Конспект урока чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Басня И.А. Крылова "Квартет".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель данного урока: знакомство учащихся с И.А. Крыловым - с великим баснописцем, мастером и знатоком русского слова; с басней как литературным жанром, особенностями жанра; с басней "Квартет" как одним из ярких образцов басен И.Крылова. А также анализ характеров персонажей басни и нацеливание учащихся на правильное выразительное чтение произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_urpo_krylovu5kldokument_microsoft_office_word_2.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Открытый урок чтения в 5 классе по теме:
А.И.Крылов. «Квартет» (басня).
Составил и провёл:
учитель русского языка
и чтения
Пищулёва С.В.
С.Еманжелинка-2014.
28.11.14. Урок ознакомления с новым материалом.
Урок чтения в 5 классе.
Тема: А.И.Крылов «Квартет».
Учебные цели: познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы.
Коррекционные цели:
- Формировать навыки и умения выразительного чтения басни; составлять несложные характеристики героев;
- расширять словарный запас учащихся, развивать мышление, память;
- воспитывать нравственно - этические нормы поведения.
Методы: словарная работа, беседа, анализ, чтение по ролям, слушание, работа с презентацией.
Оборудование к уроку: презентация, учебник, иллюстрации к басне.
Ход урока.
I. Организация урока.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие жанры русской литературы мы с вами изучили?
(стихотворения, рассказы, повести).
-Давайте вспомним, что такое стихотворение, рассказы, повести,
III. Новая тема.
- А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним жанром литературы.
А называется этот жанр литературы – басня.
- А вы знаете что такое басня?
Словарная работа.
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.
Итак, Что же такое басня как литературный жанр?
Басня – это ….
- 1…краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
- 2…вымысел, выдумка.
- 3… короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить (могут быть и люди)
-Как называют человека, который пишет стихотворения?
-Поэт.
-А как называют человека, который пишет рассказы и повести?
-Писатель.
-А вы знаете, как называют человека, который пишет басни?
-Баснописец.
- Выводы:
«Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей».
Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
Мораль – нравоучительный вывод.
- Послушайте, как в своё время сказал о И.А. Крылове П.А.Вяземский :
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят».
IV. Басня И.А.Крылова «Квартет». Стр.102.
- Чтение басни учителем ;
- беседа по содержанию:
Что такое квартет?
- Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.
- СМЫЧКОВЫЕ музыкальные инструменты: скрипка, контрабас, виолончель, альт.
-Кто же играет на этих музыкальных инструментах в басне И.А.Крылова?
- Характеристика животных:
-Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
-Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”), упрямый, туповатый
-Осёл - глуповат.
-косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Словарная работа:
- Пленять – увлекать.
- Чинно – строго по правилам. «Уселись чинно в ряд».
- Лад – согласие, порядок.
- Прима (первый голос)— втора (второй голос).
- Главная мысль в словах Соловья: (прочитайте)
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».
Суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности.
-Чего не хватает героям басни для осуществления мечты?
- Закончите предложение: Чтобы стать настоящим музыкантом надо…?
-учиться!
- Кого высмеивает басня?
-Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки.
- Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело, которые показаны в басне в образе зверей.
-Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить – вот что главное в любом деле – говорит нам всем через века великий Крылов!
- Ещё раз зададим этот вопрос: «Кого высмеивает Крылов в этой басне?».
-Болтунов.
-Часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку?
- Поводом к созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.
Вывод: особенности басни как жанра.
- 1. Краткий рассказ, часто стихотворный
- 2. 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
- 3. Аллегория (иносказание)
- 4. Сатирическое изображение (высмеивание)
- 5. Герои – чаще животные
- 6.Диалог между героями.
- 7. Использование просторечной лексики
- 7. Лаконизм (краткий, сжатый способ выражать мысли).
- 8. Афористичность языка (Герои его произведений известны каждому. Они говорят друг с другом и с нами таким простым, сочным и живым языком, что многие их реплики остаются в нашей памяти навсегда!
- 9. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.
- 10. Олицетворения.
- Пословицы. «Верь своим очам, а не чужим речам». «Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь». Объясните их.
- Дома: Стр.102-104. Выразительное чтениё по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию басни.1гр.- 1-5 вопросы; 2 гр.-1-3 вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....
Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....
Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".
Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....
Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».
Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Значение закаливания организма".
конспект урока СБО в коррекционной школе 8 вида...
Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"
Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"...