Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
материал по теме
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие трудности с внедрением новых педагогических технологий. Преимущество проектной деятельности. Развитие умений, навыков и одновременно решение коррекционных задач. Проблемы возникающие в ходе проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Выступление
на педагогическом совете школы
Тема выступления:
«Повышение учебной мотивации и познавательного
интереса к предмету с помощью проектно-
исследовательской деятельности на уроках
письма и развития речи»
Подготовила:
Забелина Светлана Михайловна
Клин, октябрь, 2018 г.
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Формирование социально значимых качеств учащихся призван решить метод проектов.
Что же такое ученический проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся. Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
• между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
• между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
• между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка может предоставить опять же метод проектов.
Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.
Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ - компетенции.
Проектная деятельность развивает у школьников
общеучебные умения, навыки и одновременно решает коррекционные задачи:
1. Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
•Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
•Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
•Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
5. Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому, работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить? Предложим такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о проектах, выполненных при помощи учителя и родителей.
В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится - он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Сегодня проектная деятельность учащихся - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Хотя здесь уместно ориентироваться на детей с более сохранным интеллектом.
Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Особенностью моей работы над проектами является тесное сотрудничество с родителями.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности.
Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира, русского языка, социально бытовой ориентировки, истории, труда, других уроков и внеурочная деятельность.
Разрешите предоставить вашему вниманию схему моей работы над одним отдельно взятым проектом по теме: «Этимологический словарь»
Методическая разработка:
Структура проектно-исследовательской деятельности
Тема: «Этимологический словарь»
Вид учебно-исследовательской деятельности: учебный эксперимент
Категория учащихся: учащиеся 8-в класса
Разработчик: Забелина Светлана Михайловна
Цель:
- Включение учащихся 8-в класса в проектно-исследовательскую деятельность.
- Стимулирование поискового мышления учащихся.
Задачи:
- Изучить информацию в различных источниках для расширения осведомленности о проблеме.
- Освоить элементы исследовательской деятельности, такие как наблюдение, изучение фактов и явлений, определение цели, обработка результатов, анализ полученных данных.
-Изучить назначение этимологического словаря .
- Расширить кругозор, обогатить словарь детей и улучшить качество словарного запаса
Предварительная работа:
- Консультация для детей «Как работать над проектом»,
Предполагается тесное сотрудничество учителя и детей.
Разделы проектно-исследовательской работы:
I Теоретическая часть
-актуальность темы, определение цели (необходимость этимологического словаря, значимость и востребованность. Определение понятия «словарь», кто составляет словари, как пользоваться словарем)
-из истории создания словарей
II Практическая часть
-исследование этимологического словаря;
-собственные выводы (что положительное в данном словаре, осмысление, возможность применения в реальной практической деятельности…).
III Составление проекта и презентации по теме (можно выполнять в составе творческой группы)
Разделы презентации:
-Этимологический словарь, значимость, историческая справка…
-Описание выбранного словаря
-Возможность использования полученных знаний в практической деятельности, полезные советы и рекомендации.
Защита проекта.
-Проект оформляется на бумажном или электронном носителе
Рефлексия и самоанализ.
-Оценка полученного результата.
-Оценка своих знаний до и после написания проекта.
-Удовлетворение от работы.
Очень важный момент при работе над проектом - анализ результатов работы над проектом.
Анализ полученных данных показал, что до применения метода учебного проекта учащиеся неадекватно оценивали свои знания и была низкая уверенность в своих силах.
Реализация метода учебного проекта на практике привела к повышению уверенности детей в своих силах, к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности своих учеников, меняется и психологический климат – содружество.
ВЫВОД: Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё-таки это возможно!
В подготовке этого выступления использовались следующие источники:
1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
4. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности
В методической разработке "Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности" представлен опыт формирования компетентностей через метод проектов и исследователь...
Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания
Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....
Выступление на педагогическом совете по теме: "Повышение эффективности образовательной модели школы в ходе реализации ФГОС"
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. ...
Выступление к педсовету на тему: «Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы»
Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие...
Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".
Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...