Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально-мотивационноц готовности детей к школе
методическая разработка на тему

Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально-мотивационной готовности детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению содержится в работах Л.И. Божович; Д.Б. Эльконина; Н.Г. Салминой; Е.Е. Кравцовой.

Психология длительное время видела основной критерий готовности ребенка к школьному обучению только в уровне его умственного развития, точнее, в запасе тех знаний, представлений, с которыми ребенок приходит в школу.

Современные исследователи считают, что немаловажным компонентом готовности к обучению в школе является и социально-мотивационная готовность. Положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Изучение состояния теории и практики исследуемой темы обнаруживает противоречие между необходимостью формирования социально-мотивационной готовности у детей 6-7 лет с нарушениями речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации этого процесса в современных специальных дошкольных учреждениях.

Для реализации цели была проведена экспериментальная работа, которая включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Таким образом, уровень социально-мотивационной готовности на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах незначительно отличается. У детей экспериментальной группы преобладающими мотивами были игровой и позиционный (по 40%), учебный мотив выбрал 1 испытуемый (20%). Внешний, социальный и оценочный мотивы не были выбраны. У детей контрольной группы доминирующим мотивом был игровой (40%), менее преобладающими мотивами были учебный, социальный и оценочный, каждый из которых составляет 20% испытуемых. Внешний и позиционный мотивы у детей отсутствуют.

Уровень межличностных отношений на высоком уровне у 20% детей в экспериментальной и 40% в контрольной группах, средний уровень – по 40% в экспериментальной и контрольной группах и низкий уровень у 40% детей в экспериментальной и 20% в контрольной группах.

Система работы по формированию социально-мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с нарушениями речи проводилась в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе цель работы заключалась в создании условий для повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе. Для реализации этой цели использовались следующие мероприятия: прогулка к зданию школы, экскурсия в класс, сюжетно-ролевые игры «Школа» и  «Шпион», ритуал приветствия детей из школы и детского сада, игра «Прорвись в круг».

Для выполнения этой цели мы использовали следующие виды работы: сюжетно-ролевые игры «Школа» и «Шпион», игры «Собери портфель в школу», «Животные» и «Прорвись в круг», экскурсию в школьную библиотеку и знакомство там с букварем, рисование на тему «Каким я представляю свою будущую школу».

На заключительном этапе мы закрепляли у детей 6-7 лет с нарушениями речи полученные в ходе проведения системы работы умения и навыки с помощью игр «Четвертый лишний» и «Собери портфель в школу», рисования на тему «Чем я буду заниматься в школе» и сюжетно-ролевой игры «Шпион».

Во время проведения занятий были небольшие трудности следующего характера:

1.        Неусидчивость детей в ходе знакомства с букварем.

2.        В ходе проведения сюжетно-ролевых игр им было сложно строго придерживаться своей роли.

3.        При выборе предметов в игре «Собери портфель в школу» им сложно было аргументировать свой выбор.

Цель контрольного этапа эксперимента и динамика полученных результатов по психодиагностическим методикам представлены на слайдах.

Таким образом, из данных, представленных на таблицах 4 и 5, мы видим, что дети 6-7 лет с нарушениями речи к обучению в школе стали лучше относиться. У них повысился познавательный интерес к обучению в школе, у детей экспериментальной группы появился социальный интерес, что характерно для детей предучебного типа и является хорошим показателем готовности детей к обучению в школе. Дети указанной группы стали меньше опираться на игровой и позиционный мотив, что свидетельствовало об их неготовности к школьному обучению.

По результатам таблиц 6 и 7 нами был сделан вывод об улучшении межличностных отношений детей со сверстниками в экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и выполняли задания, предложенные нами.

Повторное проведение методик показало, что уровень развития социально-мотивационной готовности у детей 6-7 лет с нарушениями речи, прошедших через экспериментальное обучение, оказался выше, чем был до этого.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости специальной, целенаправленной работы в ДОУ по формированию социально-мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование социально - мотивационной готовности у детей к обучению в школе будет наиболее эффективно при целенаправленном проведении специальной работы по формированию необходимого уровня учебной мотивации и социальной адаптации и использовании разных форм и методов работы.

Проведенное нами исследование не исчерпывает решения рассматриваемой проблемы и требует ее дальнейшей разработки в контексте уточнения педагогических условий и определения эффективных подходов формирования социально-мотивационной готовности к обучению в школе у детей с различными нарушениями.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам диагностики «Готовность детей к школе» (по речевым картам)

В справке сделан подробный анализ речевой готовности  к школе детей выпускных групп....

Презентация для родительского собрания:"Психологическая готовность детей к школе".

Презентация наглядно и кратко отображает составляющие компоненты психологической готовности к обучению в 1 классе и признаки дезадаптации у уч-ся 1-го класса....

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....

Родительское собрание " Готовность детей к школе"

Материал знакомит родителей с основными критериями речевой готовности к школе....

Физическая готовность детей к школе!

Физическая готовность ребёнка к школе            Когда наши дети идут в школу, все мы хотим, чтобы они хорошо учились. Важным фактором успешного ...

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепен...