Проект "Технология организации логопедического обследования речевой готовности детей к школе"
проект
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logopedov.docx | 40.02 КБ |
proekt_organizatsiya_logopedicheskogo_obsledovaniya_gotovnosti_k_shkole.pptx | 276.8 КБ |
instrumentariy_k_proektu.doc | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
Технология организации логопедического обследования речевой готовности детей к школе.
Участники проекта:
учителя-логопеды,
дети седьмого года жизни.
ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ:
Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям в практике логопедов. Поэтому проблема диагностического обследования речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение.
Из года в год учителя-логопеды ДОУ сталкиваются с трудностями при проведении диагностики речевой готовности к школе. Предыдущая диагностика (Доскалова) не в полном объеме отвечает современным требованиям и специфике контингента детей с ТНР. В связи с этим назрела необходимость поиска, апробации и адаптации существующих в настоящее время методик и технологий диагностического обследования детей седьмого года жизни, целью которой является определение объективного уровня речевой готовности детей к школьному обучению, выработка рекомендаций к восполнению имеющихся недостатков речевого развития и осуществление преемственности в работе дошкольного и школьного логопедов.
ЦЕЛЬ:
Совершенствование диагностико-прогностического комплекса обследования речевой готовности детей к школе с целью выявления объективного уровня сформированности речевых функций у детей 7 лет.
ЗАДАЧИ:
- Изучить и проанализировать существующие в настоящее время диагностики (Доскалова Л.Ф., Грибова, Фотекова, Ахутина)
- Апробировать, проанализировать и откорректировать диагностику в условиях специализированного детского сада для детей с ТНР.
- Совершенствовать формы сотрудничества педагогов и детей.
- Оценить эффективность использования диагностики.
- Выявить уровень речевой компетенции детей 7лет.
ПРОГНОЗ:
Мы предполагаем, что созданная нами диагностическая методика будет более эффективна, отвечать «стандартам» готовности детей к школе, экономична по времени и наглядно привлекательна для дошкольников, а также отвечать основным требованиям и принципам диагности
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Ориентировочный.
Мероприятия:
- Изучение и анализ существующих методик.
- Создание адаптированной диагностики.
- Подбор и систематизация наглядно-дидактического, демонстрационного материала.
- Диагностический
Мероприятия:
Предварительное собеседование с воспитателями группы о состоянии речевого развития детей.
Беседа с ребенком.
Наблюдение.
Игра.
Графомоторные тесты.
Разработать критерии оценки и показатели уровня сформированности
- Заключительный.
Анализ и корректировка диагностики.
Круглый стол «Итоги диагностики».
Внедрение технологии организации логопедического обследования речевой готовности детей к школе.
Требования к диагностике:
- Надежность
- Валидность
- Достоверность
- объективность
Практическая значимость:
Комплексный подход при диагностике речевого развития позволит специалистам правильно оценить речевой статус и выработать рекомендации по дальнейшему обучению.
эффективную коррекционную технологию ( инд. маршрут)
Методика обследования речевой готовности детей к школе
СЛОВАРЬ
Задание 1. Номинативный словарь. Называние предметов окружающей действительности.
Ребенку предлагаются картинки: будильник, вентилятор, парашют, клумба, скворечник, дистопад.
– Назови, что нарисовано на картинке. Для чего нужны эти предметы?
Задание 2. Номинативный словарь. Обобщающие понятия.
Называние предметов одним словом (без наглядной опоры).
- Тетрадь, ручка, пенал - это ... (школьные принадлежности). - Какие ещё ты знаешь школьные принадлежности?
- Телевизор, утюг, пылесос - это ... (электроприборы). - Какие ещё электроприборы ты знаешь?
- Жираф, лев, обезьяна - это ... (животные жарких стран). - Каких ещё животных жарких стран ты знаешь?
- Маляр, каменщик, крановщик - это ... (строительные профессии). - Кто ещё работает на стройке?
Задание 3. Номинативный словарь. Использование слов одинаковых по звучанию, но разных по значению.
Ребёнку предъявляется пары картинок: кран водопроводный, подъёмный кран; девичья коса, коса - орудие труда; лук - овощ, лук - оружие.
- Назови, что нарисовано на картинках.
- Что обозначают эти одинаково звучащие слова?
Задание 4. Предикативный словарь. «Кто, что делает?».
- Что делает почтальон? (Разносит письма, газеты...)
- Что делает парикмахер? (Стрижет, делает прически...)
- Что делает портниха? (Шьёт одежду.)
- Что делает поэт? (Сочиняет стихи.)
Задание 5. Антонимы.
Ребёнку предлагаются картинки, некоторые понятия даются без наглядной опоры.
Давай поиграем с тобой в игру «Скажи наоборот». Педагог обращает внимание ребёнка на картинку:
- Это бревно толстое, а палка (какая?) ... (тонкая).
- Перышко легкое, а камень (какой?) ... (тяжелый).
- Река глубокая, а лужа (какая?) ... (.мелкая).
- Дедушка старый, а папа (какой?) ... (молодой).
- Чистота – грязь Зима – лето Друг – враг День – ночь Начало – конец
-Смеяться – плакать Мириться-ссориться Работать - отдыхать
Задание 6. Синонимы.
- Скажи по-другому: водитель, доктор, храбрый, большой, есть.
Грамматический строй речи
Словообразование
Задание 1. Образование существительных с увеличительными суффиксами.
• Данное задание предлагается ребенку по демонстрации картинок или в форме игры «В стране великанов».
- У нас морковь, а в стране великанов это ... морковище!
- У нас это нос, а в стране великанов это ... носище!
- У нас это помидор, а в стране великанов это ... помидорище!
- У нас это сапоги , а в стране великанов это ... сапожищи !
Задание 2. Образование однокоренных слов по аналогии.
Цель: выявить навыки образования однокоренных слов и слов, образованных путём слияния двух основ.
а) Упражнение «Продолжи ряд». Педагог предлагает ребёнку подобрать слова-«родственники».
- Гриб ... (грибок, грибочек, грибище, грибной, грибник и т. д.)
- Берёза … (подберёзовик, березняк, берёзонька, берёзовый... и т. д.)
б) Упражнение «Скажи кто?»
- Лес рубит (кто?)... (лесоруб) - Рыбу ловит ... (рыболов).
Задание 3. Образование относительных прилагательных.
Игра «Вкусное варенье».
- Варенье из груш - это ... (какое варенье?) грушевое.
- Варенье из вишни - это ... (какое варенье?) вишнёвое.
- Варенье из сливы - это ... (какое варенье?) сливовое.
- Варенье из абрикосов - это ... (какое варенье?) абрикосовое.
Задание 4. Образование приставочных глаголов.
• Для диагностики используются картинки:
Машина из гаража ... выезжает. Машина к гаражу ... подъезжает.
Машина в гараж ... въезжает. Машина через мост ... переезжает.
Словоизменение
Задание 1. Падежные формы существительных: Р. п. мн. число.
Цель: выявить умения детей использовать в речи существительные множественного числа, в различных падежных формах. Ребёнку предлагается картинка, на которой изображен инопланетянин.
- Чего много у инопланетянина? (Много ртов, много носов, много ушей и т. д.)
Задание 2. Употребление предложно-падежных конструкций. Цель: выявить навыки употребления в речи предложно - падежных конструкций.Данное задание выполняется по демонстрации действий с предметом. Педагог использует клоуна-игрушку.
- Очень весёлый клоун любит играть с ребятами в прятки.
- Куда спрятался клоун? (Клоун спрятался за коробку.)
- Откуда выглядывает клоун? ... (Клоун выглядывает из-за коробки.)
- Куда спрятался клоун? (Клоун спрятался под стол.)
- Откуда выглядывает клоун? (Клоун выглядывает из-под стола.)
Согласование.
Задание 1. Согласование числительных с существительными в различных предложно-падежных формах.
Цель: выявить навыки согласования числительных с существительными в различных предложно-падежных формах.
Ребёнку предъявляется картинка «Курица с цыплятами».
- Посмотри, сколько цыплят у курицы? (У курицы три цыплёнка.)
- Со сколькими цыплятами гуляет курица? (Курица гуляет с тремя цыплятами.)
- О скольких цыплятах заботится курица? (Курица заботится о трех цыплятах.)
- Сколько цыплят выгуливает курица? (Курица выгуливает трех цыплят.)
- Скольким цыплятам курица ищет червяка? (Курица ищет червяка трем цыплятам.)
Задание 2. Употребление сложно-подчиненных предложений.
Цель: выявить навыки построения сложно-подчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей.
Игра «Подумай и скажи «Почему?». Педагог предлагает ребёнку продолжить начатое предложение, ответив на вопрос:
- В лесу появилось много грибов (почему?) ... (В лесу появилось много грибов, потому что...)
- Листья упали с деревьев (когда?)... (Листья упали с деревьев, когда...)
- Цветы засохли (почему?). (Цветы засохли, потому что...)
- Что бы ты сделал, если бы был волшебником? (Я бы ...., если бы я был волшебником.)
Фонематические процессы и обучение грамоте
Цель: выявить у детей навыки выделения последовательности звуков в слове; умение выделять заданный звук в слове, определять его местоположение.
Задание I. Звуковой анализ.
а) Игра « Выбери картинки со звуком Л , определи место звука Л в словах и раздели их на слоги: стул, луна, молоко».
б) Игра « Назови звуки в слове по порядку и составь схемы слов» (Цель: Определение последовательности звуков в слове.) : «суп», «кони», «сумка».
Задание 2. Игра «Составь предложение по картинке и сосчитай слова».
Педагог предлагает ребёнку составить предложение из четырех слов по картинке.
Ребёнок составляет: Маша ест вкусный суп.
- Назови первое слово, второе ..и т. д.
Задание 3.Игра «Будь внимательным, смотри, слоги верно повтори»
- СА- - ША – СА ША - СА – ША ЗА - ЖА – ЗА ЖА – ЗА – ЖА
- ЛА –ЛЯ - ЛА РА – ЛА –РА ПА – БА - ПА
Задание 4. Игра «Резинка - озорница»
Педагог предлагает ребенку узнать буквы, дописать их и прочитать слова: МАК, САНИ.
Связная речь
Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи: умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием, соблюдая при этом правила использования лексико–грамматических средств языка, доступных данному возрасту.
Задание 1. Рассказ по серии картинок «Медведь и пчелы».
Педагог раскладывает картинки перед ребенком беспорядочно:
– Посмотри внимательно и подумай, что было сначала, что потом, и разложи картинки в правильной последовательности. А теперь составь рассказ по этим картинка.
Задание 2. Пересказ текста « Вкусные булочки» (Нищева , стр. 77)
Звукопроизношение
В процессе обследования логопед оценивает уровень сформированности звукопроизношения у ребенка, выявляя его недостатки.
Критерии оценки:
3 балла - все группы звуков поставлены и автоматизированы в свободной речи;
2 балла - все группы звуков поставлены, но недостаточно автоматизированы в свободной речи;
1 балл – имеются нарушения звукопроизношения в 1 -2 фонетических группах.
Общие критерии оценки выполнения заданий:
3 балла - ребёнок самостоятельно, без ошибок выполняет задание;
2 балла - ребёнок выполняет задание, используя небольшую помощь взрослого.
1 балл – ребёнок не выполняет задание и не принимает помощь взрослого.
.
Максимальное количество баллов – 100. Коэффициент расчета = 1%.
Количество набранных баллов = …% сохранности устной речи.
Показатель в пределах 100 – 85% - сохранное речевое и интеллектуальное развитие.
Показатель в пределах 84- 70% нетяжелый речевой дефект или Несформированность отдельных сторон речи (НОНР, элементы ОНР3).
Показатель в пределах 69-50% - выраженное ОНР, с недостаточной познавательной деятельностью, необходима комплексная коррекция, логопедическая и психологическая.
Показатель ниже 50% - грубое недоразвитие всех сторон речи.
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Словарь | Грамматический строй речи | Фонематические процессы | Обучение грамоте | Связная речь | Общее количество баллов | Уровень | |||||||||
номинативный словарь | предикативный словарь | обобщение | синонимы | антонимы | словообразование | словоизменение | согласование | фонематический слух | звуковой анализ | Графомоторные навыки | чтение | пересказ сказки | составление рассказа по картинкам | ||||
СЛОВАРЬ
Задание 1. Номинативный словарь. Называние предметов окружающей действительности.
Ребенку предлагаются картинки: будильник, вентилятор, парашют, клумба, скворечник, дистопад.
– Назови, что нарисовано на картинке. Для чего нужны эти предметы?
Задание 2. Номинативный словарь. Обобщающие понятия.
Называние предметов одним словом (без наглядной опоры).
- Тетрадь, ручка, пенал - это ... (школьные принадлежности). - Какие ещё ты знаешь школьные принадлежности?
- Телевизор, утюг, пылесос - это ... (электроприборы). - Какие ещё электроприборы ты знаешь?
- Жираф, лев, обезьяна - это ... (животные жарких стран). - Каких ещё животных жарких стран ты знаешь?
- Маляр, каменщик, крановщик - это ... (строительные профессии). - Кто ещё работает на стройке?
Задание 3. Номинативный словарь. Использование слов одинаковых по звучанию, но разных по значению.
Ребёнку предъявляется пары картинок: кран водопроводный, подъёмный кран; девичья коса, коса - орудие труда; лук - овощ, лук - оружие.
- Назови, что нарисовано на картинках.
- Что обозначают эти одинаково звучащие слова?
Задание 4. Предикативный словарь. «Кто, что делает?».
- Что делает почтальон? (Разносит письма, газеты...)
- Что делает парикмахер? (Стрижет, делает прически...)
- Что делает портниха? (Шьёт одежду.)
- Что делает поэт? (Сочиняет стихи.)
Задание 5. Антонимы.
Ребёнку предлагаются картинки, некоторые понятия даются без наглядной опоры.
Давай поиграем с тобой в игру «Скажи наоборот». Педагог обращает внимание ребёнка на картинку:
- Это бревно толстое, а палка (какая?) ... (тонкая).
- Перышко легкое, а камень (какой?) ... (тяжелый).
- Река глубокая, а лужа (какая?) ... (.мелкая).
- Дедушка старый, а папа (какой?) ... (молодой).
- Чистота – грязь Зима – лето Друг – враг День – ночь Начало – конец
-Смеяться – плакать Мириться-ссориться Работать - отдыхать
Задание 6. Синонимы.
- Скажи по-другому: водитель, доктор, храбрый, большой, есть.
Грамматический строй речи
Словообразование
Задание 1. Образование существительных с увеличительными суффиксами.
• Данное задание предлагается ребенку по демонстрации картинок или в форме игры «В стране великанов».
- У нас морковь, а в стране великанов это ... морковище!
- У нас это нос, а в стране великанов это ... носище!
- У нас это помидор, а в стране великанов это ... помидорище!
- У нас это сапоги , а в стране великанов это ... сапожищи !
Задание 2. Образование однокоренных слов по аналогии.
Цель: выявить навыки образования однокоренных слов и слов, образованных путём слияния двух основ.
а) Упражнение «Продолжи ряд». Педагог предлагает ребёнку подобрать слова-«родственники».
- Гриб ... (грибок, грибочек, грибище, грибной, грибник и т. д.)
- Берёза … (подберёзовик, березняк, берёзонька, берёзовый... и т. д.)
б) Упражнение «Скажи кто?»
- Лес рубит (кто?)... (лесоруб) - Рыбу ловит ... (рыболов).
Задание 3. Образование относительных прилагательных.
Игра «Вкусное варенье».
- Варенье из груш - это ... (какое варенье?) грушевое.
- Варенье из вишни - это ... (какое варенье?) вишнёвое.
- Варенье из сливы - это ... (какое варенье?) сливовое.
- Варенье из абрикосов - это ... (какое варенье?) абрикосовое.
Задание 4. Образование приставочных глаголов.
• Для диагностики используются картинки:
Машина из гаража ... выезжает. Машина к гаражу ... подъезжает.
Машина в гараж ... въезжает. Машина через мост ... переезжает.
Словоизменение
Задание 1. Падежные формы существительных: Р. п. мн. число.
Цель: выявить умения детей использовать в речи существительные множественного числа, в различных падежных формах. Ребёнку предлагается картинка, на которой изображен инопланетянин.
- Чего много у инопланетянина? (Много ртов, много носов, много ушей и т. д.)
Задание 2. Употребление предложно-падежных конструкций. Цель: выявить навыки употребления в речи предложно - падежных конструкций.Данное задание выполняется по демонстрации действий с предметом. Педагог использует клоуна-игрушку.
- Очень весёлый клоун любит играть с ребятами в прятки.
- Куда спрятался клоун? (Клоун спрятался за коробку.)
- Откуда выглядывает клоун? ... (Клоун выглядывает из-за коробки.)
- Куда спрятался клоун? (Клоун спрятался под стол.)
- Откуда выглядывает клоун? (Клоун выглядывает из-под стола.)
Согласование.
Задание 1. Согласование числительных с существительными в различных предложно-падежных формах.
Цель: выявить навыки согласования числительных с существительными в различных предложно-падежных формах.
Ребёнку предъявляется картинка «Курица с цыплятами».
- Посмотри, сколько цыплят у курицы? (У курицы три цыплёнка.)
- Со сколькими цыплятами гуляет курица? (Курица гуляет с тремя цыплятами.)
- О скольких цыплятах заботится курица? (Курица заботится о трех цыплятах.)
- Сколько цыплят выгуливает курица? (Курица выгуливает трех цыплят.)
- Скольким цыплятам курица ищет червяка? (Курица ищет червяка трем цыплятам.)
Задание 2. Употребление сложно-подчиненных предложений.
Цель: выявить навыки построения сложно-подчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей.
Игра «Подумай и скажи «Почему?». Педагог предлагает ребёнку продолжить начатое предложение, ответив на вопрос:
- В лесу появилось много грибов (почему?) ... (В лесу появилось много грибов, потому что...)
- Листья упали с деревьев (когда?)... (Листья упали с деревьев, когда...)
- Цветы засохли (почему?). (Цветы засохли, потому что...)
- Что бы ты сделал, если бы был волшебником? (Я бы ...., если бы я был волшебником.)
Фонематические процессы и обучение грамоте
Цель: выявить у детей навыки выделения последовательности звуков в слове; умение выделять заданный звук в слове, определять его местоположение.
Задание I. Звуковой анализ.
а) Игра « Выбери картинки со звуком Л , определи место звука Л в словах и раздели их на слоги: стул, луна, молоко».
б) Игра « Назови звуки в слове по порядку и составь схемы слов» (Цель: Определение последовательности звуков в слове.) : «суп», «кони», «сумка».
Задание 2. Игра «Составь предложение по картинке и сосчитай слова».
Педагог предлагает ребёнку составить предложение из четырех слов по картинке.
Ребёнок составляет: Маша ест вкусный суп.
- Назови первое слово, второе ..и т. д.
Задание 3.Игра «Будь внимательным, смотри, слоги верно повтори»
- СА- - ША – СА ША - СА – ША ЗА - ЖА – ЗА ЖА – ЗА – ЖА
- ЛА –ЛЯ - ЛА РА – ЛА –РА ПА – БА - ПА
Задание 4. Игра «Резинка - озорница»
Педагог предлагает ребенку узнать буквы, дописать их и прочитать слова: МАК, САНИ.
Связная речь
Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи: умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием, соблюдая при этом правила использования лексико–грамматических средств языка, доступных данному возрасту.
Задание 1. Рассказ по серии картинок «Медведь и пчелы».
Педагог раскладывает картинки перед ребенком беспорядочно:
– Посмотри внимательно и подумай, что было сначала, что потом, и разложи картинки в правильной последовательности. А теперь составь рассказ по этим картинка.
Задание 2. Пересказ текста « Вкусные булочки» (Нищева , стр. 77)
Звукопроизношение
В процессе обследования логопед оценивает уровень сформированности звукопроизношения у ребенка, выявляя его недостатки.
Критерии оценки:
3 балла - все группы звуков поставлены и автоматизированы в свободной речи;
2 балла - все группы звуков поставлены, но недостаточно автоматизированы в свободной речи;
1 балл – имеются нарушения звукопроизношения в 1 -2 фонетических группах.
Общие критерии оценки выполнения заданий:
3 балла - ребёнок самостоятельно, без ошибок выполняет задание;
2 балла - ребёнок выполняет задание, используя небольшую помощь взрослого.
1 балл – ребёнок не выполняет задание и не принимает помощь взрослого.
.
Максимальное количество баллов – 100. Коэффициент расчета = 1%.
Количество набранных баллов = …% сохранности устной речи.
Показатель в пределах 100 – 85% - сохранное речевое и интеллектуальное развитие.
Показатель в пределах 84- 70% нетяжелый речевой дефект или Несформированность отдельных сторон речи (НОНР, элементы ОНР3).
Показатель в пределах 69-50% - выраженное ОНР, с недостаточной познавательной деятельностью, необходима комплексная коррекция, логопедическая и психологическая.
Показатель ниже 50% - грубое недоразвитие всех сторон речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема диагностического обследования детей с тяжелыми речевыми расстройствами имеет большое теоретическое и практическое значение. Используемая ранее диагностика речевой готовности к школе не в полном объеме отвечает современным требованиям и специфике контингента детей.
ЦЕЛЬ: Совершенствование диагностико-прогностического комплекса обследования речевой готовности детей к школе с целью выявления объективного уровня сформированности речевых функций у детей 7 лет .
ЗАДАЧИ: Изучить и проанализировать существующие в настоящее время диагностики ( Доскалова , Грибова, Фотекова , Ахутина ) Адаптировать диагностику к особенностям воспитанников с ТНР. Совершенствовать формы сотрудничества педагогов и детей через индивидуально-игровую деятельность. 4. Выявить уровень речевой компетенции детей 7-го года жизни. 5. Оценить эффективность использования диагностики.
ПРОГНОЗ Разработанная диагностическая методика будет: отвечать основным требованиям и принципам диагностики; более эффективна и экономична по времени; соответствовать «стандартам» готовности детей к школе; наглядно привлекательна для дошкольников.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Ориентировочный Мероприятия: Изучение и анализ существующих методик. Создание адаптированной диагностики. Подбор и систематизация наглядно-дидактического, демонстрационного материала.
Диагностический Мероприятия: Предварительное собеседование с воспитателями группы о состоянии речевого развития детей . Беседа с ребенком. Наблюдение. Игра. Графомоторные тесты. Разработка критериев оценки и показателей уровня сформированности компонентов речи.
Заключительный Мероприятия: Анализ и корректировка диагностики. Круглый стол «Итоги диагностики». Внедрение технологии организации логопедического обследования речевой готовности детей к школе.
Требования к диагностике: Надежность. Валидность . Достоверность. Объективность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Комплексный подход при диагностике речевого развития позволит специалистам правильно оценить речевой статус и выработать рекомендации по дальнейшему обучению ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.
Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
Речевая готовность детей при поступлении в школу.
Речь - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умствен...
Справка по результатам диагностики «Готовность детей к школе» (по речевым картам)
В справке сделан подробный анализ речевой готовности к школе детей выпускных групп....
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....
Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"
C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепен...
Речевая готовность детей к школе
Для родителей и педагогов...
Консультация для родителей детей 6-7 лет. "Речевая готовность ребёнка к школе"
Данный материал предназначен для родителей. Может быть использован на родительских собраниях, наконсультациях для воспитателей....