Родительское собрание " Готовность детей к школе"
консультация на тему
Материал знакомит родителей с основными критериями речевой готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit.sobran.gotovost_k_shkole.2014g.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Родительское собрание
«Готовность детей к школе»
Подготовила:
Учитель – логопед
Хазикова О.В.
г. Десногорск
2014г.
Цель: повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс, ознакомление родителей с основными критериями речевой готовности к школе.
Наглядные материалы: использование ИКТ (презентация), выставка литературы и рабочих тетрадей по подготовке детей к школе.
Ход собрания:
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или « неготовность» к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на :
- правильное произношение всех звуков речи ;
- умение различать звуки речи на слух ;
- владение навыками звукового анализа и синтеза ;
- словарный запас ;
- связную речь ;
- речевую коммуникацию ;
- мелкую моторику рук
- психические процессы (память , внимание, мышление, восприятие.)
Остановлюсь на каждом из этих компонентов поподробнее.
Звукопроизношение и фонематический слух
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребенок должен уметь различать звуки на слух и в произношении . Приходя в школу, он должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать , искажать , заменять другими.
Владение навыками звукового анализа и синтеза
- уметь выделять звук на фоне слова
- слышать и выделять первый и последний звук в слове
- определять позицию звука в слове ( начало, середина, конец )
- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим
- называть слова с заданным звуком
- уметь составлять слова из звуков
- знать и правильно употреблять термины «звук», « слог», « слово», «предложение»
Слоговая структура речи
Ребенку 6 – 7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, регулировщик ).Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает , не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные),подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Дети должны знать , что в русском языке есть слова, которые имеют множество значений. Так, слово ключ может означать: ключ дверной, ключ гаечный , ключ родниковый; кран – может быть строительным, а может быть водопроводным; ручка – ручка для письма, ручка дверная, ручка детская (ласковое от «рука»).
Дети должны уметь подбирать к определенным словам:
- слова с противоположным значением : антонимы (холодный – горячий, день – ночь, сухой – мокрый, сесть – встать).
-слова, похожие по значению: синонимы (храбрый – отважный, смотреть – глядеть, ребенок – малыш, машина – автомобиль).
Дети должны уметь группировать предметы по обобщающему признаку, одним словом, насекомые – это бабочка, стрекоза, кузнечик, божья коровка и т.д.; дикие животные – это – лиса, волк, медведь, заяц и т.д.; домашние животные – это корова, коза, свинья, лошадь и т.д.
Сформированность грамматического строя речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь
К 7 годам ребенок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объему сказки
- составлять рассказ по картине
- составлять рассказ по серии картин
- отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе ) обращается внимание:
- на понимание ребенком текста ( он должен правильно формулировать основную мысль )
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ)
- на лексику ( полнота и точность использования слов)
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения)
Речевая коммуникация
Ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, использование шариков су – джок, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение , вырезание ножницами ит.д.)
Психические процессы
Все психические процессы взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский всеобуч: «Готовность детей 6-7 лет к обучению в начальной школе»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Подготовка детей с недостатками речи к школе»
Подготовка детей с недостатками речи к школе...
Родительское собрание "Роль родителей и школы в духовно-нравственном воспитании детей"
Родительское собрание, которое тронуло многих родителей и заставило задуматься о том, зачем мы живем!...
Презентация для родительского собрания:"Психологическая готовность детей к школе".
Презентация наглядно и кратко отображает составляющие компоненты психологической готовности к обучению в 1 классе и признаки дезадаптации у уч-ся 1-го класса....
ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...
Родительское собрание : "Готовность ребёнка к школе"
В жизни родителей наступает ответственный момент – скоро дошкольники станут школьниками. Это важное событие в жизни ребёнка. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общ...
Выступление на родительском собрании «Сотрудничество семьи и школы в работе по физическому воспитанию детей »
С началом обучения ребенка в школе происходит смена ведущего вида его деятельности; игровая деятельность сменяется учебной. На уроках физкультуры процесс смены видов...