзац прочитает Данила.
- Спасибо!
- Прочитайте ещё раз первое предложение этого отрывка.
- Как вы его понимаете?
- Какая работа ожидает весну?
- Что она делает в марте?
- Следующее задание.
- Зачитайте, когда наступает день весеннего равноденствия.
- Запишите это себе в тетрадь.
- Зачитайте, чем примечателен этот день.
- Зачитайте, что начинается с этого дня.
- Зачитайте, кому посвящают дети этот месяц.
- Объясните, почему с приходом весны следует ещё более оберегать птиц.
- Зачитайте, как надо беречь и привечать птиц.
7. Работа с пословицами.
- «Всему своё время», - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И мы с вами дожили до этой прекрасной поры, которая называется весною.
- Вспомните, пожалуйста, с чего начал свой рассказ писатель.
- Составьте ещё приметы о весне, соединив части предложений.
СЛАЙД11 (приметы)
*Грач на горе – весна на дворе.
Из берёзы течёт много соку – к дождливому лету.
Как ни злится март, а весною пахнет.
Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
Сколько проталинок – столько и жаворонков.
- Молодцы!
Учитель СБО.
- Посмотрите, наши жаворонки готовы.
- Как вы думаете, что же дальше с ними делать?
(ответы детей)
- А в старину, выбирали самую красивую птичку, сажали её в заранее приготовленное гнездо и уносили в курятник. Люди делали это для того, чтобы куры не болели и хорошо неслись.
Учитель чтения.
- А часть птичек насаживали на палочки и выносили в поле, тем самым привлекая птиц и закликая весну. Наша с вами речевая разминка и есть весенняя закличка.
СЛАЙД 12 (закличка)
- Мы с вами заучим её наизусть.
- А кто захочет дома испечь таких жаворонков, Наталья Викторовна подарит вам памятки с рецептом. И мы думаем, что если 22 марта каждый из нас в праздник Жаворонки испечёт сорок птичек, то весна обязательно придёт быстрее, будет яркой, тёплой, солнечной, а из далёких стран дружно вернутся все перелётные птицы!
Учитель СБО.
- Итак, кто запомнил, что делали с жаворонками?
- Верно.
- А остальными птичками угощали всех, кто приходил в дом. Такое угощение очень нравилось детям. Пришло время и нам угостить наших гостей.
- Давайте накроем стол к чаю (сервировка стола).
- Просим всех к столу!
СЛАЙД 13 (Спасибо за работу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.
*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....
Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...
Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе». Урок закрепления изучаемого материала....
внеклассное занятие по чтению и развитию речи для уч-ся 8 класса коррекционной школы VIII вида
Внеклассное заняие с межпредметной связью историей...
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».
Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...
«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».
laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....