Внеклассное чтение на тему: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».
план-конспект на тему
Внеклассное чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie_na_temu_basnya_i.a._krylova_kukushka_i_petuh._.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение на тему: Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух».
Цель:
- прививать детям любовь к чтению, познакомить учащихся с биографией И.А. Крылова и его творческой деятельностью, научить понимать творчество писателя; - познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; - вспомнить другие, изученные ранее - создавать на занятии благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее; - продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя; - углубить познания детей в творчестве И.А. Крылова, расширять представление учащихся о баснях Крылова; - учить "видеть" и чувствовать за строками произведений глубокий смысл басни.
Коррекционно – развивающие:
- развивать мыслительную деятельность и речь на основе объяснения басен; - развивать умение выражать свои мысли посредством выразительного чтения; - развивать навык ориентирования в тексте.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения; - воспитание культурного и эстетически грамотного гражданина.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, портрет Н.В. Гоголя, выставка рисунков, наглядно – дидактический материал, картинка солнышко, словарные слова, толковый словарь С.И. Ожегова, мультимедийная презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (слайд 1)
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Улыбнитесь, подарите друг другу свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению. - Мне сегодня хочется всем вам подарить «Солнышко». Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит вас на плодотворную работу. - Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»
(воспитанники передают друг другу солнышко с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до воспитателя, его вывешивают на доску). - Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.
2. Психологический настрой.
Артикуляционная пауза: Глазки смотрят и видят. Ушки слушают и слышат. Сначала думаю, а потом говорю. Помню, что в группе я не один. Умею слушать мнения других.
Воспитатель: - Ребята, запомните, кто много читает, тот многое знает.
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.
(слайд 2)
- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит вдаль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.
- Догадались кто этот человек? Посмотрите на этот памятник.
(это И.А. Крылов и герои его произведений).
Воспитатель: - Верно, дедушка Крылов, как его часто называли. - А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы) (слайд 3)
- Посмотрите на портрет И.А. Крылова. Каким он представляется вам по характеру?
(открытое лицо, проницательные глаза, доброго, трудолюбивого и очень мудрого человека).
(слайд 4)
- Верно, мудрый и образованный человек. Знаменитый русский писатель Н. В. Гоголь писал: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».
(слайд 5)
- И. А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в столице нашей Родины - Москве. А 9 ноября 1844 года И. А. Крылов скончался. Был похоронен в Петербурге. - Ребята, посмотрите на годы его жизни и скажите, сколько лет прожил писатель? ( И. А. Крылов прожил 75 лет.). - В каком веке жил писатель? (в восемнадцатом и до середины девятнадцатого века) (слайд 6, 7)
- Верно, а сейчас один из вас прочитает нам вслух краткую биографию писателя. (чтение биографии писателя)
- И.А. Крылов родился 2 февраля в Москве в семье бедного армейского капитана. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. С раннего детства ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. В 17 лет он уже написал несколько комедий, а в 19 лет публикует первые свои басни. Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 1843 году создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки).
Воспитатель: (закрепление) - Дедушка Крылов, был добрым человеком. Читая его произведения, так и кажется, что они написаны не почти два века назад, а сегодня. В них осуждаются человеческие пороки: невежество, хвастовство, глупость, тщеславие. Крылов считал, что дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Превыше всего он ценил честность, верность, правду и выступал против предательства, угодничества. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.
- Ребята, а скажите, какие виды жанров вы знаете?
(сказка, фольклор, рассказ, комедия, былина, басня)
4. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова . (слайд 8)
- Что же такое басня? (ответы детей)
- Найдите в толковом словаре, какое определение дает С.И. Ожегов слову -басня.
Басня (по Ожегову) - краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
- Ребята, а давайте скажем своими словами, что же такое басня? Дадим свое определение басни. (басня – это небольшое произведение, написанное стихами, в котором высмеиваются недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость). - Вы совершенно правы, басня — это короткий нравоучительный рассказ в прозе или стихах, с иносказательным смыслом.) - Что же такое иносказание? Это новое слово, давайте познакомимся с ним. ( слово вывешивается на доске) (Иносказание – так называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей).
- Кто действующие лица басни? (в басне главные лица это – животные).
– В чем заключен главный смысл басни?
( в морали.)
– Что же такое мораль?
(мораль – нравоучение в баснях.) - Мы уже с вами изучали некоторые басни, вот эти предметы помогут вам вспомнить их.
(слайд 9)
Бюро находок .
– В баснях потерялись предметы. Посмотрите и скажите, из какой они басни?
Сыр – “Ворона и лисица”. - Назовите персонажей. Что осуждается в басне? Зеркало – “Зеркало и обезьяна” - Назовите персонажей. Что осуждается в басне?
Очки – “Мартышка и очки” - Назовите персонажей. Что осуждается в басне? (высказывание детей) - Какие еще басни И.А. Крылова вы знаете? Назовите их.
(слайд 10)
5. Сообщение темы занятия. - Для того чтобы узнать, какую басню мы сегодня с вами будем читать на нашем внеклассном чтении, вы должны отгадать загадки. Кто на еле на суку Счет ведет «Куку…Куку?» (кукушка).
Хвост с узором Сапоги со шпорами Песни распевает Время считает…(петух).
- Догадались, как называется эта басня?
(басня называется «Кукушка и Петух»). (слайд 11)
- Правильно ребята. Басня И.А. Крылова «Кукушка и Петух» была напечатана впервые в 1834 году. Впервые опубликована в издании
«Сто русских литераторов».
- Посчитайте и скажите сколько лет этой басни? ( Этой басне 182 года).
6. Знакомство с басней.
- Послушайте басню И.А. Крылова «Кукушка и Петух».
(дети слушают басню в записи и следят по тексту).
7. Первичное восприятие прочитанного текста под фонограмму.
- Назовите всех персонажей басни? (главные персонажи этой басни - Кукушка, петух и воробей)
- Назовите главных героев басни? (Кукушка и Петух – главные герои басни).
- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга?
(они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят).
8. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, у каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция. Давайте, подготовимся с вами к выразительному чтению басни по ролям.
- Представим себе, что на наши ладошки упали листочки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите, пожалуйста, воздух в лёгкие. И сдуньте листочки с руки. Ребята, повторите это упражнение три раза.
- А теперь, ребята, давайте представим цветные шарики надуем их и украсим класс. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся. (имитация надувания)
- Подуйте на маленькую свечку - Подуйте на большую свечку. Закончили.
9. Выразительное чтение басни учащимися по ролям . - Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно).
- Петуха и Кукушки? (льстиво).
- Воробья? (насмешливо). - Передайте при чтении восхищение и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.
10. Работа с текстом басни.
- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. - Давайте найдем в тексте эти слова прочитаем их, и попробуем заменить более понятными, т.е. подберём к ним синонимы.
(ребята находят слова в тексте, зачитывают и проговаривают слова вслух, цепочкой).
- А что же такое синонимы? Новое слово для вас. Дадим ему определение.
Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по смыслу и значению.
Словарная работа: (работа у доски, подобрать к словам, слова близкие по смыслу (синонимы)) (ребята поочередно встают и выполняют это задание)
Кум - крёстный отец. Отколь – откуда. Невелички – маленькие. Ссылаюсь ,сослаться - указать на кого-либо. Протяжно – длительно.
Божусь – клянусь. Промолвил – сказал.
- Молодцы, ребята задание выполнили правильно. - Как Петух обращается к Кукушке? - Найдите слова в тексте и прочитайте. - А как Кукушка обращается к Петуху? - Найдите и прочитайте, как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга? - Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности? - Опишите ее по внешнему виду. (Дети описывают кукушку по рисунку) - Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса? - Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.
(“Во всём лесу такой певицы нет. Поёт как соловей”. (Нет. Она только кукует). – А кто из вас когда – нибудь слышал голос кукушки? (прослушивание записи с голосом кукушки).
- А как Кукушка обращается к Петуху? - А Петух, он действительно поёт громко, важно, лучше райской птички? (он только кукарекает). ( запись с голосом петуха)
- Что сказал об их пении воробей? Прочитайте. ( Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Всё ваша музыка плоха!”) - Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха? (хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые).
- В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?
(За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку…)
- Скажите, какие плохие качества людей осуждаются в этой басне? (лесть). - А что такое лесть? Найдите и прочитайте это слово в толковом словаре. ( «Лесть» - лицемерное, угодливое восхваление.)
- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят? (кукушку).
- Мы прочитали басню, и сделаем для себя ВЫВОД, какой, что И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна и вредна.).
11. Мультипликационный фильм.
- А сейчас, мы посмотрим мультфильм « Кукушка и петух», и после просмотра сделаем вывод.
- Так, что же высмеивает И.А.Крылов в басне «Кукушка и Петух»?
(кумовство, лесть, изворотливость, лукавство).
– Нужно ли изучать басни?
- Считаете ли вы, что басни И. А. Крылова устарели?
- Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен.
- Стали ли вы мудрее?
- Молодцы, ребята. Всем, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - викторина по чтению 2 класс "Басни И.А.Крылова"
Урок - викторина по чтению 2 класс "Басни И.А.Крылова"...
Внеклассные мероприятия по литературе «Басни И.А.Крылова» (6 класс)
Оборудование:портрет И. А.Крылова;рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.В полуосвещенной гостиной возле портрета баснописца на столике зажжено две свечи.Подготовлен...
Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».
УРОК ЧТЕНИЯ в 8 классе ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне». Цели: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать...
Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""
Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...
Конспект урока чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Басня И.А. Крылова "Квартет".
Цель данного урока: знакомство учащихся с И.А. Крыловым - с великим баснописцем, мастером и знатоком русского слова; с басней как литературным жанром, особенностями жанра; с басней "Квартет" как...
Карта самооценки учителя-предметика. Открытый урок по чтению. Тема: Басня И.А.Крылова «Волк на псарне»
Параметры самооценки....
Урок чтения 5 класс тема: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Знакомство с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова.Уточнение понятия художественного произведения - басня.Расширение словарного запаса. Объяснение трудных слов, словосочетаний.Работа над в...