Самоподготовка для детей среднего возраста
методическая разработка на тему

Способствовать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоподготовка 103 КБ

Предварительный просмотр:

САМОПОДГОТОВКА.

Возраст детей: разновозрастной (5-7 класс).

Место проведения: класс-комната для подготовки уроков.

Требования к самоподготовке.

 Санитарно-гигиенические. Проветривание класса-комнаты перед проведением самоподготовки, соответствующее освещение, мебель, одежда, обувь, контроль за осанкой и посадкой детей.

 Организационные. Соблюдение тишины и порядка во время работы на самоподготовке, не допускать хождения по классу, разрешать выход детям, привыкшим в уединении учить устные задания. Начинать выполнение письменных, сложных предметов, рассаживать детей по классам.

Детям, выполнившим раньше других домашние задания, предложить тихо заняться чтением,  рисованием, играми и т.п.

Использовать такие формы контроля, как самопроверка, самооценка, взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимопроверка. Если у воспитанников возникают вопросы в процессе работы, они поднимают руку или сигнальную карточку.

По завершении выполнения заданий по всем предметам подводится итог всей самоподготовки: отмечается работа каждого воспитанника и всей группы в целом

 Цель самоподготовки:

 - Привить детям навыки самообразовательной работы, способствовать обеспечению образовательных, развивающих и воспитательных функций образования.

Задачи:

- Закрепление и повторение пройденного материала.                        

-Формирование умений, навыков через выполнение домашних заданий.                

-Активизация познавательной деятельности детей.        

-Развивать интерес к учёбе, через дополнительные задания, дидактические игры психические процессы (внимание, мышление, речь); развивать вычислительные навыки учащихся, познавательную активность; расширять кругозор детей.

-Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственность

-Совершенствование психических процессов (снятие психо - эмоционального напряжения детей).

                                                                                                

Оборудование и материалы: классная доска, магниты; памятка по выполнению письменных и устных заданий, детская художественная литература, раздаточный материал (кроссворды, ребусы, раскраски и др.) правила, карточки.

Организационный момент.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, давайте поприветствуем наших гостей.

(Здравствуйте! Добрый вечер!)

- Ребята! У нас сегодня гости. Они пришли, чтобы  узнать вас лучше. Поэтому вы должны показать свои знания, постараться  быть внимательными, приветливыми и воспитанными хозяевами.

На доске фраза: «Гость недолго гостит, но многое замечает».

- К какому жанру народного творчества мы можем её отнести?                       (пословица)

- Как вы понимаете её смысл? (ответы детей)

Подготовка рабочего места (проверка детьми наличия учебных принадлежностей, их расположение на столе)

-Ребята, давайте отвлечемся от всего плохого, что может быть произошло  за день, и настроимся на выполнение домашнего задания. Для этого мы сделаем самомассаж  лица.

Ручки растираем                                                    (Потирание ладоней)

И разогреваем                                                       (Хлопки в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем.     (Ладошками провести по лицу   сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли,        (Граблеобразные движения    пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.     (Растираем ушные раковины    

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,     сверху вниз по          краю)

 

А потом руками похлопаем по щечкам

-Ребята, начинаем работать, проверьте свои ручки, тетради, учебники. У всех всё есть. А теперь давайте пожелаем друг другу успешной работы.

  Рабочий настрой.

 -Ребята, мне очень хотелось бы узнать, что нового и интересного вы узнали в школе? Какими отметками вы хотите нас порадовать? А вы знаете, какой сегодня праздник?  (Ответы детей)

     История праздника.

     22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Впервые мысль о назначении такого праздника была озвучена на конференции ООН, посвященной охране окружающей среды.

     Случилось это событие в 1992 году, в солнечном и жарком городе всемирно известных фестивалей – Рио-де-Жанейро. Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году приняла официальное решение о проведении Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле. Назначили проведение этого праздника на 22 марта.

     На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом: «Вода – это жизнь». Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери.

      Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.

Поэтому 22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

Это интересно.
     Наша планета Земля – планета воды. Большую часть поверхности Земли занимают воды океанов, морей, озёр и льдов. Поэтому из космоса наша планета выглядит голубой. Кажется, что беспокоится не о чем – уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воду мы пьём. Со времён первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Воспитатель показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).


   
Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II – войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека!

Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

- Настало время приступить к выполнению домашнего задания. Но прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам небольшую викторину о воде.

 «Викторина о воде»

1. В каких физических состояниях встречается вода в природе? (Газообразном – пар, жидком - вода, твердом – лёд).

2. Назовите вещества растворимые и нерастворимые в воде.

(Растворимые – сахар, соль. Нерастворимые – песок, масло подсолнечное, нефть).

3. Что происходит с водой при нагревании и охлаждении? (Пар, лёд).

4. Как происходит круговорот воды в природе?

(От испарения до тучки, от тучки до дождя).

5.Назовите все океаны. (Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический).

6.Чем лед похож на стекло? (Прозрачный).

7.Как называется вода, вытекающая из-под земли? (Родник, ключ).

8.Различается ли вода рек и морей по вкусовым качествам? (Да. Пресная. Солёная).

9.Назовите естественные водоемы, искусственные водоемы. (Реки, моря, озёра – естественные. Пруд, канал – искусственные.)

10. Самое глубокое озеро мира? (Байкал, 1620м).

11. Почему не замерзает океан? (Из-за толщи воды).

15. Какой вред в природе приносит вода? (Наводнения).

16.Как приспособились животные к жизни в воде? (Рыбы дышат жабрами, тюлени, моржи имеют толстый слой жира).

17.Назовите хищную рыбу с мощными челюстями. (Пираньи).

18.Как называют людей, которые купаются зимой? (Моржами).

19.Зачем зимой необходимо делать во льду водоемов прорубь? (Чтобы не задохнулась рыба)

-Настроить детей на работу.        

- Начинаем выполнение домашнего задания по математике.

-Приучать их планировать свою работу, развивать навык распределения своих сил.                                                                                                                     -Приучать детей самостоятельно выполнять упражнения, развивать умение преодолевать трудности, приучать детей пользоваться черновиками.        

-Поддерживать дисциплину и порядок в классе.        

Физ. пауза №1        

 Снятие мышечного напряжения кистей рук, развитие пальцевой моторики. Снятие психо-эмоционального напряжения, коррекция настроения и отдельных черт характера.

-Ребята, отложите в сторонку свои ручки, тетради и мы с вами немного отдохнём.

  1. Дыхательная гимнастика «Ветерок».   (Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох)

  2. И.п. - сидя, руки на пояс. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуться в исходное положение .        Повторить 4-5 раз.        

 

  Упражнения для глаз:                                                                        

3. И.п.- сидя, руки на пояс. Сильно зажмурить глаза, сосчитать до 3, открыть, сосчитать до 3. Повторить 4 раза.

4. И.п. – сидя, руки на пояс. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 сек. Повторить 3 раза.

5. И.п. – сидя, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15 - 20 см. от глаз и большим пальцем чертим «восьмерки», а глазами следим за кончиком пальца. Головой крутить нельзя, следить только глазами.

6. Представьте, что у вас в руках упругий резиновый мячик, и вы пытаетесь его сжать. Повторить 3- 4 раза.

7. Возьмите в руки ручку или карандаш и вращайте. В этом упражнении главное  - скорость и частота вращения предмета.

8. Сожмите кисть в кулак и сделайте несколько полных круговых движений запястьемв одну и другую сторону.

Игра “Вода – не вода”

Правила игры. 

А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (водопад) – встать.

Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (дельфин) – поднять руки.

В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (часы) – хлопать в ладоши.

Слова. Облако (А), кораблик (Б), лужа (А), ветер (В), камень (В), дельфин (Б), огонь (В), море (А), песок (В), компот (А), рак (Б), телевизор (В), солнце (В), озеро (А), вулкан (В), книга (В), чай (А), океан (А), ручка (В), снег (А).

Молодцы!        

Выполнение домашнего задания по русскому языку.

- Перед тем как вы приступите к выполнению домашнего  задания по русскому языку, предлагаю поиграть.

Игра «Водой не разольёшь»

В русском языке много выражений, связанных с водой. Например, «как в воду опушенный» - имеющий унылый вид. Вспомните, какие выражения соответствуют следующим значениям.

1. Хранить молчание (Набрать в рот воды).

2. Это ещё как сказать, неизвестно, каков будет результат (Вилами по воде писано).

3. Угадал, правильно предсказал (Как в воду глядел).

4. Извлекать выгоду, пользуясь чужими затруднениями (В мутной воде рыбку ловить).

5. Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос (Воду мутить).

6. Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи (В огонь и воду).

7. О полном сходстве (Как две капли воды).

8. Ничем не проймёшь, всё нипочём (Как с гуся воды).

9. Избежать заслуженного наказания (Выйти сухим из воды).

10. Дальний родственник (Седьмая вода на киселе).

11. Много лишнего, ненужного (Много воды).

12. Заниматься какой-нибудь бесполезной работой (Воду в ступе волочь).

13. Жить впроголодь, бедствовать (Сидеть на хлебе и воде).

14. Много времени прошло (Много воды утекло).

На Загадочном острове много воды, поэтому жители этого острова подготовили для вас, ребята, загадки о воде и различных водных объектах.


Вопросы к кроссворду:
1. 
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. 
(Вода)
2. 
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. 
(Болото)
3. 
В земле живёт,
И бежит, и бьёт,
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой 
Его не удержит.
(Родник)
4.
Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали. 
А пошли искать их днём, 
Ищем, ищем - не найдём. 
(Роса)
5.
Глядятся в него молодые рябинки, 
Цветные свои примеряя косынки. 
Глядятся в него молодые берёзки, 
Свои перед ним поправляя причёски. 
И месяц и звёзды – 
В нём всё отражается ... 
Как это зеркало называется? 
(Пруд)
6.
Не перина, не подушка,
Положить его под ушко
Не получится никак – 
Над тобой оно плывёт,
В даль туманную зовёт. 
(Облако)
7.
Говорю я брату: 
- Ох, с неба сыплется горох! 
- Вот чудак, - смеётся брат, - 
Твой горох ведь это ... 
(Град)

В выделенных клетках по вертикали получилось слово – ВОДОПАД.
Вниз летит воды каскад!
Это милый водопад!
Это место, где вода
Вниз торопится всегда.

- Молодцы.

Теперь приступим к выполнению домашнего задания по русскому языку.

 -Следить за посадкой и осанкой детей при выполнении домашнего задания.                  

 -Приучать к трудолюбию, усидчивости, аккуратности и внимательности при письме.

Физ.пауза №2

                                                     

Упражнения, способствующие разгрузке опорно-двигательного аппарата и являющиеся  профилактикой при нарушении осанки, снятие статического напряжения                                                  

  1. Ходьба на месте.

                                                                               

  2. И.п. Руки на поясе. Наклоны головы: влево, вправо, вперёд, назад.                                  

  3. И.п. Руки на поясе. Подняв плечи вверх, голову втянуть в плечи. Опустить.

  4. Руки на предплечье. Круговые движения вперёд-назад.        

                               

   5.Силовое упражнение для рук.

                                                                 

   6. И.п. Руки на поясе. Наклонение туловища влево, вправо, вперёд, назад.                            

   7. И.п. Руки на поясе. Перекрестное движение ( локоть, колено) Левая нога согнута в колене, достать правой рукой колено левой ноги. Затем поменять руку и ногу.                                                                                                                                        

 8. И.п. Руки на поясе. Наклоны вниз. Достать кончиками пальцев левой, затем правой ноги, хлопок посередине.                                                                                  

  9. И.п. Руки в стороны. Левая нога поднята, согнута в колене, производится хлопок под коленом. Меняем ногу.                                                                                          

 10. Вращение коленями.

                                                                               

 11.Руки вверх, потянулись, вдох. Руки вниз, наклонили туловище, выдох.        

             

Выполнение устных домашних заданий.

- Прежде, чем приступить к выполнению  задания по устным предметам, предлагаю викторину по сказкам.

«Сказочный остров»
На этом острове собрались герои сказок, которые сами живут в воде или сюжет сказки связан с водой.

1. Какая рыба исполняла желания Емели? (Щука, «По щучьему велению»)                                 2. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду? (Пескарь Иванович)
3. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу? («Русалочка»)
5. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала? (Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
6. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк.  «Волк и лиса»)
                                                            7. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Загадки о воде.

Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. (Река)

Рыбам жить зимой тепло: крыша – толстое стекло. (Лёд)

Текло, текло, и легло под стекло. (Река и лёд)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан. 
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град)

Шёл долговяз – в землю увяз. (Дождь)

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберёт. (Град)

Без поводка бежит. (Ручей)

Белые мухи на поле сели. (Снег)

-Выполнение задания по чтению. Следить за посадкой и осанкой детей вовремя чтения.        

-Приучать  усидчивости, умению читать про себя, не мешая другим; уметь пересказывать прочитанное.

 Релаксация.

Упражнение на релаксацию позволяет успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное  напряжение, развивать воображение и фантазию.

 «Тихое озеро»

“Устаивайтесь по удобнее. Закройте глаза и слушайте меня.                                              Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в нашем классе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Итог.

Наша самоподготовка подошла к концу.  Наведите порядок на своих рабочих местах.

А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой»

- Скажите, всё мы с вами выполнили из того, что запланировали? (Да.)

- Поработали хорошо или нет? (Хорошо!)

Ваше мнение о самоподготовке я узнала, а хотите узнать мое мнение?

Узнаете, если прочтете надпись на доске.

Надпись: «МВУОВАЛКНОСЧДЕВЦТЖЫ»

Задание: Нужно читать каждую третью букву. (Молодцы!)

Воспитатель хвалит детей за старание, усидчивость, благодарит за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «МИР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»

     В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями. И у него возникает желание узнать это новое, понять - непонятное....

Досуг для детей среднего возраста "Путешествие к волшебному озеру"

Досуг на весенюю тематику для среднего возраста....

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста "Дорога к Храму"

Как воспитывать детей. воспитанников детского дома, потерявших надежду, веру в людей, веру в близких, предавших их? Вот такой вопрос встал передо мною- учителя начальных классов с глухой деревни, где ...

Весёлые старты «В здоровом теле – здоровый дух» ( для детей среднего возраста)

Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья детей.Развитие у детей интереса к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека.Воспитание любви к физической культу...

Формирование механизмов эмоционально - устойчивого поведения детей среднего возраста

Цель: Повышение эффективности коррекционно – воспитательного процесса.   Повышение уровня эмоциональной устойчивости учащихся.    Подготовка учащихся к жизни в обществе....

Конспект по познанию НОД " Весёлая математика" для детей среднего возраста

Консспект по ПОЗНАНИЮ  НОД  "Весёлая математика"...

Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре". Детский альбом П И.Чайковского.

Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре"....