Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
материал по теме

Забелина Светлана Михайловна

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие трудности с внедрением новых педагогических технологий. Преимущество проектной деятельности. Развитие умений, навыков и одновременно решение коррекционных задач. Проблемы возникающие в ходе проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02  

Выступление

на педагогическом совете школы

Тема выступления:

«Повышение учебной мотивации и познавательного

интереса к предмету с помощью проектно-

исследовательской деятельности на уроках

письма и развития речи»

Подготовила:

Забелина Светлана Михайловна

                                       

Клин, октябрь, 2018 г.

        В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.

        В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.

        Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Формирование социально значимых качеств учащихся   призван решить метод проектов.

        Что же такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

        Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

•  между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);

•  между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;

•  между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

        Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

        Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка может предоставить  опять же  метод проектов.

        Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

        Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

        Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.

        Проектная деятельность развивает у школьников

общеучебные умения, навыки и одновременно решает коррекционные задачи:

1. Рефлексивные умения:

•  Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

•Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

•Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

•Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

5. Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

6. Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

        Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди  увлекающиеся, поэтому, работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

        Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

        Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.       Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при  помощи учителя и родителей.

        В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя  «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.

Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Сегодня проектная деятельность учащихся   - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Хотя здесь уместно ориентироваться на детей с более сохранным интеллектом.

        Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Особенностью моей работы  над проектами  является тесное сотрудничество с родителями.

        Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.

Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира, русского языка,   социально бытовой ориентировки, истории, труда, других уроков и внеурочная деятельность.

        Разрешите предоставить вашему вниманию схему  моей работы над одним отдельно взятым проектом по теме: «Этимологический словарь»

Методическая разработка:

Структура проектно-исследовательской деятельности

Тема: «Этимологический словарь»

Вид учебно-исследовательской деятельности: учебный эксперимент

Категория учащихся: учащиеся 8-в класса

Разработчик: Забелина Светлана Михайловна

Цель:

- Включение учащихся 8-в класса в проектно-исследовательскую деятельность.

- Стимулирование поискового мышления  учащихся.

Задачи:

- Изучить информацию в  различных источниках для расширения осведомленности о проблеме.

- Освоить элементы  исследовательской деятельности, такие  как  наблюдение, изучение фактов и явлений, определение цели, обработка результатов, анализ полученных данных.

-Изучить назначение этимологического словаря .

- Расширить кругозор,  обогатить словарь детей и улучшить качество словарного запаса  

Предварительная работа:

- Консультация для детей «Как работать над проектом»,

Предполагается  тесное сотрудничество учителя и детей.

  Разделы проектно-исследовательской работы:

I Теоретическая часть

-актуальность темы, определение цели (необходимость этимологического словаря, значимость и востребованность. Определение понятия «словарь», кто составляет словари, как пользоваться словарем)

-из истории создания словарей

 II Практическая часть

-исследование этимологического словаря;

-собственные выводы (что положительное в данном  словаре, осмысление, возможность применения в реальной практической деятельности…).

III Составление проекта и  презентации по теме (можно выполнять в составе творческой группы)

Разделы презентации:

-Этимологический словарь, значимость, историческая справка…

-Описание выбранного словаря

-Возможность использования полученных знаний в практической деятельности, полезные советы и рекомендации.

Защита проекта.

-Проект оформляется на бумажном  или электронном носителе

Рефлексия и самоанализ.

-Оценка полученного результата.

-Оценка своих знаний до и после написания проекта.

-Удовлетворение от работы.

        Очень важный момент при работе над проектом  - анализ результатов работы над проектом.

    Анализ полученных данных показал, что до применения метода учебного проекта учащиеся неадекватно оценивали   свои знания и была  низкая уверенность в своих силах.

        Реализация метода учебного проекта на практике привела к повышению уверенности детей в своих силах, к  изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности своих учеников, меняется и психологический климат – содружество.

ВЫВОД: Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно!

        В подготовке этого выступления использовались следующие источники:

1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.

4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности

В методической разработке "Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности" представлен опыт формирования компетентностей через метод проектов и исследователь...

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Повышение эффективности образовательной модели школы в ходе реализации ФГОС"

«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.              ...

Выступление к педсовету на тему: «Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы»

Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие...

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...