Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности
методическая разработка по теме
В методической разработке "Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности" представлен опыт формирования компетентностей через метод проектов и исследовательскую деятельность обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form_klyuch_komp.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Глобальные изменения в сферах современного общества потребовали корректировки всех аспектов образования. В современном образовании акцент с «усвоения знаний» переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике.
.
Перед педагогическим коллективом школы были поставлены задачи по совершенствованию учебно-воспитательной работы, внедрению в учебно-воспитательный процесс информационных технологий, исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также созданию условий, необходимых для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов каждого ребенка.
Наиболее эффективно эти задачи можно решить, используя метод проектов. Ведь в основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа, проводимая детско-взрослым коллективом по разрешению актуальной проблемы современного общества.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя их этого, целями педагогического опыта по формированию навыков проектной и исследовательской деятельности, считаю:
- овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и публикациях, включая ресурсы Интернета, выносить аргументированные суждения с привлечением методов научного анализа;
- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное аргументированное мнение, применять полученные знания для определения рационального поведения в конкретных ситуациях;
- расширение опыта познавательной и практической деятельности.
Используя технологию метода проекта, прежде всего я вижу необходимость исследовательской деятельности учениками для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. При работе над проектом формируются предпосылки для эффективного освоения познавательной, коммуникативной и информационной компетенций. В ходе осуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает используемый мною дифференцированный подход к учащимся, соотнесение познавательных возможностей каждого ученика с уровнем сложности проектной работы. В работе над проектом принимают участие ребята, которым интересен предмет, но более радует, что с большим энтузиазмом работают ученики, у которых предмет не вызывает интерес. Они могут раскрыться и показать себя с положительной стороны, применив свои знания в областях отличных от данного предмета, при этом обогатив свой багаж знаний.
Работа над проектами всегда охватывает вопросы с точки зрения межпредметных связей. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с разных точек зрения: физики, химии, географии, биологии, анатомии, экологии и даже литературы, определять природу явлений и его закономерности.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого я использую специальные организационные формы и методы, уделяя отдельное внимание в процессе урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками объединений комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени.
При работе над проектом ставятся задачи:
- обучить умениям и навыкам исследовательской работы,
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску,
- научить школьников оформлять научные идеи, размышления,
- организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности,
- обучение школьников публичному выступлению,
- обучение учащихся рефлексии,
- освоение школьниками социо-культурных связей,
- расширение образовательного пространства и мировоззренческого кругозора,
- способствовать мотивированному выбору профессии.
При организации проектной деятельности мною используются различные сервисы сети Интернет. Надо сказать, что все учащиеся 10-11 классов имеют свою электронную почту. Многие зарегистрированы на сайтах «Одноклассники», «В контакте», «Мое место», «СарВики». Тематические рассылки, письма-инструкции, консультации провожу через электронную почту. Материалы проекта публикую на СарВики. Сервисы Web2 используются учащимися для поиска информации.
В качестве примера созданных и реализованных проектов приведу проекты этого учебного года по математике, разработанный учащимися 10 класса «Этот многогранный мир…» -(http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%AD%D1%82%D0%BE%D1%82_%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80...%22) и социальный проект, разработанный учащимися 6-11 класса «Нужна России молодежь?» - http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%9D%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D1%8C%3F%22_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD .
Проект «нужна России молодежь?» был направлен на формирование у школьников и педагогов навыков участия в сетевых образовательных проектах, привитие школьникам интереса к изучению профессий, самоопределение, выбор жизненного пути, способствовал выбору достойной цели в жизни, профилактике асоциальных явлений.
Задачи проекта
- Содействие осознанному жизненному самоопределению;
- Формирование нравственного идеала в процессе самостоятельной художественно – творческой, исследовательской деятельности;
- Развитие социальной культуры;
- Прогнозирования собственной деятельности, организационной работы и деловой коммуникации
- Осмысление событий своей жизни через призму нравственных духовных ценностей.
Учебный проект «Этот многогранный мир…» предназначен для учащихся 10 классов при изучении темы «Многогранники». В процессе работы над проектом учащиеся познакомились с многогранниками и их свойствами, сформирован системный подход к изучению геометрии на основе аналогий, сравнений, классификаций геометрических объектов. Проект служит основой реализации понимания того, что источник возникновения геометрии - реальный мир и все прекрасное вокруг, созданное руками человека – это воплощение идей, основанных на геометрических формах и представлениях.
Оформляя результаты исследовательской деятельности учащиеся, используя ИКТ, научились:
- Искать информацию в различных источниках
- Использовать для поиска информации и общения социальные сервисы Интернет
- Размещать свои материалы в сети
Если подвести итог, то в процессе работы над проектом:
1. Все ученики, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию.
2. В реализации предлагаемых проектов заинтересованы все: ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по предмету, наконец, с перспективой пополнения Портфолио; учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; родители - в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.
3. Методическая база школы пополняется большим количеством мультимедийных приложений, которые широко используются на различных уроках.
Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по естественнонаучным дисциплинам, формирует межпредметные связи, и повышают эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.
«Учитель учится до тех пор, пока он сам учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель», - отмечал К. Д. Ушинский. Я считаю, что одним из двигателей такого постоянного обучения является овладение информационно-коммуникационными и проектными технологиями и эффективное использование их в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....
Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность
В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...
Доклад. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам. Тр...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...
Мотивирование обучающихся к изучению английского языка при помощи проектно-исследовательской деятельности
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....