Конспект урока чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Басня И.А. Крылова "Квартет".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Пищулева Светлана Владиславовна

Цель данного урока: знакомство учащихся с И.А. Крыловым - с великим баснописцем, мастером  и знатоком русского слова; с басней как литературным жанром, особенностями жанра; с басней "Квартет" как одним из ярких образцов басен И.Крылова. А также анализ характеров персонажей басни и нацеливание учащихся на правильное выразительное чтение произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Открытый урок чтения в 5 классе по теме:

А.И.Крылов. «Квартет» (басня).

Составил и провёл:

 учитель русского языка

и чтения

Пищулёва С.В.

        С.Еманжелинка-2014.

28.11.14. Урок ознакомления с новым материалом.

Урок чтения в 5 классе.
Тема:
А.И.Крылов «Квартет».

Учебные цели:  познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы.

Коррекционные цели:

  •   Формировать навыки и умения выразительного чтения басни; составлять несложные  характеристики героев;
  • расширять словарный запас учащихся, развивать мышление, память;
  •  воспитывать нравственно - этические нормы поведения.

Методы: словарная работа, беседа, анализ, чтение по ролям, слушание, работа с презентацией.

Оборудование к уроку: презентация, учебник, иллюстрации к басне.

Ход урока.

I. Организация урока.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие жанры русской литературы мы с вами изучили?

(стихотворения, рассказы, повести).

-Давайте вспомним, что такое стихотворение, рассказы, повести,

III. Новая тема.

- А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним  жанром литературы.

А называется этот жанр литературы – басня.

- А вы знаете что такое басня?

Словарная работа.

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.

Итак, Что же такое басня как литературный жанр?

Басня – это ….

  • 1…краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
  •  2…вымысел, выдумка.
  • 3… короткий,  чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить (могут быть и люди)

-Как называют человека, который пишет стихотворения?

-Поэт.

-А как называют человека, который пишет рассказы и повести?

-Писатель.

-А вы знаете, как называют человека, который пишет басни?  

-Баснописец.

  • Выводы:

«Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей». 

Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость) 

Мораль – нравоучительный вывод. 

  • Послушайте, как в своё время сказал  о И.А.  Крылове П.А.Вяземский :

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят».

IV. Басня И.А.Крылова «Квартет». Стр.102.

  • Чтение басни учителем ;
  •  беседа по содержанию:

Что такое квартет?

  • Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
  • СМЫЧКОВЫЕ музыкальные инструменты: скрипка, контрабас, виолончель, альт.

-Кто же играет на этих музыкальных инструментах в басне И.А.Крылова?

  • Характеристика животных:

-Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

-Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”), упрямый, туповатый

-Осёл - глуповат.

-косолапый Мишка -  неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Словарная работа:

  • Пленять – увлекать.
  • Чинно – строго по правилам. «Уселись чинно в ряд». 
  • Лад – согласие, порядок.
  • Прима  (первый голос)— втора (второй голос).

- Главная мысль в словах Соловья: (прочитайте)

“Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье и уши ваших понежней».

Суть морали:  важно не только уметь играть, но и иметь способности.

-Чего  не хватает героям басни для осуществления мечты?

  • Закончите предложение: Чтобы стать настоящим музыкантом надо…?

-учиться!

  • Кого высмеивает басня?

 

-Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки.

- Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело, которые показаны в басне в образе зверей.

-Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить – вот что главное в любом деле – говорит нам всем через века великий Крылов!

  • Ещё раз зададим этот вопрос: «Кого высмеивает Крылов в этой басне?».

-Болтунов.

-Часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку?

- Поводом к  созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.

Вывод:  особенности басни как жанра.

  • 1. Краткий рассказ, часто стихотворный 
  • 2. 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) 
  • 3. Аллегория (иносказание) 
  • 4. Сатирическое изображение (высмеивание) 
  • 5. Герои – чаще животные 
  • 6.Диалог между героями. 
  • 7. Использование просторечной лексики 
  • 7. Лаконизм (краткий, сжатый способ выражать мысли).
  • 8. Афористичность языка (Герои его произведений известны каждому. Они говорят друг с другом и с нами таким простым, сочным и живым языком, что многие их реплики остаются в нашей памяти навсегда!
  • 9. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь. 
  • 10. Олицетворения.
  •  Пословицы. «Верь своим очам, а не чужим речам». «Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь». Объясните их.
  • Дома: Стр.102-104. Выразительное чтениё по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию басни.1гр.- 1-5 вопросы; 2 гр.-1-3 вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...

Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"

Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"...