Приставочные глаголы
план-конспект на тему

Дамира Мурадумова

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей логопедической  группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavochnye_glagoly.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Миляш» с. Кунашак

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей логопедической  группе

на тему:

«Приставочные глаголы»

Учитель- логопед: Мурадумова Д.Г.

Кунашак, 2018

Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: учить понимать пространственные значения приставочных глаголов и грамотно употреблять их в речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставки.

Упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочных глаголов в словосочетании и в предложении.

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление.

Развивать слухо-речевое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль над речью.

Оборудование: ноутбук, проектор, горшок с цветком, котенок игрушечный, стакан с водой, синица.

Индивидуальная работа: помочь Даниелю, Мише  в подборе приставочного глагола.

Ход занятия

  1. Организационный этап. Слайд 1.

1.Игра  «Будь внимателен». Слайд 2.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Будь внимателен»: если я назову предмет, вы стоите. Если назову действие, вы подпрыгиваете.

Слова: солнце, светить, лететь, облако, стол, стул, ставить, рука, махать.

Логопед: Молодцы! Вы были очень внимательными!

2. Артикуляционная гимнастика.

  1. Основной этап.
  1. Введение в тему.

Логопед: Ребята! Я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии Бабы-Яги.

Слайд 3. Баба-Яга в ступе по небу…  полетела.

Слайд 4. Вот Баба-Яга летела, летела и в лес…  влетела.

Слайд 4. Она к дереву … подлетела,

Слайд 4. За дерево залетела…

Слайд 4. И из-за дерева… вылетела.

Слайд 5. В избушку… влетела.

Слайд 5. Из трубы Баба Яга … вылетела и в гости к Змею Горынычу … улетела.

- Как вы видели, Баба-Яга во время путешествия совершила много различных действий. А кто скажет, каким словом можно объединить все эти действия? Что Баба-Яга делала?

Дети: Летела.

Логопед: Правильно, все это время Баба-Яга летела, а её действия были похожи, но немного отличались друг от друга.

  1. Расширение и активизация глагольного словаря. Образование приставочных глаголов от основы  -лить. Слайд 6.

Логопед: Сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: поднос, горшок с цветком, игрушечный котенок, стакан и кувшин с водой. Я буду лить воду, и называть это словом-действием. А вы будете объяснять, что произошло.

Логопед: Налила.

Дети: Воды в стакане не было, а теперь она появилась.

Логопед: Долила.

Дети: Вода в стакане уже была, но теперь её стало больше.

Логопед: Отлила.

Дети: Воды в стакане стало меньше.

Логопед: Полила.

Дети: Полила водой землю, где растет цветок. Вода в стакане осталась.

Логопед: Облила.

Дети: Игрушечный котенок намок (стал мокрым).

Логопед: Вылила.

Дети: Воды в стакане не осталось.

Логопед: Молодцы! Вы смогли объяснить все слова-действия, которые я назвала и показала. А сейчас мы с вами сделаем паузу и полетаем!

  1. Динамическая пауза «Профессии». Слайд 7.

Быть шофером хорошо,         (Крутят воображаемый руль)

А летчиком - лучше.               (Разводят прямые руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,           (Покачивание руками вверх-вниз)

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,            («Наливают» бензин)

Завожу пропеллер,                   (Круговые движения правой рукой)

В небеса мотор вези,                (Прямые руки вверх, встают на носочки)

Чтобы птицы пели.                (Изображают кистями рук птичку)

  1. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 8.

Логопед: Посмотрите, ребята! К нам в гости прилетела синица. Помогите мне, пожалуйста, правильно подобрать слова-действия к тому, что делает синица.

Логопед: Вот синица в комнату…

Дети: Влетела.

Логопед: Синица по комнате …                                         

Дети: Полетела.

Логопед: Синица над столом летела и к цветку …         

Дети: Подлетела.

Логопед: Она вокруг цветка …

Дети: Облетела.

Логопед: Синица на кувшин села, посидела и с кувшина …

Дети: Слетела.

Логопед: Снова синица по комнате летела, летела и в дверь из комнаты…

Дети: Вылетела.

Логопед: Ребята! Все слова-действия, которые мы назвали, похожи по звучанию. А значения у них разные.

  1. Пальчиковая гимнастика «Котята»
  2. Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Слайд 9.

Логопед: Ребята! В одном сказочном лесу в маленьком домике живет добрый доктор Айболит. Айболит очень любит зверей. Но однажды он заболел. Навестить своего друга спешат разные животные. А какие, вы узнаете, если посмотрите на экран. Итак, к Айболиту спешат зайчики, лисички и птички. Только все они добирались по-разному. Зайчики ехали, лисички бежали, а птички летели.

Слайд 10. Логопед: Птички по небу…                 Дети: полетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы в лес…                 Дети: влетели.

Слайд 11. Логопед: Птицы из леса…                 Дети: вылетели.

Слайд 12. Логопед: Птицы к речке…                 Дети: подлетели.

Слайд 12. Логопед: Над мостом через речку...         Дети: полетели.

Слайд 13. Логопед: И до дома Айболита…         Дети: долетели.

 Логопед: Зайчики к Айболиту в трамвайчике ехали.

Слайд 14. Логопед: Зайчики из леса…                 Дети: выехали.

Слайд 15. Логопед: Зайчики по поляне…         Дети: поехали.

Слайд 16. Логопед: Вот они до речки…                 Дети: доехали.

Слайд 16. Логопед: Через речку по мосту…         Дети: поехали.  

Слайд 16. Логопед: На мосту на камень…         Дети: наехали.

Слайд 16. Логопед: Зайцы с моста…                 Дети: съехали.

Слайд 17. Логопед: По дороге…                         Дети: поехали.

Слайд 18. Логопед: И до дома Айболита…         Дети: доехали.

Логопед: Последними к Айболиту бежали лисички.

Слайд 19. Логопед: Лисички по лесу…                 Дети: побежали.

Слайд 20. Логопед: Лисички до речки…                 Дети: добежали. 

Слайд 20. Логопед: Через речку по мосту…         Дети: побежали.  

Слайд 20. Логопед: С моста…                         Дети: сбежали.

Слайд 21. Логопед: Лисички по тропинке…        Дети: побежали.

Слайд 22. Логопед: Лисички до дома Айболита… Дети: добежали.

Логопед: Все звери попали в гости к Айболиту? Все. Доктор Айболит обрадовался и скоро начал поправляться.

  1. Итоговый этап. Слайд 23. Подведение итогов деятельности. Рефлексия. Самооценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"

Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного к школе возраста.Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З.Приставочные глаголы.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и подгруппы детей подготовительного к школе возраста. Разработано самостоятельно.Технологии:Интерактивные технологии:  Гуманно-личностная техноло...

Конспект занятия "Транспорт. Приставочные глаголы".

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с ОНР 3-го уровня. Приставочные глаголы....

Конспект занятия на тему "Приставочные глаголы"

Формирование навыка словообразования; развитие диалогической речи; развитие внимания; закрепление навыка составления предложений по сюжетной картинке....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ТНР "Космическое путешествие".Приставочные глаголы.

Конспект конкурсного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Космическое путешествие(приставочные глаголы)"...

Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ".

Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ"....