Самоподготовка в средней возрастной группе детей.
методическая разработка на тему

Кузнецова Лариса Владимировна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_samopodgotovke.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект самоподготовки в средней возрастной группе.

Требования к самоподготовке:

1.Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2.Исключение назидательных бесед во время самоподготовки, замечаний, отвлекающих от работы.

3.Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих деятельность воспитанников.

Цель: Повторение и закрепление изученного на уроке материала, координация объема домашнего задания по предметам.

Задачи самоподготовки:

1.Образовательные:

-Организация качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.

-обучение воспитанников работе в коллективе, в условиях строгого соблюдения режима работы.

-обучение слабых учащихся приемам самостоятельной работы.

2.Развивающие:

-создание условий для развития памяти, внимания, мышления и речи воспитанников.

-развитие познавательных способностей, эрудиции, скорости мышления.

-расширение кругозора, интеллектуальных способностей воспитанников.

3.Воспитательные:

-воспитание навыков культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизации, самостоятельности и прилежания.

-способствование формированию интереса к учебе через потенциальные возможности человека. Основной принцип - «Человек сможет, если захочет».

-воспитание уверенности в своих силах.

«Пока человек существует, он будет себя открывать».                                                                                                           Е.М Богат

Перед самоподготовкой проверить санитарное состояние класса (проветрить класс), проконтролировать готовность необходимых  справочных материалов, памяток.

Обязательна проверка готовности рабочих мест. Для закончивших самоподготовку раньше других нужно обеспечить наличие книг, кроссвордов, развивающих игр.

Ход работы

-Организовать тишину и внимание, обеспечить своевременную явку детей на самоподготовку.

Подготовка детей к работе (психологический настрой, правильная осанка, дозировка времени).

  1. Организационный момент

«У кого в порядке книжки и тетради?»

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Дневники, черновики

У кого все это есть, может тихо-тихо сесть.

-Ребята  давайте настроимся на успешную работу.

Улыбнемся друг другу.

-А теперь  подарите вашу красивую  улыбку мне. Хочу видеть вас  каждого с хорошим настроением. Для поднятия настроения я прочитаю вам небольшое стихотворение:

В класс пришел, не хмурь лица.

Будь веселым до конца!

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь.

А закон у нас какой?

Все в учебу с головой.

-И я вам желаю успехов в работе!

  1. Постановка задачи

На самоподготовке мы должны вспомнить то, что вы изучили на уроках и подготовиться к следующему рабочему дню, чтобы завтра чувствовать себя уверенно и достичь новых знаний.

1)Формирование положительной учебной мотивации.

-Как вы понимаете слова Владимира Маяковского «Книга - книгой, а мозгами двигай». (Ответы детей)

Вот и мы сейчас попробуем расшевелить свои  полушария мозга.

-Для того чтобы нам настроиться  на дальнейшую работу, нам нужно провести небольшую шуточную разминку. 

-Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)

-Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль.

Что общего у каждой пары? Ответ: количество ног.

-Что такое « босая» лошадь? Ответ: неподкованная.

-Каким будет гнедой конь, если его искупать? Ответ: мокрым.

-А теперь слово предоставляем учебному сектору.

 Что нового, и какие знания вы узнали в школе? Вспоминайте,  они вам еще пригодятся (при необходимости повторить)

Обращение к детям:- Я  хочу вам задать вопрос «Что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать настоящим человеком?». Подумайте, чего бы вы хотели достичь в жизни, и в чем ваше  предназначение?  (Ответы детей)

Чтобы жизнь сложилась, и человек состоялся как личность, нужно обязательно  знать свое предназначение, знать, чем ты хотел бы заниматься, какую профессию выберешь в будущем, как будешь жить дальше.

2)Познакомить воспитанников с потенциальными возможностями человека.

Включается музыка для улучшения мозговой деятельности.

Проводятся упражнения для улучшения мозговой деятельности:

1) Глубокий вдох, на 3 сек. задержали воздух,  выдох (3 раза)

2) Гимнастика для мозга: Одна рука на области живота, вторая на груди, надавливаем слегка на грудь (эффект массажа). Если правильно выполнять упражнения, вы должны почувствовать прояснение в глазах. А теперь наоборот, меняем руки. Молодцы!

3) Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки (в форме круга) и наоборот, меняем позицию. Это упражнение поможет нашим полушариям мозга лучше работать.    

А сейчас я хочу  прочитать вам небольшую притчу, послушайте ее очень внимательно.

Притча:

Журналист беседовал с мудрецом:

-Что в жизни является самой большой глупостью?

-Скажи мне, кто ты?

Тот назвал себя.

- Нет, это твое имя, а кто - ты?

-Я - человек.

Нет, это – твой биологический вид, а кто – ты? -  Журналист задумался…

-Самая большая глупость – жить, и не знать, кто ты есть.

А теперь каждый  для себя  сделайте анализ притчи. Ведь мы порой живем и не задумываемся, а для чего мы живем.

Закончите еврейскую пословицу «Когда Бог хочет разбить человеку сердце, он дает ему «больше…» Ответ: Ума.

Потому что «Человек развивается лишь тогда, когда созидает, когда творит».

У нас в классе есть ребята, которые тоже стараются что- то творить. Оказывается, они, таким образом, развиваются, каждый в меру своих сил и способностей (приводятся примеры детей).

Давайте теперь мы с вами поучаствуем в следующем задании:

Задание «Мудрая Сова»

Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть не только человеком, отважным и сильным, нужно еще быть образованным. Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли вы подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать свои силы (читаю слова великих  мыслителей, ребята должны закончить начатый текст):

  1. Торье говорил: «Путешествующий один может отправляться в путь хоть сегодня », а что должен делать тот, кто путешествует в компании? (Ответ: должен ждать, когда будут готовы его спутники).
  2. Эпиктет говорил: «Человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других, но он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным»,  когда же человека можно считать мудрецом? (Ответ: кто не осуждает ни себя, ни других).

За успешное выполнение детям  раздаются наклейки с одобрительными словами.

За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя!» Но как подступиться к себе, как ухватить за многоликое «Я», с чего начать? Человек сможет если захочет.

Приводятся примеры:

1.Память человека способна вместить столько информации, сколько ее имеется в хранилищах самой крупной библиотеки.

2.А. Македонский знал в лицо каждого из 30 тысяч своих солдат.

3.Лина По, потеряв зрение, на ощупь создала более 100 скульптур.

Далеко не все известные люди смогли раскрыть свои способности в школе, и только благодаря упорному труду впоследствии смогли добиться успеха. Была бы только  поставлена перед собой цель.

1.Отец  считал Чарльза Дарвина бездарным: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и своей семьи». Однако в будущем фундаментальный труд «Происхождение видов…» принес Дарвину славу.

2. По мнению окружающих, Н.В Гоголь писал  « посредственные» сочинения.

-А вы можете вспомнить, и привести примеры из жизни  известных людей (ответы детей)

 На доске вывешиваются  фотографии известных нам людей.

Говорят, что гений - это 1% вдохновения и 99% потения. Вышеперечисленные примеры доказывают нам, что это на самом деле так. Для полного развития своих способностей человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях, должен захотеть реализовать эти возможности, должен обладать стойким характером.

Об этом нам говорят и Дагестанские  пословицы:

«У кого умелые руки, тот и мед ест»

«По вещам узнаешь и мастера»

«Труд – всему отец»

-Ребята, а как вы понимаете крылатое выражение «Схватывает на лету» (Быстро, легко понимать, усваивать). Я задаю вам вопросы, а вы быстро на них должны ответить (время 5 сек.)

1)С чем сравнивают чужую душу? Это пословица (С потемками)

2)Команда самолета, танка, корабля (Экипаж)

3)Научное справочное пособие по всем отраслям знаний (Энциклопедия)

4)Он бывает между корнем и окончанием (Суффикс)

5)Самая походная сумка (Рюкзак)

5)Самые большие волны? (Цунами)

6)Самый зубастый столовый прибор? (Вилка)

А теперь переходим к логическим упражнениям, (для стимуляции умственной деятельности)

 Упражнения для развития логического мышления:

1.Как число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий? (Перевернуть «вверх ногами» - 99 - это и есть увеличенное в 1.5 раза).

2.Без чего не обойтись охотникам математикам и барабанщикам? (Без дроби).

3.Пушкин родился в 1799 году, а Лермонтов на 15 лет позже. Сколько лет было бы Пушкину и Лермонтову в 1850 году, если бы Мартынов и Дантес промазали?(51-Пушкину, 36-Лермонтову).

4. «Мордовия в цифрах» Численность животных на территории Мордовии по последующим данным составляет: лосей-653, косуль - на 446 меньше, чем лосей, а лисиц - в 7 раз больше, чем косуль. Сколько лисиц водится в лесах Мордовии? (1519).

  1. Планирование работы, работа с дневниками. Выполнение домашнего задания по предметам.

-А теперь я предлагаю вам посмотреть, что нам задано? (проверка дневников)

Предлагаю сначала выполнить домашнее задание по трудным  предметам:

  математика, геометрия.  Что же нам необходимо хорошо знать, чтобы безошибочно  решать примеры? (Ответы детей)

-Ребята, есть ли вопросы по поводу выполнения домашнего задания? У кого возникнут трудности в процессе работы, поднимайте руку, я окажу помощь.

Оказание помощи слабым учащимся: Шебанов В., Медведев С.

«Группа доверия» (для привития навыков самостоятельной работы)

Работа в парах: Игошина Н. – Яшин Д.

Медведева С. - Филиппова А.

Азарова Е. – Фирстова А.

Упражнения для активизации внимания:

-Откиньтесь на спинку стула, сначала  разотрите хорошенько ладошки, а  теперь разотрите мочки ушей, а потом все ухо целиком ладонями(20 сек.)

-Качание головой, наклонить голову вперед, а затем в стороны (влево-вправо).

-Смотреть на лист бумаги с черной точкой (2 см.) как можно дольше не отводя взгляда столько, сколько хватит внимания, постепенно увеличивая до трех минут, это идеальный результат, в конце упражнения  ладошками снимается напряжение (Развитие внимания).

Разминка для мелкой моторики рук:

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили

Кисти вниз, потом подняли,

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке,

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачке сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

Проводится  игра «Разминка слова». Что это за слова?

1.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

2.Работа со словом « часовщик» (значение слова, разбор слова)

 Найти в слове  6 спрятанных слов:

час, чек, сова, воск, часок, сачок.

3. А теперь продолжите, вставьте одушевленное существительное….(упражнение выполняется в быстром темпе, на скорость)

 СМЕЛЫЙ КАК…

КОВАРНАЯ КАК…

ТРУСЛИВЫЙ КАК…

ХИТРЫЙ КАК…

ЗЛОЙ КАК…

ГОЛОДНЫЙ КАК…

ТРУДОЛЮБИВЫЙ КАК…

ВЕРНЫЙ КАК…

УПРЯМЫЙ КАК…

БЕСТОЛКОВЫЙ КАК…

 ТИХИЙ КАК…

ВОЛЬНЫЙ КАК…

ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

 Проведение физкультминутки (для всей группы мышц)

Быстро встали, потянулись

Поклонились, улыбнулись.

Вместе дружно пошагали.

Побежали, побежали.

И налево повернулись,

И соседям улыбнулись,

И направо повернулись,

И друг другу улыбнулись.

И опять мы все шагаем,

Дружно руки поднимаем,

Кисти разом все встряхнули,

Руки выше потянули.

Полетели высоко,

И вдохнули глубоко.

Опустили руки, выдох…

Повторить вы все могли бы!

«Упражнения для профилактики нарушения зрения»

-Рисуем глазами цифры от 0 до 9.

«Упражнения  для повышения словарного запаса, мотивация деятельности»

Цитата

«Каждый успешный человек – это, прежде всего книги, которые он прочитал вовремя» - Артемий Лебедев.

-Ребята, а как думаете вы? Вы согласны с этой цитатой?

А теперь для каждого из следующих слов придумайте слово, имеющее такое же смысловое значение, и начинается оно с буквы «к»:

Богатство – капитал

Печать – клеймо

Вселенная – космос

Решетка – клетка

Замок – крепость

Молот – кувалда.

«Упражнения для подготовки речевого аппарата к чтению»

Прочитайте стихотворение с контролем за повышением и понижением голоса, мягкой атакой.

Лесной ручей

- Ты почему такой шумливый?

- Играет силушка во мне.

- А почему такой счастливый?

- Спешу к возлюбленной весне.

- А почему такой искристый?

- Сквозь камень путь себе пробил.

- А почему кристально чистый?

- А я извечно чистым был!

(В. Казанцев)

Скороговорки для развития речи:

« Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями»

«Гляди монгол на Джомолунга »

Выполнение устных предметов.

IV.Самопроверка

-Ребята,  чтобы убедиться, что домашнее задание выполнено правильно, необходимо самостоятельно сделать  проверку.

V.Самоанализ

-Оцените свою работу, довольны ли вы сегодняшней работой?

VI.Подведение итогов

-Контроль качества подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях воспитанников.

Рефлексия (Включается музыка)

-Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 5–7 раз.

Давайте теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили, о каких великих людях, что

 вам больше всего понравилось или запомнилось? (Закрепление своих  успехов, и

мотивация учебной  деятельности).

- Ребята, теперь каждый  покажите мне жестами (мимикой, рукой, пальцами) свое настроение.  Оценивается самооценка внутреннего состояния и результаты  деятельности воспитанников.

Воспитатель хвалит детей за старание, усидчивость, благодарит за работу. При проведении итога самоподготовки оцениваю качество, самостоятельность детей. Отмечаю активность, настойчивость, прилежание, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь к другим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.

На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....

План-конспект самоподготовки с воспитанниками средней и старшей группы.

Цель: Повторение и закрепление изученного на уроке материала, координация объема домашнего задания по предметам.Задачи самоподготовки:1.Образовательные:-Организация качественного закрепления и повторе...

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»

Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....

Самоподготовка для детей среднего возраста

Способствовать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования....

НИЩЕВА Н.В. КАРТОТЕКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ: ОНР

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15080185","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"108","width":"480"}}]]...

Конспект проведения валеологического занятия в средней группе (дети 4-5 лет) на тему: «Здоровая пища»

Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях "питательные вещества", "правильное", или "здоровое питание".Воспитывать желание вести з...