Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Капитула Наталья Александровна

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема: И.А.Крылов. Басня "Кукушка и петух"

Цели: 

- продолжить знакомство с художественным жанром-басней;

- добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;

- развивать логическое мышление у учащихся, творческое воображение, умения и навыки анализа басни, поиск главного, стиль речи;

- развивать скорость техники чтения, выразительности при прочтении.

- воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.

Оборудование: портрет, карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Прочитайте про себя имена и фамилии записанные на доске, обратите внимание на расстановку ударения.

Эзоп, Лев Толстой, Сергей Михалков, Иван Крылов.

Один из учащихся зачитывает вслух, вслух зачитывает и учитель.

- Что общего между этими фамилиями? Кем были эти люди? (писатели, все они писали басни)

Сейчас мы затрудняемся ответить на этот вопрос, вернемся к нему чуть позже.

  1. Первичное восприятие

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. Может кто-то из вас догадался, кто этот человек?

Ответ на странице 84.

- Да, это И.А.Крылов и герои его басен.

Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника?

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?

- А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.

- Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему?(потому, что это очень трудный жанр)

- Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:

родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп

Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов

  1. актуализация знаний

- А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль – поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в конце басни)

  1. Речевая разминка

Чтобы немного отдохнуть я предлагаю вам сыграть в игру "Подбери рифму" Вам надо быть очень внимательными. Каждому я раздаю по карточке, на которой напечатано слово. Прочитайте про себя его очень внимательно, обратите внимание на ударение, прочитайте еще раз. Первый учащийся зачитывает слово, а остальные ищут у кого окажется рифма к данному слову. Слово зачитывается.

Важно-протяжно, свет-нет, готова-снова, голосок-высок, невелички-птички, я-друзья, греха-петуха.

                                             Работа над пословицами.

Хочешь, чтоб были полны закрома вставай с криком петуха. Чтобы достичь результата необходимо максимально выкладываться

   Сусек (засек, закром, сукром) — забранное досками в виде неподвижного ларя место в амбаре, житнице. Предназначено для ссыпки зернового хлеба или хранения муки, закладки овощей и т. д. 

Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, а вот бы диво, кабы свое завела.  

Многие виды кукушек откладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше, более развитыми и растут быстрее, они в большинстве случаев вытесняют других птенцов. В итоге хозяин гнезда выкармливает только птенца кукушки.

Работа над смыслом пословиц.

О ком эти пословицы?

Характерные особенности поведения птиц.

- Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух", найдём в ней мораль - узнаем чему учит нас эта басня и будем работать над выразительным её чтением.

  1. Словарная работа.

Куманек - встречается в разговорной речи. Так обращаются близкие друзья друг другу любя, или близкие родственники.

Божусь – клянусь богом, говорю правду.

Невелички – невелик, т. е. маленький.

 Райская птица – очень красивая, хорошая птица.

Отколь – откуда

Случась – случайно

Примолвил – сказал

Ссылаюсь на всех- мнение остальных.

  1. Чтение басни учащимися вслух по цепочке.
  2. Релаксация. Гимнастика для глаз.

- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.)

- Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".

Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

  1. Анализ басни.

Мы вспомнили что такое басня.

- Кто действующие лица басни?

- Чем отличается басня от стихотворения?

- Что такое мораль?

- На чьи поступки похожи поступки животных в басне? Иносказание - словарная работа, разбор.

- Расскажите, как кукушка и Петух хвалят друг друга.

- Назовите всех персонажей басни.

- Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней?

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

- А как Кукушка обращается к Петуху.

- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

- Как поют они на самом деле?

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.

- Найдем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (карточки+-).

                Петушок, кукушечка, куманёк, голосок, невелички, птички,

1-Найди в тексте слова "петушок", "кукушечка","куманёк"," голосок" , "невелички", "птички".

2-Найдите слова с суффиксами -ок-, -ечк-, -ичк-, -к-.

3- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Почему их так много в этой басне?

- Как автор относиться к героям?

- Почему?

- Оправдана ли их похвала в адрес друг друга?

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать, 
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

  1. Работа над моралью басни.

Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе. В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.

- Найдите и прочитайте мораль этой басни.

давайте, найдем строки, которые стали пословицей.

+ самостоятельно, - по опорным словам.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

  1. Работа по формированию навыка чтения.

            Чтение басни по ролям. Интонационная работа, паузы, логические ударения.

- Как передать характер Кукушки и Петуха?

- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах

          Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

-Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох - 3 раза

-Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

-Подуйте на свечку на маленькую, большую.

Выразительное прочтение басни по ролям (-слова воробья).

  1. Домашнее задание.

Выразительное прочтение басни по ролям(- отрывок, индивидуальные вопросы)

  1. Итог урока.

Рефлексия.

- Давайте подведём итог урока. Приготовьте карточки и выскажите мнение.

сегодня я узнал:

было интересно:

было трудно:

я выполнял задания:

теперь я могу:

я научился:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...

Конспект урока математики в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Деление на 8 равных частей"

Конспект урока изучения новой темы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

Конспект урока чтения в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Звук и буква Н"

Конспект урока для учащихся с легкой степнью умственной отсталости...

Конспект урока по математики 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Все арифметические действия с числами».

Материал подобран в соответствии с Адаптированной Программой по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья...