Программа внеурочной деятельности "Северные напевы"
рабочая программа на тему
Программа составлена для учащихся 1-4 классов с ОВЗ. Знакомит детей со сказками народов Севера.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Северные напевы» составлена в соответствии с требованиями Проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках нравственного и патриотического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zamyatina_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_14-15_severnye_napevy_2.docx | 150.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗОК НАРОДОВ СЕВЕРАВ УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Автор- составитель программы
Замятина Т.Ю., учитель-логопед
г.Урай, 2014 – 2016 учебный год
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты–Мансийского автономного округа–Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрено» на заседании методического совета Руководитель методического совета КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Протокол №___ от «___»______2015г. Руководитель методического совета ____________Степанова О.Ю. | «Согласовано» Зам. директора по ВР КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ___________Мунтяну И.М. «____»___________2015 г. | «Утверждено» Директор КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _____________ Энзель М.П. приказ № ____ от «____»______2015г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Северные напевы»
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗОК НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Составитель:
Замятина Татьяна Юрьевна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
г. Урай
2015 год
Аннотация
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. В образовательной практике наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем ученикам, к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, которые позволяют выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Северные напевы» составлена в соответствии с требованиями Проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках нравственного и патриотического направления.
Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю) и в третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа второго и третьего классов реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность
Одной из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом.
Речевая способность - это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей.
Подавляющее большинство учащихся школы для обучающихся с ОВЗ имеют тот или иной уровень общего недоразвития речи (ОНР), которое проявляется в несформированности всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики, грамматики и т.д.).
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных развитию речевых способностей детей, вопрос развития речи младших школьников с ОВЗ средствами народного фольклора до сих пор остается недостаточно исследованным. Кроме того, педагогический опыт по организации учебного процесса на логопедических занятиях, средствами сказок народов Севера, практически не используется. Это обусловило выбор темы программы внеурочной деятельности «Северные напевы» и составляет ее актуальность.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от рациональной организации логопедической работы.
Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку.
Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых - активизация речемыслительной деятельности ребенка. Это составляет суть логопедической работы. Существует много методик обучения детей с нарушениями устной и письменной речи. Но все они сходятся в том, что для обеспечения достаточно эффективного коррекционного воздействия на учащихся необходимо:
- как можно раньше выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение с целью предупредить прямые и отсроченные последствия дефекта и нарастания педагогической запущенности;
- предусмотреть такое содержание и такую направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи;
- использовать комплексные методики, которые являются наиболее результативными.
Новизна и практическая значимость программы заключаются в реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, с использованием материалов и текстов сказок народов Севера.
Суть комплексного метода состоит в создании методики, которая фиксирована на комплексном решении задач развития речи и психофизических функций детей с речевыми нарушениями.
Использование в коррекционной деятельности текстов сказок народов Севера поможет обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.
Работа по данной программе позволит обеспечить не только всестороннее развитие речи детей, но и позволит сформировать и развить психологическую основу речи (речевые компоненты восприятия, памяти, мышления).
Занимательный и доступный речевой материал сказок также будет способствовать снятию напряжения и страха чтения и письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий и активизирует познавательную деятельность в целом.
Кроме того работа с текстами сказок народов Севера обогатит кругозор детей, поможет расширить и углубить знания учащихся по истории родного края, через изучение самобытной культуры разных этносов.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. По этой причине программа предусматривает привлечение родителей учащихся к работе.
Таким образом, программа направлена:
- не только на осуществление педагогически целесообразной коррекции
речевых проблем учащихся, но и на формирование базовых психологических предпосылок познавательной деятельности в целом;
- на стимулирование познавательной активности учащихся и мотивирование на учебную деятельность;
- расширение кругозора учащихся, воспитание уважительного отношения к национальной культуре разных народов.
- на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении процесса развития и воспитания детей.
Оригинальностью данной программы является сочетание комплекса вышеизложенных направленийдеятельности в единое целое, и реализация его в полном объеме на занятиях, предусмотренных программой.
Цели:
- повышение эффективности логопедической работы путем осуществления комплексного подхода в организации коррекционно - развивающей деятельности средствами сказок народов Севера;
- создание оптимальных условий для выявления и коррекции недостатков в устной и письменной речи детей;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- Развить связную речь детей в процессе анализа содержания сказки, используя различные приемы.
- Научить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.
- Скорректировать фонетико-фонематическую и лексико –грамматическую структуру речи детей.
- Развить психологические предпосылки формирования речи: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
5. Развить способности к организации собственной деятельности, повысить личную активность детей, мотивацию к самостоятельным действиям.
6. Сформировать художественный вкус и любовь к прекрасному; развить творческие способности, приобщить детей к национальной культуре.
7. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй способствующих воспитанию и развитию детей. Привлечь родителей к
процессу коррекционно-развивающей работы.
Возраст детей и сроки реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Северные напевы» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-11 лет. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и развития речевых способностей осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Формы работы по программе
Основной формой работы по программе является подгрупповое коррекционно-развивающее занятие (логопедическое).
Дополнительные формы работы:
- сюжетно-ролевая игра;
- конкурс;
- праздник;
- библиотечный урок;
- домашнее занятие с родителями по заданию логопеда;
- КВН;
- викторина.
Формы организации познавательной деятельности детей
в рамках развивающего занятия:
- индивидуальная(задание выполняется самостоятельно каждым учеником на уровне его подготовленности, возможностей и способностей);
- парная (целесообразна в том случае, когда знающий ученик исполняет роль педагога, в процессе чего он не только научает слабо знающего или умеющего ученика, но и основательно закрепляет имеющиеся у него знания, умения и навыки);
- фронтальная (предусматривает одновременное участие всех детей в общей для всех деятельности и целесообразна, если все ученики имеют одинаковые знания по изучаемому вопросу и могут работать в одном темпе);
- групповая (предполагает сотрудничество нескольких детей, перед которыми ставится конкретная задача деятельности, работа, в данном случае, строится на принципе самоконтроля и самоуправления);
- коллективная (технология КСО, где каждый обучает каждого и реализуется схема логопед – учащиеся – логопед).
Методы работы:
Объяснительно – иллюстративный - педагог сообщает информацию, используя демонстрацию, а ученики воспринимают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивный метод – метод, способствующий формированию знаний (на основе заучивания), умений, навыков (через систему упражнений). Управленческая деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других способов, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу.
Проблемный метод – метод, рассчитанный на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда педагог сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а ученик внимательно следит за ходом мысли педагога, размышляет и переживает вместе с ним и, тем самым, включается в атмосферу научно – доказательного поискового мышления.
Частично – поисковый или эвристический метод – метод, используемый для подготовки детей к самостоятельному решению проблем, для их обучения выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования.
Исследовательский метод (проектный) – метод организации поисковой, творческой деятельности учеников по решению новых для них познавательных проблем.
Приоритет в работе с учащимися в ходе реализации программы получают проблемный и проектный метод.
Программа реализуется в условиях взаимодействия детей, педагогов и родителей в решении проблемы воспитания и развития детей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации
Программа внеурочной деятельности «Северные напевы» рассчитана на 4 года (2014 -2018 г.)
Организационно - подготовительный этап:
- формирование групп;
- организационно-методическая работа, формирование методического
пакета;
- разработка тематических планов по возрастам;
- планирование форм и методов работы с детьми.
Диагностический (одновременно с подготовительным) этап: (циклично, ежегодно в течение 1 месяца - сентябрь):
Диагностика состояния психологических предпосылок речи проводится педагогом-психологом школы по собственному плану и с использованием соответствующих методик.
Преобразующий (основной) этап: циклично, ежегодно в течение 33-34 недель
– проведение коррекционно-развивающей работы с детьми в соответствии с задачами программы и тематическим планированием.
Занятия проводятся в подгрупповой форме 1 раз в неделю.
Время и длительность определяются возрастом детей, количеством их проблем, местом и временем проведения.
Занятия проводятся:
- на 1 году обучения, (33 недели) из расчета на работу по материалу одной сказки – 3 занятия. Общие затраты учебного времени: 10 сказок * 3 занятия (30 занятий) + 3часа на подготовку выставки, праздника.
- на 2 году обучения (34 недели) из расчета на работу по материалу одной сказки – 3 занятия. Общие затраты учебного времени: 10 сказок * 3 занятия (34 занятий) +4 часа на подготовку выставки, праздника.
- на 3 году обучения (34 недели) из расчета на работу по материалу одной сказки – 3 занятия. Общие затраты учебного времени: 10 сказок * 3 занятия (34 занятий) + 4 часа на подготовку выставки, праздника.
- на 4 году обучения из расчета на подготовку внеклассного мероприятия в конце каждой четверти: 1 четверть – 9 часов , 2 четверть – 8 часов , 3 четверть – 10 часов , 4 четверть – 9 часов. (34ч.+4)
Темы, виды работ для учащихся, посещающих занятия, соответствуют разделам комплексного плана.
Содержательные разделы тематического плана
Характерной особенностью программы является то, что педагог планирует формы, методы и приемы работы, как для всей группы учащихся, так и для каждого из них в зависимости от возраста детей, состояния их речи, знаний, сформированности учебных навыков, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения. Информационно-методической базой для работы служат тексты сказок народов Севера.
Содержание коррекционно-развивающей работы
по периодам обучения
Iгод (1 класс)
- Подготовительная беседа
- Прочитывание сказки взрослым.
- Словарная работа по тексту.
- Обмен мнениями о прочитанном.
- Пересказ взрослого с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы, картинки)
- Ответы детей на вопросы по тексту с опорой на наглядность.
- Пересказ детьми по частям, с опорой на наглядность.
- Пересказ всего текста сказки.
- Пересказ по ролям.
- Просмотр мультфильма (по возможности).
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Проведение внеклассных мероприятий по сказкам.
II год (2 класс)
- Подготовительная работа
- Прочитывание сказки взрослым
- Словарная работа по тексту.
- Обмен мнениями о прочитанном.
- Пересказ взрослого с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы,
картинки)
- Ответы детей на вопросы по тексту с опорой на наглядность.
- Самостоятельное чтение текста.
- Пересказ детьми по частям с опорой на наглядность.
- Пересказ всего текста.
- Чтение текста по ролям.
- Пересказ по ролям.
- Просмотр мультфильма (по возможности).
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Проведение внеклассных мероприятий по сказкам.
III год (3 класс)
- Подготовительная работа.
- Прочитывание сказки взрослым.
- Словарная работа по тексту.
- Обмен мнениями о прочитанном.
- Пересказ взрослого с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы,
картинки)
- Ответы детей на вопросы по тексту с опорой на наглядность.
- Самостоятельное чтение текста.
- Пересказ детьми по частям с опорой на наглядность.
- Пересказ всего текста.
- Чтение текста по ролям.
- Пересказ по ролям.
- Просмотр мультфильма (по возможности).
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Создание презентаций.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Проведение внеклассных мероприятий.
IV год (4 класс)
- Подготовительная работа.
- Создание собственных сказок, по мотивом сказок Севера.
- Обмен мнениями о новых сказках.
- Создание рисунков, иллюстраций к сказке.
- Создание буклета из рисунков и иллюстраций по сказке.
- Создание презентаций.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Проведение внеклассных мероприятий, праздников.
Комплексный план
развития речевых способностей учащихся
средствами сказок народов Севера
Логопедические занятия | ||||||
Форма работы | Цель | Кол-во занятий | Знания, умения, навыки | |||
Логопедические индивидуальные и подгрупповые занятия | Развитие речевых способностей детей средствами сказок народов Севера | на 1 году обучения: 10 сказок * 3 занятия (30 занятий) + 3 занятия подготовка и проведения праздника; | - Использовать понятия: сказка, народы севера (национальности). - Оперировать понятиями: предложение, слово, слог, звук (буква). - Понимать тему текста. - Понимать основную мысль текста, если она сформулирована в тексте или с помощью пословицы. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Задавать вопросы к тексту. - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Составлять монолог на определенную тему. - Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. - Наблюдать за использованием фонетических, лексических, синтаксических средств языка в художественных текстах. - Самостоятельно составлять повествовательный текст на основе наблюдений и прочитанного. - Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | |||
на 2 году обучения 10 сказок * 3 занятия (30 занятий) + 4 занятия подготовка и проведения праздника; | - Рассказывать о жилищах, традициях и занятиях народов севера. - Оперировать понятиями: сказка, народы севера (национальности). - Вычленять из текста: предложение, слово, слог, звук (буква). - Отбирать предложения систематизировать в соответствии с темой или сформулированной основной мыслью. - Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой речевого высказывания. - Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании. - Выделять в данной теме микротемы. - Делить текст на логически законченные части. - Составлять план готового текста в виде вопросов. - Отбирать языковые средства в соответствии с таким типом текста как повествование. - Отличать языковые средства, используемые в разговорном и художественном стилях речи. - Сочинять сказки, загадки. - Редактировать чужой текст на основе коллективного решения речевых задач. - Организовывать парную и групповую работу по решению речевых задач в соответствии с предложенным образцом или моделью. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | |||||
на 3 году обучения 10 сказок * 3 занятия (30 занятий) + 4 занятия подготовка и проведения праздника; | - Рассказывать о жилищах, традициях и занятиях народов севера. - Применять понятия: сказка, народы севера. (национальности). - Вычленять из текста: предложение, слово, слог, звук (буква). - Выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов и уточнять его с помощью словаря или экспертов. - Формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним. - Составлять план готового текста на основе ключевых слов или этапных предложений текста, а также планировать собственные речевые высказывания. - Определять и устанавливать основные лексические и синтаксические средства в данном тексте. - Перестраивать текст в соответствии с речевой задачей. - Отличать языковые средства, используемые в разговорном и художественном стилях речи. - Совершенствовать собственный текст на основе выделенных учителем или в коллективной работе речевых ошибок и недочетов. - Прогнозировать несколько вариантов речевого Высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью. - Организовывать парную и групповую работу по решению речевых задач в соответствии с предложенным образцом или моделью. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | |||||
на 4 году обучения 1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 8 часов, 3 четверть – 10 часов, 4 четверть – 9 часов. | - Оперировать понятиями: сказка, народы севера (национальности). - Анализировать быт, условия жизни, традиции разных национальностей, живущих на севере. - Отбирать систематизировать в соответствии с темой или с основной мыслью. - Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании. - Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания. - Устанавливать иерархию микротем. - Выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста. - Осуществлять смысловую компрессию текста. - Делить текст на логически законченные части в соответствии с моделями и алгоритмом порождения речевого высказывания. - Определять и устанавливать основные лексические и синтаксические средства в данном тексте. - Перестраивать текст в соответствии с различными речевыми задачами. - Пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка. - Отбирать языковые средства в соответствии с типом текста. - Отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи. - Совершенствовать собственный текст самостоятельно. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью. - Прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и наметить пути и способы их преодоления (осуществлять прогностический контроль). - Организовывать парную и групповую работу по решению самостоятельно поставленных речевых задач. | |||||
Психолого-педагогическое сопровождение логопедических занятий | ||||||
Форма работы | Цель | Задачи | Периодичность уроков | |||
Библиотечные уроки | Развитие речевых способностей детей методом работы с книгой, интернет-ресурсами, создания мультимедийных презентаций. | - Овладеть доступными способами развития речи ребенка. - Закрепить умения и навыки, сформированные на занятиях специалистов. - Формировать умение работать с книгой. - Прививать любовь к книге, к художественному слову. - Отрабатывать навык ведения диалога. - Научить создавать презентации к сказкам, работая в программе Microsoft Office Power Point. - Учить работать с интернет – ресурсами для поиска дополнительного материала к сказкам. | 1 урок в 2 недели, в течение учебного года | |||
Занятия с психологом | Развитие психологических предпосылок формирования речи детей | - Развить сенсорные функции, слухо-речевое восприятие, внимание и память. - Скорректировать пространственные и пространственно - временные представления, вербализовать пространственные отношения. - Сформировать тонкую моторику и зрительно-моторную координацию. - Развить мотивационно-волевую сферу ( произвольную регуляцию, способность к самоконтролю). - Развить творческое воображение. - Сформировать и развить коммуникативные качества. | 1 урок в 2 недели, в течение учебного года | |||
ГПД | Закрепление ЗУНов , формируемых на логопедических занятиях | - Овладеть доступными способами развития речи ребенка. - Закрепить умения и навыки, сформированные на занятиях учителя-логопеда. - Привить чувство товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки, толерантности. - Развить умение слушать текст, отвечать на заданный вопрос и задавать вопросы по прочитанному тексту. - Сформировать навык взаимодействия в парах и группах. | 1 урок в неделю, в течение учебного года. | |||
Дополнительные формы и методы работы | ||||||
Домашние занятия детей с родителями (по заданиям логопеда и специалистов) | Закрепление ЗУНов , формируемых на логопедических занятиях и занятиях других специалистов. | - Овладеть доступными способами развития речи ребенка. - Закрепить умения и навыки, сформированные на занятиях учителя-логопеда. | 1 задание в неделю, в течение учебного года. | |||
Обобщающие занятия -праздники | Обобщение ЗУНов полученных в процессе занятий со всеми специалистами и дома. | - Закрепить умения и навыки, сформированные на занятиях специалистов и в домашних условиях. - Привить чувство товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки, толерантности. - Отработать навык взаимодействия в парах и группах. - Развить психологические предпосылки формирования речи. | 1год – 4 часа 2 год – 4 часа 3 год – 4 часа 4 год – 4 часа Периодичность: 1раз в четверть. |
III. Ожидаемые результаты
1.Развитие связной речи детей в процессе анализа содержания сказок.
2. Обучение детей ведению диалога с использованием средств звучащей речи и невербальных компонентов: жеста, мимики, средств
интонационной выразительности.
3. Корректировка фонетико-фонематической и лексико–грамматической структуры речи детей.
4. Развитие творческих способностей детей, психических процессов-психологических предпосылок речи: восприятия, памяти,
мышления, воображения, внимания.
5.Развитие способности к организации собственной деятельности, повышение личной активности детей, мотивации к самостоятельным
действиям.
6. Формирование художественный вкус и любовь к прекрасному; развитие творческих способностей, приобщение детей к
национальной культуре.
7. Привлечение родителей к процессу коррекционно-развивающей работы с детьми.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь работать с книгой, сказкой пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке).
IV. Критерии результативности
Диагностика состояния речи проводится по комплексной методике «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, которая сочетает традиционные для логопедической практики приемы с элементами нейропсихологических методик, разработанных Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.
Критерии и показатели результативности
1.Уровень развития компонентов речи учащихся:
- звукопроизношения;
- фонетико – фонематических процессов;
- объем словарного запаса;
- лексико-грамматического строя речи;
- связной речи;
- звукового и языкового анализа и синтеза.
2.Уровень сформированности психологических предпосылок формирования речи:
- уровень развития внимания, памяти восприятия, мышления;
- обученность учащихся рациональным способам организации работы;
- умение анализировать свои действия и их результаты;
- положительная мотивация к обучению;
- познавательная активность и самостоятельность в учебной деятельности.
3. Активность участия родителей в реализации программы.
- выполнение домашних заданий
- помощь в подготовке и проведении мероприятий.
Учебно-тематическое планирование на 1 класс.
№ | дата | Тема | Основные знания, умения и навыки | общее кол-во часов |
I четверть - | ||||
1 | 08.09 | Знакомство с эвенской сказкой «О зайце». | - Использовать понятия: сказка, народы севера (национальности). - Оперировать понятиями: предложение, слово, слог, звук (буква). - Понимать тему текста. - Задавать вопросы к тексту. | 1 |
2 | 15.09 | Пересказ эвенской сказки «О зайце». | - Составлять монолог на основе прочитанного. - Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. -Использовать лексические средства языка в тексте. | 1 |
3 | 22.09 | Инсценировка эвенской сказки «О зайце». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | 1 |
4 | 29.09 | Знакомство с чукотской сказкой «Птичка – пуночка». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга). - Оперировать понятиями: предложение, слово, слог, звук (буква). - Понимать тему текста. - Задавать вопросы к тексту. | 1 |
5 | 06.10 | Пересказ чукотской сказки «Птичка – пуночка». | - Составлять монолог на основе прочитанного. - Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. -Использовать лексические средства языка в тексте. | 1 |
6 | 13.10 | Инсценировка чукотской сказки «Птичка – пуночка». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | 1 |
7 | 20.10 | Знакомство с чукотской сказкой «Олень и морской бычок». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) - Оперировать понятиями: предложение. Уметь определять начало и конец. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
8 | 27.10 | Пересказ чукотской сказки «Олень и морской бычок». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Составлять заключительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
II четверть – 1 | ||||
9 | 10.11 | Инсценировка чукотской сказки «Олень и морской бычок». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
10 | 17.11 | Знакомство с мансийской сказкой «Отчего у зайца уши длинные» | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) - Оперировать понятиями: предложение. Уметь определять начало и конец. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
11 | 24.11 | Пересказ мансийской сказки «Отчего у зайца уши длинные». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Составлять заключительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
12 | 01.12 | Инсценировка мансийской сказки «Отчего у зайца уши длинные». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
13 | 08.12 | Знакомство с мансийской сказкой «Длинный нос» | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь определять начало и конец предложения. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
14 | 15.12 | Пересказ мансийской сказки «Длинный нос». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
15 | 22.12 | Инсценировка мансийской сказки «Длинный нос» | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
16 | 29.12 | Знакомство с чукотской сказкой «Как евражка и медведь норами менялись». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
III четверть - | ||||
17 | 12.01 | Переказ чукотской сказки «Как евражка и медведь норами менялись». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему. | 1 |
18 | 19.01 | Инсценировка чукотской сказки «Как евражка и медведь норами менялись». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - грамматически верно составлять свое речевое высказывание. | 1 |
19 | 26.01 | Знакомство с эвенской сказкой «О созвездии». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
20 | 02.02 | Пересказ эвенской сказки «О созвездии». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
21 | 09.02 | Инсценировка эвенской сказки «О созвездии». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
22 | 23.02 | Знакомство с эвенкийской сказкой «Дружба». | -Знать место проживания народа, его основные виды деятельности. -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов и распространять его, не искажая смысла. - Находить в тексте незнакомые слова и догадываться по контексту о их значении.. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
23 | 02.03 | Пересказ эвенкийской сказки «Дружба». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. -Использовать лексические средства языка в тексте. -Уметь внимательно слушать, не перебивать, задавать вопросы по тексту. | 1 |
24 | 16.03 | Инсценировка эвенкийской сказки «Дружба». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
IV четверть - | ||||
25 | 30.03 | Знакомство с чукотской сказкой «Страшный заяц». | - Знать место проживания народа, его основные виды деятельности. -Уметь находить в тексте ответ на поставленный вопрос. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. | 1 |
26 | 06.04 | Пересказ чукотской сказки «Страшный заяц». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь находить в тексте слова с заданным количеством слогов. - Составлять новый сюжет сказки, с данными персонажами. -Использовать лексические средства языка в тексте. - Составлять грамматически верное речевое высказывание. | 1 |
27 | 13.04 | Инсценировка чукотской сказки «Страшный заяц». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
28 | 20.04 | Знакомство с мансийской сказкой «Зайчик» | - Знать место проживания народа, его основные виды деятельности, названия жилища. -Уметь находить в тексте ответ на поставленный вопрос. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Уметь находить в тексте слова на заданный звук. | 1 |
29 | 27.04 | Пересказ мансийской сказки «Зайчик». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь находить в тексте слова с заданным количеством слогов. - Составлять новый сюжет сказки, с данными персонажами. -Использовать лексические средства языка в тексте. - Составлять грамматически верное речевое высказывание. | 1 |
30 | 04.05 | Инсценировка мансийской сказки «Зайчик» | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
31 | 11.05 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
32 | 18.05 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
33 | 25.05 | Праздник «Северные напевы». | - Показать все ЗУН, приобретенные в процессе изучения сказок народов Севера. | 1 |
учебно - тематическое планирование на 2 класс.
№ | дата | Тема | Основные знания, умения и навыки | общее кол-во часов |
I четверть | ||||
1 | 03.09 | Знакомство с мансийской сказкой «Зайчик». | - Использовать понятия: сказка, народы севера (национальности). - Оперировать понятиями: предложение, слово, слог, звук (буква). - Понимать тему текста. - Задавать вопросы к тексту. | 1 |
2 | 10.09 | Пересказ мансийской сказки «Зайчик». | - Составлять монолог на основе прочитанного. - Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. -Использовать лексические средства языка в тексте. | 1 |
3 | 17.09 | Инсценировка мансийскойсказки «Зайчик». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | 1 |
4 | 24.09 | Знакомство с мансийской сказкой «Гордый олень». | - Оперировать понятиями: народы севера (манси, ханты), жилища (чум, яранга). - Оперировать понятиями: предложение, слово, слог, звук (буква). - Понимать тему текста. - Задавать вопросы к тексту. | 1 |
5 | 01.10 | Пересказ мансийской сказки «Гордый олень». | - Составлять монолог на основе прочитанного. - Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. -Использовать лексические средства языка в тексте. | 1 |
6 | 08.10 | Инсценировка мансийской сказки «Гордый олень». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | 1 |
7 | 15.10 | Знакомство с ненецкой сказкой «Как олененок друга нашел». | - Оперировать понятиями: народы севера (ненцы), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) - Оперировать понятиями: предложение. Уметь определять начало и конец. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
8 | 22.10 | Пересказ ненецкой сказки «Как олененок друга нашел». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Составлять заключительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
9 | 29.10 | Инсценировка ненецкой сказки «Как олененок друга нашел». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
II четверть | ||||
10 | 12.11 | Знакомство с эвенкийской сказкой «Как человек получил лук» | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) - Оперировать понятиями: предложение. Уметь определять начало и конец. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
11 | 19.11 | Пересказ эвенкийской сказки «Как человек получил лук» | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Составлять заключительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
12 | 26.11 | Инсценировка эвенкийской сказки «Как человек получил лук» | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
13 | 03.12 | Знакомство с нганасанской сказкой «Девушка и луна» | - Оперировать понятиями: народы севера (коренной самодийский народ), жилища (конический чум (ма)), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, пушнина) -Уметь определять начало и конец предложения. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
14 | 10.12 | Пересказ» нганасанской сказки «Девушка и луна | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
15 | 17.12 | Инсценировка нганасанской сказки «Девушка и луна | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
16 | 24.12 | Знакомство с орокской сказкой «Отчего камбала плоской стала». | - Оперировать понятиями: народы севера (тунгусы, маньчжурцы), жилища (зимний – конический чум, летний - шалаш), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
III четверть | ||||
17 | 14.01 | Переказ орокской сказки«Отчего камбала плоской стала». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему. | 1 |
18 | 21.01 | Инсценировка орокской сказки«Отчего камбала плоской стала». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - грамматически верно составлять свое речевое высказывание. | 1 |
19 | 28.01 | Знакомство с эвенской сказкой «Находчивый стрелок». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
20 | 04.02 | Пересказ эвенской сказки «Находчивый стрелок». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
21 | 11.02 | Инсценировка эвенской сказки «Находчивый стрелок». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
22 | 18.02 | Знакомство с ненецкой сказкой «Кукушка». | -Знать место проживания народа, его основные виды деятельности. -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов и распространять его, не искажая смысла. - Находить в тексте незнакомые слова и догадываться по контексту о их значении.. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
23 | 25.02 | Пересказ ненецкой сказки «Кукушка». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. -Использовать лексические средства языка в тексте. -Уметь внимательно слушать, не перебивать, задавать вопросы по тексту. | 1 |
24 | 03.03 | Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
25 | 10.03 | Знакомство с корякской сказкой «Ворон». | - Знать место проживания народа, его основные виды деятельности. -Уметь находить в тексте ответ на поставленный вопрос. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. | 1 |
26 | 17.03 | Пересказ корякской сказки «Ворон». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь находить в тексте слова с заданным количеством слогов. - Составлять новый сюжет сказки, с данными персонажами. -Использовать лексические средства языка в тексте. - Составлять грамматически верное речевое высказывание. | 1 |
IV четверть | ||||
27 | 31.04 | Инсценировка корякской сказки «Ворон». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
28 | 07.04 | Знакомство с корякской сказкой «Лиса и ворон» | - Знать место проживания народа, его основные виды деятельности, названия жилища. -Уметь находить в тексте ответ на поставленный вопрос. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Уметь находить в тексте слова на заданный звук. | 1 |
29 | 14.04 | Пересказ корякской сказки «Лиса и ворон». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь находить в тексте слова с заданным количеством слогов. - Составлять новый сюжет сказки, с данными персонажами. -Использовать лексические средства языка в тексте. - Составлять грамматически верное речевое высказывание. | 1 |
30 | 21.04 | Инсценировка корякской сказки «Лиса и ворон» | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
31 | 28.04 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
32 | 05.05 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
33 | 12.05 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
34 | 19.05 | Праздник «Северные напевы». | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. - Показать все ЗУН, приобретенные в процессе изучения сказок народов Севера. | 1 |
35 | 26.05 | Закрепление пройденных сказок. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. - Показать все ЗУН, приобретенные в процессе изучения сказок народов Севера | 1 |
№ | дата | Тема | Основные знания, умения и навыки | общее кол-во часов |
I четверть - | ||||
1 | 08.09 | Знакомство с саамской сказкой «Легенда о злой женщине». | - Использовать понятия: сказка, народы севера (национальности). - Оперировать понятиями: предложение, слово, слог, звук (буква). - Понимать тему текста. - Задавать вопросы к тексту. | 1 |
2 | 15.09 | Пересказ саамской сказки «Легенда о злой женщине». | - Составлять монолог на основе прочитанного. - Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. -Использовать лексические средства языка в тексте. | 1 |
3 | 22.09 | Инсценировка саамской сказки «Легенда о злой женщине». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | 1 |
4 | 29.09 | Знакомство с чукотской сказкой «Хочу кочевать-не хочу кочевать». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга). - Оперировать понятиями: предложение, слово, слог, звук (буква). - Понимать тему текста. - Задавать вопросы к тексту. | 1 |
5 | 06.10 | Пересказ чукотской сказки «Хочу кочевать-не хочу кочевать». | - Составлять монолог на основе прочитанного. - Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте. -Использовать лексические средства языка в тексте. | 1 |
6 | 13.10 | Инсценировка чукотской сказки «Хочу кочевать-не хочу кочевать». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. | 1 |
7 | 20.10 | Знакомство с кетской сказкой «Птичка-невеличка». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) - Оперировать понятиями: предложение. Уметь определять начало и конец. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
8 | 27.10 | Пересказ кетской сказки «Птичка-невеличка». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Составлять заключительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
II четверть – 1 | ||||
9 | 10.11 | Инсценировка кетской сказки «Птичка-невеличка». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
10 | 17.11 | Знакомство с эвенкийской сказкой «Почему у совы перья густые». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) - Оперировать понятиями: предложение. Уметь определять начало и конец. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
11 | 24.11 | Пересказ эвенкийской сказки «Почему у совы перья густые». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Составлять заключительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
12 | 01.12 | Инсценировка эвенкийской сказки «Почему у совы перья густые». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
13 | 08.12 | Знакомство хантыйской сказкой «Кот» | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь определять начало и конец предложения. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
14 | 15.12 | Пересказ хантыйской сказки «Кот». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
15 | 22.12 | Инсценировка хантыйской сказки «Кот». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
III четверть - | ||||
16 | 12.01 | Знакомство с нанайской сказкой «Как медведь и бурундук дружить перестали». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
17 | 19.01 | Пересказ нанайской сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему. | 1 |
18 | 26.01 | Инсценировка нанайской сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - грамматически верно составлять свое речевое высказывание. | 1 |
19 | 02.02 | Знакомство с эскимосской сказкой «Как звери и птицы достали солнце». | - Оперировать понятиями: народы севера (чукчи, эвенки), жилища (чум, яранга), основные виды деятельности (охота, оленеводство, рыбалка, сбор дикоросов) -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
20 | 09.02 | Пересказ эскимосской сказки «Как звери и птицы достали солнце». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. - Составлять вступительную часть своего речевого высказывания -Использовать лексические средства языка в тексте. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
21 | 16.02 | Инсценировка эскимосской сказки «Как звери и птицы достали солнце». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. | 1 |
22 | 23.02 24.02 | Знакомство с тофаларской сказкой «Как был наказан медведь». | -Знать место проживания народа, его основные виды деятельности. -Уметь находить в тексте предложение с заданным количеством слов и распространять его, не искажая смысла. - Находить в тексте незнакомые слова и догадываться по контексту о их значении.. - Задавать вопросы к тексту и отвечать на поставленные вопросы. | 1 |
23 | 01.03 | Пересказ тофаларской сказки «Как был наказан медведь». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выделять заданный звук в слове и выбирать слова с заданным звуком и местом звука в слове. -Использовать лексические средства языка в тексте. -Уметь внимательно слушать, не перебивать, задавать вопросы по тексту. | 1 |
24 | 08.03 09.03 | Инсценировка тофаларской сказки «Как был наказан медведь». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
25 | 15.03 | Знакомство с нивхской сказкой «Белая нерпа». | - Знать место проживания народа, его основные виды деятельности. -Уметь находить в тексте ответ на поставленный вопрос. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. | |
26 | 05.04 | Пересказ нивхской сказки «Белая нерпа». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь находить в тексте слова с заданным количеством слогов. - Составлять новый сюжет сказки, с данными персонажами. -Использовать лексические средства языка в тексте. - Составлять грамматически верное речевое высказывание. | |
IV четверть - | ||||
27 | 12.04 | Инсценировка нивхской сказки «Белая нерпа». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
28 | 19.04 | Знакомство с ительменской сказкой «Почему у сороки длинный хвост». | - Знать место проживания народа, его основные виды деятельности, названия жилища. -Уметь находить в тексте ответ на поставленный вопрос. - Догадываться по контексту о значении незнакомых слов. - Уметь находить в тексте слова на заданный звук. | 1 |
29 | 26.04 | Пересказ ительменской сказки «Почему у сороки длинный хвост». | - Составлять монолог на основе прочитанного текста. - Уметь находить в тексте слова с заданным количеством слогов. - Составлять новый сюжет сказки, с данными персонажами. -Использовать лексические средства языка в тексте. - Составлять грамматически верное речевое высказывание. | 1 |
30 | 03.05 | Инсценировка ительменской сказки «Почему у сороки длинный хвост». | - Составлять диалоги в процессе коллективной деятельности. - Находить дополнительный материал для расширения кругозора, соотнося его с текстом. - Использовать мимику, жесты, интонацию. - Уметь выслушивать речевое высказывание, не перебивать, не останавливать. | 1 |
31 | 10.05 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
32 | 17.05 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
33 | 24.05 | Подготовка к празднику северной сказки. | - Уметь использовать диалог и монолог. - Использовать в речи новые слова. - Внимательно выслушивать партнера, не перебивать. | 1 |
34 | 31.05 | Праздник «Северные напевы». | - Показать все ЗУН, приобретенные в процессе изучения сказок народов Севера. | 1 |
V. Заключение
Реализация Программы внеурочной деятельности «Северные напевы» ежедневно и полноценно будет осуществляться в условиях КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» учителем-логопедом. Сопровождающая поддержка осуществляется педагогом-психологом, библиотекарем, воспитателем ГПД и родителями учащихся.
Список литературы для учителя-логопеда:
- Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991г.
- Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово.
2003 г. 280 с.
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
- Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольноевоспитание.-1995г.- N10.-С. 30-32.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –СПб, 1997 г.
- Выготский Л.С. Мышление и речь//Т.2 – М. 1982. – С. 290.
- Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М.: 1986 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб,2000 г.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- СПб., 1997 г.
- Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Психологический журнал. 2001. №5.с.57
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Диссертация
на соискание ученой степени доктора пед. наук. — Л., 1988 г.
- Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психическогоразвития младшего школьного возраста: Диссертация на
соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 1991 г.
- Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996 г.- с.
3-14
- Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников. – Владимир, 1995 г.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983 г.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996 г.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. - Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов:
Пособие для логопедов и психологов. Издательство: АРКТИ, год: 2002г.
- Фотекова ТА. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М., 2000 г.
Список литературы для учеников:
1. Анна Гарф «В гостях у бабушки Кандики» - Изд. «Детская литература», Москва, 1971 г.
1. В.В. Винокурова «Сказки народов Севера». - Смоленск 1992 г.
2. Сказки народов Севера.- Издательство «Просвещение» - 1992 г.
3. Сказки народов Севера.- Ленинград, 1951 год. Государственное издательство художественной литературы ГОСЛИТИЗДАТ.
4. Сказки народов Севера. – Санкт-Петербург, Дрофа - 2001 г.
6. Сказки народов Севера. Хрестоматия. 2009 г.
Ссылки интернет-сайтов:
http://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=9
http://booksonline.com.ua/view.php?book=30125&page=1
http://litfile.net/pages/344903/392000-393000
http://www.teremok.in/narodn_skazki/Severnie_ckazki.htm
http://skazki.yaxy.ru/181.html
http://detkam.e-papa.ru/mp/45/
http://skazkufentazu.ru/skazki-narodov-severa/index.html
yandex.ru/video/search?text=видео%20Сказки%20народов%20Севера&path=wizard&fiw=0.0131022
Гора самоцветов – цикл мультфильмов на yandex.ru/ и на http://www.youtube.com/user/Gorasamocvetovmult
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Программа кружка: Родные напевы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по вокалу основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством образования, подготовленной отделом внеклассной и внешк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...